Вопрос платежи за пользование недрами подземными водами это налог и сборы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Вопрос платежи за пользование недрами подземными водами это налог и сборы». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального и топливно-энергетического сырья: разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 1336% общемировых; железных и никелевых руд — 30% мировых запасов. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается. Леса России составляют 22% лесных ресурсов планеты. Лесные массивы занимают 69% территории страны. Ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. Однако много древесины теряется при лесопользовании. Большие потери лесных ресурсов обусловлены низкой технической оснащенностью службы охраны лесов.

Что такое недра? Ответ на этот вопрос содержится в Законе «О недрах»: «Недра — это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Права и обязанности плательщика

Платежи за природные ресурсы подразделяются на федеральные и местные. К федеральным относятся экологический, лесной, водный налоги, а кроме налоги за пользование недрами, выплаты для производства минерально-сырьевой базы и сбор за право пользования ресурсами животного мира. Единственным налогом, который относится к местным, считается земельный: его размер определяется краевым либо районным законодательством.
При этом регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами РФ на территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Система налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых при недропользовании, окончательно сложилась в 2002 г., после вступления в силу гл. 26 Налогового кодекса РФ <4> (далее — НК РФ), а также ряда иных нормативных правовых актов. В нее были внесены коррективы в 2003 г., связанные с принятием гл. 26.4 НК РФ, которая устанавливает специальный налоговый режим раздела продукции. Вступление в силу гл. 26 и 26.4 НК РФ, а также ряда других нормативных правовых актов значительно видоизменило систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, взимаемых в сфере недропользования.

НК РФ существенно видоизменил систему налогообложения при недропользовании. Платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти) получили статус федерального налога под названием «Налог на добычу полезных ископаемых». Ему в НК РФ посвящена глава 26. Изменилась система уплаты акцизов. Они также получили статус федерального налога (глава 22). Были отменены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В современных условиях развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики.

Оформляется специальным государственным решением в виде Лицензии (Лицензия — это документ, который удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока) на бланке установленной формы с Государственным гербом РФ и содержит текстовые, графические и иные приложения.

Право на пользование недрами подтверждается специальным государственным разрешением (лицензией), которое выдается Федеральным агентством по недропользованию. В ст. 1.2 Закона о недрах закреплено право государственной собственности на недра. В основе механизма реализации данного права лежит принцип платности недропользования в Российской Федерации, который предполагает взимание обязательных платежей при пользовании недрами, поступающих в доход государства.

В Российской Федерации недропользование является платным. Это закреплено в Законе РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон «О недрах»).

В настоящее время пользователи недр обязаны уплачивать все налоги и сборы, установленные для субъектов предпринимательской деятельности (НДС, налог на прибыль (доходы), акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и ряд обязательных платежей, установленных Законом о недрах. Только налогоплательщики, заключившие соглашения о разделе продукции, освобождаются от уплаты некоторых из таких налогов.

В мировой практике платежи за право добычи полезных ископаемых (роялти) устанавливаются в виде доли от объема добытого полезного ископаемого или его стоимости. Применительно к недрам и, в частности, к углеводородам этот вид налогов возник в США еще в начале века.

В случае установления фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о недрах, налоговые органы направляют ходатайства в территориальные органы Роснедр и Росприроднадзора об отзыве (приостановлении действия) соответствующей Лицензии на право пользования недрами.

Они призваны оказать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки.
Следовательно, недропользователи, не приступившие ещё к фактической добыче полезных ископаемых, обязаны уплачивать в бюджет регулярные платежи за пользование недрами.

Регуляцией платежей за использование природных ресурсов занимается Налоговый кодекс, а также ряд нормативных и законодательных актов РФ.

Согласно современному законодательству, использование природных ресурсов не может производиться безвозмездно. Какие платежи при этом необходимо производить и как их подсчитать – рассмотрим далее.

Предоставление недр в пользование

На основании письма МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317 регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами. Уплата регулярных платежей прекращается на основании справки территориального фонда геологической информации о принятии ими на хранение окончательного отчета о проведении поисково-оценочных или разведочных работ, указанных в лицензии.

Территория России составляет около 1/8 части мировой суши. Мы занимаем третье место в мире после Австралии и Канады по земле-обеспеченности и площади пашни на одного жителя. Однако состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, но современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин также не гарантирует требуемого качества питьевой воды.

Платность недропользования была установлена Горным положением СССР [17]. Плата взималась за право добычи в зависимости от ее объема по ставкам, устанавливаемым государством или в процессе торгов. Осуществляться платежи могли в денежной или натуральной форме. Конституция СССР 1936 г. провозгласила принцип бесплатного пользования землей, недрами и другими природными ресурсами.
Этот Закон регулирует правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, а также обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации и прав пользователей недр. Он действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Таким образом, с начала 2002 г. пользователи недр должны уплачивать все налоги и сборы, установленные НК РФ (налог на прибыль, НДС, акцизы и др.), а также налог на добычу полезных ископаемых и акциз на природный газ.

Указанные налоги, сборы и иные обязательные платежи взимаются исключительно в тех случаях, когда поиск, разведка и добыча минерального сырья, а также использование недр с иными целями осуществляются на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений к лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, принятых по заявлению пользователя недр.
На сегодняшний день к категории природных ресурсов относится колоссальный объем многочисленных объектов окружающей среды. Пользование ими на территории того или иного государства, как правило, облагается налоговыми или иного вида выплатами.

Регулярные платежи за пользование недрами

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

К сегодняшнему дню в РФ не выработана система, позволяющая провести объективную оценку имеющихся природных ресурсов, а экономические методы, разработанные для подсчета платежей за природопользование, не стимулируют деятельности по сохранению и воспроизводству природных запасов страны. Бюджет, в котором налоги и сборы отражают исключительно используемые природные ресурсы, таким образом, постепенно обедняется.

У кого из пользователей недр возникает обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами? Кто должен уплачивать регулярные платежи? Режим налогообложения в недропользовании: Пользование недрами в России является платным, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Порядок уплаты и представления отчётности

Право пользования участком недр предоставляется на основании совместного решения Федерального агентства по недропользованию либо его территориального подразделения и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Если участок недр расположен во внутренних морских водах территориального моря либо на континентальном шельфе РФ, то в этом случае необходимо решение Правительства РФ для предоставления права на пользование недрами. Это решение принимается по результатам конкурса (аукциона) или по факту открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, который проводил работы по геологическому изучению данных участков недр за счет собственных средств.
Конкретный размер ставки устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр и предусматривается в Лицензии на право пользования недрами.

В соответствии со ст. 40 Закона о недрах недропользователи, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии. Минимальные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10% от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Часть платежей за природные ресурсы, как мы указали выше, относится к неналоговым доходам бюджета: платежи за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесными ресурсами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.