Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Обстоятельства освобождающие от административной ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии со ст. 2.8 КоАП РФ не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Более подробный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, а так же судей и органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях указан в таблице №2 См.: Приложение 6 к настоящей дипломной работе. Принимать решения об освобождении от административной ответственности может только орган (должностное лицо), рассматривающий дело по существу. Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Содержание:
Еще по теме § 4. Освобождение от административной ответственности:
Другие специальные основания освобождения от административной ответственности предусмотрены за правонарушения, связанные с незаконным оборотом и потреблением наркотических средств или пснхотропных веществ.
А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено. Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника. аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий.
КоАП РФ регламентирует случаи освобождения от административной ответственности несовершеннолетних правонарушителей. Стоит отметить, что лица, достигшие 16 лет, но не достигшие 18 лет уже являются субъектами административной ответственности. Но в данном случае мы говорим о том, что они могут быть освобождены от административной ответственности с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о личности правонарушителя.[17] Решение об освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности принимает комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Освобождение от наказания несовершеннолетних
Другие основания: так, если правонарушение совершено лицом в возрасте от 16 до 18 лет, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может вынести решение об освобождении нарушителя от административной ответственности и применении к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Когда к нарушителю не применяют административное наказание, это и есть освобождение от административной ответственности. В широком смысле это прекращение административного производства. Ведь перечень оснований прекращения производства открытый. И включает в себя все иные случаи, когда есть обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
По результатам рассмотрения административных дел могут выноситься 2 вида решений: о назначении наказания либо о прекращении производства. Прекращение производства по делу означает в том числе освобождение привлекаемого лица от наказания, т. е. по факту — освобождение от административной ответственности.
КоАП РФ прямо не указывает, в каких случаях возможно освобождение от административной ответственности и что такое «освобождение». В широком понимании освобождение от ответственности — любой случай, когда лицу по тем или иным причинам не назначается наказание.
Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП.
При этом арест не может назначаться беременным женщинам, несовершеннолетним, инвалидам, военнослужащим и некоторым другим категориям граждан. Соответственно, если статья КоАП РФ будет предусматривать наказание в виде ареста, то назначить его не имеют права.
Общим основанием является малозначительность совершенного административного правонарушения. Согласно ст. 2.8 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело, могут освободить лицо, совершившее такое правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В Кодексе не указаны критерии малозначительности, хотя очевидно, что характер правонарушения определяется с учетом всех фактических обстоятельств его совершения.
В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.
Практика применения норм об освобождении от ответственности
Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности.
Освобождение от административной ответственности может также проявляться в ее замене мерами общественного воздействия либо другим видом ответственности.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Специальные случаи освобождения от административного наказания
Малозначительность совершенного правонарушения как основание освобождения от административной ответственности существовало еще в КоАП РСФС 1984 г. Однако до сих пор уже в действующем КоАП РФ нет указаний на то, какие правонарушения являются малозначительными. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Стоит обратить внимание, что если на основании ст. 2.9 правонарушитель освобождается от административной ответственности, то к нему применяется устное замечание. Устное замечание можно назвать мерой государственного реагирования в данном случае, которая направлена проинформировать о недопустимости повторения таких нарушений в будущем.[16] Ошибочно полагать, что устное замечание тождественно административному предупреждению. Дело в том, что в отличие от предупреждения, которое применяется только в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ, устное замечание применимо при совершении любого правонарушения, существенно не нарушающего охраняемые отношения. Более того устное замечание не имеет письменной формы, которая предусмотрена для предупреждения.
В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти КоАП РФ определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти. В законе Чукотского автономного округа от 06 июня 2008 года №69-ОЗ «Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативно правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе» в статье 11 части второй, четвертой и пятой так же определены должностные лица, и административная комиссии которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.
Освобождение от административной ответственности: Основания освобождения от административной ответственности, предусмотренные КоЛП РФ, можно подразделить на: а) общие и б) специальные, связанные с возрастом физического лица либо его определенным поведением.
Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, базируясь на принципах демократизма, гуманизма, предусматривает возможность освобождения лиц. совершивших административные правонарушения, от юридической ответственности. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Невзирая на тот факт, что было совершено деяние, содержащее все признаки административного правонарушения, законодательством установлена возможность освобождения виновного лица от административной ответственности. В таком случае могут возникнуть две ситуации. Во-первых, когда совершенное деяние вообще не будет признано административным правонарушением, даже при наличии всех его признаков, то мы говорим об исключении административной ответственности. Во-вторых, когда совершенное деяние признано административным правонарушением, однако правонарушитель от административной ответственности освобожден, то мы говорим о действии института освобождения от административной ответственности.[11] В рамках нашего исследования нас интересуют только основания освобождения от ответственности.
К специальным основаниям относится прежде всего возраст лица, совершившего административное правонарушение. Физическое лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с учетом: а) его возраста; б) конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения; в) данных о лице, совершившем правонарушение.
Проблемы функционирования института освобождения от ответственности
Лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. Статья 2.9 КоАП РФ предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения. В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.
Применяя ст. 2.9 КоАП РФ суды, органы, должностные лица должны учитывать разъяснения, которые дает Пленум ВС РФ в постановлении от 24.03.2005 г. № 5. В п.21 данного постановления «малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».
Основания освобождения от ответственности
Освобождение от административной ответственности допускается по основаниям, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ). Из статьи вы узнаете, когда лицо не может быть подвергнуто мерам административного наказания, а также когда определенные виды ответственности не могут применяться в силу закона.
В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание. Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих лиц, государства и общества. А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред – менее значительный, чем предотвращенный.
Условиями освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения: целесообразность применения к лицу, сто совершившего, административного взыскания.
Кодекс об административных правонарушениях (ст. 2.9) устанавливает основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, при малозначительности проступка. Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной). Своеобразным «освобождением» от административной ответственности является пропуск юрисдикционным органом и его должностными лицами по тем или иным причинам давностного срока назначения административного наказания, т.е. привлечения виновного к административной ответственности.