Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Навязывание услуг банком». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В данной статье речь пойдет о навязывании банком дополнительных услуг. При оказании населению услуг по выдаче кредита, широко распространена практика оформления банком договора добровольного страхования жизни и здоровья заемшиков, за которую банк взимает комиссию. При чем данная комиссия взимается из той денежной суммы, которую должен выдать заемщику.
Современные мировая и государственная экономика функционируют в условиях экономической свободы выбора, которая заключается в возможности свободного выбора качественных товаров и услуг, способов удовлетворения своих нужд и потребностей в зависимости от своих доходов и цен. Часто встречается ситуация, когда при покупке одного продукта, продавец настойчиво предлагает приобрести другой. В особенности страховые компании – некоторые агенты доходят до того, что не продают полис ОСАГО без страхования жизни.
Содержание:
Полиса страхования имущества, цена одного полиса 1700 рублей, страхователь Росгосстрах. Поскольку НЮС находиться в Москве, я просто по электронке отправил им свое заявление и сканы квитанций и их сертификатов, написав, что все это вышлю им заказным письмом, в тот же день они мне от звонились, уточнили реквизиты моей карты, сказали, что оригиналы документов не нужны и по моему в течении недели перекинули мне 5800 рублей. Офис РГС есть в Уфе, для уфимцев, этими вопросами они занимаются на улице Цурюпы дом 48. Жителю Москвы пришло СМС сообщение, в котором оператор мобильной связи информировал абонента, что ему подключена платная услуга. Её стоимость – 20 рублей в день. Абонент отказался, а заодно запросил детализацию счёта за последний месяц. И тут выяснилось, что эту услугу оператор связи подключил ему уже месяц назад и каждый день списывал по 20 рублей.
Клиент может отказаться от страхования следующими способами:
- Прямой отказ при подписании кредитного договора в банке.
- Расторгнуть договор в офисе страховой компании в течение оговоренного законом времени (5 дней).
- Составить иск о расторжении договора и подать в суд.
При оказании потребителю дополнительных платных услуг, он вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены – вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Скажем, вы заключили кредитный договор на сумму в 500 000 рублей, а комиссия за подключение к программе страхования вашей жизни и здоровья составляет 50 000 рублей, это значит, что банк при заключении с вами кредитного договора, выдаст вам только 450 000 рублей, однако вернуть банку его долг с процентами вы должны будете именно в размере 500 000 рублей, а не 450 000 рублей. Чтобы расторгнуть договоры страхования, придётся идти в суд. Для этого нужно составить грамотное исковое заявление. Так как речь идёт о комплексе правоотношений (автокредит – это одно, а договоры о страховке — другое), то иск будет достаточно объёмным и сложным. Лучше, чтобы его составлял профессионал.
Законом, регулирующим сферу защиты интересов потребителей, запрещены сделки, которые ущемляют право выбора человека. Сделка в части навязывания услуг будет считаться недействительной, а продавец будет обязан вернуть деньги за дополнительное благо.
Но часто банки навязывают оформление страхования жизни или здоровья клиента, что является нарушением российского законодательства.
Юридическая консультация: задайте вопрос юристу прямо сейчас!
Навязывание услуг – это принуждение покупателя заключить устный или письменный договор о приобретении помимо нужного товара или услуг дополнительного платного блага.
Обязательное требование заключить договор страхования жизни является незаконным, клиент может только добровольно заключать такие соглашения.
Основанием для привлечения к административной ответственности является нарушение законодательства о защите прав потребителей, в части права на получение необходимой и достоверной информации о финансовой услуге, во включении в кредитный договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
Житель Москвы оформлял кредит на сумму 120 000 рублей. Заёмщика заставили застраховать жизнь и потерю работоспособности, заявив, что это обязательное условие получения кредита. Стоимость страховки – 23 700 рублей. Кроме этого, навязали информационную поддержку за 4 000 рублей.
Как не попасть в ситуацию указанную выше? Запомните, отказ банком в выдаче кредита на том основании, что кредит нельзя оформить без оформления соглашения или договора добровольного страхования жизни заемщиков незаконен. Согласно ч.2 ст.935 ГК РФ обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону.
Все перечисленные и многие другие случаи – навязывание услуги. Закон о защите прав потребителей прямо запрещает обусловливать одно приобретение другим. Запрет приведен в ч. 2 ст. 16 ЗОЗПП РФ.
Уголовная ответственность за подобного рода действия не предусмотрена. Для того, чтобы защитить себя от навязывания услуг потребителю нужно выполнять следующие действия.
Важно знать: то есть, условия приобретения продавец должен сообщить до покупки. Потому, что после покупки – это точно несвоевременно.
- Статья 13 «ответственность за нарушение прав потребителей»: «убытки, причинённые потребителю, подлежат возмещению в полной мере сверх неустойки, установленной законом или договором»;
- И самое важное: статья 16 «Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя», которая устанавливает, что нельзя обусловливать приобретение одних товаров и услуг необходимостью приобретения других товаров и услуг.
На какие статьи законов опираться, доказывая свою правоту?
Суд установил, что включение подобного условия в договор невозможно. Оно противоречит положениям законодательства, определяющего, что сторона может расторгнуть договор, возместив контрагенту понесенные расходы.
Оформляя кредит, мы порой не задумываемся о нюансах и мелких деталях, которые банки прописывают в кредитных договорах. Заемщики, как правило, не смотрят, что подписывают, однако, когда приходит время платить по кредиту, выясняется, что заемщик оказался в значительном проигрыше по сравнению с тем, на что рассчитывал изначально.
Зачастую дополнительные платные услуги навязываются кредитными организациями путем включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, при этом банки обосновывают это тем, что данные услуги являются обязательными и отказ от них невозможен.
На сегодняшний день достаточно много организаций злоупотребляют своим положением и пытаются навязать потребителю товар, который не пользуется спросом, или непопулярную услугу. Действия со стороны предпринимателей, которые игнорируют право на свободу выбора, можно расценивать, как нарушение интересов потребителей товаров и услуг.
Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются кредитной организацией в полном объеме.
Для борьбы с недобросовестными страховщиками Банком России было принято указание о «периоде охлаждения» — сроке, в течение которого можно отказаться от договора добровольного страхования.
Один из договоров дошел до высшей судебной инстанции в РФ. Суть дела – агентство по недвижимости заключило договор с гражданином, включив в него условие о том, что в случае расторжения договора заказчик (физлицо) выплачивает исполнителю (риэлтору) штраф. Сумма из 60000 рублей, почему-то превратилась в 70000 рублей. Сертификаты на юридическую помощь, цена одного сертификата 2900 рублей, принадлежат «НЮС» «Национальная Юридическая Служба», контора находиться в Москве, есть официальный сайт с контактами.
Гражданин, вступая в правоотношения с организацией, заранее менее защищен. На стороне компаний штат юристов и уверенность в том, что ее услуги будут проданы на любых условиях. Отсюда отсутствие диалога с покупателем и навязывание ему невыгодных договорных условий. Нарушений много во всех отраслях правоотношений.
В частности, там говорится, что если договор влечёт для потребителя убытки либо ущемляет его права, то он признаётся недействительным.
Важно знать: часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса гласит, что если страховая компания уклоняется от заключения договора ОСАГО, то можно обратиться в суд с иском о понуждении компании заключить договор страхования. Об этом тоже можно будет сказать сотруднику страховой компании.Возможность потребителя реализовать свободный и осознанный выбор осуществляется путем предоставления полной информации и возможности отказа от услуг в случае, когда потребитель решил получить кредит без них.
Если потребитель столкнулся с одной из перечисленный форм предоставления ненужных услуг, следует обратиться в компетентный орган.
Важно знать: в случае с процентами по кредиту ситуация интересная. Судебная практика признаёт, как правило, законной зависимость процента от страховки. Страховка оформлена – процент ниже. Нет страховки – процент выше. Но разница в процентах должна быть разумной. Например, если процент по кредиту со страховкой – 21% годовых, а без страховки – 45% годовых, то вряд ли суд решит, что это разумно. Суд будет оценивать всё, и профессиональный юрист нужен, чтобы представить вашу позицию в самом выгодном для вас свете.
Для того, чтобы отключить платные сервисы, можно воспользоваться несколькими способами, а вот для возврата потраченных средств возможно придется составлять претензию. Также стоит обратить внимание на положения ч.2 ст.821 ГК РФ, согласно которым кредитор вправе отказаться от предоставления заемщику предусмотренного кредитным договором кредита полностью или частично при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что предоставленная заемщику сумма не будет возвращена в срок.