Как ИП на общем режиме должен определять выручку для освобождения от НДС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ИП на общем режиме должен определять выручку для освобождения от НДС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Действующее законодательство предоставляет бизнесменам с небольшими оборотами право не платить НДС (ст. 145 НК РФ). Освобождение от обязанностей плательщика НДС предоставляется, если сумма выручки за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн руб. Не могут воспользоваться этим правом предприятия и ИП, реализующие подакцизные товары. Также данная льгота не распространяется на НДС, уплачиваемый в связи со ввозом товаров на территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Критерии, позволяющие работу на спецрежимах

Их можно разделить на следующие группы:

  1. Юридический статус плательщика. К примеру, на УСН и ЕНВД не могут перейти юридические лица, среди учредителей которых есть другие организации, имеющие долю в уставном капитале более 25%. Из данного правила есть исключения — для некоммерческих организаций, общественных организаций инвалидов и предприятий, занимающихся применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Что же касается перехода на ПСН, то он доступен только для ИП.
  2. Вид деятельности. Организации и ИП, относящиеся к некоторым сферам бизнеса, не имеют права отказаться от общего налогового режима. Это игорный бизнес, производство и реализация подакцизных товаров, услуги нотариусов и адвокатов и некоторые другие. Кроме того, для таких спецрежимов, как ЕСХН, ЕНВД, НПД и ПСН, установлен перечень видов деятельности, при которых их можно применять.
  3. Масштабы бизнеса. Для перехода на специальный режим предприятие не должно превышать определенные количественные параметры по годовой выручке, остаточной стоимости основных средств, численности, занимаемым площадям. Эти параметры могут значительно отличаться для разных специальных режимов. Например, для патентной системы численность должна быть не более 15 чел., а для рыболовецких хозяйств (в рамках ЕСХН) может достигать 300 чел.
  4. Организационная структура. Не имеют права перейти на УСН организации, имеющие филиалы.

Субъекты, подлежащие освобождению от обязанностей налогоплательщика

Правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС могут пользоваться налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Лимит выручки от реализации товаров (работ, услуг) увеличен до 2 млн руб. с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». До внесения изменений это ограничение составляло 1 млн руб.

Вне зависимости от размера выручки не имеют права на указанное освобождение лица, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Перечень подакцизных товаров приведен в ст. 181 гл. 22 НК РФ. Подакцизными товарами согласно п. 1 ст. 181 НК РФ признаются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин.

При реализации данных товаров налогоплательщик не имеет права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС.

Продление освобождения на новый срок

В случае если организация по истечении 12-месячного срока освобождения желает продлить его использование на новый срок без перерыва, то не позднее 20-го числа месяца, следующего за двенадцатым месяцем использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, в налоговый орган представляются:

  • документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн руб. (перечень документов рассмотрен выше при добровольном порядке прекращения использования освобождения);
  • уведомление о продлении использования права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в течение последующих 12 календарных месяцев.

Правила учета НДС переходного периода

Правила учета НДС при переходе на освобождение от НДС и отказе от него приведены в п. 8 ст. 145 НК РФ.

Так, для перехода на применение освобождения от НДС указано правило (абз. 1):

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Пример

Налогоплательщик в марте приобрел товар (для перепродажи) на сумму 120 тыс. рублей, в том числе НДС 20 тыс. рублей.

НДС в сумме 20 тыс. рублей был принят к вычету.

С июля налогоплательщик применяет освобождение от НДС. Товар, приоретенный в марте, не был реализован на начало июля и находится на складе.

Сумму НДС 20 тыс. рублей нужно восстановить в налоговой декларации за 2-й квартал.

Для отказа от применения освобождения от НДС указано правило (абз. 2):

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Пример

Налогоплательщик применял освобождение от НДС до марта (включительно).

В феврале был приобретен товар (для перепродажи) на сумму 120 тыс. рублей, в том числе НДС 20 тыс. рублей (НДС к вычету не принимался).

С апреля налогоплательщик является плательщиком НДС. Товар, приобретенный в феврале был реализован в мае.

Сумму НДС 20 тыс. рублей можно принять к вычету в налоговой декларации за 2-й квартал.

Комментарий к Статье 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС РФ в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Читайте также:  Основания для отказа в регистрации юридического лица

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

— по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;

— по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;

— по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

— не признаваемые реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ;

— по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

— по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

— по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

— по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

— по реализации земельных участков (долей в них);

— по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

— осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

— соответствующее письменное уведомление;

— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписку из книги продаж;

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Комментарий к Ст. 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом нормами п. 1 ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12, по смыслу указанной нормы НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

При этом в Постановлении ВАС РФ указывается на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Читайте также:  Статья 13.19 КоАП РФ. Непредоставление первичных статистических данных

Учитывая изложенное, согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Аналогичные выводы содержатся также и в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также и выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/72). Кроме того, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541). Также в связи с тем, что стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе, не соответствует понятию «выручка», стоимость таких товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учитывается (Письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. N 03-07-15/40261).

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос о том, включается ли выручка от осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, в выручку для целей применения ст. 145 НК РФ.

В таком случае можно обратить внимание на разъяснения Минфина России, изложенные в Письме от 20 сентября 2012 г. N 03-07-07/94. В нем Минфин России указал, что выручка от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ. Отметим, что реализация земельных участков входит в число операций, которые согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В связи с изложенным можно прийти к выводу, что выручка от реализации иных товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, также подлежит учету в целях применения ст. 145 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС не вправе пользоваться:

а) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение 3

предшествующих последовательных календарных месяцев;

б) организации, указанные в ст. 145.1 НК РФ.

Подакцизными товарами, в частности, признаются:

этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком

виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное

вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; табачная продукция; автомобили легковые;

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин;

топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или)

вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Однако в данном случае следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О, в котором был сделан вывод, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров.

Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Также в силу п. 3 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.

Он касается отправки уведомления. В форме документа, утвержденной приказом Минфина, предусматривается отрывная часть. В ней должна проставляться отметка контрольного органа о том, что им было получено извещение от субъекта. Данный корешок считается разрешительным документом для предпринимателя или организации. но в ряде случаев налоговая инспекция устанавливает требования, касающиеся приема всех документов. В частности, субъектам предписывается опускать бумаги в специальный почтовый ящик в самом контрольном органе. В таком случае необходимо выяснить телефон отдела, осуществляющего регистрацию поступившей корреспонденции. Его сотрудники располагают информацией о входящем номере документации. В предусмотренных в п. 3 и 4 рассматриваемой нормы случаях допускается направлять бумаги и уведомление заказным письмом, воспользовавшись услугами почты. Днем их предоставления в таких ситуациях будет считаться шестой день с даты отправки корреспонденции. Этот момент необходимо учитывать и корректировать сроки отправки. Как правило, хозяйствующие субъекты приносят уведомление и подтверждающие документы лично.

Документы, подтверждающие право на освобождение

В пункте 6 ст. 145 РФ приведен перечень документов, дающих право на освобождение (продление срока освобождения):

— выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

— выписка из книги продаж;

— выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с УСН на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

При этом организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение либо о продлении срока, не могут отказаться от него до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено в силу п. 5 ст. 145 НК РФ (п. 4 ст. 145 НК РФ).

То есть организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо ежемесячно проводить мониторинг выручки и сравнивать ее показатели с предельной величиной.

А далее по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца в налоговые органы должны быть представлены:

— документы, подтверждающие, что размер выручки не превысил порогового значения за каждые три последовательных календарных месяца;

Читайте также:  Как зарегистрировать авто не по прописке

— уведомление о продлении использования права на освобождение (либо отказе от него).

Рассмотрим последствия непредставления уведомления в установленный срок.

Кто имеет право на освобождение?

Процедура освобождения от НДС регулируется ст.145 НК. Право на него имеют организации и ИП, которые отвечают следующим условиям:

— с момента регистрации прошло хотя бы 3 месяца;

— выручка (без НДС) за 3 предыдущих месяца в совокупности не более 2 млн. руб.;

  • — отсутствует реализация подакцизных товаров или при одновременной продаже подакцизных и неподакцизных товаров ведется раздельный учет операций по ним.
  • Обратите внимание: есть ситуации, на которые освобождение не распространяется, в частности:
  • — импорт товаров в РФ;
  • — исполнение обязанностей налогового агента (продажа товаров иностранным покупателям, аренда муниципального и государственного имущества).
  • Минфин настаивает, что расчет выручки за предыдущие 3 месяца учитывает выручку в полном объеме (кроме авансов и выручки по товарам, которые приобретаются налоговыми агентами):
  • — от реализации как подакцизных, так и неподакцизных товаров;
  • — от операций, которые не облагаются НДС (ст.149);

— от операций, которые объектами налогообложения по НДС не признаются (п.2 ст.146 НК).

Пример. ИП Кулешов находится на общей системе налогообложения. Выручка без НДС за февраль 2012 года составила 500 000 руб, за март – 400 000 руб., за апрель – 600 000 руб. С 1 мая Кулешов может воспользоваться освобождением от уплаты НДС.

Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты

Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:

  • вести книгу продаж и покупок;
  • вести журнал счетов-фактур;
  • выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
  • выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
  • выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
  • исполнять обязанности налогового агента по НДС;
  • заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.

Это интересно: Как узнать и где взять кадастровый номер земельного участка?

Необходимо строго следить за выполнением этих операций, поскольку в случае обнаружения контролирующим органами пренебрежения к ним, может последовать административное наказание в виде штрафов.

Продление права на освобождение от уплаты НДС

Передав требуемую документацию уведомительного характера в налоговую, субъект может прекратить начисление налога, при этом не нужно дожидаться согласия от ФНС. Сам факт того, что документы направлены своевременно, является подтверждением права на освобождение от НДС.

На протяжении двенадцати месяцев компания не учитывает НДС в своем учете (не уплачивает его и не возмещает). По окончании этого периода нужно заново известить ФНС о желании продолжить осуществлять операции без учета налога.

Перечень документов, которые передаются в налоговую, идентичен списку для первичного информирования – типовое уведомление и выписки из документов, показывающих выручку. Налоговой нужно подтвердить документально, что выручка на протяжении каждых трех последовательных месяцев на протяжении года не превышала двух млн. руб.

Крайний срок для подачи документации – двадцатое число месяца, идущего за прошедшим годом.

Кто вправе получить освобождение?

Согласно положениям налогового права, компании, суммарная выручка которых без учета налогов за предшествующий трехмесячный отрезок времени не превысила 2 млн рублей, вправе не рассчитывать и не перечислять НДС. Из этого правила есть три исключения:

  1. Организации, занятые реализацией подакцизной продукции. Возможность использовать освобождение от НДС теряется с первого дня ее продажи. Не имеет значения, входят ли в ассортимент продавца товары, не облагаемые акцизом: возможность раздельного учета исключает Министерство финансов.
  2. Вновь созданные коммерческие структуры. Фирма может начать пользоваться освобождением через три месяца после даты государственной регистрации, если ее выручка соответствует законодательному критерию.
  3. Организации, занятые ввозом продукции из-за рубежа.

Как только доход компании за три любых последовательных месяца превышает 2 млн рублей, она автоматически теряет право на освобождение и становится плательщиком НДС.

Кто может освободиться от уплаты НДС по статье 145 НК РФ

Получить освобождение от НДС могут как организации, так и индивидуальные предприниматели (ИП). Главное, чтобы выполнялось следующее условие: сумма выручки от реализации товаров, работ, услуг (без НДС) за три предшествующих последовательных календарных месяца не должна превышать 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Заметим, что эти три месяца – не обязательно квартал. Это могут быть любые три идущих подряд месяца – например, февраль–март–апрель, август–сентябрь–ноябрь и т.д.

Не вправе получить освобождение от НДС (п. 2 ст. 145 НК РФ):

  • лица, реализующие подакцизные товары;
  • организации, имеющие освобождение от НДС как участники проекта «Сколково».

Не могут претендовать на освобождение также вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП в течение первых трех месяцев работы. У них еще нет нужной трехмесячной выручки.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС

Индивидуальный предприниматель является производителем продукции и работает на общей системе налогообложения, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно составляет около 600 тыс. руб. без учета НДС. Индивидуальный предприниматель желает использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС.

Объясните, пожалуйста, как правильно должен быть осуществлен переход с одной системы налогообложения на другую, какие документы, за какой период и в какой срок должны быть представлены для получения права на освобождение?
Какие документы должны вестись у индивидуального предпринимателя после получения права на освобождение от НДС, надо ли выписывать счета-фактуры с указанием НДС покупателям и смогут ли они принимать НДС к зачету? Просим как можно подробнее рассмотреть вопрос освобождения от НДС.
Порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, установлен ст. 145 НК РФ

.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на такое освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца

сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности
два миллиона рублей
.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется

в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении операций по реализации подакцизных товаров (
п. 2 ст. 145 НК РФ
).

Начав использовать освобождение от НДС по статье 145 НК РФ, вы не сможете отказаться от него в течение 12 календарных месяцев (п. 4 ст. 145 НК РФ).

Когда этот период истечет, вы должны подать в инспекцию:

  • документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения ваша выручка за каждые три последовательных календарных месяца не превышала 2 млн. руб.;
  • уведомление о продлении освобождения от НДС на последующие 12 календарных месяцев или об отказе от него.

В то же время в некоторых обстоятельствах право на освобождение от НДС можно утратить (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • если выручка за какие-либо три месяца превысит 2 млн. руб.;
  • если вы продадите подакцизный товар.

Право не платить НДС утрачивается с 1-го числа того месяца, в котором произошло превышение выручки или началась реализация подакцизных товаров (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Продление срока освобождения от НДС

Освобождение от НДС дается сроком на 12 календарных месяцев. На меньший срок налоговое послабление не дается. Чтобы отказаться от освобождения, необходимо обратиться в налоговую службу. При восстановлении уплаты НДС, налогоплательщик должен выплатить все выплаты, от которых он был освобожден на время послабления. Если после окончания льготного периода организация решает вернуться к обычному налоговому режиму, то ей необходимо отправить в инспекцию финансов по налогам и сборам соответствующее уведомление.

Если компания решается продлить освобождение от уплаты НДС, то к первоначальному заявлению необходимо предоставить актуальные документы, которые подтверждают основания для такой налоговой льготы. Если налоговая не принимает заявление, то организация получает соответствующее уведомление.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *