Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Помощь по защите прав свидетелей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Свидетель как участник уголовного судопроизводства играет крайне важную роль в решении одной из приоритетных задач уголовного процесса — установлении истины и восстановления картины происшествия.
Будьте уверены, что знания, многолетний опыт работы по уголовным делам помогут занять правильную позицию по делу, минимизировать негативные последствия, использовать все предусмотренные законом способы для сбора доказательств и защиты Ваших интересов в рамках уголовного дела.
Конвенция позволяет ставить вопрос об активной защите путем приобщения доказательств в рамках прежде всего статьи 6, § 3 (d). Право допрашивать свидетелей, показывающих против обвиняемого, и право требовать вызова и допроса свидетелей защиты объединены в одном подпункте статьи 6, § 3 (d), однако по сути дела это очень разные гарантии. Право исследовать и критиковать доказательства, предложенные прокуратурой в поддержку обвинения, является почти безусловным, естественным правом защиты, вытекающим из самого названия этой процессуальной стороны. Право активно опровергать мнение обвинения, ссылаясь на новые сведения о фактах, которые не фигурируют в обвинительном приговоре, также признано в Конвенции.
Содержание:
Защита и помощь участникам уголовного процесса
Под защитой свидетелей понимается обеспечение их анонимности, предотвращение публичного разглашения установочных данных, особенно тех свидетелей, здоровье и жизнь которых находятся под угрозой реальных посягательств со стороны преступных элементов [2, с. 43].
Уголовно-процессуальный закон не связывает наделение гражданина статусом свидетеля с его незаинтересованностью в исходе дела, за исключением одного случая. При производстве некоторых следственных действий, перечисленных в ст. 170 УПК РФ, необходимо участие понятых, которые в дальнейшем производстве по уголовному делу могут привлекаться как свидетели. Но незаинтересованность в данном случае является качеством не свидетеля, а первоначального статуса понятого.
Когда есть событие преступления, но не известно, кто его совершил, уголовное дело возбуждается по факту. Следователь вызывает на допросы в качестве свидетелей всех, в том числе и лиц, которых он может подозревать в совершении преступления. Именно данной «категории» свидетелей необходимо задуматься о защите своих прав и законных интересов, чтобы из свидетеля не перейти в статус обвиняемого по уголовному делу.
В США защита свидетелей законодательно была закреплена Законом о контроле над организованной преступностью от 1970 г. Многие штаты имеют собственную программу защиты свидетелей, которые обеспечивают меньшую защиту чем федеральная программа.
Совсем недавно было закреплено конституционное право свидетеля на квалифицированную правовую помощь по уголовному делу. Это позволило использовать помощь адвоката в процессе допроса. Безусловно, такая необходимость не всегда возникает. Однако, в случае затрагивания близкого окружения в ходе устанавливаемых обстоятельств, что может нанести вред отношениям, адвокат свидетеля по уголовному делу сможет оказать своевременную помощь.
Задача адвоката — не только сохранить процессуальный статус свидетеля, но и обеспечить защиту прав свидетеля и его законных интересов от неправомерного и необоснованного преследования, а так же оградить свидетеля по уголовному делу от незаконного психологического воздействия и других подобных методов следствия.
Фактическим основанием наделения гражданина статусом свидетеля является предположение органов расследования о наличии у этого гражданина сведений об обстоятельствах совершения преступления. Процессуальным основанием того, что гражданин ставится в положение свидетеля, служит его вызов для дачи показаний. Документально этот факт оформляется повесткой, направляемой гражданину, в которой указывается, что он должен явиться для дачи показаний в качестве свидетеля.
Необходимость в принятии закона
Каждый человек имеет право на свою защиту, независимо от совершенных ошибок, мнения окружающих, своего положения, и услуги уголовного адвоката всегда доступны для Вас.
Общий процессуальный статус свидетеля включает все те же права и их гарантии, которыми располагают любые участвующие в производстве по уголовным делам субъекты. К ним относятся: право на неприкосновенность жилища, личности, тайну личной жизни, переписки, право пользоваться любым языком для дачи показаний, обжаловать действия (бездействие) органов расследования и суда и др.
Но из песни слов не выкинешь: все, что Вы подпишите в качестве свидетеля, будет учитываться судом (как «внутреннее убеждение») при вынесении приговора.
Свидетель по уголовному делу согласно своему статусу имеет право присутствовать на допросе с адвокатом, консультируясь с ним. Это служит залогом законности действий всех участников следствия. В этом случае не идет речь о ложных показаниях. Вся информация, полученная от свидетеля, подвергается проверке.
В Германии процедура защиты свидетелей регулируется законом «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» принятым в 1998 г.
Надо отметить, что имеющееся разнообразие мер защиты свидетелей обусловлено различными правовыми системами государств – членов ЕС, их правовыми традициями, а также состоянием борьбы с преступностью в целом и её организованной частью. Эксперты связывают увеличение числа программ защиты свидетелей (WPP) в ЕС именно с ростом числа проявлений организованной преступности и расширением сфер деятельности террористических групп.
Защита свидетелей в ЕС относится к сфере уголовно-правовой политики, которая долгое время исключала наднациональный элемент. Как отмечается в специальной литературе, первоначально учредительные договоры Европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евроатом) не содержали каких-либо положений о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере ввиду того, что их основной целью было развитие интеграции в социально-экономической области, а вопросы уголовной политики оставались в исключительной компетенции государств – членов [1, с. 103].
Снабжение специальными средствами
Как полагают некоторые авторы, «доказательствами» они становятся в результате их процессуального приобщения к делу следователем (или судом)[343]. Другой российский автор с сожалением указывает на то, что согласно сложившейся практике «допустимыми признаются лишь доказательства, собранные (т.е. сформированные) органом расследования»[344]. То есть материалы, собранные защитой, признаются доказательствами, если только следователь или суд решают их сделать таковыми путем закрепления в определенной процессуальной форме. Однако суды или следователь не могут признавать полученные защитой материалы формально недопустимыми только потому, что они получены не самим судом или следователем, а защитником и оформлены не как «протокол допроса», например, а как «запись опроса». В некоторых случаях под термином «защита свидетелей» также подразумевается защита обвиняемых, пострадавших и должностных лиц, участвующих в процессе. Как правило, защита свидетелей применяется при разбирательстве дел связанных с организованной преступностью. Защита может заключаться от простой физической защиты с целью предотвращения давления на участников процесса до полной смены личности (включая изменение внешности) и смены места жительства. Защита свидетелей может включать защиту не только самих участников делопроизводства, но также их родственников.
Показания свидетеля — один из самых распространенных источников доказательств как на стадии предварительного расследования, так и во время судебного разбирательства уголовного дела. Зафиксированная в протоколе допроса информация, полученная от свидетеля, имеет большое доказательственное значение.
Я оказываю юридическую помощь как подозреваемым и обвиняемым, так и потерпевшим по уголовному делу — и на следствии, и в суде.
Купить защиту прав свидетелей в Москве:
Допрос в качестве свидетеля лица, которому впоследствии предъявили обвинение по уголовному делу, можно попытаться признать недопустимым из-за нарушения прав подозреваемого. И скорее всего протокол допроса свидетеля признают недопустимым и не будут на него ссылаться как на доказательство по уголовному делу. Отраслевой процессуальный статус свидетеля определяется такой процессуальной функцией, как оказание помощи органам расследования и суду в установлении обстоятельств совершения преступления либо связанных с ним событий. Поэтому его отраслевой процессуальный статус складывается из таких прав, которые необходимы для ее выполнения. Эти права во многом повторяют права иных участников уголовного судопроизводства. Например, право пользоваться услугами переводчика бесплатно. Однако в некоторых случаях имеется несоответствие в регулировании отраслевых процессуальных статусов субъектов. Так, в п. 4 ч. 4 ст. 56 УПК РФ закреплено право свидетеля заявлять отвод переводчику. В ст. 42 УПК РФ, определяющей статус потерпевшего, такое право отсутствует.
В России закрепление права защиты на сбор доказательств является сравнительно недавним феноменом. Традиционные подходы к теории доказательств не вполне еще согласованы с закрепленным в статье 86 УПК институтом адвокатского расследования. Согласно данной статье защите предоставляется право опрашивать свидетелей с их согласия и получать предметы, документы и т.п. Однако в числе общих критериев, определяющих допустимость доказательств, упоминаются две следующие их характеристики: 1) сведения получены и зафиксированы в установленной законом форме; 2) сведения получены надлежащим субъектом доказывания[342]. Возникает вопрос, насколько собранные защитой материалы отвечают требованию допустимости с учетом этих двух критериев.
Становление европейской системы защиты свидетелей, этапным моментом которого явилось учреждение Европола (на основе Маастрихтского договора 1992 г.) и начало его полноценной деятельности в 1999 г. – яркое свидетельство того, насколько чувствительной сферой для государств – членов ЕС является Пространство свободы, безопасности и правосудия в такой, общем-то, динамично развивающейся системе, как европейское право.
Активная защита включает в себя не только право требовать вызова свидетеля. Она может состоять и в представлении в суд вещественных доказательств, результатов экспертиз и т.п. Однако, как и в случае со свидетелями, у национальных судов есть широкая дискреция в этом вопросе. Общее правило в таких случаях звучит так: «решение о том, надо ли допускать доказательство [к изучению в ходе слушаний] и какой вес ему придать, в первую очередь относится к сфере полномочий национальных судов» (постановление по делу «Doorson v. the Netherlands» от 26 марта 1996 года).
Social integration – помощь в поиске новой работы, школы для детей при переселении свидетеля и членов его семьи на другое место жительства.
Его правовая поддержка поможет свидетелю грамотно сформулировать свои показания с учетом защиты собственных интересов в рамках закона.
Нужен ли свидетелю адвокат? — непраздный вопрос, когда Вас вызвали в отдел, и Вы точно знаете, что в обозримом прошлом не были понятым. Защита свидетеля по уголовному делу может (с большой долей вероятности) предотвратить переход свидетеля в статус подозреваемого. В чем особенности осуществления защиты свидетелей?
Адвокат предоставляет квалифицированную защиту свидетелю по уголовному делу на всех стадиях судебного процесса. Свидетель по уголовному делу, приглашенный на слушание, чаще всего не имеет представления о том, какие вопросы ему будут задавать и как следует отвечать на них. Если показания свидетеля по уголовному делу не ясны, туманны или идут вразрез с показаниями других участников процесса, суд может посчитать свидетеля причастным к преступлению. В судебной практике известны случаи, когда свидетель по уголовному делу становится подозреваемым или обвиняемым в уголовном деле.
Вызванный на допрос свидетель не знает сути вопросов, которых следует ожидать. В такой ситуации достаточно сложно сохранить силу духа и занять единственно верную позицию.
Как представляется, потерпевший вправе заявить отвод переводчику, если переводчик, по мнению потерпевшего, не справляется со своими обязанностями либо по иным причинам не может участвовать в уголовном судопроизводстве по данному уголовному делу. Отсутствие же в законе специальной нормы об этом праве потерпевшего можно расценить как пробел.
В России ежегодно 10 миллионов человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей в ходе расследования и рассмотрения уголовных дел по особо тяжким преступлениям.