Адресная социальная помощь малоимущим семьям
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Адресная социальная помощь малоимущим семьям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь рекомендуется уточнить на что именно может претендовать человек, проживающий в конкретном регионе. Информация предоставляется в отделении МФЦ. Далее следует составить заявление на предоставление адресной поддержки и собрать установленный пакет документации.
Кто имеет право на единое (универсальное) пособие?
- беременные женщины. При этом срок беременности должен составлять шесть и более недель, а встать на учет в медицинской организации женщина должна в ранние сроки беременности (до двенадцати недель);
- родители, усыновители, опекуны детей в возрасте до 17 лет. Если в семье несколько детей до 17 лет, пособие назначается на каждого ребенка.
При соблюдении следующих условий:
- наличие гражданства РФ;
- постоянное проживание на территории РФ;
- удовлетворение имущественным требованиям (см . далее);
- наличие постоянного дохода (исключения из правила см. далее);
Пособие выплачивается только одному из родителей (усыновителей), законному представителю ребёнка.
Отметим, что малоимущие граждане, которые осуществляют уход за ребенком до полутора лет и не подлежат обязательному социальному страхованию (в частности, матери или отцы, учащиеся по очной форме в профессиональных образовательных организациях) с 01.01.2023 получили право на два пособия:
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет;
- единое (универсальное) пособие.
Однако получить можно только одно из названных пособий. Выбор нужно сделать самостоятельно. Данное правило распространяется на случаи, когда ребенок родился до 01.01.2023. Соответственно, если ребенок родился 01.01.2023 и позднее, в отношении него назначается единое (универсальное) пособие.
Помощь лицам, вышедшим из тюрьмы, а также оставшимся без места жительства
В соответствии со статьей 182 Уголовно-исправительного Кодекса РФ, социальная поддержка для освобожденных направлена на их адаптацию, а также создание условий для их дальнейшего и скорейшего возвращения к нормальной жизни. Данная помощь представляет собой финансирование, предоставление бесплатных услуг, лекарств, компенсирование расходов на продукты, определенные товары и так далее.
Согласно статье 7 ФЗ № 178, за выплатами могут обращаться только граждане, чем месячный доход ниже показателя ПМ, установленного в регионе на текущий период времени. Обращаться за помощью необходимо через органы социальной защиты или многофункциональный центр. Совместно с заявлением, обязательно нужно предоставить паспорт, трудовую книжку, выписку о доходах, а также иные документы, которые могут затребовать.
В перечень услуг, которые также предоставляются бывшим заключенным, входят:
- обеспечение жилой площадью;
- предоставление необходимой одежды, обуви, постельных принадлежностей;
- бесплатное питание;
- помощь в оформлении необходимых документов;
- юридические консультации.
Какая существует адресная помощь малоимущим семьям в России
В целях решения проблемы экономической бедности возникает необходимость принятия конкретных мер. Одним из таких решений является обеспечение возможности привлечение как можно большего количества граждан к трудовой деятельности. Также используются методики реформирования системы выдачи заработной платы, исправление изъянов в действующей налоговой политике и т.д. преодоление бедности среди населения зависит от качества распределения доходов в области социальной защиты.
- выплата на новорожденного – 16 350 рублей;
- усыновление ребенка-инвалида – 124 900 руб.;
- помощь детям-первоклассникам — от 730 руб.;
- на проезд в общественном транспорте – от 240 руб.;
- помощь не на детей – зависит от региона проживания нуждающегося и в среднем составит 1 555 рублей;
- для студента – от 750 рублей;
- выплаты на питание – размер определяется индивидуально социальными службами.
- социальная пенсия ребёнку-инвалиду;
- компенсационные выплаты родителю (усыновителю), опекуну (попечителю) осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет, на период ухода за ребёнком-инвалидом;
- скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда);
- инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления, положена ежегодная компенсация расходов по оплате топлива и его доставке;
- ежемесячная денежная выплата и «социальный пакет», включающий в себя:
- дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в т.ч. обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте: к месту санаторно-курортного лечения и обратно по путевкам, выданным Фондом социального страхования и Министерством здравоохранения и социального развития субъекта РФ; к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению Министерства здравоохранения и социального развития субъекта РФ.
В соответствии с Областным законом от 24.12.2020 № 421-ЗС «О внесении изменений в Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» и отдельные областные законы о внесении изменений в Областной закон «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», в Областной закон от 22.10.2004 № 174-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области» с 01.01.2021 внесены следующие изменения:
1. Право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан:
1.1. Малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
1.2. Малоимущие семьи, состоящие только из неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, или малоимущие одиноко проживающие граждане из их числа, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения;
1.3. Малоимущие семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума для детей в Ростовской области.
2. Право на получение адресной социальной помощи в виде натуральной помощи имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.
3. При предоставлении адресной социальной помощи используется соответствующие величины прожиточных минимумов, установленные в Ростовской области на день подачи гражданином заявления.
4. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия, за исключением, попавших в экстремальную ситуацию, определяется:
4.1. Для лиц, указанных в подпункте 1.1 как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения на день подачи заявления и среднедушевым доходом малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина;
4.2. Для лиц, указанных в подпункте 1.2, как разница между полуторной величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом малоимущей семьи, состоящей только из неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, или малоимущих одиноко проживающих граждан из их числа;
4.3. Для лиц, указанных в подпункте 1.3, как разница между полуторной величиной прожиточного минимума для детей в Ростовской области среднедушевым доходом малоимущей семьи, в составе которой имеются дети-инвалиды.
5. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия не может быть менее 10 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленной на день подачи заявления.
6. Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
Правовое регулирование вопроса.
Под адресной помощью малоимущим в Ростовской области и других субъектах России понимается предоставление нуждающимся в материальной поддержке гражданам пособий, натуральной помощи, социальных выплат.
При этом первый вид чаще всего назначается в рамках социального контракта. Данный документ предполагает план по решению трудной жизненной ситуации и выход на самообеспечение.
К малоимущим законодательство относит тех лиц, которые по независящим от них обстоятельствам имеют доход менее ПМ, установленного в регионе.
Для семей он рассчитывается посредством нахождения усредненного значения заработка всех совместно проживающих членов семейства.
ПМ по Ростовской области составляет 11 053 тысяч рублей в месяц на душу населения.
Правовое регулирование госсоцпомощи осуществляется федеральным законодательством и региональными НПА.
На уровне субъекта господдержка устанавливается с учетом таких актов:
- закон Ростовской области от 22.10.04 №174-ЗС об адресной соцпомощи;
- областной закон о прожиточном минимуме от 07.12.98 №17-ЗС.
Досрочный выход на пенсию
Согласно Статье 28 Закона N 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается досрочно:
- женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;
- одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
- опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет. Трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;
- женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.
Во время специального брифинга министр труда и социального развития Ростовской области Елена Елисеева ответила на наиболее частые вопросы по оказанию мер социальной поддержки ростовчанам, введенных из-за пандемии коронавируса. «Блокнот Ростов» публикует все ответы чиновницы.
Внесут изменения в закон и для помощи семьям, которые воспитывают детей. Там будет прожиточный минимум на ребенка.
Если разница между прожиточным минимум и среднедушевым доходом на каждого члена ниже 10% (в РО это около тысячи рублей), то семья ее получит. Это не менее тысячи на семью.
– На внеочередном заседании заксобрания 9 апреля мы должны провести изменения в областной закон об адресной социальной помощи в Ростовской области. Мы увеличиваем количество людей, которые могут обратиться за ней. Сегодня в рамках данного закона есть ограничение в размере среднедушевого дохода на уровне прожиточного минимума (10 039 рублей). Этот показатель увеличат в 1,5 раза. Т.е. за помощью могут обращаться и те, у кого среднедушевой доход составит как минимум 15 тысяч рублей.
Кто может рассчитывать на получение адресной помощи
Уже неоднократно органы социальной защиты акцентировали внимание на широких возможностях, предоставляемых государством для оказания материальной помощи незащищенным слоям населения. Такие люди есть в любой стране, и Российская Федерация – не исключение из правила. Существует достаточно много программ поддержки, предусмотренных федеральной властью – ежемесячные пособия, льготы, выплаты на детей и единовременные суммы на удовлетворение самых насущных нужд. В период пандемии Президент распорядился автоматически продлевать льготы и выплаты, если таковые были оформлены до наступления кризисной ситуации с эпидемией, чтобы избавить многодетные семьи, инвалидов и пожилых граждан от хождения по бюрократическим инстанциям, рискуя заразиться опасной инфекцией.
Однако помимо таких мер поддержки социально незащищенных категорий россиян есть и другие – например, региональные пособия, о которых гораздо меньше информации, а также адресная помощь, рассчитывать на которую могут многие, но только после подачи заявления и предоставления необходимых документов. Некоторые люди так и не прибегли к этой возможности из-за недостаточной информированности, боязни получения отказа, незнания условий, при которых она предоставляется.
Условно тех, кто может рассчитывать на получение социальной помощи, можно разделить на три группы:
- Семьи с детьми – молодые, воспитывающие детей самостоятельно без поддержки второго родителя малыша, полноценная пара, студенты с малышами, у которых доход даже ниже прожиточного минимума, многодетные семьи – все это категории малоимущих граждан, среднедушевой доход которых не соответствует стандартным социальным нормативам, принятым в каждом субъекте РФ.
- Малообеспеченные – сюда, кроме родителей, зарабатывающих недостаточно из-за обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, относятся и пенсионеры. Здесь отмечается наличие стабильного дохода, который вроде бы позволяет существовать в относительно стабильной ситуации, но тем не менее оказывается недостаточным, как только возникают непредвиденные обстоятельства.
- Россияне среднего класса, у которых сложилась неблагоприятная жизненная ситуация, тоже могут рассчитывать на адресную помощь, при условии, что у их есть документальное тому подтверждение. Их недостаточная информированность легко объяснима отсутствием ранее таких неблагоприятных обстоятельств, но право на получение выплаты (единовременной или регулярной) у них тоже имеется. Например, в случае смерти членов семьи, увольнения единственного кормильца семьи, рождения у малоимущей пары троих детей одновременно, пожара, ограбления, техногенной катастрофы или катаклизма природного характера.
Минздравсоцразвития Российской Федерации открыл горячую линию, на которую можно бесплатно обратиться при необходимости. Можно узнать не только о порядке и месте предоставления разовой помощи, но и о требованиях, которые предъявляются к претендентам на пособие.
Может ли быть отказано в предоставлении адресной помощи
Как и в любом другом случае, заявитель может не получить денежные средства, но это происходит только в предусмотренных законом случаях, а именно:
- при указании заведомо недостоверных сведений с целью получения денег (все они проверяются в рамках межведомственного взаимодействия, и дезинформация непременно обнаруживается);
- при использовании поддельных документов и фиктивных справок;
- при представлении искаженных сведений о доходах или составе семьи;
- при утаивании объектов недвижимого или движимого имущества, находящегося в собственности заявителя, которые можно было бы продать, чтобы раздобыть срочно понадобившиеся деньги;
- при получении сотрудниками СЗН сведений о крупных приобретениях заявителя, сделанных перед обращением за помощью.
В получении адресной помощи может быть отказано здоровому человеку, у которого нет причин для отказа от трудоустройства – ни медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности, ни иных объективных причин. Логично предположить, что этот гражданин все же работает, но его доходы не фиксируются официально. Это вероятный вариант, если человек не состоит на учете в службе занятости населения.
За каждым гражданином России сохраняется законное право оспорить вынесенное решение в судебной инстанции, но спор в его пользу будет решен только в том случае, если отказ вынесен с нарушением положений действующего законодательства.
Рассмотрение заявления может длиться 10 дней с момента подачи заявления. Однако есть случаи, когда законом предусмотрена необходимость проведения дополнительной проверки, и тогда на получение ответа понадобится месяц или больше.
Уважаемые жители Ленинского района!
В 2021 году право на получение адресной социальной помощи в виде социального пособия имеют следующие категории граждан:
1) Малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины), среднедушевой доход, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется как разница между величиной прожиточного минимума и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина.
2) Малоимущие семьи, состоящие только из неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, или малоимущие одиноко проживающие граждане из их числа, имеющие по не зависящим от них причинам (объективные жизненные обстоятельства либо иные уважительные причины), среднедушевой доход, размер которого не превышает полуторную величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется как разница между полуторной величиной прожиточного минимума и среднедушевым доходом семьи или одиноко проживающего гражданина.
3) Малоимущие семьи, в составе которых имеются дети-инвалиды, среднедушевой доход которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума для детей в Ростовской области. Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия определяется как разница между полуторной величиной прожиточного минимума для детей и среднедушевым доходом семьи, в составе которой имеются дети-инвалиды.
Размер адресной социальной помощи в виде социального пособия не может быть менее 10 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленного на день подачи заявления.
Лицам, попавшим в экстремальную ситуацию, адресная социальная помощь в виде социального пособия назначается в размере, кратном величине прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, но не более чем в шестикратном размере величины прожиточного минимума, установленной в Ростовской области на день обращения за пособием.
- компенсация, предоставляемая многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, в размере 50%:
- платы за коммунальные услуги. Компенсация рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета компенсация рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При расчете компенсации не учитываются повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг, применяемые в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- оплаты стоимости твердого топлива, приобретенного в пределах норм, установленных нормативным правовым актом Российской Федерации, — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
- ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка:
- детям до шести лет — для приобретения лекарственных препаратов по рецептам врачей;
- детям — учащимся общеобразовательных организаций — для обеспечения школьной или спортивной формой, оплаты проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий.
Финансирование программы
При предоставлении адресной социальной помощи для населения, достаточно редко, она выделяется в виде материальных средств. Государственная поддержка осуществляется в виде натуральных продуктов (продовольственные товары, одежда, стройматериалы, личное медоборудование и т.д.).
Оказание поддержки для граждан может осуществляться не только управление соцзащиты, но и непосредственный наниматель.
На оформление АП претендует достаточно больше количество людей, так что требуется изначально изучить действующее законодательство на соответствие условий получения и социального статуса человека.
Уточнить все подробности можно в многофункциональных центрах, управлении соцзащиты населения, либо на сайтах ведомств.
Федеральная материальная помощь, на сегодняшний день, концентрируется на следующих целях:
- Субсидии для семей, имеющих трёх и более детей;
- Поддержка граждан, которые имеют заработную плату ниже установленного прожиточного минимума;
- Предоставление бесплатного питания для детей и граждан пенсионного возраста, выдача им одежды, и других вещей первой надобностии т.д.;
- Социальные контракты.
Меры социальной поддержки и льготы для граждан Ростова-на-Дону и Ростовской области установлены:
- Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» (в дальнейшем по тексту — Закон N 175-ЗС);
- Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 163-ЗС «О социальной поддержке тружеников тыла» (в дальнейшем по тексту — Закон N 163-ЗС)
и некоторыми другими.
Меры социальной поддержки ветеранов труда установлены статьей 1 Закона N 175-ЗС, а меры социальной поддержки тружеников тыла установлены статьей 1 Закона N 163-ЗС.
Областным законом Ростовской области от 17 января 2005 г. N 274-ЗС «О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области» (в дальнейшем по тексту — Закон N 274-ЗС) меры социальной поддержки установлены следующим категориям граждан:
- врачам, провизорам, работникам со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием, непосредственно осуществляющим медицинскую или фармацевтическую практику в медицинских организациях государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений образования и социального обслуживания населения;
- педагогическим работникам государственных областных и муниципальных образовательных организаций (в том числе руководителям дошкольных образовательных организаций), медицинских организаций государственной областной и муниципальной систем здравоохранения, учреждений социального обслуживания населения, культуры;
- социальным работникам государственной системы социальных служб Ростовской области и муниципальных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих отдельные социальные услуги населению в пределах переданных муниципальным образованиям в Ростовской области государственных полномочий;
- руководителям и специалистам, в том числе киномеханикам, государственных областных и муниципальных учреждений культуры, включая музеи, библиотекарям государственных областных и муниципальных образовательных учреждений;
- специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации;
- пенсионерам, проработавшим в сельской местности не менее десяти лет, из числа вышеуказанных лиц, в том числе прибывшим из других субъектов РФ (в случае переезда пенсионера в городской округ на постоянное место жительства указанные меры социальной поддержки не предоставляются).
Социальная поддержка граждан предоставляется в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат.
Данная льгота предоставляется за период фактического проживания в указанные Законом N 274-ЗС годы в Ростовской области.
Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (в дальнейшем по тексту — Закон N 165-ЗС) определены меры социальной поддержки и социального обслуживания для:
- беременных женщин из малоимущих семей;
- кормящих матерей;
- детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей;
- детей из многодетных семей, а также
- детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, следующих категорий:
- детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- детей, проживающих в малоимущих семьях;
- детей, находящихся в социально опасном положении.
В частности, статьей 10 Закона N 165-ЗС предусмотрены меры социальной поддержки детей первого-второго года жизни из малоимущих семей, включающие ежемесячную денежную выплату на каждого ребенка в размере 400 рублей для приобретения специальных молочных продуктов детского питания.
Похожие записи: