Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Административно правовая деятельность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как известно из теории права, отрасль права иногда включает в себя подотрасли, которые состоят из совокупности отдельных правовых институтов.
Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства. Вопрос о понятии и сущности административной деятельности органов внутренних дел на протяжении многих лет является дискуссионным.
Содержание:
Содержание и виды административной деятельности полиции
Дисциплина «Административно-правовая деятельность ОВД» является дисциплиной специализации. Для усвоения данной дисциплины обучающийся должен изучить следующие дисциплины: «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Криминология и профилактика преступлений», «Государственная служба в органах внутренних дел», «Административное право», «Административный процесс» и т.д.
Внешние отношения закрепляют взаимоотношение субъектов исполнительной власти и граждан, государственных и негосударственных организаций.
Посредством правовых форм закрепляются и реализуются многие цели, задачи и функции органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ. Применение различных форм управленческой деятельности отражает творческий характер государственного управления, но вначале обеспечивается юридической регламентацией. При этом, как правило, правовые формы принимаются в определенном установленном организационном порядке. Этот порядок определен соответствующими регламентами деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Она является исполнительно-распорядительной деятельностью, направленной на организацию и практическое осуществление задач и функций полиции в области обеспечения безопасности личности, борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в стране.
Предметом административного права как отрасли права являются общественные отношения в сфере государственного управления, в пределах которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами. Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений. Специфика административных правоотношений — наличие специальных субъектов — органов исполнительной власти или иных исполнительных органов.
Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.
Как было показано выше, преступность несовершеннолетних в своей совокупности представляет серьезную проблему для нашего общества, что требует адекватной реакции со стороны государства в лице всех его структур.
Раздел 2. Тема 1. Основы административного права.
Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан. Многие из числа названных в ст.203 КоАП РСФСР деликтов отнесены к числу предметов совместного ведения органов внутренних дел (милиции) и иных субъектов административной юрисдикции (например, дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движения — ст.115, могут рассматриваться и разрешаться как милицией, так и комиссиями по делам несовершеннолетних; дела о мелком хулиганстве — ст. 158, рассматривают должно 46 стные лица ОВД, комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) народные суды. Разумеется, не все из названных составов связаны с административной деликтностью несовершеннолетних.
Правотворчество (нормотворчество) представляет собой сложный процесс определенной последовательности правовых действий. Это, прежде всего, принятие решения компетентным органом об актуальности разработки проекта нормативного акта управления, может быть предложен такой проект в результате защиты диссертации. Проект текста нормативного акта управления готовится с привлечением специалистов, обсуждается, дорабатывается, согласовывается, обсуждается и принимается в правотворческом органе, регистрируется в Минюсте России и опубликовывается в соответствующих издательствах.
Управленческие отношения можно также разделить в зависимости от конкретных целей их возникновения на внутренние и внешние.
Внутриорганизационная деятельность направлена на формирование подразделений и служб, определение функциональных обязанностей сотрудников. на руководство подчиненными службами, аппаратами, подразделениями. Эта деятельность способствует эффективному осуществлению внешнеорганизационной деятельности (исполнительно-распорядительной), то есть деятельности по реализации задач борьбы с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Дело в том, что термин «административный» имеет своим первоначальным источником латинский язык («administrare» — управленческий).
Из них 34 часа аудиторных занятий: 16 часов – лекций, 18 часов — семинарских занятий, и 38 часов отводится на самостоятельную работу. Итоговой формой контроля является зачет.
Рабочая учебная программа дисциплины: Административно-правовая деятельность ОВД по специальности 030501.65– Юриспруденция / сост. коллектив авторов кафедры административного права, административной деятельности и управления ОВД КЮИ МВД России: начальник кафедры, доктор юридических наук Р.Р. Аллиулов, доцент, к.п.н., доцент Т.А.Туркина, преподаватель А.В. Ерохина. – Казань: КЮИ МВД России, 2012. — 27с.
Административно-правовые институты и подотрасли
В настоящее время более совершенного, чем приведенное определение административной деятельности органов внутренних дел не существует. В то же время Ю.П. Единство правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, достигается путем их группировки в самостоятельные правовые институты.
Организационно-правовая является смешанной формой воздействия. Например, разработка оптимальной организационной структуры и утверждение правовым актом штатной численности территориального органа государственного управления. Наряду с принятием правовых актов иногда употребляют термин «юридически значимые действия». Например, регистрация жалобы гражданина, выдача справки и т.п. Кроме того, органы исполнительной власти, их должностные лица кроме издания управленческих актов осуществляют достаточно большое количество действий юридического характера, которые не относятся к правовым актам, однако влекут юридические последствия.
Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.
Поэтому каждый вид государственной деятельности также характеризуется в соответствующих регламентах определенными формами издаваемых правовых актов. Принцип разделения власти предполагает не только их самостоятельную функциональную значимость, но и их различие в формах принимаемых ими нормативно-правовых актов. Например, деятельность органов законодательной власти осуществляется в форме принятия законов и постановлений. Президент РФ принимает указы и распоряжения. Правительство РФ принимает постановление и распоряжения. Суд осуществляет правосудие в форме принятия решений, постановлений, приговоров, частных определений. Органы исполнительной власти, осуществляют функции государственного управления как внешней направленности, так и внутриорганизационного характера.
Для того, чтобы в полном объеме представить масштабы деятельности милиции общественной безопасности в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних, попытаемся рассмотреть структуру и компетенцию всех субъектов административной юрисдикции, уполномоченных рассматривать и разрешать дела о таких правонарушениях. В их числе можно назвать: — комиссии по делам несовершеннолетних; — органы опеки и попечительства; — аппараты управления и специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения; л — органы образования; v — органы здравоохранения; — органы внутренних дел; — службы занятости населения; — иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав1. 1.
Гипертрофированно понимался и административный аспект деятельности органов внутренних дел, что на практике привело к преобладанию администрирования (управления только лишь с помощью приказов и командования), а при изучении курса чрезмерное внимание уделялось вопросам кадрового, хозяйственного, финансово-экономического обеспечения и т. п. за счет сужения тем, связанных с правовым положением милиции. Предлагалось включить в предмет дисциплины изучение делопроизводства в органах внутренних дел.
Рабочая учебная программа дисциплины «Административно-правовая деятельность ОВД» подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030501.65 – Юриспруденция.
Как в практической работе, так и при изучении дисциплины акценты смещались именно на деятельностный аспект, а не на закон, не на правовую основу деятельности милиции. Отсюда — истоки правового нигилизма в работе ее сотрудников.
Учебная дисциплина «Административно-правовая деятельность ОВД» изучается на 4 курсе очной формы обучения и на 4 курсе заочной формы обучения.
Органы исполнительной власти, государственного управления по предметам ведения и в объеме своих полномочий реализуют определенные задачи и функции государства. Например, к общим функциям государственного управления относят: прогнозирование, планирование, выработку, обоснование и принятие решения, организацию его исполнения, контроль результатов, координацию, взаимодействие, правовое регулирование, материально-техническое обеспечение и другие. Конечно, эти функции не могут быть реализованы без сбора, обработки и анализа информации, то есть работы с информацией, поэтому некоторые авторы выделяют сбор и анализ информации в самостоятельную функцию.
Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.
Государственное управление и исполнительная власть, представляя собой близкие понятия, включают три основных признака: управленческий (исполнительный) аппарат, выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную) и используемую им в этом процессе власть.
Дела о правонарушениях, предусмотренных ст.49 (мелкое хищение государственного или общественного имущества), 114—122 (правонарушения на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи), 148 (нарушение порядка продажи огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия), 158 (мелкое хулиганство), 159 (стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах и в не отведенных для этого местах или с нарушением установленного порядка), 172—175 (административные правонарушения, посягающие на установленный порядок управления) рассматриваются ими лишь в тех случаях, когда орган (должностное лицо), к которому поступило дело об указанных правонарушениях, передает его на рассмотрение этих комиссий.
Обеспечивая общественный порядок и безопасность, полиция решает многочисленные задачи по организации безопасности дорожного движения, осуществлению лицензионно-разрешительной работы, оказанию помощи пострадавшим от правонарушений, содействию людям во время стихийных бедствий, при авариях и катастрофах и других чрезвычайныхобстоятельствах.