Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Вызов в налоговую при реорганизации». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Ликвидация юридических лиц представляет собой процесс, при котором их деятельность прекращается, а права и обязанности не передаются никаким правопреемникам.
При слиянии нескольких компаний в одну фактически создается новая, единая организация. При этом обязательства по уплате налогов переходят к вновь возникшему юридическому лицу на основании п. 4 ст. 50 НК РФ. При присоединении (поглощении) одна из ранее существовавших фирм, вбирающая в себя другие, становится также правопреемником, что предусмотрено п. 5 ст. 50 НК РФ.
Реорганизация является одной из форм как создания, так и ликвидации юридического лица, причем одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определенные права и обязанности. Реорганизацию предприятия можно осуществить слиянием, выделением, присоединением, разделением, преобразованием.
Содержание:
Реорганизация предприятия: налоговые проверки
В п. 2 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» указано, что Ввотношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятнадцать часов для микропредприятия в год.
Внесение в ЕГРЮЛ записей, содержащих сведения, связанные с завершением деятельности компании о присоединении к компании другой компании, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения компании, к которой осуществляется присоединение.
В то же время реорганизация для небольшой организации не является типовой операцией, относительно которой известен и отлажен механизм действий. При принятии решения о реорганизации юридической и финансовой службам требуется изучение вопроса реорганизации практически с нуля: от того, кем принимается решение, до определения перечня составляемых документов, сроков и органов, которые необходимо уведомить о предстоящей реорганизации.
Причины, которые могут побудить их ликвидировать фирму, чаще всего заключаются в нецелесообразности продолжения ведения деятельности, исполнении цели, ради которой организация была создана, либо окончания срока деятельности.
Назначение проверки зависит от решения налоговой инспекции. Поэтому такая проверка может и не начаться вовсе. Но в случае ее проведения все проверочные мероприятия налоговые инспекторы стараются закончить к моменту завершения реорганизации юридического лица, чтобы иметь возможность взыскать штрафные санкции с правопреемника. Об этом пойдет речь в нашей статье.
Документом, служащим основанием для налогового правопреемства, является передаточный акт, в котором отражаются в соответствии с п. 1 ст. 59 ГК РФ положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованных юридических лиц в отношении всех кредиторов и должников, в том числе оспариваемые обязательства. Передаточный акт утверждается учредителями (или участниками) компании или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для госрегистрации.
То есть в данном случае речь идет о полной передаче прав и обязанностей к существующей компании в соответствии с передаточным актом, а присоединяемые компании прекращают свою деятельность.
Выездная налоговая проверка при реорганизации (Авдеев В.В.)
Реорганизация, открывая новые возможности, не всегда приводит к потере всех прежних преимуществ и льгот, в частности, некоторые налоговые преференции реорганизованная фирма может унаследовать. С чего начинается процедура реорганизации? Какими документами оформляется каждый из пяти видов реорганизации? Какой из этих видов наиболее привлекателен с точки зрения налоговых последствий?
Реорганизация путем слияния компании считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшей компании – правопреемника. При слиянии прекращают свою деятельность существовавшие до реорганизации компании.
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Инициаторами судебного процесса могут выступать государственные органы, которые полагают, что организация грубо или непоправимо нарушила какие-либо законы. Такие процессы вполне нормально воспринимаются даже в высокоразвитых странах, поэтому говорить о нестабильности субъектов хозяйствования в Украине не приходится: это вполне закономерно.
В соответствии с п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ налоговые проверки являются разновидностью налогового контроля. При этом п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ определен общий срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев.
Мало того, что разные этапы проведения ликвидации регулируются различными нормативно-правовыми документами, так эти документы еще и не согласуются должным образом друг с другом. Возможно, поэтому большинство собственников решают проблему с прекращением деятельности предприятия его реорганизацией, то есть слиянием с другим предприятием.
При принудительном преобразовании, если реорганизация не проведена в срок, государственные органы могут назначить временного управляющего с целью окончания процедуры.
Поэтому укрупнение организаций осуществляется через реорганизацию, которая предполагает передачу имущества в порядке правопреемства, не влечет в общем случае существенных налоговых последствий, а возникшая организация является правопреемником по обязательствам реорганизованной организации. Итогом каждой из этих процедур становится одна или несколько новых фирм. При этом активы и обязательства ранее существовавших компаний частично или полностью переходят вновь созданным фирмам.
Налоговые различия реорганизации путем присоединения от слияния
Порядок проведения реорганизации организации регулируется частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон N 14-ФЗ), Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ). Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реорганизации регламентирован Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее — Методические указания).
При реорганизации в форме слияния все объединяемые компании прекращают свою деятельность, а взамен появляется новая компания с совершенно иными реквизитами (новый ИНН, КПП и пр.). Вся информация о «старых» компаниях исключается из ЕГРЮЛ.
Те сложности, которые встречаются учредителям предприятий вначале, не идут ни в какое сравнение с проблемами ликвидации предприятия. В общем, недоразумения и сложности, связанные с регистрацией предприятий, — это мелочи жизни по сравнению с их ликвидацией.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что микропредприятиями являются субъекты малого предпринимательства со средней численностью работников до пятнадцати человек.
Негативные моменты в деятельности предприятий побуждают собственников искать выход из сложившейся ситуации преобразованием или даже ликвидацией предприятия.
Между тем согласно пп. 4 п. 3.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении налогового контроля.
Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.
Нельзя обойти вниманием п. 3 ст. 57 ГК РФ, который разрешает в случаях, утвержденных законом, присоединение, слияние или преобразование юридических лиц лишь с согласия уполномоченных государственных органов. Например, ст. 27 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусматривает ситуации, когда слияние крупных обществ осуществляется только с предварительного согласия антимонопольного органа.
В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.
При реорганизации в форме присоединения все присоединяемые компании прекращают свою деятельность, но новой компании не возникает. У основной компании, к которой присоединяются иные компании сохраняются все реквизиты (ИНН, КПП и пр.).
С целью сообщения в государственные органы направляется соответствующее уведомление, к которому прикладывается выписка из протокола проведенного собрания.