Корректировка индивидуальных сведений персучета
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Корректировка индивидуальных сведений персучета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Посмотрим, что будет, если переплата, возникшая, например, в 2021 году, будет выявлена уже в 2023-м. На дату перехода на ЕНС этих сведений у налоговиков не было – в состав ЕНС засчитывать их формально как бы не положено. Нормы о возврате/зачете «нормальной» (не ЕНС-ной) переплаты больше не действуют.
Уточненная декларация: подавать или нет
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:
- проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;
- начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;
- налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;
- даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).
Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».
Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.
Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.
Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:
- проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);
- назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;
- проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.
Как и когда сдать корректирующий отчёт 6-НДФЛ
Если после заполнения и отправки отчётного документа налоговый агент обнаружил в нём ошибку, то следует незамедлительно выполнить корректировку и направить исправленную версию в налоговый орган.
При этом следует использовать ту форму, которая действовала в отчётном периоде, когда был подан первичный отчёт. То есть если бухгалтеру необходимо исправить три расчёта 6-НДФЛ за полугодие, девять месяцев и весь 2021 год, то он должен заполнить три корректировочных отчёта. Отчёт за полугодие и девять месяцев 2021 года на бланке, утверждённом Приказом ФНС России от 15 октября 2020 года № ЕД-7-11/753@. А корректировку 6-НДФЛ за 2021 год — на бланке, в котором учтены изменения, введённые Приказом ФНС России от 28 сентября 2021 года № ЕД-7-11/845@.
Как исправить ошибку в приложении № 1 к 6-НДФЛ
Начиная с налогового периода 2021 год вместо формы 2-НДФЛ представляется «Справка о доходах и суммах налога физического лица», которая является приложением № 1 к расчёту 6-НДФЛ. Чтобы уточнить недостоверные сведения в приложении № 1 ранее представленного расчёта за год, в состав корректирующего расчёта надо включить корректирующую или аннулирующую справку.
В заголовке уточнённой справки указывается (п.п. 5.2, 5.3 Порядка заполнения):
- в поле «Номер справки» — номер ранее представленной первичной справки;
- в поле «Номер корректировки сведений»;
- при представлении корректирующей справки взамен ранее представленной указывается соответствующий номер корректировки (например, «01», «02» и так далее);
- при подаче аннулирующей справки взамен ранее представленной проставляются цифры «99».
Когда отвечать за ошибки не придется?
Уточненная декларация – реальный шанс избежать доначислений, пеней, штрафов. Если документ подан в налоговую до того, как недостоверные сведения выявлены инспектором в рамках камеральной проверки, за неполноту отражения сведений или за их неотражение наказывать не будут. И за занижение суммы налога ответственность нести не придется.
Также доначисления не грозят налогоплательщику, который подает уточненку после выездной налоговой проверки. Правда, это касается только исправления сведений, на которые инспекторы не обратили внимания. Если ошибки выявили в ходе проверки, подача уточненки не поможет избежать ответственности. Придется пересчитывать налог, корректировать сведения в налоговой декларации, платить все доначисленные суммы.
Когда штраф начисляться не должен?
Логика проста: если налогоплательщик подает уточненную декларацию, не нарушая налоговое законодательство, штрафовать за ошибку ФНС не должна. Но бывают ситуации, когда регуляторы пренебрегают этим правилом. Важно знать, когда штрафы неправомерны, чтобы уверенно отстаивать свои интересы, в том числе и в суде.
Приведу в пример прецедент, по результатам которого Пленумом ВАС РФ вынесено постановление № 57 от 30.07.2013. Налогоплательщик допустил ошибку в первичной декларации. Эта ошибка привела к занижению суммы налога. Налогоплательщик выявил недостоверные сведения, подал уточненку в налоговую, но не заплатил недоимку и пеню. При этом у него по соответствующему налогу была переплата, покрывающая сумму недоимки и пени. ФНС не зачла переплату в счет недоплаченного налога, оштрафовала налогоплательщика. Компания подала в суд и выиграла дело.
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Что нужно делать, чтобы избежать штрафов
Чтобы избежать штрафов, необходимо придерживаться строгих правил. Если специалист компании успел заметить недочет после подачи декларационных документов, однако, до окончания сроков подачи документов, штрафы компании не будут грозить. За неуплаченную сумму доначисленного налога начислят лишь пеню.
Может быть и такая ситуация, когда ошибка была замечена после установленного срока. Чтобы не получить штраф, необходимо при указании корректировочной информации посчитать и уплатить пеню за просроченное время. Лишь после этого можно отдавать уточненную декларацию.
Если внесение корректировок не увеличивает размеры налога, даже по истечению срока подачи декларация не является предоставленной с нарушениями. Можно подать декларационные документы за любой период, даже если срок более 3 лет.
Отправке уточненной декларации предшествует получение из инспекции уведомления о будущей выездной проверке. Если налоговые обязанности увеличиваются при составлении «уточненки», проверяющие не доначислят налог. Однако штраф заплатить придется. Если организация сама заплатит пени и налоги, штрафные санкции могут уменьшить, что предусмотрено в подпункте 3 пункта 1 статьи №112 НК РФ.
Как выбрать многофункциональное ПО для алкогольной декларации?
Три главных критерии для такого ПО — это функции, которые оно выполняет: В этой сфере услуги помощника предлагают разработчики, на разных условиях, какой вариант будет оптимальным для индивидуального предпринимателя решать ему исходя из требований к программному обеспечению и финансовым возможностям.
Лидирующие позиции на отечественном рынке занимают такие представители:
- «ЦентрИнформ» и разработчики РАР на бесплатной основе позволяют установить Декларант-Алко для того, чтобы продавцы горячительных напитков заполняли алкодекларацию, добавляли результаты о товаре, который реализуют и хранили данные о поставщиках спиртного;
- Компания «Контур» и её сервис «Контур.Алкодекларация» сотрудничают бесплатно на ознакомительном этапе клиента с предлагаемым продуктом, но в дальнейшем необходимо будет покупать доступ. Тарифные ставки зависят от перечня предлагаемых услуг и местоположения торговой точки — от 4 500 до 10 500 рублей;
- «Сервер-Центр» предлагает для работы с декларацией программу «Кависта», которую можно скачать бесплатно или заказать платную версию с дополнительными опциями стоимостью 1200 рублей за год пользования или бессрочную за 1890 рублей.
Общий и альтернативный порядок исправления ошибок
Согласно общему правилу, озвученному в абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Иными словами, исправляя ошибку, допущенную в прошлом периоде, налогоплательщик составляет и представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за данный период. Это касается всех налогов: налогов на прибыль, имущество, НДС и т.д. Если обнаруженная ошибка привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уточненную декларацию. Это установлено п. 1 ст. 81 НК РФ, как и то, что при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, представление уточненной декларации остается на усмотрение налогоплательщика. То есть если в результате допущенной ошибки налогоплательщик переплатил налог в бюджет, то он может ее и не исправлять.
Если же намерения «прощать» переплату налога у налогоплательщика нет, он должен быть готов к тому, что представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (или увеличена сумма полученного убытка), по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), спровоцирует проведение:
- камеральной и выездной проверок, даже если за период, охваченный уточненной декларацией, проведен налоговый мониторинг (пп. 3 п. 1.1 ст. 88, пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
- повторной выездной проверки (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Названные последствия являются серьезным стоп-фактором для заявлений о существующей переплате по налогам, поэтому налогоплательщики чаще всего прибегают к альтернативному способу корректировки своих налоговых обязательств. Это позволяет абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ (действует с 01.01.2010), который гласит: «в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Ключевой момент. Абзац 3 п. 1 ст. 54 НК РФ является гарантией защиты права налогоплательщика на справедливое налогообложение результатов его экономической деятельности, поскольку приводит к обложению налогом действительных результатов деятельности и устраняет искажения налоговой базы, имевшие место в завершенных налоговых периодах (Постановления АС ЗСО от 15.06.2015 N Ф04-19602/2015, ФАС МО от 20.06.2014 N Ф05-6024/2014).
На сегодняшний день уже стало общепризнанным, что данная норма устанавливает два самостоятельных случая для перерасчета налога в текущем периоде, а именно когда:
- определить период совершения ошибки (искажения) невозможно;
- допущенная ранее ошибка привела к излишней уплате налога.
Из-за синтаксического строения абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ это не было очевидным до официального разъяснения Минфина России (Письмо от 23.01.2012 N 03-03-06/1/24).
«Уточненка» с суммой налога к увеличению
Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта уточненка будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая уточненка еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.
Напомним, что согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки. Просто начислить штраф на суму разницы между первоначальной декларацией и «уточненкой» они не вправе (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279; постановления ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013; ФАС ЗСО от 26.04.2013 № А27-8594/2012).
В частности, это означает, что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):
- сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
- заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи уточненки.
«Уточненка» при камеральной проверке
Камеральную проверку налоговики проводят в отношении каждой декларации, которая к ним поступает. Какого-либо решения для этого им выносить не нужно. Срок такой проверки 3 месяца. По истечении этого времени налоговики должны составить акт камеральной проверки, фиксирующий ее результаты, но только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения.
Если декларация не вызвала вопросов, акта не будет (пункт 5 ст. 88 НК РФ; п. 1 письма ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693, п. 2.6 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). В ходе камералки вам может быть направлено требование о представлении пояснений и внесении исправлений (п. 3 ст. 88 НК РФ, Приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).
Такое требование не означает, что вы непременно должны сдать «уточненку». Если вы уверены в данных, отраженных в декларации, просто представьте письменные пояснения, откуда такие цифры. Если же есть понимание, что показатели действительно нужно исправить, потребуется уточненка.
Если исправления связаны с занижением суммы налога перед подачей уточненки уплатите налог и пени. Как уже упоминалось документом, фиксирующим нарушения, которые выявлены в ходе камералки, является акт проверки. Поэтому оштрафовать вас за ошибки, исправленные до составления такого акта, при условии доплаты налога и пени, налоговики не могут. Более того, получив «уточненку» до истечения 3 месяцев, налоговики должны прекратить все действия по проверке первоначальной декларации и начать проверку уточненки.
Аналогичным образом ФНС рекомендует не составлять акт проверки (не вручать его), если «уточненка» подана до вручения камерального акта налогоплательщику. Если, конечно, речь не идет о проверке декларации с суммой НДС к возмещению (п. 3 письма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@).
А вот подавать «уточненку» после вручения акта камеральной проверки, особого смысла нет. По мнению ФНС, такая «уточненка» уже не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам (письмо ФНС России от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327).
Да и судебная практика на этот счет противоречива. Некоторые суды указывают, что камералка заканчивается только с принятием итогового решения. И если до вынесения такого подана «уточненка», проверка первоначальной декларации должна прекратиться (постановления ФАС ЗСО от 14.01.2013 № А81-1421/2012; ФАС МО от 24.09.2012 № А40-6180/12-99-34).
Однако другие указывают, что такая трактовка позволяет налогоплательщику избежать ответственности за выявленные проверкой нарушения, просто уплатив доначисленные в акте налоги и пени и представив «уточненку» до вынесения итогового решения (постановление ФАС УО от 04.04.2013 № Ф09-2044/13).