Получение взятки должностным лицом в крупном размере
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение взятки должностным лицом в крупном размере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Штраф или ограничение свободы за взяточничество
Степень наказания полностью основана на сумме, переданной чиновнику.
Форма и размер наказаний классифицируются так:
- При взятке до 10 000 рублей может быть вынесено наказание в виде лишения свободы или частичной изоляции на срок от 1 года до двух лет, или может быть выписан штраф. Размер штрафа может быть до 200 000 рублей, он определяется судом индивидуально и может составить сумму в размере трехмесячной зарплаты обвиняемого.
- При взятке, превышающей сумму 25 000 рублей может быть применен штраф от 200 000 рублей до 1 500 000 рублей или наказание в виде полного лишения свободы на срок до шести лет. А также, судом может быть вынесено дополнительное наказание в виде запрета на работу в качестве государственного служащего на срок до трех лет.
- При даче взятки в крупном размере, наказания тоже являются «крупными». Штраф может быть выписан в размере от двух до четырех миллионов рублей или обвиняемый может быть лишен свободы на срок от 7 до 12 лет. В качестве дополнительного наказания может быть вынесено решение о запрете на работу на любых должностях на срок до 10 лет.
- При взятке более 1 000 000 рублей штраф составит размер от 3 до 5 миллионов рублей или полное лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, суд может запретить взяточнику работать где-либо на определенных должностях на срок до пятнадцати лет.
Посредничество в получении имущественных ценностей взяточником
За посредничество во взяточничестве также предусматривается уголовная ответственность. Посредниками называют граждан, передающих имущественные ценности за оказание заранее оговоренной услуги. То есть они являются звеном, находящимся между лицом, дающим взятку и лицом ее получающим. Как показывает судебная практика, не менее 40% передаваемых взяток проходят по такой схеме.
Схема «лицо передающее взятку – лицо, являющееся посредником – чиновник, получающий взятку» имеет следующие признаки:
- Знакомство, часто достаточно близкое, посредника как с тем, кто дает взятку, так и с тем, кто ее получает.
- Не вступление взяткодателя в контакт с взяткополучателем. Причиной может стать недостаточно близкое знакомство между ними, чтобы попытаться решить вопрос получения взятки при личном контакте.
- Во многих ситуациях в подобной схеме посредник также является выгодополучателем. Полученная посредником выгода может выражаться в виде части денег, которую получает чиновник; оказание заранее оговоренной услуги, которую окажет взяткодатель посреднику. Лицо, выступающее посредником, может присвоить часть суммы взятки, не поставив в известность ее давателя и получателя. Это обстоятельство никак не влияет на определение тяжести противоправного деяния посредника. Другим словами, наступление уголовной ответственности неминуемо, вне зависимости от того, что именно получит посредник – деньги, услугу или не получит никакой выгоды.
Уголовная ответственность за посреднические услуги в передаче взятки наступает по ст.291 УК России:
- Взятка не попадает под квалификацию мелкое взяточничество, то есть больше 25 тыс. руб. Если взятка относится к категории мелкой, ответственность не наступает, однако посредник не освобождается от наказания за должностные противоправные деяния (например, подлог, растрата и т.п.).
- Лицо, оказавшее посреднические услуги, совершало противоправное деяние по просьбе или приказу лица, давшего взятку или получившего ее, или по просьбе обеих сторон.
- Когда собраны неопровержимые данные передачи взятки посредником. Если доказательную базу собрать не удалось, уголовная ответственность, регламентируемая ст.291 УК России, не наступает.
- Лицо, пообещавшее передать взятку еще не успело это сделать, но проявило намерения стать посредником. В этом случае инициатива стать посредником может проявляться как лица, пообещавшего сыграть роль посредника, так и любого иного, являющего звеном коррупционной схемы.
В уголовном делопроизводстве существует мнение, что обещание стать посредником в передаче взятки, не содержит состава преступления, которое появляется только после совершения преступного деяния, подтверждающего подобное намерение. Такими деяниями могут стать: встреча, на которой передавались имущественные ценности для вручения их взяткополучателю; аудиозапись разговора, в котором назначалась встреча и указывались материальные ценности, предназначенные к передаче и т.п.
В случаях, когда лицо, согласившееся оказать посреднические услуги, забрало материальные ценности для передачи взяткополучателю, не намереваясь при этом их передать ему, преступления с признаками взяточничества нет, а есть противоправные деяния с признаками мошенничества.
Ответственность за посредничество во взяточничестве:
- Принудительная изоляция до четырех лет; выплата штрафных санкций в виде фиксированной суммы в 700 тыс. руб.; выплата штрафа от 20-ти до 40 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- При оказании посреднических услуг в передаче имущественных ценностей взяточнику с использованием противоправных деяний или должности в госучреждении – принудительная изоляция на 3–7 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы в 1 млн. рублей; выплата 20-ти до 50-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- За участие в преступном образовании, когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 150 тыс. руб. – принудительная изоляция на 5–10 лет; выплата штрафа в виде фиксированной суммы 1–2 млн. руб.; выплата от 50-ти до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда стоимость полученных взяточником имущественных ценностей составляет более 1-го млн. руб. – принудительная изоляция на 7–12 лет; выплата фиксированной суммы 1,5–3 млн. руб.; выплата штрафа от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
- Когда посредник сам предложил свои услуги взяткополучателю или взяткодателю – принудительная изоляция не более 7-летнего срока; выплата фиксированной суммы не более 3 млн. руб.; выплата штрафа до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником имущественных ценностей.
Во всех указанных выше случаях в судебном решении может быть вынесено дополнительное постановление о запрещении назначения осужденного на должность в госучреждении или заниматься определенным видами деятельности на 3–7 лет.
Отдельной статьей УК России перечисленные выше преступные деяния в виде посредничества стали регламентироваться только в 2011г. Ранее этого года такие деяния регламентировались ст.290 и ст.33 (ч.5) УК России.
Проверки по сообщениям о фактах получения взяток и их расследование относятся к компетенции следователей Следственного комитета РФ.
По общим правилам территориальной подследственности они проводятся по месту совершения преступного деяния, то есть тем отделом СК, на территории обслуживания которого получена взятка.
Сбор, оценка и оформление доказательств совершения преступления происходят по правилам, установленным УПК РФ только уполномоченными сотрудниками правоохранительных органов. Доказательствами могут выступать любые сведения, анализ которых позволит прийти к заключению о том было ли преступление. Их перечень указан в ст. 74 УПК РФ.
Специфическим доказательством именно для уголовных дел о фактах получения взяток и др. являются результаты оперативно-розыскной деятельности, реализуемой по требованиям законодательства, оформленные соответствующим образом. Это одно из важнейших доказательств совершения этих преступлений. Обусловлено это сложностью доказывания факта передачи, получения ценностей, обстоятельств, в которых это происходило.
Что делать, если вы столкнулись с коррупцией, и как законы борются с ней?
Вопросы
совершенствования борьбы с коррупцией находятся в сфере пристального внимания
Государственной Думы.
Работа в этом направлении из созыва в созыв растет:
если за прошлый созыв по линии Комитета по безопасности и противодействию коррупции было принято только 10 федеральных
законов в этой области, то за два с половиной года седьмого созыва 7 антикоррупционных законов
уже принято и столько же находятся на рассмотрении парламентариев.
Основные
положения антикоррупционного законодательства разъясняем вместе с Председателем
Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым.
Мне
предлагают дать взятку – что мне делать? Куда я могу обратиться? Как закон
защищает мои права?
Если вам предлагают дать взятку или,
тем более, у вас ее вымогают, необходимо обратиться на горячую линию Министерства внутренних дел или горячую линию Федеральной службы безопасности.
Именно МВД и ФСБ осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление
преступлений коррупционной направленности.
В свою очередь, уголовные дела о получении или даче взятки подследственны Следственному комитету России.
Важно помнить, что закон всегда
на стороне того, кто отказывается от дачи взятки.
И если ее от гражданина вымогают, то коррупционер понесет еще более серьезное наказание. Вымогательство взятки
является отдельным отягчающим обстоятельством – за это может грозить до 12 лет
лишения свободы со штрафом до шестидесятикратной суммы взятки.
Ответственность
грозит только тому, кто взятку получил? Или того, кто ее дал, тоже накажут?
Да, дача взятки – точно такое же
нарушение закона, как и ее получение.
За дачу взятки должностному лицу
ст. 291 Уголовного кодекса РФ в том числе предусматривает от 2 до 15
лет лишения свободы (если взятка была в особо крупном размере – это более 1 млн
рублей), а также значительные штрафы.
Освобождение от уголовной ответственности
за дачу взятки возможно только в том случае, если гражданин активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении него имело место
вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо если он сам
добровольно сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки. Во всех
остальных случаях тот, кто дает взятку – точно такой же коррупционер.
А какие вообще наказания российский закон предусматривает для коррупционеров?
В России для лиц, совершающих коррупционные
преступления, предусмотрены жесткие наказания, вплоть до 15 лет лишения свободы.
При этом введена система дополнительных санкций,
таких, как штрафы, кратные сумме взятки или коммерческого подкупа, конфискации
имущества, лишения права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью. Штрафы могут достигать нескольких миллионов рублей
или быть, например, кратными всей – также многомиллионной — сумме взятки.
Кроме ст. 290 УК РФ (Получение взятки), отдельная ответственность предусмотрена за посредничество во взяточничестве –
до 12 лет лишения свободы, а также за обещание или предложение такого
посредничества. В последнем случае наказание может составить до 7 лет лишения
свободы.
И даже за мелкое взяточничество – до 10 тыс.
рублей – наказанием станет штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные
работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо
лишение свободы — до одного года.
И уголовной ответственности за получение взятки
можно избежать только одним способом – никогда взяток не брать.
Взятка – это только конверт с деньгами? А коробка конфет или бутылка шампанского может
считаться взяткой? Какие ограничения по подаркам предусмотрены законом?
Нет, по российскому уголовному
законодательству взятка – это не только деньги, но и любые ценности, ценные
бумаги, имущество – скажем, машина или квартира, или, как у классика, борзые
щенки, а также имущественные права и незаконное оказание услуг имущественного
характера.
Например, если должностное лицо оказало какую‑то протекцию главному
врачу платной, коммерческой клиники, а тот «отблагодарил» его бесплатным лечением – это и есть оказание услуг имущественного характера, а следовательно, – нарушение антикоррупционного
законодательства.
Государственным и муниципальным
служащим в связи с выполнением своих служебных обязанностей законом запрещено
получать подарки и вознаграждения – как деньги, так и, например, оплату поездок
или развлечений, или того же лечения.
Все подарки, полученные на протокольных,
официальных мероприятиях или в служебных командировках должны передаваться в соответствующие государственные и муниципальные органы.
Они признаются
государственной или муниципальной собственностью.
И даже подарки, которые, на первый
взгляд, кажутся кому‑то незначительными, но которые должностное лицо получает за действия
в интересах дающего, — это тоже коррупционное преступление. Об этом необходимо
помнить. Были случаи, когда за бутылку коньяка, которую сотрудник ФСИН получал
за право свидания родственника с заключенным, он привлекался к ответственности
за получение взятки.
Как
контролируются доходы государственных и муниципальных служащих? Что им грозит
за сокрытие информации?
По закону контролируются доходы и расходы, имущество граждан, замещающих государственные и муниципальные
должности, должности в правоохранительных органах и силовых структурах, а также, например, в Банке России, госкорпорациях и внебюджетных фондах. Подлежат
контролю сведения о доходах и имуществе их супругов и несовершеннолетних
детей.
За непредоставление такой информации
или сообщение заведомо ложных сведений о доходах и имуществе по закону
должностному лицу грозит увольнение. А доход и имущество (объекты недвижимости,
транспортные средства, акции, ценные бумаги, доли и паи), законность происхождения
которых должностное лицо не сможет доказать, могут быть обращены в доход государства.
Но в минувшем году мы
усовершенствовали ответственность за совершение коррупционных правонарушений, в частности, в доход государства теперь может быть обращено не только имущество,
законность приобретения которого должностное лицо не сможет доказать, но и денежная
сумма, эквивалентная его стоимости, если обращение самого имущества по каким‑то причинам невозможно.
Кроме того, состояние должностных лиц теперь
контролируют и после их увольнения или ухода с государственной службы. Контроль
за их доходами и расходами осуществляется прокуратурой.
Наконец, на минувшей неделе мы
приняли закон Президента РФ, который наделяет Генеральную прокуратуру полномочиями
по эффективному поиску зарубежных счетов должностных лиц – напомню, им запрещено их
иметь.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции продолжает последовательную работу над
совершенствованием антикоррупционного законодательства.
Она носит уже скорее
точечный характер, потому что в нашей стране было сформировано современное,
устойчивое, а главное, эффективное законодательство и его правоприменение –
чему примером служат громкие антикоррупционные дела последних лет, когда к ответственности
привлекались должностные лица самого высокого ранга.
Но одним из важнейших вопросов
остается формирование антикоррупционного правосознания в обществе, четкого
понимания у каждого гражданина, что ни давать, ни брать взятки нельзя никогда и ни при каких условиях. И формироваться оно должно еще со школы.
Варианты и виды взяток
Как правило, подкуп в денежной форме имеет место при мелких взятках. И в таких случаях взяткополучателя довольно часто ловят с поличным. А вот для того, чтобы было непросто поймать вымогателей за взятку используется масса самых разнообразных вариантов. Особенное если речь идет о весьма значительном вознаграждении.
1) На счет аффилированной фирмы взяткополучателя переводятся деньги якобы за услуги, которые на самом деле не были оказаны.
2) Фирме, оформленной на аффилированное лицо взяткополучателя, предоставляется контракт на очень выгодных условиях.
3) Родственникам и другим близким людям взяткополучателя оплачивается лечение или обучение за границей.
4) Взяткополучателю передается код доступа к электронному кошельку.
5) Взяткодатель устраивает концерт в честь дня рождения взяткополучателя с участием звезд российской и зарубежной эстрады.
Статья 290, 291 УК РФ — дача взятки должностному лицу, в значительном, крупном и особо крупном размерах, лично или группой лиц
Юридическая энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » адвокат по уголовным делам » Статья 291 УК РФ — дача взятки должностному лицу.
По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).
Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.
Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК.
Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями.
Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.
Все люди должны знать, что считается взяткой, так как при ее выявлении должен обнаруживаться корыстный умысел. Взяткой считается процедура передачи денежных средств или каких-либо ценных предметов другому лицу. За эти ценности взяткополучатель совершает определенные действия, приносящие выгоду взяткодателю.
Чтобы такие действия были признаны преступлением, денежные средства должны передаваться только должностным лицам, которые работают в государственных или муниципальных организациях.
Комментарии к статье 290 УК РФ
Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.
Предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатное либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).
Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.
Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта .
——
См.: пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // РГ. 2013. 17 июля.
Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:
а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);
в) за общее покровительство или попустительство по службе;
г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).
К действиям (бездействию), входящим в служебные полномочия должностного лица, относятся такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).
Иными словами, это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.
Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Кроме того, в приговоре должны быть описаны конкретные действия, связанные со служебными полномочиями должностного лица.
Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 9 июля 2013 г. N 24 разъяснил, что способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействия) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.
Вместе с тем получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействия) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).
Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий. Оно может, в частности, проявляться в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.
Общее попустительство рассматривается как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.
Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.
Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.
К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.
Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 обращается внимание на то, что время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).
Как доказать получение взятки в РБ?
На сегодняшний день законом точно не установлено понятие взятки, но зато закреплено определение получения взятки, которое заключается в принятии должностным лицом для себя или близких людей материальных ценностей и иных выгод, которые предоставляются исключительно в связи с занимаемой должностью за использование служебных полномочий в интересах того, кто дает взятку.
Более полное определение можно найти в 430 статье УК РБ. Что же считается взяткой в РБ? Любые подарки, за исключением сувениров, которые вручают при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. При этом если стоимость сувенира превышает пять базовых величин, он передается в доход государства по решению комиссии, которую должен создать руководитель того органа, в котором работает данный служащий.
Признаки взятки:
Получателем подарка (взятки) является должностное лицо; Презент принимается в обмен на действия, напрямую связанные со служебными обязанностями; Презент не является сувениром и получен не на официальном мероприятии.
В случае предложения взятки государственный служащий должен совершить следующие действия. В первую очередь он должен уведомить своего работодателя об обращении к нему с целью склонить к коррупции, также ему следует обратиться в органы прокуратуры. Как доказать получение взятки? В суде принимаются записанные видео- и аудиоматериалы, а также свидетельские показания.
В ходе расследования также могут быть получены показания посредника или взяткодателя, которые тоже служат доказательствами вины. Наши адвокаты готовы выступить в суде и отстоять ваши интересы, если вас обвинили в факте получения или дачи взятки. Если у вас остались вопросы, мы готовы ответить на них в любой удобной для вас форме.
Закажите консультацию по телефону: + 375 29 653 94 22.
Что не является взяткой?
С незапамятных времён подарки были верным подспорьем в решении самых разных вопросов. Казалось бы, обычное дело для многих россиян — занести в качестве презента за хорошую работу и внимательное отношение шоколадку или букет цветов чиновнику, учителю или врачу. Что можно и нельзя дарить работникам госсектора и как не нарваться из-за презента на статью? «Секрет» разбирался в этом вместе с экспертами. Что такое подарок? Принято считать, что это вещь, которую человек (или организация) по собственному желанию передаёт (или обязуется отдать) в полное владение другому человеку (или организации).
Однако по закону под подарком подразумеваются в том числе права требования (например, сертификат на услугу) или освобождение от какой-либо обязанности (например, долга), рассказал «Секрету» Владимир Шалаев, адвокат BMS Law Firm. Главное, чтобы подарок вручали без какой-либо выгоды для дарителя или ответных обязательств.
Если родственникам, друзьям или коллегам из коммерческой сферы можно дарить любые подарки, то с бюджетниками, работниками госкорпораций всё не так просто. Закон разрешает им принимать только «обычные подарки» — стоимость которых не превышает 3000 рублей, Владимир Балакин президент Национальной ассоциации «Комплаенс» Под понятие «обычный подарок» не подходят предметы роскоши, коллекционные изделия и прочие дорогостоящие предметы. Кроме того, «обычность» предполагает традиционность повода, по которому преподносится подарок: юбилей, успешное завершение какого-то этапа жизненного пути или другое торжественное событие. Владимир Шалаев адвокат BMS Law Firm Договор дарения должен быть в письменной форме, если стоимость дара более 3000 рублей, если дарится недвижимость, сторона договора — юрлицо или подарок обещают в будущем. Не допускается дарение имущества стоимостью более 3000 рублей должностным лицам, за исключением официальных мероприятий (об этом — ниже.
Ответственность взяточничество
Ответственность за взяточничество наступает независимо от времени передачи взятки: до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц.
Статья 430 УК РБ. Получение взятки:
- Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки). Наказываются ограничением свободы на срок от трёх до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
- Получение взятки повторно, либо путём вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере. Наказывается лишением свободы на срок от трёх до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
- Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение. Наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
Статья 431 УК РБ. Дача взятки:
- Дача взятки. Наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
- Дача взятки повторно либо в крупном размере. Наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
- Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса. Наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.
Важно! Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство взятки либо, если это лицо после дачи взятки согласно статье РБ добровольно заявило о содеянном.
Статья 432 УК РБ. Посредничество во взяточничестве:
- Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве). Наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырёх лет.
- Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере. Наказывается арестом или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.
- Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере. Наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет.
Важно! Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном.
Статья 433. Принятие незаконного вознаграждения:
- Принятие работником государственного органа либо иной государственной организации, не являющимся должностным лицом, имущества или другой выгоды имущественного характера, предоставляемых ему за совершенное в пределах его служебных полномочий (трудовых обязанностей) действие (бездействие) в пользу лица, предоставляющего такое имущество или другую выгоду имущественного характера, либо за выполняемую работу, входящую в круг его служебных (трудовых) обязанностей, помимо предусмотренной законодательством Республики Беларусь оплаты труда. Наказывается штрафом, или лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трёх лет, или лишением свободы на тот же срок.
- Те же действия, совершённые повторно, либо путём вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере. Наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.
- Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершённые в особо крупном размере. Наказываются лишением свободы на срок от трёх до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения.