Как составить план-график закупок на 2020 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить план-график закупок на 2020 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поскольку поставка канцелярии чаще всего закупается в форме электронного аукциона, заявки рассматривают после завершения торгов. По результатам рассмотрения формируют итоговый протокол. Не всегда победителем признают участника, предложившего наименьшую цену. Контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену и соответствующим требованиям заказчика.
Найдите позицию в КТРУ
В техническом задании укажите назначение объекта закупки, его технические и эксплуатационные характеристики. Закон дает два универсальных приема описания объекта закупки: характеристика товара и соответствие техническим регламентам, ГОСТам и стандартам.
Характеристики товара необходимо брать из КТРУ. У позиций КТРУ по каждому товару есть дата включения в каталог, а значит, есть и обязательная дата применения сведений КТРУ в закупках. Видно, что позиция каталога «Ноутбук» обязательна к применению с 13 марта 2021 года. Это значит, что все заказчики, которые намерены закупить ноутбуки по коду КТРУ 26.20.11.110-00000001, с марта 2021-го обязаны использовать в ТЗ характеристики каталога.
Требования к описанию объекта закупки изложены в статье 33 Закона № 44-ФЗ. К примеру, в первую очередь вы пишете, что товар должен быть новым. Это общее правило для поставляемого товара. Вывод следует из пункта 7 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Описание объекта закупки содержит функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики. Участник закупки должен понимать, какой товар нужен, — просто наименования, например, «стол» или «говядина», будет недостаточно.
Шаг 2.
Сравните код ОКПД2 с КТРУ
Обратимся к КТРУ в ЕИС. В каталоге товаров, работ и услуг по позиции «Ноутбук» мы видим один возможный для использования код ОКПД2. Эта информация содержится в каталоге на вкладке «Общая информация о позиции», раздел «Справочная информация»
Код ОКПД2 выберите по наименованию товара в зависимости от того, что вы собираетесь получить при приемке товара. Определиться с выбором просто, достаточно изучить рынок, функциональность устройства, технические характеристики в зависимости от того, что нужно.
Например, для работы в учреждении нужен один тип ноутбука менее мощный, а для сопровождения звуковых мероприятий в Доме культуры другой, с достаточным объемом оперативной памяти. В интернете достаточно ресурсов, чтобы выбрать подходящий.
Разъяснения Минфина по применению кода ОКПД2. Минфин как главный разработчик КТРУ в разъяснении от 11.06.2020 № 24-06-05/51015 упоминал, что соответствие кода ОКПД2 позиции КТРУ необязательно, можно взять и другой код. Однако это чревато нехорошими последствиями.
Контролеры могут сказать, что вы выбрали неподходящий код ОКПД2. И вам нельзя отклонять заявку участника, если код ОКПД2 не совпадает со значениями кодов КТРУ.
Шаг 5.
Как видно из установленных Правил заказчик обязан применять КТРУ при «осуществлении закупки». Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий заказчика, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд. Важно отметить, что закупка начинается с определения поставщика (прим.: с размещения в ЕИС извещения о проведении конкурентной процедуры или с заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком) и завершается исполнение обязательств сторонами контракта.
Обратите внимание, что в понятие «закупка» не входит этап планирования и, следовательно, КТРУ не применяется при формировании заказчиком плана-графика на соответствующий год и плановый период. Это значит, что наименование закупаемой продукции в плане-графике может быть сформировано без учета требований по КТРУ.
ЧаВО (или часто встречающиеся вопросы)
На большую часть вопросов, которые возникают при использовании КТРУ, мы ответили в предыдущих разделах. Однако, неохваченными остались несколько ситуаций.
Ситуация 1. Заказчик закупает работы и услуги, при выполнении и оказании которых «используются» товары, включенные в КТРУ. Должен ли заказчик описывать данные товары в соответствии с КТРУ?
Ответ: Нет, т.к. в КТРУ отдельно включаются описания товаров и отдельно работ, услуг. Если закупаемые работы или услуги сами по себе в КТРУ не включены, то описывать товары, используемые при оказании таких работ и услуг нет необходимости, т.к. они не выступают самостоятельным объектом закупки. Однако, ситуация будет полностью противоположной, если товары «поставляются» при выполнении работ, оказании услуг. В этом случае применение КТРУ является обязательным в отношении таких товаров.
Ситуация 2. КТРУ не содержит каких-либо характеристик закупаемой продукции, а только лишь ее наименование и единицу изменения. Необходимо ли в указанном случае обосновывать каждую характеристику, указываемую заказчиком в техническом задании? Пример, выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (код позиции КТРУ 41.20.40.000-00000023).
Сам классификатор представляет собой специфический шифр, который состоит из совокупности символов. Минимальное значение символов в коде — 2 — «ХХ». А максимальное число символов — 9 — «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ». Значение кодов определяется от общего (обобщенный показатель группы) к более узкой детализации информации.
Структура кода определяется так:
ХХ |
Класс |
---|---|
ХХ.Х |
Подкласс |
ХХ.ХХ |
Группа |
ХХ.ХХ.Х |
Подгруппа |
ХХ.ХХ.ХХ |
Вид |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХ |
Категория |
ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ |
Подкатегория |
Объекты классификации
ОКПД 2 предназначен для классификации производимой в РФ продукции, а также осуществляемых работ и услуг в интересах государственной статистики.
Задачами ОКПД 2 являются:
- создание информационной базы для последующей разработки правовых актов, относящихся к сфере государственного регулирования конкретных видов хозяйственной и предпринимательской деятельности;
- выявление потребностей населения в том или ином виде продукции;
- разработка планов по размещению государственных заказов на продукцию и услуги;
- налоговая статистика;
- учет и систематизация основных фондов;
- анализ соответствия продукции.
Наименование МНН: Амброксол
Кол-во 7.00 ФЛАК
Цена за единицу измерения: 88 (Российский рубль)
Стоимость: 618 (Российский рубль)
Код по ОКПД2: 21.20.10.255 (Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях)
Наименование МНН: Эуфиллин
Кол-во 30.00 УПАК
Цена за единицу измерения: 43 (Российский рубль)
Стоимость: 1 294 (Российский рубль)
Код по ОКПД2: 21.20.10.254 (Препараты для лечения обструктивных заболеваний дыхательных путей)
Наименование МНН: Дифенгидрамин
Кол-во 100.00 УПАК
Цена за единицу измерения: 21 (Российский рубль)
Стоимость: 2 185 (Российский рубль)
Код по ОКПД2:
Наименование МНН: Хлоропирамин
Кол-во 50.00 УПАК
Цена за единицу измерения: 97 (Российский рубль)
Стоимость: 4 896 (Российский рубль)
Код по ОКПД2: 21.20.10.256 (Препараты антигистаминные системного действия)
Всего на сумму: 8 993 (Российский рубль)
Новые плюсы для единственных поставщиков
В 2022 году законодательство менялось в пользу контрактов с единственным поставщиков. В этом году тренд продолжается:
- расширили перечень оснований для заключения таких контрактов — добавили услуги по обращению с отходами I и II классов;
- еще один вид контракта — на услуги по подготовке космонавтов, обслуживанию и запуску космических аппаратов;
- региональный орган власти может выпустить дополнительные акты и там указать случаи закупки у единственного поставщика;
- до конца 2023 года заказчики могут по соглашению сторон менять существенные условия контрактов для оборонзаказов. Например, поменять сроки поставки товаров, чтобы поставщик мог исполнить контракт без нарушений. Поставщик может подобрать ситуацию под условия, но решает, менять существенные условия или нет, должен орган власти.
Как детализировать закупки в электронном бюджете: пошаговая инструкция
Детализация закупок в ГИС «Электронный бюджет» производится по двум параметрам — КБК и предложениям. В инструкции указано, как добавить КБК в «Электронном бюджете» пользователю:
- Перейти во вкладку «План-график».
- Выбрать раздел «Детализация по КБК».
- Добавить новый код (нажать правой кнопкой мыши в любую точку экрана).
- Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
- Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
- Запреты и ограничения из-за эпидемии
- Все изменения по проверкам организаций
- Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
- Переносы сроков по налогам и сборам
- Как снизить страховые взносы до 15%
- Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
- Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
Комитет ставропольского края по государственным закупкам
Регулирующий акт — постановление Правительства от 26.09.2016 № 968.
Тип ограничения — ограничение на закупку иностранных товаров.
Как действовать: В закупке товаров из следующего перечня отклонять заявки иностранных товаров, если поданы 2 и более заявки с товаром из РФ, а после 1 сентября 2018 года еще из из ЕАЭС.
Регулирующий акт — постановление Правительства от 20.09.2018 № 1119.
Тип ограничения — ограничение на закупку иностранных товаров.
Как действовать: ограничение устанавливается на закупку иностранных товаров из таблицы ниже. Если поданы 2 и более заявок с российским товаром из продукцией из ЕАЭС, то иностранный товар отклоняется.
Товар | Код по ОКПД2 |
Оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом | 25.40.12.410 |
Патроны и боеприпасы прочие и их детали | 25.40.13.190 |
Регулирующий акт — приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н.
Тип ограничения — установление условий допуска к закупке иностранных товаров.
Заполняем план-график: пошаговая инструкция
План-график нового образца формируют:
- госзаказчики, которые выступают от имени России;
- федеральные, региональные и местные бюджетные учреждения. Исключение — закупки по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные унитарные предприятия. Исключение — процедуры по ч. 21 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
- федеральные, региональные и местные автономные учреждения в процедурах по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия федерального, регионального и местного уровней, другие юрлица, если таким организациям передаются полномочия заказчика.
План-график нового образца формируют, когда:
- составляют и рассматривают проекты законов (решений) о бюджетах;
- планируют финансово-хозяйственную деятельность таких заказчиков.
Планы-графики госзаказчиков, которые выступают от имени России, субъекта или муниципального образования, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Эти показатели формируются при составлении бюджетной сметы таких заказчиков, как получателей бюджетных средств по требованиями Минфина в рамках Бюджетного кодекса.
Планы-графики федеральных, региональных и местных бюджетных учреждений, за исключением закупок по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат. Эти выплаты формируются при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков по требованиям Минфина по федеральному закону о некоммерческих организациях.
Планы-графики федеральных региональных и местных автономных учреждений в закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ формируются на основании решения (согласованного в установленном порядке проекта такого решения) о предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности.
Объединенный план-график нового образца содержит информацию:
- о госзакупках, которые разместят;
- о приглашениях участвовать в определении поставщика, которые планируют направить в очередном финансовом году или плановом периоде;
- о госзакупках у единственных поставщиков, контракты с которыми планируются заключить в этом периоде.
Вот инструкция как составить план график и план закупок на 2020 год.
Шаг 1. Заполняем раздел I. В нем указывается такая информация о заказчике:
- полное наименование;
- ИНН и КПП;
- код по классификатору предприятий и организаций;
- код организационно-правовой формы по классификатору;
- код формы собственности по классификатору форм собственности;
- место нахождения с указанием кода территории населенного пункта по классификатору ОКТМО, телефон и адрес электронной почты.
В документе, который содержит информацию о госзакупках, осуществляемых в рамках переданных бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий госзаказчика, указывается полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или юридического лица.
Вот пример заполнения план-графика.
Инструкция для поставщика по работе на ЕАТ «Березка»
В п. 18 Постановления № 1279 установлено, что в план-график отдельной строкой включается информация:
- о работах по строительству, реконструкции объекта капстроительства по каждому такому объекту;
- подписании энергосервисного контракта (отдельно от закупок, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по ценам (тарифам), которые регулируются законами, и закупок электроэнергии, мазута, угля и топлива, которые используются для выработки энергии);
- каждом лоте, который выделяется по 44-ФЗ;
- процедурах по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 и п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ в размере годового объема финобеспечения госзакупок. Графы 3, 4, 12, 14 не заполняются. А вместо названия объекта закупки указывается положение закона, на основе которого проводите эту процедуру;
- о закупке, которая подлежит общественному обсуждению по 44-ФЗ.
В ч. 8 ст. 16 44-ФЗ указано, что план-график меняется, если:
- приводите его в соответствие с измененными требованиями к товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене) или нормативными тратами, чтобы обеспечить функционирование госорганов, по ст. 19 44-ФЗ;
- приводите его в соответствие с измененными объемами прав в финансовом выражении на принятие или выполнение обязательств по бюджетному закону, измененными показателями планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП или измененными решениями, соглашениями о предоставлении субсидий;
- реализовать решение, которое принято по итогам обязательного общественного обсуждения закупки по ст. 20 44-ФЗ;
- используете экономию от процедуры.
Постановление № 1279 расширяет перечень поводов для изменения плана-графика. Его меняют, когда:
- детализируют информацию об объекте закупки;
- выполняют предписания органов контроля;
- признают, что госзакупка не состоялась;
- расторгают контракт.
Аббревиатура ОКПД расшифровывается как «Общероссийский Классификатор Продукции по видам экономической Деятельности». Каждый товар, который производят или услуга, которую оказывают, соответствуют определенной позиции из ОКПД2. Система стандартизации продукции в России построена на основе классификации, принятой в странах ЕЭС.
Классификатор используется для различных целей, например, для статистических исследований, при составлении нормативных документов. Одна из важных функций кода — использование в госзакупках. Причем знание ОКПД2 товара требуется обеим сторонам.
Заказчику:
- Чтобы составить идентификационный код закупки. Этот код состоит из 36 цифр и включает в себя часть кода ОКПД2 (30-33 разряд). Например, если в рамках госзаказа покупают минеральную воду, в него включат первые четыре цифры ОКПД2 — 11.07.
- Чтобы подготовить документацию для проведения тендера, например, плана-графика.
- Чтобы разместить данные в ЕИС.
Участнику:
- Чтобы определить, к какому типу относится его продукция, и, следовательно, в каких госзакупках он может поучаствовать.
Для некоторых категорий поставщиков или отдельных товаров и услуг предусмотрены ограничения или, наоборот, преимущества при участии в госзакупках. Заказчики при этом ориентируются на коды ОКПД2, которые перечислены в соответствующих постановлениях правительства. Например, Постановление Правительства от 5 февраля 2015 г. № 102 устанавливает ограничения при закупке медицинских изделий из других стран.
Документ ОКПД2 был введен в действие в 2014 году. До этого момента в России стандартом служили коды ОКПД — предыдущая версия классификатора. Новый документ в большей степени приближен к европейскому формату. Действующая система унификации продукции содержит большее количество разделов — 21 вместо 17 из редакции справочника 2007 года. Раньше разделы также подразделялись на подразделы с двухбуквенным обозначением. Сейчас буквы, означающие разделы, в кодировке не используют.
Возникают ситуации, когда заказчик указывает неверный ОКПД2 в документах закупки. В Письме Минэкономразвития РФ от 17 февраля 2016 г. № Д28и-344 указано, что административная ответственность за неправильный ОКПД2 не предусмотрена. Однако в этом же документе отмечается, что контрольную функцию в контрактной системе выполняет ФАС РФ.
Если выяснится, что из-за неверного выбора ОКПД2 заказчик ограничил конкуренцию и выбрал неверный способ закупки, за это последуют санкции. Так, за утверждение неверного способа определения поставщика назначается штраф:
- 30 000 руб. – в конкурентных закупках;
- 50 000 руб. – в закупках у единственного поставщика (п. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ).
Участнику госзакупок следует знать точный код ОКПД2 своей продукции, чтобы точнее настроить поиск закупок и знать, какие ограничения или преимущества действуют для его товаров.
Код окпд 2 классификатор 2021 с поиском
ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности. Классификатор утвердил Росстандарт приказом от 31.01.2014 № 14-ст. Этим же приказом Росстандарт с 1 января 2017 года отменил классификаторы ОКП, ОКПД, ОКДП и ОКУН.1
У кода ОКПД2 иерархическая структура:1
XX |
класс |
XX. X |
подкласс |
ХХ. ХХ |
группа |
ХХ. ХХ. Х |
подгруппа |
ХХ. ХХ. ХХ |
вид |
ХХ. ХХ. ХХ. ХХ0 |
категория |
ХХ. ХХ. ХХ. ХХХ |
подкатегория |
Коды ОКПД2 заказчики используют, когда определяют объект закупки. При этом в Законе № 44-ФЗ нет требования указывать ОКПД2 в планах, планах-графиках, извещениях и других документах процедуры. На практике заказчики применяют ОКПД2 в четырех случаях.
Случай 1. Заказчик формирует идентификационный код закупки. ИКЗ состоит из 36 цифр. Цифры с 30-й по 33-ю в ИКЗ формируют сведениями ОКПД2 – берут первые четыре цифры кода. Например, заказчик покупает лекарственные растения. Код товара по ОКПД2 – 02.30.40.140. В ИКЗ войдут цифры 02.30.
Случай 2. Заказчик публикует сведения в ЕИС. Коды ОКПД2 заказчики указывают, когда размещают в ЕИС планы, планы-графики, извещения. В Законе № 44-ФЗ таких требований нет, однако опубликовать сведения о закупке без кода ОКПД2 не позволит функционал сайта. Заказчик выбирает необходимый код из списка, который предлагает ЕИС.
Какая информация включается в каталог?
Согласно п.10 «Правил формирования и ведения КТРУ» в позицию каталога включается следующая информация:
- Код позиции каталога, который представляет собой уникальный цифровой код на основе ОКПД2 (Примечание: 21-разрядный код в формате «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ−ХХХХХХ−Х−ХХХХХ». Это код по ОКПД2 (9 разрядов) + дополнительный код (12 разрядов));
- Наименование товара, работы, услуги (Примечание: такое наименование не должно являться торговым наименованием, содержать указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
- Единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) (при наличии);
- Информация, содержащая описание товара, работы, услуги;
- Справочная информация (Примечание: это различные коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, а также информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги);
- Дата включения в каталог позиции;
- Дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
- Дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
- Дополнительная информация (Примечание: это информация о конкретных ТРУ, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг).
На момент написания настоящей статьи в КТРУ, размещенном на сайте ЕИС, содержится более 70 тысяч записей в 26 категориях.
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров
Расчет НМЦК при закупке канцтоваров по 44-ФЗ должен быть основан на методе сопоставимых рыночных цен, который в качестве приоритетного предлагается в ч. 6 ст. 22 закона № 44-ФЗ.
Таким образом вычисляется средняя цена из имеющихся на рынке предложений. Информацию о стоимости различных товаров можно получить из нескольких источников:
- Запросить сведения непосредственно у поставщиков, как минимум у пяти.
- Запросить информацию через функционал ЕИС.
- Воспользоваться данными о стоимости товаров по реализованным контрактам, сведения о которых содержатся в реестре ЕИС.
- Использовать данные из общедоступных источников – реклама, каталоги продавцов и производителей, сайты.
Вышеуказанные источники информации обозначены в разделе III Методических рекомендаций, которые даны Минэкономразвития (приказ № 567 от 02.10.2013).
Для определения НМЦК нужно брать значения, не сильно отличающиеся друг от друга. Для оценки степени разброса величин применяется коэффициент вариативности. Однородными считаются те цены, для которых коэффициент вариативности не более 33 %. Значения за пределами этого диапазона в расчете не используются.
То есть сначала потребуется отобрать однородные цены, а затем на их основе рассчитать НМЦК: вычисляем среднее арифметическое значение и умножаем на число единиц товара.
НМЦК |
= |
количество товара |
* |
среднее арифметическое цен |
- Закупка канцтоваров на платформе ЕАТ «Березка»
Через Единый агрегатор торговли «Березка» в соответствии с распоряжением Правительства от 28.04.2018 № 824-р властные структуры федерального уровня и находящиеся под их управлением казенные учреждения обязаны проводить малые закупки. На эту же платформу переведены многие сделки по распоряжению властей ряда регионов и муниципальных образований.
Чтобы закупить канцтовары по 44-ФЗ на данной площадке, заказчику следует через функционал личного кабинета выбрать необходимые товарные позиции и добавить их в корзину. Затем запускается сама процедура закупки, длительность которой устанавливается 2 или 24 часа. По окончании сбора заявок оператор агрегатора формирует итоговый протокол и направляет его заказчику. Определяется участник, предложивший самую низкую цену, с ним заключается контракт.
У заказчика остается возможность выбрать единственного поставщика (для этого не надо использовать ЕАТ), если его ценовое предложение оказалось более привлекательным.
- Закупка бумаги по 44-ФЗ