Субъекты права муниципальной собственности первого и второго уровня

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Субъекты права муниципальной собственности первого и второго уровня». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прошло более трех лет со дня нового этапа реформы местного самоуправления. За это время проделана значительная работа. Сегодня можно подвести первые итоги, в большинстве регионов выборы в органы местного самоуправления состоялись при достаточно высокой активности избирателей.

Наряду с объектами сложный, многоуровневый характер имеют и субъекты муниципальной собственности. Согласно Конституции Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью принадлежат населению муниципального образования (ст. 130). Именно оно выступает в роли собственника первого уровня.

Таким образом, реальными имущественными правами в отношении муниципальной собственности обладает не само местное население, а избранные им органы и должностные лица местного самоуправления, что закономерно возводит их в статус субъектов права муниципальной собственности второго уровня.

Право муниципальной собственности

Органы местного самоуправления могут на законодательном уровне наделяться некоторыми государственными полномочиями с возможностью передачи финансовых и материальных средств, необходимых для их реализации (ст. 132 Конституции).
Основания возникновения права муниципальной собственности подразделяют на общегражданские и специальные.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности выступают именно соответствующие публично-правовые образования в целом, но не органы государственной власти. Точно так же не является субъектом права государственной или муниципальной собственности народ (население) соответствующей территории, ведь государство и народ – не тождественные понятия.

Суть местного самоуправления заключается в автономности, самостоятельности населения и, соответственно, органов местного самоуправления от государственных органов. Поэтому муниципальная власть не является разновидностью государственной власти, органы местного самоуправления не входят в систему государственных органов.

Сущность первичного собственника в обоих случаях сходна: население соответствующей территории. Характер объектов государственной и муниципальной собственности также близок: среди основных функций этих объектов — стабилизирующая и обеспечивающая социально-экономическое благополучие населения.

Круг объектов федеральной государственной собственности неограничен, в ней может находиться любое имущество. Круг объектов государственной собственности субъектов Федерации несколько уже, в ее состав не могут входить объекты исключительной федеральной государственной собственности.

Субъекты и объекты права государственной собственности

Земельный кодекс РФ включает органы местного самоуправления в число субъектов земельных отношений, т.е. отношений по поводу владения, пользования и распоряжения землей, а также государственного управления земельными ресурсами. В ст. 19 закреплены: общий перечень земель, которые юридически признаны землями, находящимися в муниципальной собственности, и полномочия по осуществлению этой собственности.

Таким образом, в соответствии с действующим российским законодательством исходными (базовыми) субъектами-носителями права муниципальной собственности в городском или сельском поселении являются само население (местное сообщество) и выступающие от его имени представительный орган или высшее должностное лицо местного самоуправления.

В связи с этим во многих муниципальных образованиях приняты нормативные акты, согласно которым участником создаваемых в интересах муниципальных образований хозяйственных обществ выступают специально созданные для этих целей муниципальные учреждения.

Владения, которые не закреплены за областным учреждением, заведением или предприятием. Они относятся к муниципальной казне отдельного поселка, города или округа. Для таких владений характерно наличие весомого производственного значения.

При этом действует презумпция принадлежности земли и других природных ресурсов к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности их к иной собственности.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Органы местного самоуправления могут от имени собственника приобретать и осуществлять права и обязанности. В отдельных случаях от их имени могут выступать государственные органы, граждане и юридические лица.

Из названных выше должностных лиц нас интересуют, прежде всего, выборные должностные лица МСУ, поскольку они наделены полномочиями на решение вопросов местного значения в то время, как первые призваны обеспечивать деятельность органов МСУ. Уточнены полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, спорта, охраны и сохранения объектов культурного наследия. Наконец, 199-м федеральным законом был определен порядок разграничений имущества между муниципальными образованиями. Этот вопрос отнесен к полномочиям регионов.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

РФ в целом или ее субъект призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их государственную казну.

Статья 215 ГК РФ. Право муниципальной собственности

Муниципальная форма собственности – это определение имущественного комплекса, принадлежащего муниципалитету. К этой категории могут относиться недвижимость, движимые ресурсы, земельные наделы. Все, что относится к муниципальной собственности, контролируется муниципальными образованиями, местным самоуправлением, в соответствии с их компетенцией. Муниципальной собственностью принято называть отдельный вид владения имуществом, который существует параллельно с государственным типом владения. К муниципальной собственности относится имущество, принадлежащее не всему государству, а конкретным единицам. Существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать, различая государственный и муниципальный тип владения:

  • Муниципальное имущество – это собственность, на которую государственная единица имеет свое унитарное право. Юридические особенности, характер этих объектов делает их схожими на владения государства.
  • Задача обоих видов принадлежности имущества заключается в обеспечении общественных, не частных интересов. Но между этими понятиями есть ряд различий, которые также важно учитывать.
  • К субъектам муниципальной собственности относятся села, области, административные центры и прочее. Субъект госсобственности – страна, государственное образование, властная структура, не имеющая отношения к обществу.
  • Муниципальное образование часто подразумевает народ, жителей населенного пункта. Они имеют возможность самостоятельного управления, выбирают правящие звенья, регулируют управленческие процессы.

Соотношение форм собственности, отношений между государством и субъектами экономики определяют экономическую систему. Собственником имущества могут выступать несколько субъектов, по виду субъектов проводиться классификация собственности.

Неожиданные сложности проявились в ходе установления границ муниципальных образований, в связи с чем, были уточнены нормы территориальной организации. Когда начался этап формирования органов местного самоуправления, выявились проблемы в регулировании их структуры.

Такую же позицию занимает гражданское законодательство. В статье 212 Гражданского кодекса Российской Федерации прописаны формы собственности: частная, государственная, муниципальная и иные виды. Больше всего в нашей стране объектов частной собственности.

Ряд изменений предложено субъектами РФ. В частности, на более позднюю дату перенесен срок передачи имущества из государственной собственности в муниципальную и наоборот. Этот срок теперь – 1 января 2008 года. При этом муниципальные образования получили право в переходный период до регистрации права собственности безвозмездно использовать имущество, которое подлежит передаче в госсобственность.

Следует различать понятие государственной собственности как экономической категории и понятие права государственной собственности. Государственная собственность как экономическая категория представляет собой общественное отношение по владению, пользованию и распоряжению различным имуществом, принадлежащим Российской Федерации и ее субъектам.

Согласно Конституции РФ муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, это самостоятельная форма собственности.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения муниципальные образования должны обладать определенным имуществом, принадлежащим им на праве собственности. Поэтому отечественный правопорядок признает муниципальные образования самостоятельными субъектами имущественного оборота и собственниками имущества.

Государственные и муниципальные образования являются публичными, осуществляющими публичную власть на определенной территории. Поэтому как собственники имущества они во многом похожи, им свойственны одни и те же особенности, что, конечно, не исключает и некоторых отличий, вызванных различным уровнем и масштабом территории.

Рынок и рыночные отношения могут успешно развиваться только при наличии различных форм собственности. Поэтому возникла необходимость разгосударствления и приватизации имущества, относящегося к государственной собственности. Проводимые в России преобразования носят глубинный характер. Разгосударствление собственности было необходимо для перехода к многоукладной рыночной экономике.

В соответствии с Конституцией РФ Россия является федеративным государством. Это означает, что территория РФ состоит из территорий ее субъектов, обладающих государственностью.

Именно ему принадлежат права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130 Конституции РФ).

В-третьих, в числе нормативных актов, определяющих правовой режим имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, высок удельный вес учредительных документов юридического лица, в первую очередь таких, как учредительный договор и (или) устав, которые должны быть отнесены к актам локального нормотворчества.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ за каждым уровнем местного самоуправления закрепляется имущество, предназначенное для решения соответствующих вопросов местного значения. В последнее время четко обозначился подход к недвижимости как к единому объекту, т.е. основным объектом управления становится комплексный объект недвижимости – юридически обособленная часть недвижимости, состоящая из земельного участка (или его доли) и всех прочно связанных с ним объектов и (или) их частей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Государственная собственность разделяется на несколько типов. Это собственность, находящаяся под управлением федеральных властных структур, имущество регионального значения, управляемое властными органами субъектов федерации и муниципальные материальные ресурсы, которые контролируются органами самоуправления на местах.

Право муниципальной собственности относится к категории публичного права. Это самостоятельная форма права собственности, которая предусматривает, что в процессе управления определенными ресурсами учитываются интересы представительных органов власти на местах и населения муниципального образования.

Иными словами, при осуществлении права собственности юридического лица, определении параметров его деятельности имеет место сочетание актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего собрания и генерального директора), причем решающее значение должно придаваться актам коллегиальных органов.

Объекты и субъекты системы управления муниципальным имуществом

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

На его основе можно сделать вывод о том, что мо, заинтересованные в приобретении имущества, могут не признавать перечень, содержащийся в ч. 2 — 4 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ, закрытым. в муниципальной собственности может находиться любое имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, независимо от его упоминания в ч. 2, 3, 4 ст. 50 Федерального закона N 131-ФЗ.

Основной субъект владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью — местное сообщество, т.е. население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта — общества.

В пределах, установленных Конституцией и законодательством РФ, органы МСУ осуществляют собственное нормативно-правовое регулирование, в том числе принимают уставы (положения) о местном самоуправлении на соответствующей территории, а также правовые акты о территориальном общественном самоуправлении, о сельских сходах и собраниях.

То же можно сказать о перечне юридических лиц, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, равно как и о перечне юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (см. абз. 3 п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК). И тот, и другой также не являются замкнутыми.

Осуществление права государственной и муниципальной собственности

Для, лучшего понимания значимости частной собственности, подчеркнем, что из всех видов собственности на объекты, именно частная собственность составляет 90%. Оставшиеся 10% принадлежат публичным органам власти. В нашей стране это Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования.

Статья 130 Конституции — МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Состав муниципальной собственности:

  • Городские бюджетные ресурсы.
  • Не относящиеся к бюджету фонды муниципалитета.
  • Имущественная база, принадлежащая местной власти.
  • Земельные ресурсы.
  • Богатства природы.
  • Корпорации, заводы, фирмы муниципалитета.
  • Банковские филиалы.
  • Образовательные заведения муниципалитета.
  • Здравоохранительные компании, культурные и спортивные филиалы.
  • Недвижимость.

Так, в п. «г» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в котором формулируются предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, предусмотрено «разграничение государственной собственности».

Представляется, что имущество может бпъ передано в хозяйственное ведение соответствующего юридического лица его учредителями (участниками). Так, профсоюзы могут часть принадлежащего им на праве собственности имущества передать в хозяйственное ведение ассоциации, которую они учредили.

Субъекты муниципальной собственности

Разграничение права собственности на автомобильные дороги между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями показывает, что существующая классификация автомобильных дорог не отвечает принципам разграничения полномочий между органами публичной власти, положенным в основу Закона «О местном самоуправлении».

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности сельским и городским поселениям, иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК). Имущество закрепляется за муниципальными учреждениями и предприятиями.

Что же касается права распоряжения, то в отношении части имущества, находящегося в муниципальной собственности, названное право собственника ограничено органами государственной власти.

Таким образом, по характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь также в собственности в первую очередь находятся объекты жизнеобеспечения и объекты производственного и социально-экономического назначения (предприятия и учреждения).

Глава 24. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Согласно законодательству страны, местное самоуправление может передать собственное владение юридическому или физическому лицу на определенное время или на постоянной основе. Муниципалитет имеет право на отчуждение имущества согласно установленным правилам, сдачу его во временное пользование, совершение иных сделок, определение в договоре или соглашении принципов пользования объектом.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. На государственном уровне правами собственника на имущество обладает Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Муниципальная собствен­ность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с част­ной, государственной и иными – как в Конституции РФ, так и в ГК (см. п. 2 ст. 8 и п. 2 ст. 9 Конституции РФ; ст. 212,215 ГК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.