Установление границ земельного участка по фактическому пользованию в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установление границ земельного участка по фактическому пользованию в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
- Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
- Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
- Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
- Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
- После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
- Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Порядок согласования местоположения границ.
Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.
В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.
I этап. Подготовительный.
В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:
-
выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;
-
определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;
-
определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);
-
довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:
- сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
- сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
- кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
- порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
- место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
- сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.
Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:
1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:
- в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
- получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
- смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.
Установление границ земельного участка.
Прежде чем перейти к описанию механизма разрешения судебного спора, необходимо остановиться на правилах проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком признается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, наиважнейшими элементами земельного участка, индивидуализирующими его среди объектов гражданских прав, являются границы. Границы земельного участка определяются в соответствии с Законом № 221-ФЗ, а сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости, который является прежде всего систематизированным сводом сведений об учтенном в установленном законом порядке недвижимом имуществе.
В государственный кадастр недвижимости среди прочих включаются такие уникальные характеристики участка, как описание местоположения его границ и его площадь (п. 3, 6 ч. 1 ст. 7 Закона № 221-ФЗ). Согласно п. 7, 9 ст. 38 Закона № 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат их характерных точек.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из данных, имеющихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, а при отсутствии такого документа – из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (технический паспорт, договоры, свидетельства).
Обратите внимание: при отсутствии документов границами земельного участка признаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Споры чаще всего возникают и имеют наибольшую трудность при уточнении границ земельных участков, так как определить координаты характерных точек с помощью правоустанавливающих документов зачастую невозможно. Законодатель учел возможные злоупотребления в данной сфере и ввел процедуру обязательного согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков.
Можно ли не платить за процедуру?
В пошаговой инструкции мы уже касались вопроса о том, сколько стоит межевание земельного участка. Можно ли сделать это бесплатно?
Можно, но лишь в то время, когда муниципалитет проводит комплексные кадастровые работы. Информацию о них нужно искать на официальных сайтах местной власти.
Если такие работы ведутся или планируются – необходимо подать заявление. Его форма свободная нужно только обязательно указать ФИО, паспортные реквизиты, местоположение, кадастровый номер надела. Право бесплатно воспользоваться кадастровыми работами дает:
- «Дачная амнистия»
- Оформление участка до 1998 года (если он при этом не внесен в ЕГРН)
- Зафиксированные кадастровые ошибки, допущенные ранее
- Отсутствие постановки на учет Росреестра надела, данные о котором у данной организации имеются
С кем проводится согласование границ
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
2) пожизненного наследуемого владения;
3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);
4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Плюсы и минусы межевания
По мнению экспертов, плюсов земельного участка без межевания нет, а вот минусов много. Отсутствие границ земельного участка может привести к юридическим проблемам с землей. «Например, это могут быть споры с соседями по границам земельного участка (все хотят больше грядочек). Собственник участка без точных границ может лишиться кусочка своей земли», — предупредила эксперт Кадастровой палаты.
Грамотно проведенная процедура межевания станет сильным правовым подспорьем в случае возникновения спора между владельцами двух соседних участков.
Продать такой участок будет сложнее — вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ, а потом заниматься этим самостоятельно. Поэтому уточненные границы делают земельный участок привлекательнее для покупателей как с точки зрения закона, так и ценовых характеристик.
Также межевание помогает исправить возможные ошибки, в том числе в сведениях о фактически используемой площади. «Она может отличаться от той, что указана в сведениях ЕГРН. А ошибочные сведения о площади участка могут стать причиной неверного определения его кадастровой стоимости и, как следствие, неверного определения размера земельного налога», — пояснила Марина Рыцарева.
Процедура позволяет получить разрешительную документацию для строительства или проложить коммуникации на участке, добавила Ольга Полубкова. Только после уточнения границ и внесения их в реестр земельный участок становится индивидуально-определенным объектом на местности и его границы и координаты охраняются законом.
К минусам межевания можно отнести лишь затраты — временные (на это уйдет 10–14 рабочих дней) и финансовые (услуга платная).
Введение
Проблема несоответствия фактических границ земельного участка кадастровым границам является важной и актуальной для современной земельной и кадастровой политики. В результате различных обстоятельств и факторов, таких как нарушения кадастровой деятельности или изменения в структуре землепользования, возникает ситуация, когда фактические границы участков несоответствуют установленным кадастровым границам.
Ведение учета земельных участков в кадастре имеет большое значение для правовой безопасности собственников и пользователей земли. Однако, неточности и различия в границах участков могут привести к негативным последствиям, таким как споры о правах собственности, сложности при продаже или аренде земельного участка. Поэтому, несоответствие фактических границ земельного участка кадастровым границам требует немедленного внимания и решения со стороны государственных органов и участников кадастрового процесса.
Одной из причин несоответствия границ является неправильное определение границ земельного участка при его учете в кадастре. Недостаточная база данных и ошибки в процессе кадастрового учета могут привести к неправильному определению и оформлению границ. Кроме того, изменения в окружающей среде и землепользовании могут вносить в учетные данные изменения, которые не будут учтены в кадастре, что в конечном итоге приведет к несоответствиям.
Для решения проблемы несоответствия фактических границ земельного участка кадастровым границам необходимо провести комплекс мер и действий. Прежде всего, требуется улучшение кадастровых технологий и организации работы кадастровых служб. Это включает в себя улучшение баз данных, систем видеофиксации границ и совершенствование процедур учета. Кроме того, необходимо строить партнерские отношения между государственными органами, гражданами и организациями, чтобы обеспечить взаимодействие и совместное решение проблемы несоответствия границ.
Кадастровые границы и их особенности
Кадастровые границы являются важной составляющей системы учета земельных участков. Они представляют собой точно определенные линии, которые разделяют один участок от другого. Кадастровые границы устанавливаются на основе геодезических исследований и могут быть отражены на специальных кадастровых планах.
Однако не всегда фактические границы земельного участка соответствуют кадастровым. Причин такого несоответствия может быть несколько. Во-первых, это может быть связано с ошибками при установлении кадастровых границ, когда геодезист допускает неточности или пропускает какие-либо детали. В таких случаях возникает несоответствие между реальной физической границей и установленной на кадастровом плане.
Во-вторых, несоответствие границ может возникнуть в результате изменения конфигурации земельного участка. Например, при проведении строительных работ или природных процессов, таких как эрозия или наводнения, могут происходить перемещения границ. В этом случае фактическая граница может измениться, но кадастровые границы останутся прежними.
В-третьих, несоответствие фактических границ земельного участка кадастровым может быть связано с правовыми аспектами. Например, возникающие споры или судебные разбирательства могут привести к изменению фактических границ, но кадастровые границы не обновляются соответствующим образом.
В итоге, несоответствие фактических границ земельного участка кадастровым является проблемой, которая требует внимания и решения. Это может привести к конфликтам между собственниками участков, а также затруднять процедуру планирования и использования земельных ресурсов. Для решения этой проблемы необходимо проводить систематическую проверку и обновление кадастровых данных, а также разработать механизмы, которые позволят быстро и эффективно урегулировать возникающие споры и конфликты.
На всем протяжении становления российского земельного права система координат, в которых определялись координаты характерных точек границ участков, постоянно изменялись. Изменялись также и требования к точности определения этих координат, от чего напрямую зависит их погрешность.
В настоящее время, в отношении львиной доли ранее учтенных земельных участков в ЕГРН внесены сведения о их границах. Но такие границы определены не с нормативной точностью, имеют большую погрешность и почти всегда не соответствуют реальным границам участков.
Такие участки легко определить — на публичной кадастровой карте их площадь имеет статус «декларированная». Как определить декларированную площадь мы писали в другой статье.
Границы подобных участков определялись по результатам массовой инвентаризации земель муниципальными образованиями. Инвентаризация делалась двумя методами — аэрофотосъемкой с самолета или по спутниковым картам. Разглядеть реальные границы существующих участков в обоих случаях — мероприятие хоть и увлекательное, но крайне далекое от достоверности.
Поэтому, результаты такой инвентаризации много лет повергают в шок собственников земельных участков, которые внезапно выясняют, что границы их участков в ЕГРН описаны совершенно не там, где они расположены в реальности. Или конфигурация участков изображается неверно. Или имеет место существенное смещение одной из границ участка.
В отношении подобных участков обязательно нужно проводить кадастровые работы по уточнению их границ на местности в соответствии с действующим законодательством. Оставлять границы участка в таком состоянии не рекомендуем, так как это может повлечь за собой много спорных ситуаций.
Если вы являетесь правообладателем земельного участка, полученного в нелегкие годы становления российской демократии, и никогда не занимались оформлением его границ – сейчас самое время подумать об этом. Жизнь не стоит на месте.
Нарушение границ ЗУ при установке забора
Иногда граждане законно выступают против своих соседей. Обычно разница заключается в том, чтобы поставить соседский забор на территории истца.
Такое действие одобряется, если запрошено мнение всех заинтересованных сторон и вынесено инженерное решение о том, что сосед нарушил. Ограждения должны быть разобраны и правильно установлены с соблюдением установленных пределов.
Только один сосед может заказать исследование. Он назвал домовладельца, который установил границы в интересах одних, без согласия соседних владельцев. Это делает процесс незаконным и недействительным.
Согласно статье 60 Земельного кодекса, собственник может отстаивать свои интересы и требовать восстановления положения нарушенных ограничений, установленных до процедуры межевания.
В спорах суд может оставить за собой право оценивать действия инженеров по земле.
Споры по границам: судебная практика
Гражданин подал иск в суд на своего соседа. Он расстроен тем, что его участок огорожен забором, и пытается через суд заставить соседа убрать забор.
Окружной суд установил отсутствие нарушений, определил, что нарушения не было, и отказал в переносе забора с участка, так как он находился на границе, указанной в решении инженера. Апелляция была отклонена, и дело было передано в Верховный суд.
Верховный суд вынес решение в пользу истца, так как выяснилось, что только один сосед заказал съемку. И сосед, и землемер были проинформированы о наличии другой заинтересованной стороны, но их согласие не было запрошено. Ограничения были определены на основе фактического использования и не соответствовали документально зафиксированным ограничениям.
Обыск был отменен, а забор пришлось убрать.
Можно ли продать/подарить участок без межевания
Изменения в земельном законодательстве вызывает немало вопросов относительно межевания. Это связано с тем, что процедура установления границ стала обязательной только с 1 января 2024 года. В результате немалые площади земель, вполне законно стоят на кадастровом учете, на них зарегистрировано право собственности, но границы остаются не установленными.
Все эти задачи больше являются государственными, но это не означает, что для собственника земли межевание не имеет положительного значения. С практической точки зрения установление границ позволяет:
- Однозначно определить местоположения и размеры участка. Это позволяет защитить свои права собственника в случае граничных споров с владельцами смежных земель.
- Упростить процедуры получения разрешения на строительство, узаконивания жилых домов и других построек, получения разрешительной документации на монтаж инженерных сооружений и т.д.
- Закрепить за собой законное право собственности на прирезки. Многие участки имеют продолжительную историю, и за это время они изменяли свою площадь и конфигурацию. Все изменения должны быть внесены в Кадастр. Кроме того, в некоторых случаях можно увеличить размер своего участка за счет муниципальных земель, и узаконить такие прирезки также поможет межевание.
- Любые изменения участка требуют проведения межевания. Например, вы решили объединить в один несколько смежных участков или разделить один большой ЗУ между несколькими собственниками. В этих случаях участок в старых границах снимается с учета, а новые образования ставятся на кадастр. Без межевания это невозможно.
Изменения в земельном законодательстве привели к тому, что владельцы земли не торопятся проводить межевание своих, ранее учтенных участков, даже несмотря на то, что эта процедура с 1 января 2024 года стала обязательной. С проблемами они сталкиваются при попытке совершить сделку, так как продать/подарить участок земли без межевания сейчас нельзя.
Пожалуй, самое главное изменение в законодательстве, связанное с межеванием – это невозможность проведения сделок с землей, у которой не установлены границы. Ее нельзя не только продать, но и подарить, предоставить в качестве залога, оставить в наследство. Такой землей можно без ограничений только пользоваться.
в 2024 году осуществляется, конечных сроков не определено. А сколько стоит услуга зависит от того, где клиент ее будет заказывать. По программе дачной амнистии государственные инженеры проведут процедуру бесплатно. Проект действует до 31 декабря 2024 года. Если привлекать специалистов коммерческих фирм, то нужно предварительно узнать рыночные цены.
Перераспределение земель
Перераспределение земельных участков осуществляется на основании установленных правил и процедур. Каждому землевладельцу предоставляется возможность обменять свой земельный участок на другой, более подходящий для своих потребностей. Это позволяет создать более эффективную земельную структуру и способствует развитию инфраструктуры и улучшению качества жизни городского населения.
Перераспределение земель оказывает положительное влияние на развитие территории в целом. Оно позволяет решить проблемы разрозненности и фрагментации земельных участков, снизить транспортные нагрузки и повысить доступность городских объектов и сервисов.
Для успешного перераспределения земельных участков необходимо учитывать различные факторы, такие как генеральные планы развития города, создание новых транспортных развязок, развитие инфраструктуры и другие факторы, которые могут повлиять на выбор и размещение земельного участка.
Перераспределение земельных участков является важной частью межевания в 2024 году и способствует улучшению городской среды, развитию территорий и повышению качества жизни граждан.
Согласование соседних землевладельцев
При межевании земельных участков важно учитывать мнение и интересы соседних землевладельцев. Для этого необходимо провести согласование соседей на предоставляемые границы и ограничения, связанные с межеванием.
В соответствии с новыми правилами межевания, соседним землевладельцам должно быть предоставлено уведомление о планируемом проведении межевания. Это позволяет соседям принять участие в процессе, выразить свои пожелания и предложения по границам участков.
Согласование соседей может быть проведено путем личного общения, например, встречи на месте, или путем предоставления письменного уведомления и запроса о согласовании.
Важным шагом в согласовании соседей является учет их мнения и интересов при определении границ между участками. Необходимо внимательно выслушать и учесть все предложения, а также учитывать особенности земельных участков соседей, чтобы достичь справедливого согласия.
Правила согласования соседних землевладельцев, установленные в новых правилах межевания, помогут предотвратить разногласия и конфликты в процессе межевания, а также снизить вероятность возникновения споров по границам участков.
Цена на размежевание определяется в зависимости от различных факторов, среди которых выделяют регион расположения, размер и сложность работ. Также значение имеет наличие или отсутствие поворотных точек. Стоимость колеблется от 2 тыс. руб., если площадь составляет до гектара при восстановлении границ и до 25 тыс. руб. при межевании в процессе образования участка.
Что касается времени, оно определяется отдельно для каждого этапа:
- на геодезическую съемку около 10 дней;
- на топографическую съемку со спутника – 40 дней;
- на предоставление документов – 5 дней;
- на восстановление межевых знаков порядка 10 дней.