Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При необходимости ведения бухгалтерского учета прямых расходов учреждения в зависимости от условий оказания медицинской помощи детализацию на счете 0 109 60 000 целесообразно организовать по видам оказания медицинской помощи: в стационарных условиях, в амбулаторных условиях или в условиях дневного стационара.

Детализация по профилям медицинских услуг

При оказании учреждением здравоохранения медицинских услуг различных профилей целесообразно обобщать информацию о расходах, связанных с каждым из профилей медицинской деятельности, на отдельном субсчете счета 0 109 60 000:

Профиль медицинских услуг

Счет учета прямых расходов

Область применения

Услуги хирургического профиля

0 109 61 000

КВФО 2, 4, 7

Услуги терапевтического профиля

0 109 62 000

КВФО 2, 4, 7

Стоматологические услуги

0 109 63 000

КВФО 2, 4, 7

Организация бухгалтерского учета в бюджетных медицинских учреждениях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Учет медикаментов в бюджетных учреждениях (нюансы)

Расходы планируем в разрезе статей экономической классификации.

При расчетах учитываем[2]:

• произведенные на начало финансового года авансы по договорам (контрактам, соглашениям);

• суммы излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

• принятых и не исполненных на начало финансового года обязательств.

Если учреждение не собирается осуществлять отдельные расходы, оставлять пустые таблицы-обоснования по ним не нужно[3].

Детализация расходов и правила расчета сумм приведены в п. 24–43 Требований к составлению ПФХД.

Из этих норм следует, что таблиц-обоснований должно быть много: только основных групп расходов насчитывается семь (оплата труда с начислениями, компенсационные выплаты персоналу, не предусмотренные фондом оплаты труда, уплата налогов и пр.), а одна из них (расходы на закупки) включает в себя еще десять видов расходов. При этом орган-учредитель может обязать учреждение отражать расходы в разбивке по источникам финансирования.

Как и в случае с доходами, по каждой группе расходов нужно составить общую таблицу-обоснование, а детали расчетов отражать в отдельных таблицах.

Свод расчетов по расходам в рамках государственного задания на 2020 г. представлен в табл. 2.

Планирование расходов бюджета на 2020 г. начнем с определения фонда заработной платы работников медицинской организации.

Для этого просчитаем нормативную потребность персонала в зависимости от доведенных объемов медицинской помощи на плановый год по порядкам оказания медицинской помощи.

При планировании фонда оплаты труда на первом этапе определим число должностей медицинского персонала в соответствии со штатными нормативами (сейчас они являются рекомендательными) и исходя из объема работы медицинской организации и ее подразделений.


[1] Приказ применяется при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Ранее применялся Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81-н.

[2] Абзац 2 п. 17 Требований к составлению ПФХД.

[3] Пункт 45 Требований к составлению ПФХД.

М. В. Красникова,
экономист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2020.

Планирование расходов бюджета на 2020 г. начнем с определения фонда заработной платы работников медицинской организации.

Для этого просчитаем нормативную потребность персонала в зависимости от доведенных объемов медицинской помощи на плановый год по порядкам оказания медицинской помощи.

При планировании фонда оплаты труда на первом этапе определим число должностей медицинского персонала в соответствии со штатными нормативами (сейчас они являются рекомендательными) и исходя из объема работы медицинской организации и ее подразделений.


[1] Приказ применяется при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов). Ранее применялся Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81-н.

[2] Абзац 2 п. 17 Требований к составлению ПФХД.

[3] Пункт 45 Требований к составлению ПФХД.

Читайте также:  Эмиграция в Исландию из России для мужчин условия

М. В. Красникова,
экономист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2020.

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Оплата пластиковой картой является одним из наиболее удобных видов оплаты услуг для физических лиц. Эти операции называются эквайрингом. Число медицинских организаций, предлагающих клиентам такую возможность, с каждым годом увеличивается.

Эквайринговые операции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами расчётов:

  • Снижение к минимуму наличных расчетов, что позволяет меньше беспокоиться о сохранности наличности, о рисках, связанных с приемом фальшивых денег, об организации кассы с выделением отдельного помещения и т.п.
  • Поскольку все больше людей при расчетах применяют пластиковые карты, организация становится более привлекательной для клиентов, что, в свою очередь, приведет к увеличению оборотов;
  • На операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.

При пользовании услугой эквайринга обязательно наличие расчетного счета в банке, а также должен быть непременно заключен договор эквайринга.

Принцип работы с использованием эквайринга заключается в следующем:

  • услуги организации оплачиваются с пластиковой карты клиента через специальное оборудование;
  • банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, при этом за свои услуги снимает комиссию.

Как правило, перечисление денежных средств на расчётный счёт организации производится банком уже за вычетом своей комиссии за эквайринговые услуги. Возможными ошибками при осуществлении этих операций могут быть следующие:

  1. Такая ошибка приводит к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности, если услуга оказана в одном месяце ( отчетном периоде), а деньги поступили в другом. Налоговая инспекция при обнаружении этой ошибки доначислит пени за несвоевременную уплату налога.

    Вывод:
    Выручку от оказания услуг отражать в бухгалтерском учете следует на дату оказания услуг.

  2. В этом случае занижается выручка от реализации услуг и расходы организации на сумму комиссия банка . Налоговики при проверке восстановят сумму выручки и доначислят налоги.

    Вывод:
    Выручку от оказания услуг следует отражать в учете в полном объеме. Комиссия банка, удерживаемая по договору эквайринга, является расходами.

  3. Поскольку организация в этом случае не оформляет и необходимые кассовые документы ( книга кассира- операциониста, отчет кассира-операциониста и др.), при проверке правильности использования ККТ имеется риск предъявления штрафных санкций налоговиками.

    Вывод:
    Расчеты, производимые платежными картами, пробиваются на отдельную секцию ККМ и отражаются отдельно в Z-отчете как сумма безналичной выручки. При этом в журнале кассира-операциониста по графе 12 отражает количество пластиковых карт, по которым велись расчеты, а по графе 13 указывается сумма, полученная при оплате данными картами. Сведения из журнала кассира о сумме выручки, полученной как наличными, так и посредством пластиковых карт, переносятся в справку-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6).

При учёте расходных материалов, в том числе, медикаментов и препаратов, важно учитывать не только их выдачу в кабинеты, но и любые другие перемещения в рамках медицинского учреждения. Окончательное списание основных и вспомогательных расходных материалов происходит в тот момент, когда они оказываются фактически израсходованными и включёнными в лечебный листок или карточку клиента.

По каждой процедуре должен быть разработан документ, определяющий нормы расхода списания материалов.

В конце каждого месяца по каждому кабинету (врачу, процедурной сестре) составляется отчет на основании норм расхода материалов, которые передаются бухгалтеру.

Какой он – бухучет в медицинской организации?

Специалисты «ГЭНДАЛЬФ» готовы помочь вам в следующих вопросах:

  • Обновления нетиповых баз
  • Доработка правил обмена
  • Корректировка табеля учета рабочего времени
  • Консультации по отчету в БАРС
  • Распределение по статьям финансирования НДФЛ
  • Настройки прав пользователя

Соответствующие бухгалтерские записи и документы, которыми они формируются в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 (БГУ1) и редакции 2 (БГУ2), приведены в таблице 2 (для наглядности в таблице не приведены бухгалтерские записи по перечислению поставщику и зачету аванса).

До появления официальных писем Минфина России бухгалтерские записи по отражению движения лекарств, приобретаемых в целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, целесообразно закрепить в Учетной политике учреждения.

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Эквайринговые операции (расчеты пластиковыми картами)

Оплата пластиковой картой является одним из наиболее удобных видов оплаты услуг для физических лиц. Эти операции называются эквайрингом. Число медицинских организаций, предлагающих клиентам такую возможность, с каждым годом увеличивается.

Эквайринговые операции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами расчётов:

  • Снижение к минимуму наличных расчетов, что позволяет меньше беспокоиться о сохранности наличности, о рисках, связанных с приемом фальшивых денег, об организации кассы с выделением отдельного помещения и т.п.
  • Поскольку все больше людей при расчетах применяют пластиковые карты, организация становится более привлекательной для клиентов, что, в свою очередь, приведет к увеличению оборотов;
  • На операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.

При пользовании услугой эквайринга обязательно наличие расчетного счета в банке, а также должен быть непременно заключен договор эквайринга.

Принцип работы с использованием эквайринга заключается в следующем:

  • услуги организации оплачиваются с пластиковой карты клиента через специальное оборудование;
  • банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, при этом за свои услуги снимает комиссию.

Понятие «учетная политика» закреплено в Законе о бухгалтерском учете и каких-либо исключений для бюджетных учреждений не делает.

Читайте также:  Свидетельство на дом в 2023 году

Основные правила составления учетной политики организации:

1. Учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

2. Принятая медицинским учреждением учетная политика применяется последовательно из года в год.

3. Учетная политика может изменяться:

В случаях внесения изменений и дополнений в законодательство РФ или нормативные акты органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета,

Разработки медицинским учреждением новых способов ведения бухгалтерского учета.

Существенного изменения условий деятельности (образование филиала или обособленного подразделения) медицинского учреждения. Принятая учетная политика организации обязательна для ее обособленного подразделения.

4. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета внесенные в учетную политику изменения должны применяться с начала финансового года. При изменениях в учетной политике в следующем отчетном году необходимо указать их в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Отражению в учетной политике подлежат только те способы ведения учета (бухгалтерского или налогового), в отношении которых законодательство предоставляет медицинскому учреждению право выбора или самостоятельность в их определении.

В учетной политике определяется один из способов ведения бухгалтерского учета:

А) учреждение бухгалтерской службы как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

Б) введение в штат должность бухгалтера;

В) передача на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

Г) ведение бухгалтерского учета лично руководителем.

Последний не подходит для медицинских бюджетных учреждений. Не пользуются учреждения и услугами специализированных организаций. Способ организации бухгалтерского учета бюджетного учреждения определяет вышестоящая организация.

В обязательном порядке в учетной политике утверждаются:

1. Рабочий план счетов бюджетного учета, в котором указывается перечень используемых учреждением синтетических и аналитических счетов.

Например, в Плане счетов бюджетного учета не предусмотрены счета для отражения полученных учреждением от сторонних организаций и физических лиц авансов. Соответствующие счета указаны только для выданных учреждению авансов. Поскольку все получаемые учреждением средства потенциально считаются неналоговыми доходами бюджета, полученные им авансы можно рассматривать как разновидность таких доходов. При необходимости возврата полученных ранее авансов данные выплаты можно показать как расходы бюджета и предусмотреть для них счет, который должен быть отражен в учетной политике учреждения.

Рабочий план счетов и корреспонденцию формы первичных учетных документов можно оформить как приложение к учетной политике.

2. Порядок и сроки проведения инвентаризации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Руководителем медицинского учреждения утверждается состав инвентаризационной комиссии.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи на первичных учетных документах. В соответствии со статьей 9 Закона «О бухгалтерском учете» он утверждается руководителем учреждения по согласованию с главным бухгалтером.

4. График документооборота, который определяет порядок представления документов в бухгалтерию медицинского учреждения.

В графике документооборота отражается вид операции, указывается лицо, ответственное за составление и оформление документа при совершении операции, срок, в течение которого документ должен быть составлен, и срок его представления в бухгалтерию или другое структурное подразделение организации, и пр.

5. Технология обработки учетной информации. Достаточно указать название программного продукта, с помощью которого осуществляется учет.

6. Порядок выдачи денежных средств под отчет определяет:

– круг материально ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

– предельный размер подотчетных средств;

– сроки представления авансового отчета об израсходовании подотчетных сумм или их возврата (ограничен тремя рабочими днями).

7. Порядок распределения накладных расходов (если медицинское учреждение предоставляет платные услуги, то общехозяйственные расходы можно считать накладными расходами, которые должны распределяться пропорционально установленным показателям).

В целях налогообложения прибыли пунктом 3 статьей 321.1 НК РФ предусмотрен способ распределения расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов в случае финансирования их из двух источников: пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). В 2006 году к расходам, подлежащим распределению в случае финансирования из двух источников, при определении налогооблагаемой прибыли относятся расходы по всем видам ремонта основных средств.

Медицинское учреждение, осуществляющее предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доход, в учетной политике отражает:

1) виды предоставляемых платных услуг, работ;

2) метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг для целей определения налогооблагаемой прибыли.

Принципиальное отличие новой Инструкции состоит в изменении метода определения бюджетных доходов и расходов. Если ранее применялся кассовый метод (на основании кассовых поступлений), то с переходом на новые правила бюджетного учета используется метод начисления. Все операции признаются в момент возникновения или изменения стоимости активов и обязательств независимо от факта движения денежных средств. Таким образом, для того чтобы исключить различия в бюджетном и налоговом учете, в учетной политике желательно закрепить метод начисления при определении выручки для целей налогообложения прибыли;

3) медицинские учреждения, имеющие обособленные подразделения, указывают, какой показатель в целях определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, они будут использовать: среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда;

4) метод начисления амортизации по имуществу, приобретенному за счет средств от предпринимательской деятельности и используемому в ней.

Медицинские учреждения, как и все бюджетные учреждения, в целях определения налогооблагаемой прибыли учитывают в составе расходов амортизационные отчисления по имуществу, источником приобретения которого являются средства от предпринимательской деятельности, при условии, если оно используется в предпринимательской деятельности. Целесообразно утвердить в учетной политике для целей налогообложения линейный способ начисления амортизации.

Учреждения, ведущие предпринимательскую деятельность, обязаны руководствоваться ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Учет медицинского оборудования

Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под ОС понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая его высокую стоимость, важно правильно сформировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Источниками пополнения основных средств служат:

  • Приобретение оборудования за плату;
  • Спонсорская помощь;
  • Дарение;
  • Приобретение оборудования в кредит.

Высокая стоимость медицинского оборудования позволяет также использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре способа начисления амортизации:

  1. линейный способ;
  2. способ списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;
  3. способ уменьшаемого остатка;
  4. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Читайте также:  Использование материнского капитала на строительство дома в 2023 году

Наиболее часто применяется первый (линейный) способ начисления амортизации. В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений вычисляется, базируясь на первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, определяемой исходя из срока полезного использования этого объекта.

Для определения срока полезного использования объекта основных средств применяются следующие исходные характеристики:

  • Ожидаемый срок использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;
  • Прогнозируемая степень физического износа, зависящая от условий эксплуатации, влияния среды, системы проведения ремонта;
  • Нормативно-правовые и иные ограничения использования объекта (срока аренды) (п. 20 ПБУ 6/01).

Второй метод – списание стоимости пропорционально объёму оказываемых услуг – в качестве исходных характеристик использует натуральный показатель объёма оказанных услуг за отчётный период и соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма услуг за весь срок полезного использования.

При использовании способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации годовая сумма отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации. Для определения нормы амортизации используются такие характеристики, как срок полезного использования объекта основных средств и коэффициент ускорения, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования опирается на использование такой характеристики, как годовая сумма амортизационных отчислений. Она определяется, исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, в числителе которого стоит число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы этого объекта.

Коммерческие медицинские организации

Важное 31 июля 2006 г. 00:09 кие медицинские организации ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее План счетов бухгалтерского учета). В структуре затрат медицинской организации большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.

В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01» (далее ПБУ 5/01), материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально — производственных запасов организации.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Медикаменты в больнице и аптеке учитываются таким образом:

  1. Проверка составления регистров проводится раз в три месяца и является выборочной
  2. Необходим ежемесячный контроль особых медикаментов
  3. На проверенных документах обязательна подпись бухгалтера
  4. К статье расходов вспомогательные материалы относятся сразу же при поступлении в аптеку
  5. Списание цены невозвратной тары происходит одновременно со списанием соответствующих медицинских препаратов
  6. Обязателен контроль результатов ежегодной инвентаризации главой медицинской клиники.

Документация

Проводимые аптекой регистры учета

Детали составления

Приход медикаментов от поставщика

Выставленный продавцом счет

1. Форма 6-МЗ (представляет собой документ, регистрирующий поступившие счета)

2. Форма 11-МЗ – представляет собой отчет, оформляемый аптекой. Оговаривается денежный приход и расход медикаментов

Необходимо сделать 2 экземпляра отчета, один из которых заверяется заведующим аптекой и дальше хранится в бухгалтерии, а второй подлежит передаче заведующему аптекой.

Выдача лекарств из аптеки непосредственно для лечения

Накладная

1. Форма 7-МЗ (представляет собой документ, учитывающий требования по розничным ценам на лекарства)

2. Форма 11-МЗ (представляет собой аптечный отчет о поступлении и выбытии медикаментов)

Необходимо оформить два экземпляра. Первый выдается материально ответственному лицу, второй остается у аптеки. Страницы подлежат нумерации. Также необходима подпись главного бухгалтера. Затем данные отправляются в форму 11-МЗ

Прибытие и вычет медикаментов, подлежащих количественному учету

Оформление накладной либо счета от продавца

Форма 8-МЗ (являет собой документ, регистрирующий количество лекарственных средств)

Необходима подпись главного бухгалтера и обязательна нумерация страниц

Расход особых медикаментов

Накладная

Форма 1-МЗ (ведомость выборки особых медикаментов)

Необходимо заверение этого документа заведующим либо заместителем заведующего. Сумма по итогу отправляется в форму 8-МЗ

Кто несет ответственность

Учет и отслеживание реализации и хранения лекарственных средств в ЛПУ подлежит лицензионному контролю. Отсутствие учета организации расценивается как нарушение требования, в результате которого можно попасть под административную ответственность, в том случае, когда оно не содержит признаков уголовного деяния.

К ответственности привлекаются те лица, которые используют медицинские изделия с истекшим сроком годности, либо те, кто использовал лекарства в незарегистрированном законом порядке.

Нарушителю полагается штраф. Для физических лиц он составляет порядка трех-четырех тысяч рублей, для юридических – тридцать-сорок тысяч рублей.

Медицинскими организациями являются юридические лица или ИП, имеющие лицензирование на право оказания услуг по предоставлению амбулаторной, неотложной, стационарной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения. В статье расскажем про бухучет в медицине, порядок начисления налогов и оформления документов.

Лицензия предоставляется сроком на 5 лет. Отзыв лицензии осуществляется при ненадлежащем хранении, реализации медикаментов и отсутствии документов, подтверждающих законность их поступления. В связи со строгостью норм законодательства важным условием ведения деятельности является налаженный учет, контроль и правильно организованный документооборот.

Учет спецодежды и средств индивидуальной защиты

Выдача средств индивидуальной защиты является обязанностью организации. Законодательные акты, определяющие порядок оказания услуг в медицине, распространяется на все организации вне зависимости от наличия бюджетного финансирования или ведения коммерческой деятельности.

При определении порядка обеспечения работников мягким инвентарем, обувью и другими средствами руководствуются нормами, принятыми в отрасли. Для учреждений здравоохранения действуют нормы, установленные Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 №65.

Предоставление спецодежды осуществляется бесплатно при условии возврата средств защиты по истечении срока использования (в ином случае стоимость спецодежды определяется как доход, облагаемый НДФЛ). Выдача компенсации или средств на пошив взамен положенного инвентаря не производится. В процессе эксплуатации расходы на уход за спецодеждой осуществляет организация. О предметах, предоставленные работникам, производится запись в личную карточку учета формы № МБ-6.

Ремонт и списание основного средства

Ремонт оборудования, произведенный в процессе эксплуатации, отражается в составе прочих расходов или остаточной стоимости основного средства. Если в процессе дооборудования произошло увеличение стоимости, сумма включается в величину остаточной стоимости. При замене частей, не увеличивающих стоимость, расходы на ремонт не отражаются на величине остатка.

Выбытие объекта путем списания осуществляется по истечении срока использования или до его окончания. Для списания оборудования в связи с выходом из строя и утратой потребительских свойств необходимо наличие экспертного заключения. Списание сопровождается составлением акта формы ОС-4. Остаточная стоимость имущества, не полностью амортизированного, учитывается в составе прочих расходов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *