Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Приобретение прав на использование программных продуктов: бухгалтерский учет расходов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
К данному вопросу Минфин России подошел более строго. В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» использование программы для ЭВМ или базы данных третьими лицами (пользователями) осуществляется на основании договора с правообладателем, за исключением случаев, указанных в ст. 16 этого Закона. Договор на использование программы для ЭВМ или базы данных заключается в письменной форме. При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров, например путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных.
На основании вышесказанного считаем, что и в 2011 году организация может применять счет 97 для учета затрат, соответствующих статусу активов, и использовать механизм равномерного переноса их стоимости на финансовый результат. Более существенным является вопрос об отражении таких активов в бухгалтерском балансе, решение которого зависит от конкретного вида затрат, их величины и иных обстоятельств.
Тем не менее данные разъяснения Минфина России активно и охотно используются налоговыми органами для обоснования своей позиции (разумеется, в случаях, когда мнение финансистов не в пользу налогоплательщика). Кроме того, тексты подобных разъяснений до недавнего времени позволяли определить позицию министерства по тому или иному вопросу. Справедливости ради все-таки заметим, что позиция эта может меняться, нередко в течение одного календарного года и прямо на противоположную.
Новости:
Исключительное право передается только в полном объеме, без каких-либо оговорок. Это условие должно быть обязательно включено в текст договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 1225 ГК РФ программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) признаются результатами интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана. Согласно пункту 1 статьи 1261 ГК РФ авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.
В ноябре вступит в силу новый закон о лицензировании. Он предусматривает сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. Сами же лицензии станут бессрочными, что упростит порядок их учета. Но включить расходы на покупку ПО единовременно в состав текущих расходов тоже нельзя, поскольку программа будет использована в течение длительного периода времени, а понесенные расходы должны быть распределены равномерно на количество месяцев пользования ПО.
Таким образом, налогоплательщик, заключивший договор с правообладателем в письменной форме, в том числе в особом порядке, получает право на использование программы для ЭВМ и отражает в составе прочих расходов затраты, связанные с приобретением такого права, т.е. затраты, возникающие из договора, заключенного с правообладателем. В рамках проблемы хотелось бы дополнить. Как уследить за всеми сотрудниками и держать весь софт лицензионным? Не секрет ведь, что сотрудники порой устанавливают всякую фигню на свою компы, взламывают лицензионный софт. Если нагрянет проверка, а лицензии по документам куплены только половина из установленных или вообще не закуплены, по головке точно не погладят.
Таким образом, в силу прямого указания ПБУ 14/2007 платежи за права на использование компьютерных программ следует отражать на балансовых счетах и включать в расходы через механизм расходов будущих периодов.
Каким образом в 2011 году осуществляется бухгалтерский учет расходов, связанных с приобретением лицензий, а также c приобретением прав на использование программных продуктов?
Кроме того, новая форма бухгалтерского баланса, утвержденная Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н, не предусматривает соответствующего показателя в разделе II «Оборотные активы».
С 1 июля 2011 года на территории Нижегородской области и Карачаево-Черкесской Республики стартует пилотный проект Фонда социального страхования. Данным проектом предусмотрены изменения в порядке выплат пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству.
Порядок бухгалтерского и налогового учета затрат на приобретение программных продуктов в первую очередь зависит от объема прав на программный продукт, приобретаемых организацией.
Несмотря на то, что расходы на использование программного обеспечения возникают практически у каждой организации, порядок учета таких затрат вызывает множество вопросов и разногласий. А \»налоговые последствия\» неправильного учета могут быть существенны, ведь стоимость расходов на автоматизацию может составлять значительные суммы И.А.
В случае отсутствия у налогоплательщика права на использование программного продукта для ЭВМ, который поставляется на CD-диске (отсутствия договора, заключенного с правообладателем в любой из предусмотренных законодательством форм), расходы на приобретение этого программного продукта не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (основание: Письмо Минфина России от 09.08.2005 N 03-03-04/1/156). Затраты по ежемесячному обновлению используемой налогоплательщиком программы для ЭВМ могут быть отнесены к расходам, учитываемым при определении объекта налогообложения прибыли.
Вопрос о признании расходов по оплате исключительных и неисключительных прав на приобретаемые программные продукты длительное время остается спорным и дискутируемым. Прежде чем переходить к изложению авторской позиции по данному поводу, приведем мнение финансистов по конкретной ситуации.
В том случае, когда приобретается дискета без заключения договора, покупатель приобретает в собственность только материальную ценность (дискету). Тогда для целей налогообложения в зависимости от ее стоимости она учитывается либо в составе материально-производственных запасов (п. 3 ст. 254 НК РФ), либо как амортизируемое имущество (ст. ст. 256 — 259 НК РФ).
В современных условиях невозможно себе представить офис без компьютеров. А компьютеры, как известно, не будут работать без соответствующего программного обеспечения, поэтому приобрести компьютер как основное средство недостаточно, необходимо также купить программы для его работы и правильно отразить покупку этого ПО.
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Приобретение неисключительных прав не подпадает по действие требований подпункта «б» п. 3 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», в соответствии с которым НМА не следует формировать и не учитывать подобную программу на сч. 04 «Нематериальные активы».
Кроме того, действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций по-прежнему предусматривает счет 97 «Расходы будущих периодов».
Организация вправе, как то следует из Налогового кодекса, учитывать затраты на приобретение программного обеспечения в качестве расходов на производство (реализацию). Однако в зависимости от того, какие права на программу вы получаете, будет различаться и форма учета.
Вопросы, касающиеся ведения раздельного учета при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций, не иссякают. Не так давно на данную тему в очередной раз высказались и Минфин, и главное налоговое ведомство страны. Да и арбитражная практика пополнилась новыми судебными решениями, которые налогоплательщики могут взять на вооружение. Одним словом, есть что «поведать» читателям.
Специалисты финансового ведомства при ответе привели две цитаты — из ст. 264 и 272 НК РФ. Сначала признается, что произведенные расходы (для целей налогообложения) являются прочими, а потом следует ссылка на абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ («… если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов»), на основании чего и делается вывод о необходимости распределения расходов на весь срок полезной эксплуатации приобретенного программного продукта.
Договор должен быть заключен в письменной форме, зарегистрирован в патентном органе (если это предусмотрено законом) и без такой регистрации будет недействительным.
Организация в своем запросе просила Минфин России разъяснить порядок принятия к налоговому учету расходов по приобретению лицензии на использование программного продукта по соглашению с правообладателем. Срок действия лицензии в соглашении не определен (что само по себе представляется несколько странным), а под лицензией понимается ограниченное, неисключительное и непередаваемое право на использование автоматизированной банковской системы и документации в авторизированном месте установки. Вопрос был задан более чем конкретно: произведенные расходы следует принимать к учету единовременно или распределять их и списывать в течение всего срока полезной эксплуатации приобретенного программного продукта? По общему правилу договор об отчуждении исключительного права является платным, хотя стороны могут договориться и о бесплатном отчуждении исключительного права. Если в договоре нет специального условия о его безвозмездности, то он будет признан незаключенным. При этом общие правила п. 3 ст. 424 ГК РФ об определении цены, если ее размер не указан в договоре, не применяются.
Сегодня трудно представить какую-либо фирму, которая не использовала бы программное обеспечение, будь то для целей бухгалтерского или кадрового учета, либо в целях автоматизации торговой, управленческой или производственной деятельности. Несмотря на то, что расходы на использование программного обеспечения возникают практически у каждой организации, порядок учета таких затрат вызывает множество вопросов и разногласий. А «налоговые последствия» неправильного учета могут быть существенны, ведь стоимость расходов на автоматизацию может составлять значительные суммы И.А. Баймакова анализирует проблему с учетом сложившейся арбитражной практики. При покупке программного обеспечения, к примеру, ОС Windows, пакета Microsoft Office, бухгалтерских программ (таких, как «1С:Бухгалтерия», «Галактика», «Парус» и др.), организация приобретает неисключительные права на них, становясь, таким образом, одним из пользователей подобного программного продукта, но не имеет права на тиражирование, перепродажу или иное извлечение доходов от обладания данным продуктом. Кроме того, купив однопользовательскую версию, руководство организации не имеет права устанавливать одну программу одновременно на несколько ПК – для этого следует приобрети сетевую версию или несколько обычных.
Компьютерные программы могут быть признаны активом, поскольку они используются в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода, и приносят организации экономические выгоды (автоматизация учетного процесса влечет, как минимум, снижение трудозатрат персонала). Он с помощью нее автоматом составляет список ПО, установленного у сотрудников, что-то сам удаляет, кому-то дает втык. Если сотрудник божится, что прога нужна для работы, несет отчет начальству и там решают, покупать или нет. Все наши бухгалтерские доки о покупке софта вбиты в базу программы, поэтому в отчете и ему и нам видно, что куплено, что нет, на что надо выделить денег, какие документы где искать, номера лицензионных договоров и пр. Короче, тандем у нас с сисадмином в этом плане вполне неплохой, везде порядок.
Информационным поводом для статьи явилось очередное письмо Минфина России от 25 июля 2007 г . № 03-03-06/2/139, представляющее собой ответ на вопрос о порядке принятия к учету расходов по приобретению и внедрению программного продукта . Подобные письма , содержащие ответы упомянутого ведомства , не являются нормативными документами . Более того , представители министерства неоднократно подчеркивали , что они не могут применяться и по аналогии , т . е . в похожих ситуациях .
Организация приобрела не переуступаемое третьим лицам неисключительное право пользования программной системой. В течение какого периода указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли организации?