Правила выпуска автотранспорта на линию в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила выпуска автотранспорта на линию в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде чем выпустить ТС на линию, которые задействованы для перемещения грузов, доставки пассажиров должны пройти предрейсовый технический осмотр. Проводится лицом, соответствующей квалификации. В случае обнаружения перечисленных поломок выпускать в рейс автомобиль нельзя.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
III. Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС
Вышеназванная статья КоАП РФ за эти два вида нарушений устанавливает следующую ответственность:
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ);
- за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств административный штраф налагается на граждан в размере 3 000 рублей; на должностных лиц – 5 000 рублей; на юридических лиц и ИП – 30 000 рублей (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Кто обязан проводить предрейсовый технический контроль?
Порядок обязателен для следующих организаций или индивидуальных предпринимателей:
✓ которые занимаются так называемыми коммерческими перевозками, т.е. перевозят пассажиров и /или/ грузы по договорам перевозки или фрахтования;
✓ перемещают (как прямо указано в законе о безопасности дорожного движения) иных лиц помимо водителя и /или/ материальные объекты на автобусах и /или/ грузовых ТС, для собственных нужд.
Для тех же, кто эксплуатирует только легковые автомобили, не оказывая при этом услуг по перевозке, указанные правила проведения предрейсового техконтроля не обязательны.
Но, следует отметить, что на них распространяются требования закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, в том числе о запрете выпускать на линию неисправный транспорт. И часто на практике проверяющие просят представить, доказательства проведения контроля техсостояния.
ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!
Если на балансе имеется хотя бы один грузовик или автобус, то соблюдение правил проведения предрейсового техконтроля обязательно в отношении всех транспортных средств, принадлежащих такой организации или ИП, в т.ч. и легковых автомобиле!
Согласно правилам:
✓ во-первых, во время подготовки транспорта к рейсу. То есть непосредственно перед тем, как выпускать ТС на линию.
При этом, если это длительный рейс (более 1 дня), и даже если во время него за руль садятся разные водители, то предрейсовый контроль всё равно проводится один раз, т.е. перед выездом автомобиля с парковки. Аналогично один раз проводится технический контроль, если смена одного водителя предполагает несколько рейсов в течение рабочей смены (просто контроль называется предсменным).
Во всех этих случаях оформляют один путевой лист.
Кстати, не забудьте, что с 1 марта 2023 года действуют новые правила об обязательных реквизитах и оформлении путевой документации.
✓ во–вторых, осмотр должен проводиться в любой промежуток времени с въезда ТС на парковку (парковочное место), предназначенную для стоянки ТС по возвращении из рейса и окончании смены водителя, до выезда ТС с парковки. А при сменной работе водителей на одном автомобиле – до начала рейса или смены (рабочего дня) водителя, который первым выезжает с парковки.
Ответственность за выход автомобиля на линию
Существующие законы предусматривают ответственность за халатное проведение предрейсового осмотра или выпуск автомобиля на линию без осмотра.
Штрафные санкции 20 000-100 000 руб.
Важно! Механик-контролер непосредственно подчиняется только руководителю предприятия.
Так что проводить проверки автомобиля нужно там, где он находится на стоянке.
- Технический надзор — выявление причин неисправностей и принятие мер к их устранению;
- Организация передачу а/м в ремонтные мастерские, принятие их в эксплуатацию;
- Контроль за качеством и своевременностью выполнения работ по ТО, в соответствии с Планом-Графиком;
- Оформление документации на ремонт ТС после аварий;
- Контроль за постановку ТС на стоянку после окончания работы водителя;
- Участие в проведении технического осмотра ТС;
- Внесение предложений о наложении дисциплинарных взысканий на водителей;
- Контроль за показаниями спидометров;
- Проверка у водителей документов на право управления при выезде на линию;
Кто может проводить предрейсовый контроль{q}
Согласно Порядку предрейсовый контроль необходимо проводить до выезда транспортного средства с места его постоянной стоянки. Осуществляться предрейсовый контроль должен контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта, на которого лицо, осуществляющее перевозки (субъект транспортной деятельности), возложило обязанности по проведению такого контроля.
Отметим, что контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам компаний и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287. Так, контролер технического состояния автотранспортных средств должен соответствовать одному из требований:
-
либо о наличии диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;
-
либо о наличии диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» с опытом работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
-
либо о наличии диплома об образовании не ниже среднего профессионального по иным специальностям и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств.
Сколько стоит техосмотр
1 января 2023 года индексация цен на техосмотр прошла по всей России. Согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), местные власти должны были подсчитать справедливый тариф на проведение техосмотра в каждом регионе и изменить цены на услугу. При этом стоимость в итоге не должна оказаться ниже 913 руб. для легковых автомобилей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС.
Название региона | Цена-2022, руб. | Цена-2023, руб. |
Москва | 720 | 913 |
Алтайский край | 552 | 913 |
Астраханский край | 778 | 913 |
Калужская область | 591 | 913 |
Карелия | 736 | 913 |
Костромская область | 620 | 913 |
Курская область | 367 | 913 |
Мордовия | 505 | 913 |
Новосибирская область | 520 | 913 |
Омская область | 367 | 913 |
Оренбургская область | — | 913 |
Орловская область | 300 | 913 |
Псковская область | 631 | 913 |
Республика Саха (Якутия) | 807 | 913 |
Свердловская область | 498 | 913 |
Смоленская область | 583 | 913 |
Ставропольский край | 603 | 913 |
Тамбовская область | 600 | 913 |
Тюменская область | 596 | 913 |
ХМАО | 681 | 913 |
Челябинская область | 568 | 913 |
Чувашия | 557 | 913 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 595 | 913 |
Организация выпуска автомобиля на линию ведение учетной документации
Инспектор предрейсового осмотра проверяет работоспособность и состояние основных узлов и систем транспортного средства, влияющих на безопасность дорожного движения, в соответствии с положениями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (принят решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877), а также Постановления Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 «О Правилах дорожного движения».
Порядок определяет, что именно должен проверить сотрудник службы безопасности движения во время предрейсового осмотра: работоспособность тормозной и рулевой систем, колес и шин (кроме трамваев), звукового сигнала, устройств спутниковой навигации, работоспособность дверных замков, работоспособность стеклоочистителей и внешних световых приборов, отражателей, герметичность систем, узлов и агрегатов транспортного средства, комплектность медицинской аптечки, огнетушителя и т.д.
- проверить наличие специальных реестров для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, а также реестров метеорологических и дорожных условий;
- проверьте соответствие фактических показаний спидометра записям в путевом листе.
При обнаружении нарушения механик запрещает автомобилю выезд на линию и отправляет водителя устранить обнаруженные неисправности. Когда механику КТП поручают следить за своевременным прохождением автомобилями планового технического обслуживания (TO1, TO2, CO), убедитесь, что выпускаемый автомобиль не находится в списке на плановое техническое обслуживание.
Следует отметить, что с 1 марта 2019 года вносятся некоторые изменения в порядок оформления товарно-транспортных накладных. Например, не нужно ставить печать на накладной (слово «печать» вообще не фигурирует в новых требованиях).
Примечание
Это означает, что по новому закону водитель не обязан иметь на путевом листе печать врача или другого органа, и такой печати нет вообще. Кроме того, медицинский работник обязан указать только свою фамилию и инициалы в соответствующей графе накладной, тогда как ранее требовалось указывать фамилию, имя и отчество полностью.
Еще одно изменение касается сроков, на которые водителю может быть выдан путевой лист. Ранее закон позволял выдавать путевой лист на один месяц, и в течение этого периода водитель мог въезжать и выезжать из гаража несколько раз. В настоящее время накладная должна быть оформлена на один день или одну поездку, но продолжительность одной поездки не ограничена.
Контрольно-пропускные пункты оснащены:
- Устройство для проверки и регулировки фар.
- Манометр для измерения давления в шинах.
- Устройство для проверки люфта рулевого управления.
- Газоанализатор (для дизельных и бензиновых двигателей).
- Линейка для регулировки колес.
- Слесарные инструменты.
- Движущийся свет.
Вот перечень, установленный в соответствии с приказом Минтранса РФ № 141, что должно быть проверено в автомобиле, в автобусе и в других подобных транспортных средствах перед выпуском на линию:
— исправность тормозной системы:
— исправность системы рулевого управления;
— работа стеклоочистителей ветрового стекла;
— состояние колес и шин;
— работа клаксона (рупора);
— умение работать с тахографом (при наличии);
— умение управлять спутниковым навигационным оборудованием и работать с системой экстренного вызова (если она установлена)
— умение работать с замками дверей и кабины, боковыми стенками, крышками топливного бака и горловиной бака;
— проверьте, правильно ли закреплены подушка и спинка сиденья водителя;
— проверьте работу размораживателя ветрового стекла и обогревателя стекол;
— проверьте состояние буксировочной проушины и страховочных тросов;
— проверьте состояние держателя запасного колеса;
— проверьте положение опор прицепа.
Автомеханик, проводящий предрейсовый осмотр, перед тем как разрешить движение автомобиля, также обязан проверить следующее:
— приборную панель для получения предупреждающих сообщений о дефектах, которые могут повлиять на безопасность дорожного движения;
— видимость с места водителя;
— видимость в зеркалах заднего вида;
— задняя защита днища; крылья;
— ремни безопасности и подголовники;
— эффективность осветительного оборудования;
— герметичность узлов и агрегатов автомобиля, включая выхлопную систему. Также проверяется герметичность дополнительно установленных гидравлических систем;
— комплектность автомобиля аптечкой первой помощи, огнетушителем и противооткатными упорами;
— если автомобиль не был модифицирован в нарушение закона. Например, проверьте, не установлены ли незаконные газовые приборы.
Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства
Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц – обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:
- Соблюдать режим труда и отдыха.
- При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
- Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
- Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
- Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
- Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
- Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
- Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
- Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
- Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.
Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.
Особенности оформления бланка
Что касается оформления журнала, то здесь также нет никаких особенностей, то есть, если журнал формируется самостоятельно, то его можно сделать в электронном виде или же, что называется, «нарисовать» вручную. В первом случае подготовленный бланк следует распечатать, чтобы ответственные лица могли оставить в нем свои автографы.
Обычно журнал содержит в себе не один десяток страниц. Все они должны быть по порядку пронумерованы и прошиты специальной толстой нитью.
На последнем листе ставится печать организации и пометка о количестве страниц в документе, а также дата и подпись ответственного работника.
Журнал делается в одном оригинальном экземпляре, дополнительных его копий не формируется. Заполненный журнал подлежит хранению на протяжении периода, установленного в законодательстве или же указанного в нормативно-правовой документации транспортной фирмы. Только после истечения этого срока документ можно уничтожить.
Порядок выпуска на линию транспортного средства в организации
Помимо этого контролер обязан поставить на нем свою подпись, указать свою Фамилию и инициалы, а также дату и время проведенного осмотра. Можно ли выпускать на линию автомобиль без отметки о предрейсовом осмотре? Согласно приказа Министерства транспорта РФ №141 выпуск на линию автотранспорта без отметки на путевом листе о прохождении предрейсового осмотра, не допускается.
На путевом листе обязательно должна быть подпись автомеханика, который осуществлял проверку технического состояния машины перед самым выездом на линию. В том числе даже, если на путевом листе имеется необходимая отметка, а сама подпись контролера на нем отсутствует, то автотранспортное средство выезжать на линию не имеет право.
В противном случае законом за это предусмотрена административная ответственность.
Должностные обязанности и права механика, содержащиеся в инструкции, закрепляются Приказом о назначении ответственного по обеспечению безопасности дорожного движения.
Должностные обязанности механика по автотранспорту
Механик по транспорту — это работник, который обеспечивает исправность автопарка предприятия. Если этот специалист не будет выполнять свои должностные обязанности, то автотранспорт может не выйти вовремя на линию.
Как правило, работодатель предъявляет к этому работнику следующие требования:
- высшее образование по специальности;
- опыт работы в других фирмах.
- организация работы по своевременному техническому обслуживанию автотранспорта работодателя;
- принятие мер по своевременному устранению неисправностей;
- организация ремонта автотранспорта;
- составление планов по техническому обслуживанию машин;
- контроль над графиком проведения технического обслуживания и ремонта транспорта;
- составление и комплектация заявок на запасные части и инструмент, необходимые работникам ремонтной службы;
- разработка и внедрение мер по оптимизации затрат на ремонт каждой машины или прицепного состава;
- проверка сведений об исправности каждой единицы транспорта перед выходом её на линию;
- участие в оказании технической помощи машинам предприятия;
- осуществление технического надзора за транспортом, который находится на линии или в отстое;
- составление отчёта и предоставление его руководству об исправности и неисправности автотранспорта на предприятии;
- разработка мер по экономному использованию запасных частей и инструмента;
- внедрение этих мер;
- соблюдение норм расхода ГСМ и эксплуатационных материалов;
- проведение инструктажа своих работников;
- обеспечение соблюдения работниками норм техники безопасности труда;
- контроль над соблюдением водителями правил техники безопасности;
- своевременное обеспечение своих работников необходимой одеждой, перчатками, обувью и другими защитными средствами для работы с ГСМ и другими опасными материалами;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение положений внутреннего распорядка и дисциплины труда;
- другие обязанности, которые могут зависеть от количества единиц автотранспорта в парке и от количества подчинённых у этого специалиста.
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции механика, образец 2019 года. Должностная инструкция механика должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности механика, права механика, ответственность механика.