Методика расчета ущерба от ДТП от мин юстиции в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика расчета ущерба от ДТП от мин юстиции в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
Экспертиза ТС после аварии
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Что это за методика и как давно она существует
Методика расчета выплат по ОСАГО появилась в 2014 году. До этого выплаты по страховке рассчитывались хаотично: страховщики пытались максимально снизить размер выплаты и сэкономить, автовладельцы, напротив, — получить больше средств, чем было положено.
Обе стороны шли на самые разные ухищрения, методики расчета компенсации менялись от страховой к страховой и зависели от коммерческой политики компаний больше, чем от цен на ремонт и на запчасти. Конечно же, такая ситуация приводила к тому, что почти каждый страховой случай приводил к судебным разбирательствам, где стороны пытались договориться о сумме выплаты по ОСАГО.
Поэтому ЦБ принял единую для всей страны методику, где четко прописал схему расчета компенсации, которая работала для любой страховой компании России вне зависимости от региона. Эксперимент удался: количество судебных разбирательств существенно снизилось, а процедура получения страховой выплаты действительно стала более простой и понятной. Но со временем стало очевидно, что старая методика требует доработок.
Сводная таблица выплат при нанесении вреда здоровью
Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.
Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.
Вид травмы | Выплата по ОСАГО пассажирам легкового транспорта | Выплата по ОСАГО пассажирам коммерческого транспорта |
Получение инвалидности | от 250 до 500 тысяч рублей | от 1 до 2 миллионов рублей |
Повреждения черепа | от 25 до 375 тысяч рублей | от 60000 до 1,4 миллиона рублей |
Повреждения органов зрения | от 25 до 75 тысяч рублей | от 100 до 300 тысяч рублей |
Повреждения органов слуха | от 15 до 25 тысяч рублей | от 60 до 200 тысяч рублей |
Повреждения органов дыхания | от 25 до 300 тысяч рублей | от 40 до 1200 тысяч рублей |
Повреждения сердечнососудистой системы | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Повреждения органов пищеварения | от 15 до 250 тысяч рублей | от 60 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мочевыделительной и половой системы | от 25 до 250 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения мягких тканей | от 25 до 200 тысяч рублей | от 100 до 1000 тысяч рублей |
Повреждения опорно-двигательного аппарата | от 10 до 300 тысяч рублей | от 20 до 1200 тысяч рублей |
Осложнения в результате травм | от 25 до 150 тысяч рублей | от 100 до 600 тысяч рублей |
Кровотечения | от 25 до 50 тысяч рублей | от 100 до 200 тысяч рублей |
Справочники Российской Страховой Ассоциации включают в себя более 80 миллионов позиций. Для каждой из этих позиций определены стоимости согласно 12-ти экономических регионов.
В справочники внесены только автомобили не старше 2002-го года. Для всех остальных машин стоимость рассчитывается как среднее по рынку конкретного региона.
Для выполнения точного расчета, страхователь должен будет внести следующие данные:
- Кто является инициатором запроса? Юридическое или физическое лицо.
- Тип страховки автора запроса.
- Возраст водителя, а также его общий стаж за рулем.
- Мощность двигателя транспортного средства.
- Срок эксплуатации транспортного средства.
- Срок действия страхового полиса.
После этого формируется базовый запрос, и пользователь направляется на определения стоимости конкретной запчасти в конкретном регионе. Далее, сервис в автоматическом режиме оценивает стоимость ремонта в 3 шага:
- Согласно введенному каталожному номеру запчасти, система производит поиск по справочнику с фильтром по региону, проводит анализ цен у разных поставщиков и выводит среднюю стоимость.
- Система анализирует автомобильные сервисы в географическом районе держателя страховки и согласно имеющихся данных выводит среднюю стоимость нормочаса.
- На основе собранных данных и базовым показателям необходимого времени для выполнения ремонта определяет рекомендуемый размер компенсации.
При расчете стоимости восстановительного ремонта
Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба:
СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.
В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ — часть стоимости ремонта, включающая:
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),
Т.е. разница состоит в том, что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.
Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.
Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП. Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.
Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»
В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.
Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля. Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.
Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.
Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.
Какие услуги независимой экспертизы заказывать после ДТП?
Для начала, не лишним будет напомнить, чем отличается стоимость ремонта от размера ущерба:
СТОИМОСТЬ РЕМОНТА — относится к реальному ущербу, является рыночной стоимостью услуги по восстановлению утраченных технических характеристик АМТС до уровня, соответствующего нормативным требованиям или восстановление до уровня, предусмотренного договором с заказчиком.
В стоимость ремонта включают следующие расходы (затраты):
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• расходы на запасные части, необходимые для ремонта;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов).
УЩЕРБ МАТЕРИАЛЬНЫЙ — часть стоимости ремонта, включающая:
• расходы на материалы, необходимые для ремонта;
• стоимость деталей, заменяемых в процессе ремонта, с учетом их износа;
• расходы на оплату работ по ремонту, включающие стоимость трудовых затрат и накладных расходов, непосредственно связанных с ремонтом (суммарная стоимость нормо-часов),
Т.е. разница состоит в том, что при расчете стоимости ремонта учитывается полная стоимость ремонта автомобиля, а при определении величины ущерба, в расчет принимается стоимость запчастей, за вычетом износа заменяемых деталей.
Иными словами ремонт — это те деньги, которые Вы реально заплатите за ремонт своего автомобиля. Ущерб — это часть ремонта, за вычетом износа запчастей.
Как правило, стоимость ремонта необходимо расчитать, если автомобиль застрахован по КАСКО. По ОСАГО выплачивают именно УЩЕРБ. Кстати, ошибочно, довольно распространенное мнение о том, что, при выплате страхового возмещения по ОСАГО, разницу между ремонтом и ущербом Вы сможете взыскать непосредственно с виновника ДТП или с собственника автомобиля виновника.
Почему вычитают износ при возмещении ущерба? Чтобы понять, поставьте себя, на мгновение, на место виновника ДТП. Представьте такую ситуацию — Вы повреждаете автомобиль, какого-нибудь 80-го года выпуска, на котором в крыльях и дверях имеются сквозные очаги коррозии. Оцените стоимость такого крыла. Разве его стоимость равноценна стоимости нового крыла?
В общем, если совсем грубо — то Вам возмещают стоимость запчастей б/у.
Но с другой стороны — я уже слышу Ваше возмущение: «А кто просил его повреждать мой автомобиль?» или «Я ехал — никого не трогал. Почему я должен получать с износом и доплачивать за ремонт своего автомобиля?»
В общем то Вы будете правы, но таковы каноны нашего законодательства.
Но не стоит расстраиваться. Это не значит, что Вам не хватит на ремонт автомобиля. Есть нюансы, которые позволяют, как увеличить стоимость ремонта (а соответственно и ущерба), так и уменьшить (чем и пользуются некоторые недобросовестные эксперты страховых компаний). Эксперты независимых оценочных компаний, если обладают достаточным опытом работы, как правило, знакомы с этими нюансами. Поэтому обращайте внимание на то, как давно работает та или иная независимая экспертная организация или конкретный эксперт.
Итак. По КАСКО возмещают стоимость ремонта. По ОСАГО, либо при предъявлении претензии виновнику ДТП — востребуется ущерб.
Внимание! При заказе у нас услуг по оценке — мы, в отчете указываем и стоимость ремонта и размер причиненного ущерба.
Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?
Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.
Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний. И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.
Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.
Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?
Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.
Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.
В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт. Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего. Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части. Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
Как подать заявление?
Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.
Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2023 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.
Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.
Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.
Как определяется размер выплаты
Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.
Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.
Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.
Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:
ОСрр = ССрр + ДП + НЗ
Что говорят эксперты про новую методику
Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.
Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.
Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2022 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Как видим из представленного материала, в 2022 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2022 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Как рассчитать ущерб при ДТП
Калькулятор способен совершать расчет по разным методикам, в зависимости от полноты представленной информации ( приблизительный, средний, экспертный ). Информация о ремонте . Необходимо указать в каком регионе будет производится ремонт, вписать марку и модель авто, год выпуска и даже цвет. Информация о конкретных ремонтных работах .
— за рулем машины был человек, не внесенный в полис или доверенность; — нанесено ущерб пострадавшему или окружающей среде опасным грузом; — требуется компенсация нанесенного морального ущерба; — возникает превышение лимита страховки; — ущерб получен в результате учебной, экспериментальной или спортивной деятельности; — застрахованное лицо находилось в состоянии наркотического или алкогольного опьянения на момент происшествия; — при отсутствуютствии прав на управление машиной.
Проверка стоимости детали показывает, что данные РСА занижают ее цену в два раза относительно стоимости у дилера и на 30% — относительно розничных цен в магазине. Расценки на восстановительный ремонт занижены аналогичным образом. Здесь вы можете ознакомиться с другими примерами таких несоответствий.
По результатам проверки выяснилось, что цена для выбранной детали остается неизменной, даже если интервал между запросами больше полугода. База данных имеет грубые технические ошибки — она выводит цены на еще не наступившие даты, «предсказывает будущее». Это показывает, что функционал по расчету цены на заданную дату фактически не был реализован.
Стоит отметить, что в большинстве случаев после введения этой методики любые судебные разбирательства по страховым выплатам в конечном итоге решались в сторону потерпевшей стороны, а не компании, вследствие чего за последний год они выдвигают практически на 30% большую стоимость оформления договора, стараясь всячески покрыть понесенные убытки.
Суд почти всегда принимает сторону страхователя в делах о недоплате по автострахованию. Несмотря на это в 2012 г. Пленум ВС издал предписание №17 от 28.06.12 г. Согласно ему суд должен учитывать в таких делах ФЗ №2300-1 «О защите прав потребителей».
Благодаря ЕМРУ система подсчета страховых выплат по обязательному страхованию стала более прозрачной и понятной. Однако многие автомобилисты говорят, что стоимость комплектующих в справочниках занижена и выплаченной суммы не всегда хватает на восстановление авто до первоначального состояния.