Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый и послерейсовый технический осмотр транспортных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Договор на предрейсовый осмотр транспортных средств механиком – это стандартный юридический документ. Он может быть составлен между транспортной компанией и специальной организацией или ИП. Организовать ИП и зарабатывать на услугах (ИПать) может и сам механик, обладающий необходимой квалификацией и опытом работы.

Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле

Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:

3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.

Обратите внимание, наказание накладывается:

  • на водителя — 3 000 рублей,
  • на контролера — 5 000 рублей,
  • на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.

Составить документ может приглашенный или штатный юрист, можно найти образец договора на техосмотр автомобиля в Интернете.

В процессе переговоров заказчика и исполнителя рекомендуется уточнить перечень выполняемых работ и стоимость.

Важно! При выборе подрядчика на предрейсовый осмотр не стоит выбирать самого дешевого. Такие организации подходят к работе формально. Не достигается основная задача деятельности –безопасность движения.

Кто обязан проводить предрейсовый технический контроль?

Порядок обязателен для следующих организаций или индивидуальных предпринимателей:

✓ которые занимаются так называемыми коммерческими перевозками, т.е. перевозят пассажиров и /или/ грузы по договорам перевозки или фрахтования;

✓ перемещают (как прямо указано в законе о безопасности дорожного движения) иных лиц помимо водителя и /или/ материальные объекты на автобусах и /или/ грузовых ТС, для собственных нужд.

Для тех же, кто эксплуатирует только легковые автомобили, не оказывая при этом услуг по перевозке, указанные правила проведения предрейсового техконтроля не обязательны.

Но, следует отметить, что на них распространяются требования закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, в том числе о запрете выпускать на линию неисправный транспорт. И часто на практике проверяющие просят представить, доказательства проведения контроля техсостояния.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Если на балансе имеется хотя бы один грузовик или автобус, то соблюдение правил проведения предрейсового техконтроля обязательно в отношении всех транспортных средств, принадлежащих такой организации или ИП, в т.ч. и легковых автомобиле!

Что необходимо проверять?

Перечень того, что проверяется, не изменился.

К нему по-прежнему отнесены:

– исправность тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала.

Если для вашего транспорта обязательны тахограф, аппаратура спутниковой навигации или устройство вызова экстренных оперативных служб — смотрим и их работоспособность.

Читайте также:  Программа молодая семья удмуртия в 2023 году

– исправность замков дверей кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, запоров горловин цистерн и пробок топливных баков.

Проверяем, работают ли устройство фиксации подушки и спинки водительского сиденья, устройство обогрева и обдува стекол, тягово-сцепное устройство, держатель запасного колеса,

– наличие стекол и обзорности с места водителя, зеркал заднего вида и их креплений, заднего защитного устройства, грязезащитных фартуков и брызговиков, ремней безопасности.

При работающем двигателе смотрим индикацию на щитке приборов.

– работоспособность стеклоочистителей, внешних световых приборов и световозвращателей.

– герметичность систем, узлов и агрегатов, в том числе системы выпуска отработавших газов.

– укомплектованность медицинской аптечкой, огнетушителем и противооткатными упорами (для грузовиков и автобусов);

– отсутствие лишних элементов: например, дополнительных сидений, фар ближнего света, сигнализации и т.п.

Кто проводит проверку автотранспорта

Руководитель предприятия своим распоряжением назначает на должность контролёра технического состояния автомобилей сотрудника имеющего достаточное образование и навыки этой работы. В соответствии с пунктами 14 и 15 транспортного Приказа Минтранса о проведении проверки автомобилей № 287 от 28.09.2015 года, определившими основные требования к квалификации граждан выполняющих обязанности связанные с перевозкой граждан, независимости от форм собственности владельца предприятия, к контролёрам состояния автотранспорта предъявляются следующие требования:

  1. Уровень ранее полученной специальной подготовки не ниже средне – технического образования по одному из следующих профилей:
  • обслуживание и ремонт автомобильной техники, а для проверки наземного электротранспорта – эксплуатация электрооборудования и автоматических систем наземного электрического транспорта;
  • техника и технологии автотранспорта;
  • специальные курсы по переподготовке специалистов с получением квалификации контролёра техсостояния автотранспорта.
  1. Должен знать и руководствоваться нормативными документами:
  • по порядку осуществления технического обслуживания автомобилей и проведению ремонта;
  • организации безопасного движения;
  • по основам трудового законодательства, охране трудовой деятельности и эксплуатации транспорта;
  • по пожарной безопасности.
  1. Владеть знаниями характеристик поверяемой техники, её устройство, правилами и техническими нормами эксплуатации.

Законодательные основы

Порядок ежедневного предрейсового и послерейсового осмотра регулируется законодательством Российской Федерации. Согласно ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой людей или доставкой грузов, обязаны обеспечить соответствие транспортных средств техническим нормам и требованиям безопасности дорожного движения и не выпускать на линию неисправные автомобили.

Также правила проведения технического осмотра перед каждой сменой или рейсом регламентируются Приказом Минтранса России от 08.08.2018 N 296 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств”.

Предрейсовый техосмотр транспортных средств — порядок и образец заполнения договора

Спросить юриста быстрее, чем читать!

прямо сейчас и получите бесплатную консультацию. Ответим в течение 5 минут и решим даже самую сложную ситуацию.

Вопрос Ответ
Кто должен проводить предрейсовый ТО? Квалифицированный механик.
Каким законом регулируется проведение предрейсового ТО? Приказом Минтранса РФ №141 от 06.04.2017 .
Можно ли заключить договор на оказание ТО со сторонней организацией? Да, можно. У нас есть пример договора, его можно посмотреть по ссылке.
Какие требования предъявляются к квалификации работника, проводящего ТО? С полным перечнем можно ознакомиться по ссылке.
Что включает в себя предрейсовый ТО? Проверка на наличие неполадок в: — тормозной системе; — рулевом управлении; — двигателе; — приборах освещения (фары, поворотники); — тахографе; — звуковых сигналах; — сцеплении; — колесах и шинах; — стеклоочистительных приборах и других автокомпонентах.
Сколько раз в день проводится? 2 раза в день.
Что является подтверждением прохождения ПРТО? Отметка в путевом листе.
Где проводится? В специальном помещении.
В каком документе фиксируется ход проведения осмотра? В журнале учета предрейсовых ТО. Его образец можно посмотреть и скачать по ссылке.
Кому обязательно проводить ПРТО? Всем компаниям-перевозчикам.
Есть ли штраф? Да, в размере: — для физических лиц – 3000 руб.; — для должностных лиц – 5000 руб.; — для юридических лиц – 30 000 руб.
Читайте также:  Договор аренды земельного участка: на какой срок может быть заключен?

Чтобы помочь уберечь жизни и здоровье пассажиров, а также обеспечить безопасность на дорогах, правительство ввело ежедневные обязательные техосмотры автотранспорта в организациях, осуществляющих деятельность по перевозке людей или грузов. Это требование отражено в ч.6 п.1 статьи 20 Закона №196-ФЗ.

Штамп (отметка в журнале и путевом листе) о прохождении осмотра

На накладной ставится отметка (штамп). Отметка об этом обязательна как при работе на линии, так и при возвращении в депо (п. 2.5 Приказа № 7).

Важно! Если водители одного транспортного средства меняются в течение рабочего дня, необходимо оформить две путевые листы. В этом случае на каждом из них должна быть табличка о прохождении проверки.

Отметка должна делаться каждый день. Можно организовать проставление печати при условии, что в нее будут включены необходимые данные.

После технического осмотра инспектор должен сделать отметку в накладной

  • дата и время проведения проверки
  • его имя и инициалы;
  • подпись.

При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств

Транспортные средства, участвующие в перевозке грузов или пассажиров, должны пройти технический тест перед допуском к управлению. Это осуществляется лицом, имеющим соответствующую квалификацию. При обнаружении любого из вышеуказанных дефектов запрещается эксплуатация автомобиля.

Примечание: Предрейсовый технический осмотр проводится в соответствии со стандартами ГОСТ Р51709-2001 для транспортных средств. Включая Правила безопасности (метод и условия проверки).

Некоторые нефункциональные детали и системы могут быть легко отремонтированы водителем до прохождения техосмотра. Перечень структурных компонентов, подлежащих проверке в ходе предварительной инспекции, содержится во многих правовых документах. Например, Постановление Правительства № 1090 с изменениями, внесенными в марте 2020 года, содержит перечень основных дефектов:

  1. Проводят внешний осмотр ТС.
  2. Проверяют, исправны ли замки на дверях, багажнике и капоте.
  3. Диагностируют работу тормозов.
  4. Проверяют, работает ли ручник – стояночный тормоз.
  5. Выявляют (если они есть) неисправности рулевого управления (не должно быть люфтов выше нормы и должны отсутствовать стуки).
  6. Обязательно проверяют работу световых приборов и звукового сигнала: в дороге от их исправности зависит многое.
  7. Работают ли стеклоочистители: в дождь или снег движение с неработающими дворниками запрещено.
  8. Выясняют заряд аккумуляторной батареи.

Во время проверки механик вместе с водителем осматривают набор автомобилиста, в котором в обязательном порядке должны быть следующие предметы:

  1. Огнетушитель, у которого не истек срок годность.
  2. Аптечка, у которой не истек срок годности.
  3. Домкрат в рабочем состоянии.
  4. Трос и петля для буксировки авто.
  5. Знак аварийной остановки.

Для определения отсутствия утечек авто поднимают на подъемнике. Следов утечек технических жидкостей в гидравлических системах не должно быть. Все шины, в том числе и запаску, проверяют, определяя давление. В случае если они слабые, подкачивают их. Прорези и грыжи на них должны отсутствовать.

Если во время осмотра авто выявили неисправности, обнаружили отсутствие исправного противопожарного оборудования или аптечки, механик не подпишет выпуск на линию, но поставит в известность Заказчика услуги об этом.

Читайте также:  Как открыть ООО самостоятельно в 2023 году: с чего начать

Нормы приказа № 835н о проведении предрейсовых медосмотров водителей

Основной особенностью приказа Минздрава РФ № 835н является то, что данный документ регулирует не только вопросы проведения предрейсовых осмотров, но и организацию предсменных, послесменных и послерейсовых осмотров работников. При этом к числу обязательных для всех водителей медицинских мероприятий относят только предрейсовое освидетельствование – все остальные осмотры касаются исключительно водителей автомобилей, относящихся к экстренным службам. Кроме того, осмотры после рейса должны проходить водители, осуществляющие перевозку пассажиров, а также транспортировку опасных грузов. Это правило распространяется и на индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере перевозок.

Штамп технический предрейсовый осмотр пройден

Проведение ТО, ТС. Перед началом движения (выездом с места парковки) подтверждает подпись механика с указанием даты и времени в путевом листе. Если обратиться к Приказу №296 п. 12 (см. таблицу), там говорится про отметку. Это маленький штамп со словом «Пройден», как показано на образце. Фраза: «Отметка о предрейсовом техническом состоянии ТС» в специальном поле — это элемент бланка путевого листа.

Согласно Приказу №152 (18/09-08 г.), п. 16, О порядке заполнения п/л слово «Штамп» заменено на «Подпись». Поэтому для подтверждения прохождения техконтроля ТС штамп не требуется вовсе, но и не запрещен. Главное, чтобы стояла подпись контролера, фамилия с инициалами, дата и время, подтверждающие осмотр. О чем производится запись в журнале регистрации тех состояния автотранспорта.

Будет правильным, если контролер вместо большого штампа, включающего длинный текст о проведенном ПТО, поставит о, заверит сведения подписью в путевом листе и внесет такие же данные в журнал.

Где пройти предрейсовый технический осмотр

Для обеспечения ежедневного предрейсового (послерейсового), предсменного ТО ТС есть два пути: 1. Иметь в штате транспортной компании механика соответствующей квалификации на должности контролера техсостояния ТС. Это лицо, ответственное за выпуск автотранспорта на линию в исправном состоянии. 2. Заключить договор с организацией, оказывающей услуги по ПТО автотранспорта. Их механик будет перед 1 рейсом (сменой), то есть, раз в день проверять работу основных узлов и систем, выезжая к месту парковки ТС. Обратите внимание: Выезд транспорта для перевозки грузов или пассажиров с постоянного места парковки без технического контроля запрещен. При ДТП страховые выплаты, в этом случае, не производятся, а путевой лист могут признать недействительным.

Позиция судов и свобода договора

Договор, составляемый по усмотрению сторон, предполагает свободное изложение. Но только в тех случаях, когда по предмету соглашения отсутствуют законодательные акты. Используя типовой Образец, проверьте Условия, перечисленные Обязательства на соответствие требованиям Закона.

Согласно статьям 421и 422 ГК РФ требования к объему оказываемых услуг предрейсового медосмотра сотрудников ограничены рамками Законов и нормативов, регламентирующих действия сторон. Прописывая условия с обязательствами, нельзя выдвигать собственные, идущие в разрез с Трудовым, Гражданским кодексом; Приказами Минздрава, Минтранса; рекомендациями Ространснадзора. Лучше основные законы перечислить в документе.

Если правовые нормативы, действующие на момент заключения соглашения, изменились, то, несмотря на это, прописанные условия сохраняют силу. В случае оказания услуг по предрейсовым медосмотрам правило работает частично. Поэтому требования к сторонам необходимо корректировать, опираясь на новые поправки российского законодательства в области мед. контроля водителей до и после рейса или смены (ст. 422 ГК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *