Государство как элемент политическая система

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Государство как элемент политическая система». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кроме того, особое место и роль государства в политической системе общества определяются тем, что оно сосредотачивает в своих руках огромные материальные и финансовые средства. В ряде стран оно является исключительным собственником основных орудий и средств производства. В других странах государство оставляет за собой решающие средства производства.

Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения. В юридической литературе встречается понимание государства как основы политической системы. Следует присоединиться к точке зрения М.Н. Марченко, что государство не выступает, да и не может выступать в качестве основы или главного структурного элемента политической системы. Рассмотрение государства в качестве основы привело к смешению его с такими разнопорядковыми явлениями, какими представляются действительные экономические, социальные, идеологические основы политической системы[11].

Размер: 28.17 КБ. Содержит 23335 знаков, 0 таблиц и 0 изображений. ГОСУДАРСТВО КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И КОНСТИТУЦИОННО ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ 1.

Структура политической системы общества

Особенности исторических периодов ( этапов, эпох) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное историческое время позволяют тем не менее выявить наиболее существенные общие черты, характерные для государства данного периода. Первые попытки такого обобщения уже были предприняты Аристотелем и Полибием.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом — все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).

Современные представления о государстве не ме­нее противоречивы, чем те, о которых писал в свое время В.И. Ленин, отметив сложность и запутанность этого вопроса. То, о чем спорили политики и теоре­тики в прошлом веке — о социально-классовой при­роде государства^ его роли и соотношении с общест­вом, — остается объектом дискуссий й поныне. Кро­ме того, возникли новые проблемы, связанные с раз­витием гражданского общества.
Идеи Джона Локка о разделении властей и о естественных правах человека оказали сильное влияние на американскую политическую мысль в эпоху борьбы за независимость.

Исключительное место и роль государства в политической системе общества обусловливается наличием у него специального аппарата управления и принуждения.
Государство — это такая форма организации общественной жиз­ни, которая не может быть создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни воз­никнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов об­щества.

Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).
Отправной пункт политологического анализа го­сударства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

32. Понятие и принципы правового государства.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики.
Обозначим две характерные линии рассуждений о государстве. Первая восходит к классической тради­ции в истории политической мысли (идеям Аристо­теля, Гоббса, Руссо). Государство рассматривается в качестве необходимой формы организации общест­ва, его политического бытия. В таком понимании государство отождествляется с обществом. Марксизм в значительной степени унаследовал классическую традицию. Однако на первый план им выдвинуто определение государства как формы организации политического господства — власти экономически сильного класса и орудия управления обществом в его интересах.

Однако главным в этих идеях было, конечно, не их научная ценность, а, так сказать, практическое применение. А первыми в государственно–правовой практике идеи Монтескье применили так называемые «отцы–основатели», т.е. создатели первой современной писаной конституции – американской Конституции 1787 г. В их числе были люди, получившие юридическое образование, бывавшие в Европе и, естественно, знакомые с трудами Локка, Монтескье, Блэкстона. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО —1) государство, способное обеспечить правовые отношения в обществе, правовое равенство, защитить права граждан. -2) государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Признаки федеративного государства

Государство выделяется среди элементов политической системы общества тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, дающих ему возможность оперативно управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения.

Государство, как и большинство терминов конституционного права, понятие многозначное. В обычном понимании государство – это страна, это тот мир, в котором мы живем, мир вокруг нашей деревни, города, области. Вообще, такое понимание существует в большинстве языков: государство – это территория, на которой мы живем. Но одновременно это и организация, которая нами управляет – издает законы, печатает деньги, призывает в армию, наказывает преступников и т.д.

Полибий говорил, что смена типов государства – естественный процесс, определяемый природой. Государство зарождается, расцветает, умирает, эти фазы перестают в другую и цикл повторяется вновь.

Государство – сердцевина политической системы, оно несет в себе все признаки и функции системы. Пожалуй, нет в политологии более запутанного вопроса, чем о природе государства, его роли в общественной жизни. Государство — это прежде всего исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная сила, управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом организация и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов.

Безусловно, для конституционного права наиболее близким и точным определением будет понимание государства, как совокупности органов, управляющих делами общества и регулирующих права, свободы и обязанности граждан.

Правление осуществляется посредством государственного строя, основанного на представительной и парламентской системе, и посредством коммунального самоуправления».

В литературе приводится пример из конституции (Основного закона) ФРГ, согласно ст.20 п.3 «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом».
Огромную теоретическую и практическую значимость, особенно в современных условиях, имеет рассмотрение проблемы, связанной с определением соотношения политической системы общества и государства, выявление экономических и социально-политических факторов, влияющих на определение его места и роли в политической системе общества.

Там и появлялись мыслители – предтечи революций и их теоретики. Среди них были Вольтер, Жан–Жак Руссо и, безусловно, великий Шарль–Луи Монтескье де Секонда барон де Ла Бред.

Вторая линия характеризуется акцентом на ин­ституциональной стороне государства. Последнее понимается главным образом как система норм, со­держанием которых является определение поведения людей в сообществе. В действительности государст­во, пишет испанский политолог Л.С. Санистебан, «не больше, чем определенный тип юридически регули­руемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях». Достаточно близка к данной точке зрения позиция русского ученого-государствоведа Ильина. Государ­ство, по Ильину, — союз людей, организованных, на началах права, око всегда «проявление, живая фун­кция, живое создание множества личных правосоз­нании, их силы, их верности, их действенности …». По определению В.

Термин «государство» может относиться к западному пониманию слова «нация» (например, Организация Объединенных наций – это мировая организация государств) или к конкретному правительственному органу.
Особенности государства конкретного исторического периода определяются состоянием и уровнем развития общества. При неизменности формальных признаков (территории, публичной власти, суверенитета) государство по мере развития претерпевает серьезные изменения.

Признаки унитарного устройства

Таким образом, государство можно определить, как организацию, регулирующую социальную жизнь и использующую для этого свою суверенную власть в интересах большинства людей.
Аристотель считал, что критерии разграничения государств – количество властвующих в государстве и осуществляемая государственная цель. По первому признаку он различал правление одного, немногих и большинства (монархия, олигархия, демократия). По второму все государства он делил на правильные ( в них достигается всеобщее благо) и неправильные ( в них преследуются частные цели).
В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.
Демократичность государства характеризуется также и тем, что граждане имеют возможность иными способами влиять на принятие государственных решений.

Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Таким образом, не противопоставляя государство как «особое звено» в политической системе общества всем другим объединениям, не приуменьшая его роли в системе иных демократических организаций, следует еще раз подчеркнуть, что понятия главного и особого звена (элемента) в структуре политической системы не являются идентичными. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство. Следует присоединиться к точке зрения М.Н.

Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональ­ным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы обществен­ной самодеятельности, социальной помощи, производственные коопе­ративы и ассоциации, акционерные общества, ,частные учреждения и организации. Все они в той или иной мере участвуют в политической жизни страны и, таким образом, органически вплетаются в ткань поли­тической системы общества.

В рамках предложенного ранее понимания поли­тической системы как совокупности взаимодействий политических субъектов, организованных на единой нормативно-ценностной основе, рассмотренные точ­ки зрения можно объединить. В самом деле, любое государство в самом широком смысле этого понятия есть союз людей, политическая общность, подчинен­ная единой верховной власти; это организация, уп­равляемая на основе системы норм, предполагающих принудительную регуляцию поведения и имеющая своей главной целью обеспечение общих интересов и выражение общей воли, а также защиту прав и сво­бод человека. Названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества среди всех других его структурных элементов. Но они дают общее представление о нем самом, а также о факторах, определяющих его место и роль в политической системе общества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.