Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Право на вознаграждение за труд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Современное трудовое право определяет сроки исполнения этой обязанности. Так в соответствии со статьей 96 КЗоТ РСФСР заработная плата должна выплачиваться работодателем не реже чем каждые полмесяца; а при увольнении работника выплата всех сумм, причитающихся ему от работодателя, должна быть произведена по общему правилу в день увольнения ( статья 98 КЗоТ РСФСР).
Регулирование трудовых отношений, в том числе отношений в сфере оплаты труда, в соответствии с Конституцией РФ осуществляется трудовым законодательством и рядом иных нормативных правовых актов: Трудовым кодексом РФ (далее по тексту ТК РФ), федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Индивидуализация условий оплаты труда зависит от множества факторов: систем оплат, применяемых работодателем; количества и качества труда; уровня квалификации работника и его деловых качеств; условий, в которых работник осуществляет свою трудовую функцию; положения работодателя на товарных ранках и его финансовых возможностей; экономического благополучия региона и т.п.
Содержание:
Еще из раздела Право, юриспруденция:
Женщины и мужчины имеют право на «равное вознаграждение за труд равной ценности», и это право должно быть явным образом предусмотрено национальным законодательством308. Принцип равного вознаграждения должен применяться ко всем видам работ, выполняемым как мужчинами, так и женщинами. Принцип равенства должен распространяться на все элементы оплаты труда, включая минимальный размер заработной платы плюс все иные выплаты и льготы, предоставляемые прямо или косвенно, в денежной или нематериальной форме работодателем работнику309. Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане при осуществлении жилищных прав не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
Устанавливаемый же федеральным законом минимальный размер заработной платы не соответствует принципам об оплате труда, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), согласно которым оплата должна обеспечивать достойное человека существование (ст. 2, 3). Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев) — Система ГАРАНТ, 2003. Таким образом, исходя из имеющихся данных, вряд ли возможно установить точное соотношение вознаграждений собственников капитала и наемных работников, даже с помощью экономико-математических методов. Тем не менее, полагаем, что для первого шага будет достаточно установить соотношение доходов по среднему из вариантов, предложенных областным законом и проектом (т.е. один к семи). Конечно, при условии внесения предлагаемых изменений и дополнений в действующее законодательство по совершенствованию правового регулирования профсоюзной деятельности и коллективных переговоров. В дальнейшем на основе приобретенного опыта и выявленных экономико-математических тенденций (трендов) следует осуществлять корректировку этого соотношения (экономический и социолого-статистический методы правоведения).
Международные нормы также содержат правила относительно оплаты труда. Следует заметить, что с принятием Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации стали источником трудового права ( конечно же при условии их ратификации ). Более того, они стали приоритетным источником. «Приобретение международным договором характера источника права означает прежде всего, что при рассмотрении трудовых споров в суде работник вправе ссылаться на них для защиты своего права, а суд обязан принять их во внимание.
В ч.3 ст.2 КЗоТ дается перечень основных трудовых прав работника и указано, что работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд.Эти положения Конституции и КЗоТ имеют основополагающее значение для правового регулирования оплаты труда. Равное вознаграждение за равный труд отнюдь не означает уравнительности в оплате труда. Поскольку труд разных людей различен по затратам и результатам, различна должна быть и оплата труда. Это предполагает дифференциацию оплаты труда, которая проводится как централизованными, так и, главным образом, локальными правовыми актами. Равная оплата за равный труд означает недопустимость дискриминации (но не дифференциации) в оплате труда.
Право на вознаграждение за труд отвечает общим тенденциям международно-правового регулирования оплаты труда. Оплата труда в нормах международно-правовых документов отождествляется с категорией «заработная плата». Под заработной платой понимается всякое вознаграждение или заработок, исчисляемый в деньгах, которые предприниматель уплачивает трудящемуся за труд или услуги, которые либо уже выполнены, либо должны быть выполнены. Главный принцип международно-правовой регламентации оплаты труда — защита наемных работников от неоправданно низкой заработной платы. Поэтому конвенции МОТ по вопросам оплаты посвящены преимущественно процедуре и размерам установления гарантированного минимума заработной платы. Конвенции и рекомендации. 1957 — 1990. Т 2. государства-члены МОТ обязаны ввести систему определения минимальной заработной платы, охватывающую все группы работающих по найму. В России такая система пока отсутствует.
Конституционное право граждан на оплату труда
Малоимущим, нуждающимся в жилище, оно предоставляется из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Оспариваемый пункт Порядка не нарушает прав и свобод административного истца, предусмотренных статьей 37 Конституции Российской Федерации, поскольку не ограничивает его свободы на передвижение, распоряжение своими способностями к труду и право на отдых.
Пункт 3 статьи 37 Конституции РФ необходимо изложить (с учетом предложения А.С. Мордовца) в следующем виде: «Каждый имеет право на справедливое вознаграждение, право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право на защиту от безработицы. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. Никто не может быть лишен работы без законного основания. Признается право на индивидуальные трудовые споры. Каждый, кто по независящим от него обстоятельствам не в состоянии добывать себе средства, необходимые для достойной жизни человека, имеет право на соразмерное обеспечение по безработице».
Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии» (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п. В жилищном законодательстве это свойство права на жилище проявляется, в частности, в том, что в состав членов семьи нанимателя, имеющих право на жилое помещение, включаются не только совершеннолетние лица, но и дети, причем в законе учитываются их особые интересы.
Причем порядок выплаты заработной платы должен носить гарантийный характер. Поэтому и в международном праве, и в национальном законодательстве устанавливаются правила, устанавливающие сроки исполнения работодателем своей обязанности по оплате труда. Основной системой, позволяющей дифференцировать оплату труда работников в зависимости от его количества и качества, является тарифная система. Ее структура закреплена трудовым законодательством, а отдельные элементы устанавливаются на локальном уровне. Системы оплаты труда работников бюджетной сферы устанавливаются работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Ставка по оплате сверхурочной работы должна превышать ставку заработной платы302. Статья 4 (ч. 2) допускает предоставление работнику отпуска в качестве компенсации за сверхурочную работу, если такой отпуск длительнее, чем сверхурочно отработанное время.
В этой связи, по вопросу нарушения прав на полное и своевременное вознаграждение за труд работник вправе обратиться в государственную инспекцию труда в Астраханской области, расположенную по адресам: г. Астрахань, ул. Красного Знамени, 2 и ул.
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя выплачивать лицу, работающему по трудовому договору, заработную плату.
Из представленных данных видно, что проблема повышения доходов основной массы населения актуальна по многим обстоятельствам, в том числе для обеспечения платежеспособного спроса, развития производственного сектора, повышения конкурентоспособности отечественных товаров, формирования среднего класса и повышения производительности труда. Конечно, немаловажным аспектом в плане обоснованности увеличения вознаграждения работников является соответствие его роста динамике повышения производительности труда. Однако, официальная статистика показателей производительности не ведется уже 13 лет, поэтому при определении производительности труда ныне используется обобщающий экономический показатель – ВВП.
В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иначе говоря, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов.
Необходимо подчеркнуть, что предлагаемые в этом параграфе изменения и дополнения текущего законодательства не смогут полноценно заработать без соответствующих корректировок положений Основного закона государства. Следовательно, чтобы открыть простор для этого процесса требуются совершенствование положений конституционного законодательства. Понятно, что согласно п. 1 ст. 135 Конституции РФ положения главы 1, 2 и 9 Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием, этот вопрос отнесен к компетенции Конституционного Собрания (п.п. 2,3 ст. 135 Конституции РФ). Тем не менее, в целях обеспечения прав и свобод человека необходимо, чтобы нормативно-правовое закрепление права на вознаграждение за труд отвечало требованиям экономических реалий.
На основе Декларации были приняты два обязательных для участвующих стран документа: Международный пакт о гражданских и политических правах 2 и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (от 16 декабря 1966 г.) 3, в которых участвующие страны признали право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая, в частности (ст.
Защита прав работников в сфере оплаты труда обеспечена правом на отказ от выполнения работы в случае задержки выплаты заработной платы па 15 дней и более, а также мерами ответственности работодателя за нарушение условий оплаты труда, в том числе начислением процентов за задержку выплаты заработной платы.
В особых случаях допустимы исключения из требования ст. 4 (ч. 2). К таким «особым случаям» ЕКСП относит «государственных служащих, руководящих работников и т. д.»304. В отношении государственных служащих исключение из требований ст. 4 (ч. 2) может быть сделано для «старших должностных лиц»305. В то же время исключение из правила об оплате сверхурочной работы по повышенной ставке не может применяться ко всем государственным служащим или должностным лицам независимо от уровня выполняемых ими обязанностей306. Исключения могут быть применимы ко всем старшим должностным лицам.
Дисциплинарная ответственность.
Порядок выплаты заработной платы устанавливается работодателем с соблюдением установленных требований (преимущественно в денежной форме, не реже чем каждые полмесяца, преимущественно в месте выполнения работы и т.п.).
Внутригосударственное законодательство должно обеспечить адекватные и эффективные средства правовой защиты в случае предполагаемой дискриминации в оплате труда311.
В. Бобков, анализируя социально-экономическую дифференциацию, пришел к выводу, что сейчас в России крайности нищеты и богатства проявляются наиболее контрастно.
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите «Скачать файл»
Трудовое законодательство наряду с общей нормой, запрещающей дискриминацию в сфере труда (ст. 3 ТК), содержит специальный запрет на установление необоснованных различий при определении и изменении условий оплаты труда (ч. 2 ст. 132 ТК). Размер заработной платы должен зависеть только от объективных критериев, применяемых ко всем работникам без исключения.
Федеральным законом устанавливается в качестве исходной базы минимальный размер оплаты труда, обязательный для всех работодателей. Сверх минимума конкретные размеры оплаты труда работников определяются непосредственно в организациях. Для работников организаций, финансируемых из бюджета, сохраняется в известных пределах государственное регулирование размеров оплаты труда. Праву работника на вознаграждение за труд соответствует прежде всего обязанность работодателя такой труд оплатить.
Заработная плата является одним из видов вознаграждения за труд, имея отличительные черты, основанные па таких признаках трудовых отношений, как несамостоятельный характер труда, свобода работника в распоряжении своей способностью к труду и личный характер труда. Регулирование оплаты труда в условиях рыночных отношений происходит преимущественно на локальном уровне работодателем в локальных нормативных актах, а также сторонами трудовых и коллективно-трудовых отношений соответственно в трудовом договоре, коллективном договоре и соглашениях. Вместе с тем отношения по оплате труда подлежат также и государственному (нормативному) регулированию.
Рекомендации МОТ об охране труда №85 конкретизируют это положение: выплаты заработной платы должны осуществляться не реже двух раз в месяц через промежутки времени не превышающие 16-ти дней для трудящихся с почасовым, подневным или понедельным исчислением заработной платы, и не реже одного раза в месяц для служащих, заработная плата которых установлена на основе месячного или годового исчисления (п.4 Рекомендаций).