Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перейти должностной рубеж: когда осудят за превышение полномочий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Часть 3 ст. 286 ук рф предусматривает особо квалифицированные виды превышения должностных полномочий, если оно совершено:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий.
Насилие по составу может быть как физическим, так и психическим. Физическое насилие может выражаться в нанесении побоев, истязаниях, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью и т.п. Психическое насилие может выражаться в угрозе применить физическое насилие вообще либо в угрозе совершить одно из перечисленных выше действий.
Под оружием понимают устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. К оружию в смысле п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ следует отнести любые виды оружия: огнестрельное, холодное, метательное, пневматическое, газовое, кроме конструктивно сходных с оружием изделий, пневматических винтовок, пистолетов и револьверов, сигнальных пистолетов и револьверов калибра не более 6 мм. Под применением оружия понимается его фактическое использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего.
К специальным средствам относятся приспособления и устройства, предназначенные для отражения нападения преступников, прекращения массовых беспорядков (наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, смирительные рубашки, дубинки и т.д.). Для привлечения лица к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий по признаку применения специальных средств, а равно оружия необходимо, чтобы они применялись должностным лицом в нарушение правил и порядка их использования.
К тяжким последствиям следует относить причиненный вред здоровью, ущерб собственности в крупном размере, дезорганизацию производства, имеющего особое значение для экономики и социальной жизни, и т.д.
Отличие превышения должностных полномочий (ст.286) от злоупотребления должностными полномочиями (ст.285). |
|
Ст. 286 УК |
Ст. 285 УК |
По объективной стороне: |
|
Деяние (только в форме активного действия) – совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; Под превышением должностных полномочийпонимают совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Формы превышения:
|
Деяние – использование виновным своих служебных полномочий вопреки интересам службы, то есть во вред задачам, стоящим перед соответствующей структурой. Под использованием лицом своих служебных полномочий понимают такие действия должностного лица, которые вытекали из его служебных полномочий и были связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это должностное лицо наделено в силу занимаемой должности. Это использование служебных полномочий может быть совершено как путем активных действий должностного лица, так и путем бездействия должностного лица, когда последний не выполняет возложенные на него обязанности. Действия:
Бездействия:
|
По субъективной стороне: |
|
Мотив и цель – факультативные признаки. |
Обязательно наличие мотива – корыстная или иная личная заинтересованность. |
Получение и дача взятки (ст. 290, 291).
Объект– интересы службы в органах государственной службы.
Какие правонарушения входят в состав преступного деяния, предусмотренного статьей 285 УК РФ?
Статьей 285 УК РФ предусмотрено несколько составов уголовного правонарушения «злоупотребление должностными полномочиями».
К основному составу относят проступок, совершенный из личных побуждений в целях получения выгоды вопреки интересам службы (часть 1 статьи 285 УК РФ).
Если преступление совершено гражданином, являющимся должностным лицом федерального органа власти, органа власти субъекта РФ или главой муниципального образования, то проступок квалифицируется по части 2 статьи 285 УК РФ и за него наступает более строгое наказание.
К третьему составу относят преступное деяние в виде злоупотребления должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия (часть 3 статьи 285 УК РФ).
Для выбора эффективного способа защиты от уголовной ответственности за злоупотребление служебным статусом рекомендуем обратиться к адвокатам компании СКП. Мы поможем установить, имеет ли совершенный проступок признаки преступления и причинен ли вред другим лицам.
Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК РФ)
Данное преступление определено в законе как неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.
Объективные признаки
Предметом преступления является любая документированная информация (документы, материалы) политического, экономического, организационного или иного характера независимо от того, на каком носителе она закреплена. Эта информация служит предметом анализируемого преступления, если она запрошена надлежащим субъектом в установленном порядке, и в соответствии с действующим законодательством должностное лицо, к которому обращен запрос, обязано ее предоставить.
Под документом понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию, или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель (ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Государственная Дума и Совет Федерации в соответствии со ст. 95 Конституции РФ являются палатами Федерального Собрания РФ — федерального органа законодательной и представительной власти. Согласно Регламентам обеих палат каждая из них вправе получать необходимую информацию от других государственных органов и организаций. Таким же правом Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации» наделяет и Счетную палату РФ — постоянно действующий орган государственного финансового контроля, осуществляющий контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность.
Отказ предоставить информацию является неправомерным и в тех случаях, когда она запрошена депутатом, группой депутатов, комитетом палат Федерального Собрания, аудитором или инспектором Счетной палаты РФ.
Объективная сторона может быть выражена в любой из предусмотренных законом форм: 1) неправомерный отказ в предоставлении информации, 2) уклонение от ее предоставлении, 3) предоставление заведомо неполной информации, 4) предоставление заведомо ложной информации.
Неправомерный отказ в предоставлении информации — это действие, состоящее в отрицательном ответе (извещение о том, что информация не будет предоставлена) на запрос компетентного органа или лица, которому виновный был обязан предоставить требуемую информацию в соответствии с установленным порядком, но без уважительных причин отказывается ее предоставить.
Уклонение от предоставления информации состоит в бездействии, т. е. или в фактическом непредоставлении информации вообще без ответа на запрос, или в «отписках», содержащих надуманные причины непредоставления информации. Во всех подобных случаях должностное лицо не желает удовлетворить запрос, но свое нежелание открыто не проявляет.
Предоставление заведомо неполной информации — это смешанное бездействие, при котором должностное лицо лишь частично предоставляет запрошенную информацию, намеренно уклоняясь от предоставления другой ее важной части, что делает невозможной объективную и правильную оценку затребованной информации.
Предоставление заведомо ложной информации — это действие, которое заключается в намеренном искажении запрошенной информации, т. е. в предоставлении сведений, полностью или частично не соответствующих действительности.
Преступление имеет формальный состав, признается оконченным с момента совершения описанных в законе действий или невыполнения требуемых действий.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, на котором официально лежит обязанность предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 287 УК РФ) предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ (эти понятия освещены при анализе ст. 285 УК РФ).
Особо квалифицированный состав (ч. 3 ст. 287 УК РФ) характеризуется наличием любого из трех признаков: а) преступление сопряжено с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органа государственной власти; б) оно совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; в) оно повлекло тяжкие последствия.
Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, означает утаивание сведений о фактах допущенных правонарушений, об обстоятельствах их совершения либо о виновных в их совершении. Речь идет не только о преступлениях, но и о других правонарушениях, совершенных должностными лицами органов законодательной, исполнительной или судебной власти Российской Федерации или субъекта РФ (но не органов местного самоуправления).
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору означает, что описанные в ч. 1 ст. 287 УК РФ деяния совершены двумя или большим числом должностных лиц, каждое из которых в соответствии со своим служебным статусом обязано предоставить требуемую информацию палатам Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ, если они заранее, т. е. до начала преступления, договорились между собой о совместном его совершении. Но для квалификации преступления как совершенного организованной группой не обязательно, чтобы устойчивая группа состояла только из упомянутых должностных лиц, достаточно, чтобы в нее входили хотя бы два таких лица, вступивших в устойчивые преступные связи с другими лицами, как должностными, так и недолжностными.
Тяжкие последствия как особо квалифицирующий признак — понятие оценочное и охватывает различные как по характеру, так и по степени опасности последствия: существенное искажение данных об исполнении государственного бюджета, обострение отношений между разными ветвями государственной власти, срыв плана законотворческой деятельности Федерального Собрания РФ, дискредитация органов государственной власти и т. д.
Получение взятки (ст. 290 УК РФ)
Это преступление определяется в законе как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Взяточничество представляет собой одну из самых опасных и весьма распространенных, но очень труднодоказуемых форм коррупции.
Объективные признаки
Обязательным признаком получения взятки является ее предмет. Взятка может выражаться в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконного оказания услуг имущественного характера либо предоставления иных имущественных прав.
Под деньгами закон подразумевает денежные знаки в российской или иностранной валюте, находящиеся в обращении либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену на новые.
Ценной бумагой называется документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
К ценным бумагам относятся государственные и негосударственные облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, коносаменты, акции и другие документы, которые законодательством Российской Федерации отнесены к категории ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК РФ).
Иное имущество охватывает любое другое, помимо денег и ценных бумаг, имущество (включая имущественные обязательства), как движимое (драгоценности, автомобиль, картина, кинокамера и др.), так и недвижимое (земельный участок, жилой дом, дача и т. п. — ст. 130 ГК РФ).
В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 разъясняется, что «под незаконным оказанием услуг имущественного характера следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами)». Так, по одному уголовному делу взяткой была признана работа по ремонту принадлежащего должностному лицу автомобиля.
Касаясь понятия иных имущественных прав, Пленум разъясняет, что «имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ)».
Таким образом, прежней законодательной формулировкой «выгоды имущественного характера» охватываются: 1) услуги имущественного характера и 2) иные имущественные права (например, право безвозмездного пользования имуществом, наследование по завещанию).
В литературе предпринимались попытки определить минимальную стоимость предмета преступления. Некоторые ученые опирались на ст. 575 ГК РФ.
С включением в УК РФ статьи 291.2 (мелкое взяточничество) стоимость предмета взятки в смысле ст. 290–291.1 УК составляет сумму, превышающую 10 тыс. руб. (если не брать в расчет ничтожную стоимость, превращающую деяние в малозначительное в соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ). Объективная сторона заключается в получении взятки лично или через посредника.
Под получением взятки лично следует понимать ее фактическое принятие не только самим должностным лицом, но и его родными или близкими с его согласия или при отсутствии его возражений.
Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо получает взятку не из рук взяткодателя, а от лица, которое выступает в роли передаточного звена между взяткодателем и взяткополучателем. Смысл использования посредника состоит в том, чтобы затруднить выявление факта взяточничества.
Само по себе получение должностным лицом имущественной выгоды еще не означает получения взятки. Необходимым признаком этого преступления является обусловленность взятки последующими действиями должностного лица. Это значит, что взяткодатель не просто вручает должностному лицу подарок, а передает материальные ценности, предоставляет услугу имущественного характера или иные имущественные права за то, что должностное лицо совершит в его пользу ответные действия (или воздержится от их совершения).
Закон предусматривает четыре формы желательного для взяткодателя поведения должностного лица в ответ на передачу ему взятки: она вручается под условием, что за взятку должностное лицо совершит в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), которые:
а) входят в служебные полномочия должностного лица;
б) не входят в его служебные полномочия, но оно может способствовать совершению таких действий (бездействия) в силу своего должностного положения;
в) выражают общее покровительство взяткодателю со стороны должностного лица;
г) означают попустительство взяткодателю по службе со стороны должностного лица.
Под совершением действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица следует понимать совершение или воздержание от совершения в интересах взяткодателя действий, которые находятся в рамках компетенции должностного лица и которые оно должно было или могло совершить по службе.
Способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц означает использование взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других (подчиненных ему или равных по рангу) должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействию) путем уговоров, обещаний, принуждения и др. (п. 4 того же постановления).
Однако получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением, отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ.
Третий вариант желательного для взяткодателя поведения должностного лица заключается в общем покровительстве по отношению к взяткодателю.
Посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)
Объективные признаки
Объективная сторона заключается в совершении двоякого рода действий: а) непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя; б) способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации соглашении между ними и даче-получении взятки.
Преступление в первой форме является оконченным с момента фактической передачи посредником взятки должностному лицу. Во второй форме преступление по смыслу закона должно признаваться оконченным в момент достижения соглашения между взяткодателем и взяткополучателем об условиях передачи взятки. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя (посредничество во взяточничестве) отличается от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица тем, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество (п. 27 постановления).
Обязательное условие наказуемости посреднических действий — значительный размер взятки (свыше 25 тыс. руб.), посредничество во взяточничестве на меньшую сумму не является уголовно наказуемым деянием.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет или специальный субъект (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ).
Квалифицированные виды
Квалифицированными видами посредничества закон (ч. 2 ст. 291.1 УК РФ) признает, во-первых, содействие даче-получению взятки за совершение заведомо незаконных действий, а во-вторых, за использование посредником своего служебного положения.
Особо квалифицированные виды данного преступления (ч. 3 ст. 291.1 УК РФ) предполагают его совершение а) группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой; б) в крупном размере, т. е. при стоимости предмета преступления свыше 150 тыс. руб. (примечание 1 ст. 290 УК РФ).
Частью 4 ст. 291.1 УК РФ предусмотрена ответственность за посредничество при особо крупном размере взятки (свыше 1 млн руб. — примечание 1 к ст. 290 УК РФ).
ОБЕЩАНИЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВА
В ч. 5 ст. 2911 УК РФ предусмотрен самостоятельный состав посреднических действий в форме обещания или предложения посредничества во взяточничестве.
Обещание посредничества означает выраженное устно, письменно или иным образом согласие лица оказать содействие в достижении соглашения между взяткодателем и взяткополучателем либо в непосредственной передаче взятки. Предложение посредничества выражается в инициативном изъявлении лицом готовности оказать посреднические услуги взяткодателю или взяткополучателю либо сразу обоим. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве.
Обращает на себя внимание тот факт, что обещание или предложение посредничества уголовно наказуемы независимо от размера взятки, тогда как реальное посредничество при незначительном размере взятки не является преступным. Иными словами, намерение оказать посреднические услуги законодатель объявляет более опасным деянием, чем фактическое оказание таких услуг.
«Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ). Предметом преступления является имущество (имущественная выгода), стоимость которого не превышает 10 тыс. руб.
Чтобы привлечь виновное лицо к ответственности пострадавший или третье лицо (свидетель, представитель пострадавшего), должен обратиться в государственный орган, защищающий права граждан – МВД. Если же превышение полномочий было допущено сотрудником полиции, лучше написать жалобу в прокуратуру.
Чтобы доказать вину должностного лица нужно предварительно подготовить все возможные доказательства осуществления преступления. Это поможет следствию точнее восстановить картину произошедшего. Такими доказательствами являются:
- документы, полученные во время совершения преступления (к примеру, при неправомерном задержании полицией),
- документы, подтверждающие причиненный пострадавшему вред (к примеру, медицинское заключение),
- показания свидетелей,
- аудио, видео и фото с места преступления.
Пример превышения служебных полномочий — в видео ниже:
Имеющиеся доказательства, а также копию паспорта пострадавшего нужно прикрепить к заявлению в полицию или прокуратуру. В заявлении нужно указать:
- Кто и к кому обращается (в шапке).
- Адрес и телефон обращающегося (в шапке).
- Обстоятельства дела (когда, где, каким образом было осуществлено преступление).
- Все известные сведения о преступнике или преступниках.
- К каким последствиям привело преступление.
- Какая цель данного документа (что требуется сделать).
- Дата и подпись.
- Перечень прикрепленных доказательств по делу.
После подачи заявления потерпевший, свидетели и обвиняемый могут быть несколько раз вызваны на допрос, а также в суд.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.
Комментарий к статье 285 Уголовного Кодекса РФ
1. Рассматриваемое преступление посягает на законную деятельность властного публичного аппарата — органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ.
2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: 1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями.
3. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности.
4. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п.
5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Верховный Суд РФ указал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать ряд факторов (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»). Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления.
7. С субъективной стороны должностное злоупотребление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, хотя в большинстве случаев злоупотребление совершается с прямым умыслом. Преступление характеризуется специальными мотивами. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п.
Иную личную заинтересованность, как признак состава рассматриваемого преступления, не следует отождествлять с известной неуголовному законодательству личной заинтересованностью (см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции»), которая подразумевает возможность неосновательного обогащения служащего и в этом качестве фактически выступает в качестве синонима корыстных побуждений.
8. Субъект преступления специальный — должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах.
Легальное определение представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК (см. комментарий к нему).
Организационно-распорядительные функции реализуются, как правило, в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить руководитель отдела в министерстве, директор государственного учреждения образования и т.п. В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия (см.: СПС «КонсультантПлюс», документы N 9420 (ARB) и 16279 (ARB)), хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится.
Использование служебного статуса
Злоупотребление должностными полномочиями предполагает совершение действий, которые хоть и непосредственно связаны с реализацией сотрудником его обязанностей и прав, но не вызваны необходимостью. Такие поведенческие акты противоречат как общим требованиям и задачам, осуществляемым государственным аппаратом и структурами местного самоуправления, так и целям, для которых гражданин получил соответствующие правомочия.
Статья 285 УК РФ распространяется на случаи совершения из корыстной либо другой личной заинтересованности действий при отсутствии оснований и обязательных условий для этого. К примеру, производится прием на работу граждан, которые фактически не исполняют трудовые обязанности, выдается водительское удостоверение людям, не сдавшим экзамен, освобождение начальниками (командирами) своих подчиненных от выполнения ими их обязанностей с направлением для обустройства частного владения служащего или работы в коммерческих организациях.
В отличие от хищения имущества, принадлежащего иным лицам, с использованием должностных полномочий, злоупотребление ими из корыстных побуждений образуют такие действия служащего, которые или не связаны с изъятием материальных ценностей (к примеру, получение выгоды от эксплуатации вещи не по назначению), или связаны с возмездным/временным их изъятием. Если деяние выразилось в фактическом обращении объекта в пользу виновного, то оно полностью охватывается частью 3 ст. 160 либо ч. 3 ст. 159 и дополнительно по рассматриваемой норме не квалифицируется. В случае когда служащий, используя свое положение, кроме хищения, совершает иные противоправные действия, которые связаны со злоупотреблением полномочиями из корысти или по другой личной заинтересованности, его поведение подпадает под соответствующие положения Кодекса в совокупности.
Понятия злоупотребления и превышения полномочий
Злоупотреблением должностными полномочиями является их использование чиновником в личных целях. При этом необходимо доказать причинно-следственную связь между действиями (или бездействием) чиновника и наступившими последствиями.
В большинстве случаев в основе действий чиновника лежит корыстный мотив.
Для оценки злоупотребления полномочиями нужно рассмотреть нормативные акты, уставные документы и должностные инструкции подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, чтобы оценить их границы.
Злоупотребление полномочиями, в отличие от их превышения, предполагает, что действия чиновника находятся в рамках должностных инструкций, но он использует полномочия в личных целях.
Превышение полномочий выражается в деятельности, которая явно выходит за рамки власти данного лица. Последствия таких действий выражается в нарушении прав граждан и организаций. Таким образом, превышение должностных полномочий затрагивает интересы общества и государства.
Важную роль при оценке состава преступления превысившего полномочия должностного лица играет учёт принципа существенности и причинно-следственная связь.
Куда жаловаться если работодатель превышает свои полномочия
То есть сотрудник полиции, который превышает должностные полномочия, обязательно должен находиться при исполнении (не в отставке, в отпуске, на больничном и т.п.). Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с превышением полномочий, то вам следует помнить, что:
- Все случаи уникальны и индивидуальны.
- Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
- Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
Злоупотребление должностными полномочиями в соответствии со статьей 285 УК РФ — использование сотрудником полиции своих служебных полномочий вопреки интересам службы и при этом обязательно совершенное из корыстной (иной личной) цели и в обязательном порядке повлекшее за собой существенное нарушение прав граждан (юридических лиц) либо законных интересов общества или государства.
Поведение считается неправомерным по отношению предприятий, людей, общественности и страны. В 1 части этой статьи говорится, что виновный будет осужден:
- на 4 года с тюремным заключением
- подвержен штрафным санкциям в размерах, зависящих от совершенного деяния, это может быть одна зарплата или 80 тыс. руб.
- принудительным работам
- потерей права занимать руководящие посты в пределах 5 лет
- лишением свободы на 6 мес.
Как доказать властные злоупотребления
Прежде чем подать жалобу на злоупотребление конкретного должностного лица, сначала стоит убедиться, что при совершении определенных действий он превысил свои полномочия для получения выгоды. В противном случае, когда в возбуждении уголовного дела будет отказано, «несостоявшийся правонарушитель» может обратиться в суд за защитой чести и достоинства, обязав заявителя оплатить материальный или моральный ущерб.
Чтобы правильно квалифицировать действия представителя власти, следует опираться на такие признаки злоупотреблений:
- обвиняемый наделен определенными полномочиями, поэтому он отдавал приказы, инструкции и распоряжения, не выходя за рамки своих должностных возможностей, в то время как подчиненные только неукоснительно следовали предписаниям;
- представитель власти использовал свои полномочия против тех интересов, ради которых он был ими наделен. Любой руководитель или чиновник должен выполнять определенные должностные обязанности, предусмотренные соответствующей инструкцией. И если, совершая определенные действия, он преследовал только свои интересы, то это явно указывает на злоупотребление;
- основной мотив совершения правонарушения – это получение собственной выгоды лица (в том числе для улучшения материального положения) или связанных с ним лиц (родственников, коллег и т. д.).
Если не удастся доказать наличие корыстного мотива при злоупотреблении, в то время как действия представителя власти повлекли за собой ущерб организации, его могут обвинить в преступной халатности.
Основные виды превышения полномочий
Количество случаев и махинаций не перечесть. И каждый из них требует индивидуального расследования. Самыми популярными видами нарушений считаются служебные подлоги, обеспечивающие улучшенные показатели работы. На этом же уровне находятся чрезмерные и нерациональные траты бюджета. Участились случаи избиений и пыток, которые тоже расследуются и являются основой для осуждения уполномоченных лиц.
Например, в исправительных колониях не единичны случаи, когда охрана или работники проводят жесткую «воспитательную работу». В свое оправдание они ссылаются на поручения начальства. Конечно же, такие случаи пресекаются в судебном порядке, и виновные уже сами отбывают в колонию строгого режима для перевоспитания.
В психологии такое поведение обусловлено желанием выслужиться перед начальником и получить его лояльность. При отсутствии контроля, такие указания нередко становятся важнее буквы закона. Добросовестность и человечность — всегда в цене. Поэтому, получая преступный указ, никто не должен выполнять его.
Под рассматриваемую статью Уголовного Кодекса часто подпадают полицейские. Кроме неправомерного и грубого поведения, они часто бывают замешаны в хищении и взяточничестве. К превышению полномочий относится «выбивание показаний» у задержанных. Нередко полицейские требуют сознаться в несовершенном преступлении. Часто в историю замешаны несовершеннолетние. Подобное поведение блюстителей порядка недопустимо в обществе.
Понятие, признаки, отличие от злоупотребления должностными полномочиями.
Данное преступление регулируется ст. 286 УК РФ. Данное преступление является особым видом злоупотребления должностного лица своим служебным положением. Отличие данного преступления от злоупотребления должностными полномочиями в том, что при злоупотреблении должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, а в случае превышения должностных полномочий, лицо совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.
Для установления признаков данного преступления, необходимо точно установить объем полномочий, предоставленных данному должностному лицу. Эти полномочия определяются положением, уставом, инструкцией или иным нормативным актом.
Превышение должностных полномочий имеет место быть, если действия этого лица были связаны с осуществлением им своих должностных обязанностей.
Действиями, выходящими за пределы полномочий должностного лица, будут считаться:
1) Действия, относящиеся к полномочиям другого лица, должностного лица другого ведомства или коллективного органа;
2) Действия, совершенные этим должностным лицом, но при наличии определенных обстоятельств;
3) Действия, которые никто и не при каких обстоятельств не может совершить ( к примеру: причинение насилия гражданину, пришедшему на приём к данному должностному лицу).
Субъект – только должностное лицо из числа государственных служащих.
Ст. 286 УК РФ предусмотрены следующие виды уголовной ответственности за данное преступление:
Ч.1 ст.286 УК РФ – штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Ч.2 ст.286 УК РФ – штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Ч.3 ст.286 УК РФ – лишение свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.