Кто проходит предрейсовый медицинский осмотр
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто проходит предрейсовый медицинский осмотр». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прохождение предрейсовых медосмотров – это не право, а обязанность, закрепленная действующими нормативно-правовыми актами. Не следует путать эту процедуру с медицинским освидетельствованием на право управления ТС. Все сотрудники, которые занимают в компании должность водителя, должны посещать медика перед каждой поездкой.
Цели и задачи процедуры?
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки состояния здоровья водителей и предупреждения заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
В первую очередь работодателю необходимо понять, может ли состояние сотрудника спровоцировать ДТП. Важно понимать, что потенциальных факторов риска много и далеко не все из них легко определить. Например, выявить опьянение не составляет труда. Для этого существуют алкотестеры в системах автоматизированного осмотра, в том числе с возможностью удаленного контроля измерений. Значительно сложнее определить скрытые состояния, которые могут вызвать внезапное ухудшение самочувствия в пути, а также временную потерю трудоспособности вследствие заболевания, развитие которого вовремя не предупредили. В ходе осмотра важно учитывать и факторы психологического характера — усталость, стресс, депрессию.
Способы организации медицинского осмотра водителей
На данный момент распространены 2 варианта проведения процедуры:
- Работодатель самостоятельно организует предрейсовый медосмотр. Такой способ предпочтителен для крупных организаций. Компания должна оборудовать кабинет в соответствии с СП 2.1.3678-20, закупить, установить и настроить необходимое оборудование. Работодатель также должен нанять в штат как минимум двух сотрудников — заместителя генерального директора по медицинской части и медсестру или фельдшера. Каждый из них должен иметь профильное образование, подтвержденное соответствующими удостоверениями, свидетельствами и сертификатами. После этого компания должна получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
- Работодатель заключает договор с компанией, имеющей лицензию на проведение медосмотров. Такой вариант более популярен среди предприятий малого и среднего бизнеса, так как не предполагает крупных единоразовых расходов. Некоторые компании, занимающиеся медицинскими осмотрами, организуют их проведение на объекте заказчика. В этом случае работодатель оплачивает расходы на транспортировку медицинского персонала. Другие организации проводят осмотры в собственных помещениях. В этом случае работодатель своими силами организует доставку сотрудников к медицинским учреждениям.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров
КоАП РФ Статья 12.32 Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения |
||
1 | на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс | 20 000 р. |
2 | на юридических лиц | 100 000 р. |
КоАП РФ Статья 11.32 Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых |
||
1 | на граждан | 1000 – 1500 р. |
2 | на должностных лиц | 2000 – 2500 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 – 50 000 р. |
4 | на индивидуальных предпринимателей | 30 000 – 50 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3 Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические |
||
1 | на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) | 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав |
КоАП РФ Статья 5.27.1 Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний |
||
1 | на должностных лиц | 15 000 – 25 000 р. |
2 | на ИП | 15 000 – 25 000 р. |
3 | на юридических лиц | 110 000 – 130 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2 Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров |
||
1 | на граждан | 3 000 р. |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3 Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС |
||
1 | на граждан | 3 000 р |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р |
Послерейсовый медосмотр
Водители, занимающиеся перевозкой пассажиров и опасных грузов, проходят дополнительные медосмотры. Их проверяют не только перед рейсами, но и после них. Процесс проведения послерейсового медосмотра не отличается от процедуры предрейсовой проверки здоровья.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Какие штрафы предусмотрены за нарушения при проведении предрейсовых осмотров?
Согласно действующему законодательству, за нарушение правил о прохождении предрейсовых и послерейсовых осмотров предусмотрена административная ответственность (ч.2, ст.12.31 КоАП).
- Водитель, который вышел на работу без отметки о допуске в путевом листе, несет административную ответственность (штраф 3 тысячи рублей).
- Медработник несет уголовную ответственность за работу без сертификата и лицензии. А также дисциплинарную и административную ответственность за качество проведенного обследования и вынесения решения о допуске к работе (штраф 5 тысяч рублей).
- Руководители предприятия (компании) несут административную ответственность, если осмотры (пред- и послерейсовые) организованы с нарушениями (штраф 30 тысяч рублей*).
Предрейсовый медицинский осмотр водителей — важная процедура. Ее преимущества очевидны для всех. Руководители предприятий могут быть уверены в добросовестных и ответственных работниках. А водители будут более ответственно относиться к своему самочувствию, от которого зависит не только их карьера, но и безопасность на дорогах.
*Суммы актуальны на февраль 2020 г.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
По окончанию осмотра выносится заключение. Если не выявлено никакой патологии, препятствующих работе, в путевой лист водителя ставится штамп, в котором отмечено, что «предрейсовый осмотр пройден, к работе допущен». Аналогичный штамм ставится и при прохождении послерейсовго осмотра. Штамп заверяется личной подписью медицинского работника. Результаты осмотров заносятся в специальный журнал.
В случае выявления в ходе осмотра какого-либо заболевания или состояния, препятствующего выполнению трудовых функций, водителю выдается справка соответствующего образца. С этой справкой он направляется в лечебное учреждение для решения вопроса о признании его нетрудоспособным. В справке указывается предварительный диагноз, объем оказанной помощи.
Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?
Организовать контроль водителя перед рейсом можно одним из трёх способов:
- Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
- Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителя и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
- Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.
Цель предсменных, предрейсовых медосмотров
Целью медицинских осмотров заключается в выявлении признаков:
воздействия на работника вредных факторов;
состояния и заболевания, которые препятствуют выполнению работы;
алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
остаточных явлений опьянения…
В отличие от предсменного, предрейсового медосмотра – послесменный, послерейсовый имеет особую цель – выявить профзаболевание в острой форме. Это и понятно: после смены под воздействием вредного фактора болезнь может обостриться.
Предрейсовым медосмотрам подвергаются все работники, которые трудятся водителями в течение всего времени работы в этой должности. И это важно, ведь остальные сотрудники, даже если и управляли автомобилем в течение смены, осмотр не проходят. Также нет необходимости осматривать водителей экстренных оперативных служб.
А вот послерейсовый медосмотр водители проходят в течение всего времени работы, если они занимаются перевозкой пассажиров или опасных грузов. Это требование распространяется не только на сотрудников автобусных и троллейбусных парков. Послерейсовый медосмотр необходим, если водитель перевозит только работников своей организации.
Исход предрейсового контроля: невозможность допуска к работе
Безусловно, если в процессе предрейсового контроля в организме выявляются те или иные запрещённые вещества (пары алкоголя, наркотические вещества и др.) – водитель не может быть допущен к работе. Также невозможен выход на линию при обострении хронических заболеваний или обнаружении новых, когда осуществление трудовой деятельности противопоказано. Ещё одна причина отстранить на текущий день человека от работы – его отказ от выполнения указаний медработника, касающегося прохождения предрейсового обследования.
Если же медицинским работником принимается решение о недопуске водителя к осуществлению им своих обязанностей – в путевом листе (с которым водитель должен явиться на осмотр) не проставляется ни подпись врача, ни соответствующая отметка (о допуске к работе).
Зато о каждом подобном случае медицинский работник, проводивший осмотр, в обязательном порядке информирует руководителя компании, в которой работает данный сотрудник. Это происходит путём подготовки письменного рапорта о вынесении соответствующего решения.
Организация предрейсовых осмотров очно
Порядок и обязательность проведения предрейсового медицинского осмотра водителей регламентируется Приказом Минздрава №835н (от 01.05.15). Руководители крупных таксопарков обеспечивают своих водителей путевками, где ставятся отметки врача и механика перед выходом на линию. Как можно организовать предрейсовый осмотр:
1. Принять в штат механика, соответствующей квалификации и сертифицированного медика, оборудовать медкабинет, приобрести лицензию, дающую право на оказание услуг ни только своим водителям, но и лицам со стороны.
2. Заключить договора с компетентными организациями, осуществляющими предрейсовый (послерейсовый) осмотр, ездить к их месту работы (возить сотрудников) для получения необходимых отметок в путевом листе.
3. Организовать приезд специалистов, с которыми заключен договор, к месту стоянки ТС, дополнительно оплачивая время их присутствия на объекте.
4. Малые организации и ИП могут осуществить предрейсовый осмотр в крупной транспортной организации, имеющей соответствующую лицензию на оказание подобных услуг.
5. Водитель может пройти обучение и получить свидетельство контролера (выдается на 5 лет), тогда он имеет право осматривать авто и заполнять п/л от лица механика, но предрейсовый медицинский осмотр все равно придется где-то проходить.
Малым предприятиям и ИП осуществить предрейсовый контроль проблематичнее. Они вынуждены заключать договора с компетентными автомеханиками и лицензированными медучреждениями для проведения ежедневного предрейсового (послерейсового) осмотра. Ездить по этим организациям неудобно, оплачивать выезд специалистов к месту стоянки ТС – дорого. Поэтому водители часто прибегают к фальсификации обязательного контроля за техническим состоянием авто и здоровьем таксиста.
Вступление в силу закона об использовании телемедицинских технологий №242 (от 01.01.18), позволяет обеспечить удаленный предрейсовый осмотр на любом расстоянии от медкабинета, без непосредственного контакта с врачом. Это не только упрощает процесс предрейсового осмотра, но становится более выгодным способом следования требованиям российского законодательства.
Удаленный предрейсовый (послерейсовый) осмотр в такси
Если с 2015 года удаленную форму медицинского предрейсового (послерейсового) осмотра внедряли как эксперимент, то благодаря закону (№242-ФЗ) об использовании телеметрических средств диагностики появилась возможность перехода на этот, более удобный и экономичный вариант всем желающим. Чтобы перейти на дистанционное обслуживание, нужно обратиться в медицинское учреждение, оказывающее данный вид услуг.
Важно: Прежде чем полностью перейти на дистанционное медицинское предрейсовое (послерейсовое) обслуживание, водители должны пройти очный осмотр врачом на предмет выявления хронических заболеваний, вредных привычек (алкоголь, наркотики), проблем психического характера и т. п. Таким образом составляется список лиц, входящих в группу риска, которые нуждаются в особом контроле (согласно внесенным изменениям ФЗ №242 в ст. 36.2 п. 4).