Установлены особенности регулирования земельных правоотношений в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установлены особенности регулирования земельных правоотношений в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Итак, допустим, что у вас уже появился план, как стать успешным фермером. Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей.

Статьей 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрены особенности предоставления земельных участков из государственной или муниципальной собственности:

  • гражданам – для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, огородничества;
  • гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам – для ведения КФХ его деятельности.

Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ, предоставление земельных участков для КФХ основано на том, что граждане/крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на интересующий их земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

То есть, предоставление земельного участка КФХ без торгов законом не предусмотрено. Но это пока (см. справку в конце статьи).

Причём граждане без образования ими крестьянско-фермерского хозяйства подавать заявления о намерении участвовать в аукционе в соответствии с п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ могут. Это подтверждает судебная практика – определение Верховного Суда РФ от 5 октября 2017 года № 310-кг17-13810.

В соответствии с абз. вторым п. 10 ст. 39.11 ЗК РФ, участниками аукциона могут быть только граждане. А в случае предоставления участка для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности – граждане и КФХ.

Для ведения сельхозпроизводства гражданин вправе использовать земельный участок с/х назначения в целях создания крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом, КФХ может быть создано одним гражданином – главой такого хозяйства в форме юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 1 Закона от 11.06.2002 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Следовательно, гражданин, организовавший КФХо, вправе выбрать одну из форм – быть ИП или создать юрлицо.

В статье 39.18 ЗК РФ указана целью – предоставление земельных участков для ведения крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Значит, порядок предоставления земельного участка КФХ такой: после предоставления земельного участка гражданину ему необходимо:

  • зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п. 5 ст. 23 ГК РФ);
  • или создать юридическое лицо в форме КФХ (п. 1 ст. 86.1 ГК РФ).

Как получить субсидирование для КФХ

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Несмотря на, казалось бы, достаточную законодательную регламентированность вопроса предоставления земельного участка КФХ, на практике возникает множество нарушений.

1) Нарушение органом местного само­управления 1-месячного срока принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду либо отказ органа местного самоуправления в принятии такого решения.

В данном случае необходимо обжаловать неправомерное действие (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконными действий (бездействия) органа местного самоуправления и обязании принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.

Если органом местного самоуправления будет издано какое-либо постановление или распоряжение об отказе в предоставлении участка, в судебном порядке необходимо обжаловать указанный ненормативный правовой акт путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании постановления или распоряжения недействительным и обязании принять Решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка КФХ в аренду.



ВАЖНО: В обоих случаях не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанных заявлений, т. к. в противном случае суд в соответствии с ч.4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.

2) Нарушение 7-дневного срока на заключение с КФХ договора аренды испрашиваемого земельного участка либо отказ в заключении такого договора аренды.

В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия (бездействие) органа местного самоуправления в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО искового заявления об обязании органа местного самоуправления заключить договор аренды.

ВАЖНО: 1) Перед подачей такого иска в суд КФХ необходимо в соответствии со ст. 445 ГК РФ реализовать его обязанность по досудебному урегулированию спора в виде направления органу местного самоуправления проекта договора аренды (купли-продажи), в противном случае суд вправе будет на основании п. 2 ч.1 ст. 148 АПК РФ оставить такой иск без рассмотрения, ввиду несоблюдения истцом досудебного порядка урегулирования спора (о чём свидетельствует многочисленная судебная практика Арбитражного суда Ростовской области, 15-го арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа, Высшего арбитражного суда РФ, иных арбитражных судов в РФ).

2) В просительной части иска целесообразно указывать ВСЕ условия договора аренды (текст направленного проекта договора аренды), обязать заключить который требует истец – КФХ.

3) Отказ регистрирующего органа (федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии) в государственной регистрации договора аренды по мотиву отсутствия публикации в СМИ сведений о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду.

В данном случае необходимо обжаловать неправомерные действия регистрирующего органа в судебном порядке путём подачи в Арбитражный суд РО заявления о признании незаконным отказа регистрирующего органа в регистрации и обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды.

Читайте также:  Задолженность по налогам 3 года



ВАЖНО: 1) Не пропустить 3-месячный срок на подачу в суд указанного заявления, т. к. в противном случае суд в соответствии с

ч. 4 ст. 198 АПК РФ, ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ вправе отказать в удовлетворении требований.

2) Действующее законодательство РФ не предусматривает обязательной публикации сообщений о предоставлении земельного участка в аренду КФХ, предоставление участка КФХ не связано с обязательной предварительной публикацией сведений об участке в СМИ.

3) По указанной категории споров сформировалась вполне однозначная судебная практика, связанная с признанием незаконными отказов регистрирующего органа и обязании регистрирующего органа зарегистрировать договор аренды, что, в частности, отражено в постановлениях ФАС СКО от 17.07.09 г. по делу № А32-22125/2008, от 28.07.09 г. по делу № А32-22126/2008, от 31.07.09 г. по делу № А32-22127/2008, от 12.11.09 г. по делу № А63-2423/2009.

4) Оспаривание прокуратурой субъекта РФ договора аренды, заключённого между органом местного самоуправления и КФХ, путём подачи иска о признании договора аренды недействительным и применении последствий его недействительности путём обязания КФХ возвратить участок органу местного самоуправления.

ВАЖНО: 1) Установить, не пропущен ли прокуратурой субъекта РФ 1-годичный срок исковой давности для подобного иска (ч. 2 ст. 181 ГК РФ), т. к. в противном случае суд в соответствии с ч.1 ст. 197, ст. 199 ГК РФ по заявлению КФХ о пропуске срока исковой давности обязан будет отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры.

2) Если сторонами договора аренды были соблюдены все указанные выше требования действующего законодательства РФ, то отсутствуют основания для удовлетворения подобных исков.

3) По указанной категории споров сформировалась вполне однозначная судебная практика, связанная с отказом в удовлетворении исковых требований, что, в частности, отражено в постановлениях ФАС СКО от 15.01.08 г. № Ф08-8893/07, от 06.02.08 г. № Ф08-71/08, от 14.02.08 г. № Ф08-102/08, от 28.12.09 г. по делу № А15-434/2009.

Не так давно газета «Крестьянин» № 50 (915) от 16-22.12.2009 года в статье «Землю загоняют в холдинги, а куда девать крестьян?» освещала одну из многочисленных имеющихся в Ростовской области спорных и проблемных ситуаций в вопросе предоставления КФХ «Люкс» Миллеровского района в аренду земельного участка 476 га из земель фонда перераспределения.

После указанной публикации состоялось уже множество событий. Однако всё по порядку.

В 2006 г. органом местного самоуправления было вынесено Постановление о предоставлении КФХ «Люкс» в аренду земельных участков общей площадью 476 га сроком на 5 лет. Однако в установленный законом срок договор аренды с КФХ так и не был заключен. КФХ добросовестно использовало земельный участок, платило арендную плату в бюджеты, параллельно пытаясь в течение 3 лет способствовать заключению с ним договора аренды в досудебном порядке. За это время органом местного самоуправления участки 2 раза выставлялись на торги.

Поняв, что без суда не обойтись, КФХ обратилось за юридической помощью в юридический отдел Ростовской областной АККОР. КФХ в орган местного самоуправления был направлен проект договора аренды, на который никакого акцепта от распорядителя получено не было. В Арбитражный суд РО был подготовлен и подан иск об обязании администрации района заключить с КФХ договор аренды сроком на 5 лет. Решением Арбитражного суда РО от 29.01.10 г. по делу № А53-23207/2009 в удовлетворении иска было отказано. Не согласившись с незаконным решением, КФХ подало апелляционную жалобу, и постановлением 15-го арбитражного апелляционного суда от 21.06.10 г. (дело № 15АП-2304/2010) иск был удовлетворён полностью, суд обязал администрацию района заключить с КФХ «Люкс» договор аренды на земельные участки общей площадью 476 га сроком на 5 лет.

В августе 2010 года договор аренды был зарегистрирован в Милютинском отделе управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО, теперь КФХ «Люкс» является законным арендатором государственной земли.

Справедливость восторжествовала !

ВАЖНО ЗНАТЬ:

1) Предоставление земельного участка КФХ, при условии соблюдения КФХ всех указанных выше требований законодательства, является ОБЯЗАННОСТЬЮ а не ПРАВОМ органа местного самоуправления, следовательно, в предоставлении земли НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТКАЗАНО!!!

2) Не имеет никакого юридического значения, когда зарегистрировано КФХ – до вступления в силу ФЗ «О К(Ф)Х» № 74-ФЗ от 11.06.03 г. или после.

Какие изменения планируются

Согласно пояснениям к правительственному законопроекту, 1 марта 2015 года в законе №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» перестала действовать норма предоставления таким хозяйствам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В связи с этим крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ) практически не могут конкурировать с крупными сельхозорганизациями при проведении аукционов по выделению земель.

Поэтому предлагается внести изменения в закон №101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности — однократное предоставление в аренду государственных (муниципальных) земельных участков из земель сельхозназначения гражданину или КФХ для осуществления их деятельности на срок до 5 лет без проведения торгов. Данная норма должна быть внесена отдельной статьей 10.1.

Интересная особенность — при получении участка не нужно будет подтверждать отсутствие ранее полученных участков по такой схеме в других регионах.

Однако государство может отказать в таком предоставлении земли под КФХ в следующих случаях:

  • в заявление на получение участка превышена предельная площадь участка под КФХ;
  • если по данной схеме ранее уже был получен другой участок.

Также в этом случае запрещаются:

  • изменение целевого назначения участка;
  • передача участка в субаренду;
  • передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу;
  • передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.

По мнению Правительства такие запреты простимулируют арендаторов использовать участки именно для производства сельхозпродукции, а не для передачи их третьим лицам с целью получения дохода.

Возможность субаренды

Субаренда – процесс, когда арендатор передает земельный участок третьему лицу. В ст. 22 Земельного Кодекса РФ сказано, что субарендатором является любое лицо, ставшее приемником прав и обязанностей арендатора в пределах действия срока договора аренды.

С точки зрения законодательства необходимо не только уведомить арендодателя надлежащим способом, но и заручиться его согласием. Нередко такая схема используется хозяйствующими субъектами, зарабатывающими на разнице между выплатами субарендатора и стоимостью аренды.

Читайте также:  Правила получения гражданства Литвы

Инициатором сделки выступает арендатор, повторно сдающий надел предприятию или частному лицу. Чтобы оформить договор, потребуются документы:

  • оригинал договора аренды земельного участка;
  • подтверждение, что земля имеет сельскохозяйственное назначение;
  • при длительной аренде – свидетельство о регистрации договора в Росреестре.

Возможность субаренды

Субаренда – процесс, когда арендатор передает земельный участок третьему лицу. В ст. 22 Земельного Кодекса РФ сказано, что субарендатором является любое лицо, ставшее приемником прав и обязанностей арендатора в пределах действия срока договора аренды.

С точки зрения законодательства необходимо не только уведомить арендодателя надлежащим способом, но и заручиться его согласием. Нередко такая схема используется хозяйствующими субъектами, зарабатывающими на разнице между выплатами субарендатора и стоимостью аренды.

Инициатором сделки выступает арендатор, повторно сдающий надел предприятию или частному лицу. Чтобы оформить договор, потребуются документы:

  • оригинал договора аренды земельного участка;
  • подтверждение, что земля имеет сельскохозяйственное назначение;
  • при длительной аренде – свидетельство о регистрации договора в Росреестре.

Комментарий к статье 39.6 ЗК РФ

Комментируемой статьей введено общее правило, предусматривающее, что основным способом заключения договора аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка являются торги, проводимые в форме аукциона. Порядок организации и проведения такого аукциона предусмотрен ст. 39.11 и 39.12 ЗК РФ. Также предусмотрена возможность заключения договора аренды с лицом, единственным выразившим намерение участвовать в аукционе и соответствующим условиям аукциона, в случае признания аукциона несостоявшимся (подробнее см. комментарий к ст. 39.12 ЗК РФ).

Предусмотренный законодателем подход к регулированию способов заключения договора аренды земельного участка претерпел серьезные изменения.

Так, до введения комментируемой статьи ЗК РФ предусматривал только ограниченное число случаев обязательного проведения торгов на право заключения указанных договоров в целях строительства: 1) если земельный участок был сформирован (п.6 ст. 30 ЗК РФ); 2) при размещении объекта в городском и сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 3) в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава лесного фонда либо для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (п.11 ст. 30 ЗК РФ); 4) в случае предоставления земельного участка для жилищного строительства или комплексного освоения в целях жилищного строительства (п.2 ст. 30.1, п.2 ст. 30.2 ЗК РФ).

Кроме того, широкие полномочия были предоставлены органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в части установления перечня случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или государственной неразграниченной собственности земельных участков для строительства осуществляется исключительно на торгах.

Таким образом, ранее правовое регулирование исходило из установления случаев, когда должны были проводиться торги. При этом все указанные случаи касались только земельных участков, предоставляемых для строительства. В комментируемой статье реализован концептуально иной подход — договоры аренды земельных участков заключаются по результатам торгов, проводимых в форме аукционов, за исключением ограниченного числа случаев: такой подход в большей степени соответствует условиям рыночной экономики и направлен на развитие конкуренции.

Можно выделить следующие группы случаев, когда предоставление земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов.

1. Предоставление земельных участков для реализации государственных функций, масштабных инвестиционных проектов и решения вопросов местного значения (подп.1-4, 22, 25-27, 30 п.2 комментируемой статьи).

Учитывая, что указанные задачи допускают достаточно широкую трактовку, подп.1-4 п.2 комментируемой статьей для предоставления земельных участков предусмотрены не только цели такого предоставления, но и наличие определенных правовых актов — указа или распоряжения Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ. Более того, объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения, назначения, масштабные инвестиционные проекты должны соответствовать критериям, установленным Правительством РФ или законами субъектов Российской Федерации.

Понятие инвестиционный проект раскрыто в ст. 1 ФЗ от 25 февраля 1999 года N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (СЗ РФ. 1999. N 9. Ст.1096; 2004. N 35. Ст.3607; 2006. N 6. Ст.636; 2010. N 30. Ст.4015; 2011. N 30. Ст.4596; N 51. Ст.7448), согласно которой он представляет собой обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Законодательное регулирование

В России существует возможность получить свободные земли КФХ сельхозназначения на безвозмездной основе. Законодательство полностью регламентирует выдачу участков юридическим и физическим лицам.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим выдачу свободных земель на безвозмездной основе, является Земельный кодекс Российской Федерации, а в частности, его глава 5.1.

Кроме этого, НПА для регулирования выделения участков гражданам России и юридическим лицам используется Федеральный закон Российской Федерации №5, который был принят 9 января 1997 года.

Существуют и другие НПА, которые регламентируют выдачу земельных участков сельскохозяйственного назначения, но их положения напрямую взаимосвязаны с вышеуказанными законодательными документами.

Возможность застройки земельного участка с/х назначения

Немногие знают, что на землях с/х назначения разрешается строить здания, строения и другие сооружения. Такая возможность законна согласно ряду законодательных норм, регламентирующих условия подобного строительства.

И одно из таких важнейших условий — создание собственником участка крестьянско-фермерского хозяйства.

Как показывает практика, местные органы власти недостаточно осведомлены о федеральных нормах законодательства, в соответствии с которыми местные муниципалитеты должны выдавать разрешения на строительство в пределах территорий сельскохозяйственных угодий.

Статья 40 Земельного кодекса РФ разрешает собственнику земли строить здания, строения, сооружения жилого, производственного, культурно-бытового назначения в соответствии с целевым назначением земельного надела, его видом разрешенного использования, если при этом будут соблюдаться градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и другие правила, нормативы.

Согласно статье 78 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья можно использовать, чтобы организовать сельскохозяйственное производство, создать защитные насаждения, осуществлять научно-исследовательскую, учебную и другую связанную с сельским хозяйством деятельность.

После подачи заявления на получение земли работники местной администрации обязаны рассмотреть его на протяжении 14 дней. На согласование земельного участка для КФХ и на подготовку договора аренды (купли-продажи) отводится один месяц.

Обратите внимание на то, что срок получения участка в пользование напрямую зависит от наличия свободных участков в регионе. Расценки устанавливаются местными органами власти.

Читайте также:  Патент для физических лиц в 2023 году

В целом, плата будет состоять из следующих слагаемых:

  • размер арендной платы;
  • стоимость земли и размер налога.

ЮЛ и ИП в обязательном порядке уплачивают налог на ведение хозяйственной деятельности. Его размер напрямую зависит от выбранного налогового режима организацией.

Новые правила аренды сельскохозяйственных земель без конкуренции установили принципы работы с ними. Закон № 316-ФЗ ввел дополнительные положения и изменения

  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН:.
    • Статья 22 заменяется и дополняется соответствующими изменениями
    • Статья 9 дополнена пунктом 9
    • Статья 10 дополнена пунктом 8
    • Появляется статья 10(1).

    Закон № 316-ФЗ вводит дополнительные ограничения прав нанимателей муниципальных участков в виде запретов

    1. на изменение целевого использования участка:.
      • утрачивается возможность строительства жилых комплексов.
    2. На передачу:.
      • Передача участков третьим лицам (включая аренду)
      • Право сдачи участков в аренду
    3. Налогообложение земли AS: взносы в коллективное законодательство
      • Вклад в финансовые компании или законодательство о компаниях
      • Совместные производственные кооперативы.

    Наложение запретов гарантирует главную идею закона, а именно немедленное использование земли для сельскохозяйственного производства.

    Сколько стоит пользование?

    Платежи за арендуемые участки сильно различаются в разных штатах и у разных лиц. Штаты определяют размер компенсации на основе таких факторов, как местоположение, целевое использование и градостроительное планирование участка.

    Некоторые частные лица учитывают такие факторы, как спрос на землю, информационные коммуникации и личные интересы. Существуют подземные рыночные и нормативные арендные стоимости, каждая из которых рассчитывается по своим правилам.

    1. Нормативная стоимость определяется государственными и местными органами власти. Она рассчитывается на основе целевого использования земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка или других изменений.
    2. Стоимость земли — при расчете учитываются данные о протяженности земли, границах, планировке, участках, зданиях, инфраструктуре, рельефе, посевах и коммуникациях по топографическим характеристикам (о регламентном расчете аренды земли от кадастровой стоимости читайте здесь).
    3. Рыночная стоимость — за основу расчета берется стоимость земли. На конечную стоимость влияют спрос и предложение.

    Сумма, выплачиваемая за использование земли, рассчитывается самими владельцами. Годовая арендная плата зависит от подземной (рыночной) стоимости и обычно составляет от 0,6 до 1,5%.

    Как рассчитать стоимость аренды земли и от чего зависят цены, вы можете прочитать здесь.

    В договоре аренды должен быть установлен размер арендной платы и один из режимов ее перечисления.

    • Арендатор ежемесячно или ежеквартально перечисляет арендную плату на определенный банковский счет до 15-го числа первого квартала.
    • Арендатор перечисляет ежемесячную или ежеквартальную арендную плату наличными до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца, до первого дня 15-го месяца.

    Для долгосрочно арендуемых сельскохозяйственных земель арендная плата может взиматься в форме

    1. Платежа, из
    2. доли продукции, полученной в результате использования земли; и
    3. передачи имущества в собственность; и
    4. конкретных услуг со стороны арендатора; и
    5. расходов на улучшение арендованной земли.

    Основания предоставления земельного участка в аренду без торгов

    • Арендовать участок без аукциона можно в случае, если его планируется использовать для общественно-полезных целей. Например, это строительство социального или культурного объекта, реализация крупного инвестиционного проекта, размещение различных коммунальных объектов, которые входят в комплекс инфраструктуры жилых домов или производств (электроснабжение, подача воды, газоснабжение и пр.).
    • Сельское хозяйство. Также землю могут арендовать, минуя аукцион, собственники тех или иных недвижимых объектов, находящихся на этом участке, включая владельцев недостроенных зданий.
    • Наличие на земельном участке помещений в собственности. Одним из самых распространённых случаев приобретения земельного участка без аукциона, как для физических, так и юридических лиц, является то, что вы являетесь собственником помещения- жилого или не жилого, расположенного на конкретном земельном участке. В данном случае вы имеете безусловное права требовать заключить с Вами договор аренды земельного участка.
    • Льготные категории граждан. Аренда земельного участка без проведения торгов доступна и определенным категориям граждан, подробнее Вы всегда можете получить информацию, записавшись на консультацию земельного юриста.
    • Отсутствие в собственности помещений. В данном случае, по общему правилу, у вас также имеется возможность реализовать свое право на оформление аренды без проведения торгов:

    Документы для получения аренды земельного участка без торгов

    Опять же в зависимости от оснований предоставления земельного участка без торгов, пакет необходимых документов, будет отличаться. Рассмотрим каждое основание и необходимый под него комплект документов в отдельности:

    Предоставление аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения:

    1. Заявление о предоставлении земельного участка
    2. Выписка из ЕГРН в отношении участка, на котором расположено строение
    3. Правоудостоверяющий документ на объект недвижимости. Таковым документом является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН

    При предоставлении земли без проведения торгов для стройки:

    1. Заявление
    2. Выписка из ЕГРН на земельный участок

    Но что делать, если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете? А предполагаемое место строительства, Вы выбрали произвольно, исходя из понравившейся Вам местности? В таком случае перед подачей заявления на предоставление земельного участка, Вам необходимо представить орган:

    1. Заявление о предварительном согласовании земельного участка
    2. Схему расположения земельного участка. Указанная схема оформляется кадастровым инженером

    Основания для отказа в предоставлении земельного участка

    Действующее законодательство подразумевает возможные варианты отказа в возможности заключения договора аренды. Такое возможно в следующих случаях:

    • Участок уже выделен в пользование или собственность другому лицу или организации;
    • На него наложено обременение, так как он может находиться в зоне отчуждения при реализации крупных инфраструктурных проектов;
    • Участок зарезервирован для иных целей и уже выставлен на соответствующий аукцион;
    • Цели использования, которые указал в первичном заявлении потенциальный арендатор, не соответствуют принадлежности к определенной категории этого участка;
    • Неиспользование земли в своих целях.

    В том случае, если одно из этих оснований было выявлено, в праве заключения договора аренды может быть отказано. Но в таком случае возможно оспаривание решения.

    Обжаловать решение соответствующих органов можно в вышестоящие инстанции или суд.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *