Пенсия в бывших республиках СССР в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в бывших республиках СССР в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За 30 лет в странах–подписантах соглашения произошли существенные изменения в пенсионной сфере. Например, осуществлен переход от государственной системы пенсионного обеспечения к формированию пенсий на основе уплаченных страховых взносов. Единого стандарта нет, что не позволяет гражданам государств–участников СНГ в полной мере реализовать пенсионные права в случае переезда из страны в страну.
Кого коснутся нововведения
Действовавший механизм не удовлетворял и правительства. Дело в том, что бюджеты несли серьезные расходы, связанные с выплатой пенсий, не получая компенсации от тех государств, в которых гражданин ранее трудился и уплачивал взносы в социальные фонды. Таким образом, по официальным данным, выход из соглашения позволит ПФР сэкономить в период с 2023 по 2025 год примерно 2,2 млрд руб., что составляет около 11% средств, которые пришлось бы направить на выплаты пенсий гражданам стран СНГ, живущим на территории России.
Примеры рейтингов уровня жизни
Рейтинг агентства Legatum Prosperity Indexо основан не только на общих показателях развития государства, но и на особенности жизни людей, уровне заработной платы, качестве образования и др. Согласно данным этого агентства (Таблица 6), среди стран СНГ лидирует Казахстан (47 место), далее почти рядом идут Беларусь и Россия (58 и 61 соответственно). Самые последние — Азербайджан и Молдова (81 и 89).
Таблица 6. Рейтинг бывших социалистических стран по качеству жизни в 2023 году
Страна | Место в рейтинге |
Чехия | 29 |
Эстонская Республика | 36 |
Словакия | 38 |
Венгрия | 41 |
Литва | 43 |
Казахстан | 47 |
Латвия | 48 |
Румыния | 55 |
Республика Беларусь | 58 |
РФ | 61 |
Узбекистан | 63 |
Украина | 64 |
Киргизия | 80 |
Азербайджан | 81 |
Грузия | 84 |
Молдова | 89 |
Таджикистан | 94 |
Армения | 95 |
Рейтинг стран, согласно базе Нумбео, не включает все государства, входящие в состав СНГ, но здесь можно узнать не только общие данные, но и показатели по определенным критериям развития.
В рейтинге (Таблица 7) показаны различные качественные индексы. Чем выше индекс, тем выше качество жизни по всем критериям, кроме цены на жилье (в этом случае, чем ниже показатель — тем лучше).
Порядок учёта трудового стажа, приобретённого в период существования СССР, в целях назначения пенсии в настоящее время регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Оно было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года.
Участниками Соглашения являются: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.
Соглашением предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.
В соответствии с Федеральным законом от 11.05.2022 № 173-ФЗ Россия перестаёт быть участником указанного Соглашения. В пояснительной записке к закону сказано, что нормы Соглашения перестают действовать для РФ с 01.01.2023. Это означает, что стаж, заработанный до 13.03.1992 года в каком-либо из названных государств, при назначении пенсии начиная с 01.01.2023 года учитываться не будет.
Как следует из пояснительной записки, такие меры обусловлены тем, что Соглашение действует уже 30 лет. С момента его ратификации изменились нормы пенсионного законодательства. Теперь при назначении пенсии учитывается не только стаж, но и величина уплаченных за физлицо страховых взносов.
Кроме того, часто встречаются случаи, когда гражданин определённую часть времени отработал на территории государства – члена Соглашения, а на момент назначения пенсии проживает уже в России. В подобной ситуации расходы, связанные с выплатой пенсии, несёт только РФ без получения какой-либо компенсации таких затрат со стороны государства-члена.
Законодатели отметили, что уже назначенные по правилам Соглашения пенсии пересчитываться не будут.
Также сказано, что в настоящее время заключаются двусторонние договоры с государствами-членами Соглашения, которые основаны на принципе «экспорта пенсий». Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретённых физлицом на территории каждого из них. Новые соглашения уже подписаны между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Киргизией (в рамках ЕАЭС), а также между Россией и Таджикистаном. С Молдавией и Узбекистаном пока ведутся переговоры.
Стаж работы в бывших республиках ссср
Как учитывается учитывается стаж работы на територии всех бывших республик СССР. В частности Приднестровской Молдавской Республики 1991 — 1992 г.
Работа на территории республик бывшего Союза при начислении пенсии учитывается по специальным правилам, установленным несколькими нормативно-правовыми актами.
Один из них — Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (этот документ регулирует пенсионные вопросы граждан России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана и Казахстана)
Гражданам, приехавшим на территорию нынешней РФ из перечисленных государств, учитывается стаж, накопленный на их территории, а также на всей территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть добавлен в страховой стаж, если страховые взносы выплачивались работодателями в государственные органы той страны, где человек работал.
В свою очередь, лица, работавшие в советское время в Молдавии и Грузии, включают в свой трудовой стаж время, отработанное в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на всей территории Союза по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории данных республик после 1.01.1991 года включаются в страховой стаж при подтверждении их справками государственных органов об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
Пенсия в бывших республиках ссср
Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР
Механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах.
Для применения международных соглашений от 13.03.1992, от 10.02.1995, от 16.05.1997, от 29.06.1999 необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:
- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства
При обращении за назначением пенсии в соответствии международными договорами от 24.01.2006, от 14.07.2011, от 18.12.2007 на территории Российской Федерации необходимо подтвердить законное проживание на территории России на момент обращения за пенсией:
- граждане Российской Федерации подтверждают проживание паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельством о регистрации по месту пребывания;
- иностранные граждане – видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, разрешением на временное проживание.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.
За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором от 24.01.2006.
При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
Пенсия по инвалидности военнослужащим
Военную пенсию по инвалидности в 2023 году могут получать граждане, которым статус инвалида был установлен:
- во время прохождения военной службы или другой приравненной к ней по статусу (в МВД, Росгвардии, МЧС, ФСБ, ФСИН и других ведомствах);
- в течение 3 месяцев после увольнения со службы;
- позднее 3 месяцев после увольнения, если ухудшение здоровья наступило из-за ранения, увечья, заболевания или контузии, полученных во время службы.
Размер военной пенсии определяется в процентах от суммы денежного довольствия (ДД).
Категория | 1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
военнослужащие, у которых инвалидность наступила из-за военной травмы | 85% ДД | 85% ДД | 50% ДД |
военнослужащие, у которых инвалидность наступила из-за заболевания, полученного на службе | 75% ДД | 75% ДД | 40% ДД |
Статистические данные о средней и максимальной пенсии
По данным различных источников, средняя пенсия в России в 2023 году должна составить 21 тысячу рублей. Эта сумма будет складываться из фиксированной части и пенсионных баллов за стаж. Однако если в регионе пенсия не дотягивает до прожиточного минимума, то в федеральном бюджете есть статья, подразумевающая доплату до ПМ.
Нужно понимать, что сумма средней пенсии и будет зависеть от прожиточного минимума. То есть чем он выше, тем выше будут и выплаты пенсионерам. К слову, есть ряд регионов, в которых средняя сумма ЕДВ больше, чем в других, например:
- Чукотский АО – 32019,335;
- Ненецкий АО – 29344,43;
- Камчатский край – 28585,2;
- Магаданская область – 28572,09;
- Ханты-Мансийский АО – 28399,94;
- Ямало-Ненецкий АО – 28032,4.
Если сравнивать эти регионы с другими, то можно проследить закономерность – чем дальше регион, тем выше в нем средняя пенсия. И такой показатель не случаен – погодные условия в дальних областях достаточно суровы – чтобы доставить туда продукты питания, нужно гораздо больше средств, чем для округа ближе к Москве. Отсюда берутся большие цены на товары и, соответственно, высокий прожиточный минимум.
Как делается расчет: пошаговая инструкция
Для перевода трудового стажа за советский период в индивидуальный пенсионный коэффициент принимаются во внимание такие показатели:
- длительность трудовой деятельности в период до 2002 года,
- длительность трудовой деятельности до 1991 года:
- размер среднемесячной заработной платы за определенный период времени до 2002 года.
С учетом указанных данных вычисление ИПК за советский период производится следующим образом.
Шаг 1. Производится подсчет количество ИПК с учетом следующих данных:
- что касается женщин, то при продолжительности работы менее 20 лет применяется коэффициент 0,55, если трудовой стаж более 20 лет, то коэффициент 0,55 умножается на 0,1 (за каждый дополнительный год работы свыше предусмотренной законом нормы),
- что касается мужчин, то при продолжительности работы менее 25 лет применяется такой же коэффициент – 0,55, если стаж работы более 25 лет, то 0,55 умножается на 0.1 за каждый дополнительный год работы свыше предусмотренной законом нормы.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Однако в конечном итоге коэффициент на может превышать показатель в 0,75. Если он будет выше, то за основу берется 0,75.
Шаг 2. Подсчитывается соотношение среднемесячной заработной платы пенсионера за определенный период советского времени и уровень среднемесячной заработной платы за такой же период в Российской Федерации.
Расчет проводится по формуле:
А=В/С, где:
- А– коэффициент среднемесячного заработка,
В – размер вознаграждения, полученного гражданином за работу,
С – показатель среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за определенный временной промежуток.
При этом максимальная величина указанного соотношения не должна превышать показатель в 1,2. Данное требование не распространяется для жителей, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах.
Последняя редакция закона О страховых пенсиях.
Шаг 3. Определяется расчетная величина пособия путем применения следующего алгоритма: А (на 2002 год) = В*С*1671 450, где:
- А – расчетная величина пенсионной выплаты,
- В – коэффициент трудового стажа,
- С – соотношение среднемесячного заработка,
- числовое значение 1671 указывает на размер среднемесячной заработной платы в Российской Федерации с 01.07.01 по 30.09.01 года,
- числовое значение 450 представляет собой установленную на 2002 год базовую сумму трудового пособия.
Шаг 4. С учетом того, что минимальный показатель расчетной пенсии установлен в 660 рублей, дальнейшие расчеты будут состоять в следующем.
Учтите! Рассчитывается сумма валоризации. Для этого берется продолжительность трудового стажа до 1991 года, разовое увеличение пенсионных выплат на 2002 год из расчета 10% от величины суммы, которая получилась в результате подсчета. Затем за каждый год трудового стажа в советский период дополнительно начисляется по 1%.
Конечный показатель валоризации будет выглядеть таким образом:
А=В (на 2002 год) * (0,1+0,01 * продолжительность работы до 1991 года), где:
- А– показатель разового увеличения,
- В– расчетный размер пенсии.
Шаг 5. Производится вычисление размера пособия по состоянию на 2015 год, так как производилось увеличение пенсионных выплат в период с 2002 по 2015 г.
Происходит ли начисление пенсионных баллов за советский стаж
Для системы расчета и выплаты пенсий, существующей в Российской Федерации, характерны множественные изменения. Последним из них является введение системы баллов, или так называемых индивидуальных коэффициентов (ИПК). Они с одной стороны упрощают процесс подсчета пенсии, а с другой – усложняют его.
Внимание! При выходе на пенсию в настоящее время процесс назначения пенсии осложняется тем, что необходимо предоставить доказательства наличия трудового стажа в письменном виде. В такие документы должны быть включены сведения не только о продолжительности работы, но и о характере работ, которые выполнялись, о размере заработной платы, которая выдавалась на руки работнику, и ряде других показателей.
В те времена вся информация вносилась на бумажные носители, которые имеют свойство не только портиться, но и теряться, поэтому перевод существующих пенсионных прав советского и постсоветского периодов в индивидуальные коэффициенты сопровождается множеством нюансов.
Вычисление ИПК для каждого пенсионера требует разделения времени трудовой деятельности лиц советского времени на такие периоды:
- до 1991 года;
- до 2002 года;
- после 2002 года.
Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам
Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.
Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам
Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться: ★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства; ★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства; ★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним. Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).
Минимальная пенсия в России в 2023 году: официальная таблица по регионам
Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.
Если же сумма пенсии и других назначенных пенсионеру социальных выплат не достигает минимально установленной величины, тогда назначается ежемесячная доплата до уровня ПМП. Сумма этой доплаты определяется как разница между ежемесячным доходом пенсионера и региональным ПМП. Назначение такой надбавки происходит в автоматическом режиме, то без необходимости личного обращения и подачи заявления.
Обратите внимание: доплата может быть федеральной (ФСД) или региональной (РСД). Социальный фонд России обобщил данные по всем регионам с учетом федеральных и региональных выплат и утвердил официальную таблицу минимальных размеров пенсий по всем регионам в 2023 году.
№ пп | Наименование субъекта Российской Федерации | 2023 | СД |
Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
В целом по Российской Федерации | 12 363 | Х | |
Центральный федеральный округ | |||
1 | Белгородская область | 10 385 | ФСД |
2 | Брянская область | 11 854 | ФСД |
3 | Владимирская область | 11 992 | ФСД |
4 | Воронежская область | 11 261 | ФСД |
5 | Ивановская область | 11 497 | ФСД |
6 | Калужская область | 11 868 | ФСД |
7 | Костромская область | 11 502 | ФСД |
8 | Курская область | 11 036 | ФСД |
9 | Липецкая область | 10 665 | ФСД |
10 | Орловская область | 11 497 | ФСД |
11 | Рязанская область | 11 015 | ФСД |
12 | Смоленская область | 11 992 | ФСД |
13 | Тамбовская область | 11 763 | ФСД |
14 | Тверская область | 11 992 | ФСД |
15 | Тульская область | 12 239 | ФСД |
16 | Ярославская область | 11 868 | ФСД |
17 | Москва | 16 257 | РСД |
18 | Московская область | 14 858 | РСД |
Северо-Западный федеральный округ | |||
19 | Республика Карелия | 15 374 | РСД |
20 | Республика Коми | 15 158 | РСД |
21 | Архангельская область | 14 341 | РСД |
22 | Ненецкий а.о. | 23 063 | РСД |
23 | Вологодская область | 12 486 | РСД |
24 | Калининградская область | 12 733 | РСД |
25 | г. Санкт-Петербург | 12 981 | РСД |
26 | Ленинградская область | 12 733 | РСД |
27 | Мурманская область | 20 188 | РСД |
28 | Новгородская область | 12 116 | ФСД |
29 | Псковская область | 12 239 | ФСД |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
30 | Республика Дагестан | 11 250 | ФСД |
31 | Республика Ингушетия | 11 621 | ФСД |
32 | Кабардино-Балкарская Республика | 13 228 | РСД |
33 | Карачаево-Черкесская Республика | 11 374 | ФСД |
34 | Республика Северная Осетия-Алания | 11 127 | ФСД |
35 | Чеченская Республика | 11 868 | ФСД |
36 | Ставропольский край | 11 127 | ФСД |
Южный федеральный округ | |||
37 | Республика Адыгея | 10 632 | ФСД |
38 | Республика Калмыкия | 11 744 | ФСД |
39 | Краснодарский край | 11 868 | ФСД |
40 | Астраханская область | 11 992 | ФСД |
41 | Волгоградская область | 10 660 | ФСД |
42 | Ростовская область | 11 621 | ФСД |
43 | Республика Крым | 11 992 | ФСД |
44 | г. Севастополь | 12 486 | РСД |
Приволжский федеральный округ | |||
45 | Республика Башкортостан | 11 990 | ФСД |
46 | Республика Марий Эл | 10 879 | ФСД |
47 | Республика Мордовия | 11 021 | ФСД |
48 | Республика Татарстан | 10 508 | ФСД |
49 | Удмуртская Республика | 11 003 | ФСД |
50 | Чувашская Республика | 10 632 | ФСД |
51 | Кировская область | 11 358 | ФСД |
52 | Нижегородская область | 11 621 | ФСД |
53 | Оренбургская область | 10 755 | ФСД |
54 | Пензенская область | 10 660 | ФСД |
55 | Пермский край | 11 374 | ФСД |
56 | Самарская область | 11 621 | ФСД |
57 | Саратовская область | 10 385 | ФСД |
58 | Ульяновская область | 11 003 | ФСД |
Уральский федеральный округ | |||
59 | Курганская область | 11 621 | ФСД |
60 | Свердловская область | 12 116 | ФСД |
61 | Тюменская область | 12 363 | ФСД |
62 | Челябинская область | 11 808 | ФСД |
63 | Ханты-Мансийский а.о.-Югра | 16 951 | РСД |
64 | Ямало-Ненецкий а.о. | 17 994 | РСД |
Сибирский федеральный округ | |||
65 | Республика Алтай | 11 621 | ФСД |
66 | Республика Тыва | 12 486 | РСД |
67 | Республика Хакасия | 12 610 | РСД |
68 | Алтайский край | 12 065 | ФСД |
69 | Красноярский край | 13 722 | РСД |
70 | Иркутская область | 13 105 | РСД |
71 | Кемеровская область | 11 250 | ФСД |
72 | Новосибирская область | 12 666 | РСД |
73 | Омская область | 11 348 | ФСД |
74 | Томская область | 12 441 | РСД |
Дальневосточный федеральный округ | |||
75 | Республика Бурятия | 13 475 | РСД |
76 | Республика Саха (Якутия) | 18 667 | РСД |
1 зона: 21 840 | |||
2 зона: 18 294 | |||
77 | Приморский край | 14 711 | РСД |
78 | Хабаровский край | 16 486 | РСД |
79 | Амурская область | 14 660 | РСД |
80 | Забайкальский край | 14 464 | РСД |
81 | Камчатский край | 22 694 | РСД |
82 | Магаданская область | 21 511 | РСД |
83 | Сахалинская область | 16 813 | РСД |
84 | Еврейская авт.обл. | 17 148 | РСД |
85 | Чукотский а.о. | 30 906 | РСД |
86 | г.Байконур | 12 363 | ФСД |
87 | Донецкая Народная Республика | 9 643 | ФСД |
88 | Луганская Народная Республика | 9 643 | ФСД |
89 | Запорожская область | 10 014 | ФСД |
90 | Херсонская область | 10 014 | ФСД |
Будет ли еще индексация в 2023 году или выплаты пенсионерам
Пока никаких других повышений, кроме увеличения социальных, государственных пенсий и доплат военным пенсионерам, на апрель 2023 года не предусмотрено. Да и целом, из запланированных на 2023 год изменений останутся только:
перерасчет пенсии работающим пенсионерам с 1 августа 2023 г., в рамках которого начислят доплату за дополнительно приобретенный стаж и сформированные пенсионные коэффициенты;
индексация денежного довольствия военнослужащих с 1 октября 2023 г., за счет которой военные пенсии вырастут на 10,5 %.
Между тем, на фоне новостей о сокращении численности пенсионеров на 232 тысячи человек за 2022 год появились предположения, что у Социального фонда найдутся средства для дополнительного повышения пенсий в 2023 году.
Однако по информации первого зампредседателя комитета Госдумы по труду, соц. политике и делам ветеранов Елены Цунаевой, сокращение численности пожилых граждан не приведет к росту пенсий. Дело в том, что расходные обязательства фонда увеличатся за счет «новых присоединенных территорий».
Какие периоды включаются в расчет трудовой пенсии?
Прежде чем претендовать на получение пособия по старости при отсутствии страхового стажа, требуется определить какой именно период деятельности учитывается как трудовой.
Согласно действующему законодательству, следующие отрезки времени учитываются как официальный трудовой стаж:
- Несение службы в военных силах Советского Союза или России;
- Пребывание в декретном отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет (однако не больше суммарного количества в 6 лет);
- Если человек встал на учет на биржу труда и официально числился как безработный;
- При незаконном заключении в местах лишения свободы, если после этого гражданина реабилитировали и аннулировали приговор;
- При уходе за болеющим родственником. Как пример, такими являются лица, имеющие первую группу недееспособности, либо дети с инвалидностью;
- Период проживания с супругом-военным в гарнизоне, но не больше 5 лет.