Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Передаточный баланс при реорганизации бюджетного учреждения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Из-за сложной геополитической обстановки и санкций налоги разрешили заплатить позже. Есть федеральные постановления о переносах, которыми могут воспользоваться налогоплательщики по всей стране, а есть региональные — у них требования мягче, но действуют они только на отдельных территориях. Разберемся, какие сроки и для кого перенесли.
Кроме того, в силу пп. 3 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ <2> бюджетные учреждения в течение трех дней со дня принятия решения о реорганизации обязаны письменно сообщить об этом в ФСС и ПФР по месту своего нахождения.
Содержание:
Возможно, вам будут интересны эти темы:
При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.
Необоснованно большое число филиалов, раздутый аппарат управления, удаление непрофильных департаментов – все эти вопросы в рамках бюджетных учреждений способна решить реорганизация.
Реорганизация может быть произведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (ч. 1 ГК РФ ст. 57). Одним из распространенных видов реорганизации является реорганизация путем присоединения к одному учреждению другого или нескольких учреждений. В частности, это относится к ситуациям, когда юрлица, участвующие в реорганизации, включены в план выборочных проверок. Такие юрлица должны подтвердить, что проверка проведена и завершена.
Для бюджетных организаций реорганизация учреждения путем присоединения может рассматриваться, как процедура прекращения существования одной или нескольких структур, которое предполагает передачу их активов, прав и обязательств организации, частью которой они становятся.
Передача имущества и обязательств
Под запрет попала самокопировальная бумага и бумага для производства чековой ленты, рулонов для факсов.
Приведем пример заполнения разделительного баланса при реорганизации в форме выделения ООО «Бета» из ООО «Альфа».
Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.
К тому же важно понимать, что стандартные процедуры присоединения, слияния, преобразования, предусмотренные для юридических лиц здесь неприменимы – речь идет о некоммерческих организациях.
Реорганизация учреждений: правовые основы и бухгалтерский учет
На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения) реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность.
При этом все права и обязанности переходят к новому предприятию в порядке универсального правопреемства в том виде, в каком они существуют к моменту внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности реорганизованных фирм и о создании новой.
Разделительный баланс требуется при реорганизации в форме разделения или выделения. Он содержит информацию об активах, обязательствах, капитале и резервах, которые распределяются между сторонами, участвующими в реорганизации. Разделительный баланс представляет в общем виде сведения о том, у какой компании и какая часть прав и обязанностей останется в результате разделения или выделения.
Определенную специфику могут добавлять нормы отраслевого законодательства в зависимости от вида деятельности реорганизуемых предприятий (например, такие нормы установлены для банков и иных финансовых организаций, стратегических предприятий).
Ныне российские власти серьезно занимаются вопросом повышения эффективности деятельности бюджетных организаций.
Данное согласие должно быть получено (если это требуется) до непосредственного проведения реорганизации юрлица.
При этом не требуется переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов.
Реорганизация проводится по решению учредителей (участников) юридического лица или органа, уполномоченного на то учредительными документами. При реорганизации юридических лиц действует принцип правопреемства, т. е. права и обязанности реорганизуемого лица в общем случае распределяются между лицами, участвующими в реорганизации.
Есть и случаи реорганизации с участием юридических лиц другой формы собственности. Например, муниципальное автономное учреждение «Служба заказчика, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» было присоединено к межмуниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (город Курган).
Форма П-3 — это отчет в Росстат, который содержит информацию о финансовом состоянии фирмы, о ее активах, доходах и расходах, состоянии расчетов с контрагентами. С 05.04.2022 действует обновленный порядок ее заполнения.
Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения.
При получении соответствующего нормативного акта о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) получателя бюджетных средств (далее — реорганизуемое (ликвидируемое) учреждение) руководителем учреждения организуется ряд мероприятий.
Вопрос о проведении реорганизационных мероприятий, последовательности их проведения и о правильности отражения реорганизации в учете длительное время остается одним из наиболее проблемных вопросов в бюджетном учете. Очень часто понятие реорганизации путают с ликвидацией учреждения. Самым главным различием этих двух мероприятий является наличие правопреемственности.
При этом числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.
Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).
В гражданском законодательстве определены возможные виды реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. На практике чаще всего встречается реорганизация учреждений в форме присоединения, реже – разделения.
Исполнение реорганизуемым учреждением обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ.
Особенности отчетности при реорганизации
В свою очередь, правила создания комиссии и проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2014 № 84 для федеральных учреждений. На основании данного уведомления ФНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что учреждение находится в процессе реорганизации.
Такой широкий круг объектов подтверждается правовой позицией Конституционного суда (Определение от 7 декабря 2010 г. № 1620-О-О). Следует отметить, что изменения, внесенные Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ в части 1 статьи 57 ГК РФ, исключили необходимость составления передаточного акта при реорганизации в форме слияния.
До даты завершения реорганизации все операции, связанные с текущей деятельностью, произведенные в период с даты утверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность.
При реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями) (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»).
ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Национальный центр защиты персональных данных (далее — НЦЗПД) разместил на своем сайте электронный «Портфель оператора».
Когда цена многократно занижена, покупатель должен понимать, что имущество продают с незаконной целью. Например, хотят помешать обратить на него взыскание.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.
Таким образом, в отношении АУ возможны четыре формы реорганизации – слияние, присоединение, разделение и выделение. Не относится к реорганизации изменение типа учреждения с автономного на бюджетное или казенное.
Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям.
Решение о реорганизации оформляется правовым актом. Решения учредителей о реорганизации, как правило, содержат следующие сведения:
- наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;
- форму реорганизации;
- наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;
- основание для принятия решения о реорганизации БУ;
- дату, на которую проводится реорганизация БУ;
- срок проведения реорганизационных мероприятий;
- сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;
- источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;
- перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО).
За какие периоды и в какие сроки необходимо сдавать в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность АО (компания-правопредшественник) и ООО (компания-правопреемник) при реорганизации в форме преобразования (государственная регистрация реорганизации будет произведена в декабре 2017 года)?
Форма и содержание разделительного баланса
Так, бухгалтерская отчетность при проведении реорганизации формируется и представляется на дату проведения реорганизации учредителю, в ведении которого находился реорганизуемый субъект отчетности до принятия решения о его реорганизации, и органу исполнительной власти, принявшему решение о его реорганизации.
Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760) при реорганизации (изменении типа) либо ликвидации учреждения формируется в составе форм, предусмотренном разделом II настоящей Инструкции для годовой отчетности.
Настоящие Методические указания устанавливают правила формирования в бухгалтерской отчетности информации об осуществлении в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации реорганизации организаций (кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации).
Форма уведомления о начале процедуры реорганизации (ф. Р12003, код 1111514 по КНД) установлена Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
Правоспособность АО прекращается с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее также — ЕГРЮЛ) сведений о его прекращении, а у ООО возникает правоспособность с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Реорганизация: отражение в учете бюджетных учреждений
В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:
- изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;
- перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;
- провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;
- по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.
Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности.
Согласно п. 10 Порядка N 539 решение о реорганизации федерального бюджетного учреждения в форме слияния или присоединения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В части предоставления заключительной бухгалтерской отчетности в ИФНС России и в Росстат России следует отметить, что нормативными правовыми актами не установлен особый порядок и сроки представления реорганизуемым лицом заключительной бухгалтерской отчетности, а также не установлены основания для её непредставления организациями, обязанными составлять бухгалтерскую отчетность.