ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ПРОГРАММА СОФИНАНСИРОВАНИЯ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И ПРОГРАММА СОФИНАНСИРОВАНИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Целью госпрограммы являлось побуждение граждан к увеличению накопительной пенсионной части за счет собственных доходов. Софинансирование в первую очередь предназначалось для трудоустроенных участников ОПС, имеющих право на получение страховой пенсии по старости. Вторым обязательным субъектом финансирования стал Пенсионный Фонд. Работодатели могли участвовать в программе по собственному желанию.
Легче всего понять, что такое софинансирование пенсионных накоплений, если почитать отзывы реальных пользователей.
Часть людей отзывается негативно о программе. По разным причинам они оказались в убытке. Для одних категорий стало проблемой то, что государство отказалось от единовременной выплаты средств. Если изначально говорилось, что можно будет забрать свои средства по итогам программы. Потом условия изменились, стало возможным забрать деньги, если общая сумма будет менее 5% от общего накопленного. А в конце это стало невозможным для большинства вкладчиков.
У других граждан иная проблема. Чиновники посчитали сумму при расчете накопительной части пенсии, хотя изначально планировалось, что эти вложения не будут участвовать. И в результате люди получают свои вложения, но не видят их в общей сумме пенсии, она незначительна.
Для других все прошло хорошо. В результате они довольны происходящим, получают увеличенную пенсию. Но отношение к проекту подорвано, так как слишком часто меняется пенсионное законодательство.
Последние новости и изменения по программе софинансирования пенсии
Правительство начало сворачивать госпрограмму финансирования пенсий после 2014 года. Первые кризисные явления, затормозившие рост экономики, проявились еще в 2013 году. После падения цен на энергоресурсы, обвала рубля, введения «крымских» санкций, экономика страны поддерживалась существующими резервами.
В 2014 году правительство стало изыскивать возможности для получения средств, что повлияло на многие социальные инициативы. В первую очередь решения об экономии коснулись системы софинансирования.
Госпрограмма не остановилась, но был определен крайний срок для вступления – 31 декабря 2014. После этой даты получить софинансирование невозможно.
На сегодняшний день возможность удвоить пенсионные накопления используют те, кто успел подать заявление, но число участников ежегодно снижается. Количество таких граждан уменьшается по ряду причин:
- часть людей вышли на пенсию, и получают выплаты из накопительной части;
- из программы исключаются те, кто пропустил минимальный ежегодный взнос или не успел вовремя подать заявление (подтверждать участие необходимо ежегодно);
- с 2018 года вводится ограничение по срокам участия. Государство предлагает софинансирование только в течение 10 лет со дня включения гражданина в госпрограмму.
Плательщики, подавшие заявления первыми в 2008 году, уже не имеют право на индексирование или удвоение в 2019. Остальные граждане вправе получать бонусы, если соблюдают условия программы. Кроме того, государство не удвоило пенсионные накопления тех, кто присоединился к программе в самом конце с 5 ноября до 31 декабря 2014 года.
В более выгодных условиях оказались трудоустроенные пенсионеры. Государство предложило увеличить их взносы в накопительную часть в 4 раза. Таким образом, ежегодный взнос 12000 руб. должен превратиться в накопительной части в 60000 руб.
С последними изменениями, внесенными в апрельский Закон от 2008 года о софинансировании пенсий, можно ознакомиться, изучив следующие нормативно-правовые акты:
- ФЗ № 360 от 30.11.2011;
- ФЗ № 345 от 04.11.2014.
В законодательство поступили изменения о правилах вступления в госпрограмму, сроках ее действия и особенностях отчетности. В 2023 году никаких серьезных нововведений не было. Участник вправе самостоятельно устанавливать размер взноса, способ перевода денег, управляющую организацию, вариант получения накоплений, выбирать направления для распоряжения счетом в случае его смерти. Законом введены ограничения по размеру и способу получения накоплений наследниками.
Предназначение программы – заинтересовать людей в повышении накопительной части пенсии за счет личных средств. Она была разработана для работающих официально участников ОПС, которые обладали правом на перечисление страховой пенсии по достижению пожилого возраста.
Работодатели увеличивают накопительную часть пенсии подчиненного из личных средств. Для мотивации правительство разработало для них налоговые послабления: взносы были отражены в виде расходов, в результате чего налогооблагаемая база снижалась.
Пополнение пенсий осуществляется до сих пор, но при этом стать участником программы софинансирования пенсии сейчас уже нельзя. То, куда перечислять деньги, объясняли участникам госпрограммы в ПФР – сотрудники учреждения предоставляли реквизиты для перечисления средств.
С 2014 года правительство РФ стало сворачивать данную программу вследствие кризиса. Однако в 2023 году перемен не было предусмотрено: участники имеют возможность определять размер взноса и вариант перечисления денежных средств, управляющую компанию, способ получения накоплений и распоряжения счетом при своей смерти.
Благодаря системе софинансирования определенные категории граждан сформировали накопительную часть пенсии. Людям, направившим заявление в установленные законом сроки, удалось увеличить собственные сбережения. Однако госпрограмма функционирует в течение 10 лет, поэтому необходимо подтверждать свое согласие и перечислять взносы.
Дополнительно в ближайшие годы государство планирует разработать возможность самостоятельного накопления пенсии в виде ИПК. Пока неясно, как будет действовать данная программа, однако эксперты предполагают, что далеко не все смогут стать ее участниками вследствие финансовых затруднений. Для достижения заинтересованности в новой программе специалисты планируют создать налоговые льготы и послабления.
Источники софинансирования
Минфин также впервые детализировал источники для обеспечения софинансирования. Средства на этот стимул ведомство предложило взять из фонда национального благосостояния (ФНБ) и резерва Социального фонда России по обязательному пенсионному страхованию, говорят источники. Соцфонд – новая структура, заработавшая с начала 2023 г., она объединила ПФР и Фонд социального страхования. Согласно ФЗ-111 «Об инвестировании средств пенсионных накоплений в РФ», ПФР наряду с НПФ, работающими по обязательному пенсионному страхованию (ОПС), являлся участником системы гарантирования пенсионных накоплений, что предполагало в том числе создание в бюджете пенсионного фонда резерва по ОПС (РОПС).
Схожий по своим функциям резерв – уже по обязательному социальному страхованию – существовал и в бюджете Фонда социального страхования (ФСС). Минтруд ранее предложил передать функции по управлению объединенными в Соцфонде резервами ПФР и ФСС в казначейство.
Из Соцфонда на софинансирование можно направить до 180 млрд руб., уточнил один из собеседников со ссылкой на материалы Минфина.
Изначально ФНБ, который пополняется за счет нефтегазовых сверхдоходов, учреждался именно для софинансирования добровольных пенсионных накоплений – так его механизм прописан в Бюджетном кодексе. Кроме этого из его средств можно покрывать дефицит бюджета и ПФР.
Кроме софинансирования Минфин предложит участникам программы и другие виды льгот. В частности, граждане смогут получить налоговый вычет – до 52 000 руб. ежегодно при уплате взносов в программу до 400 000 руб., досрочно забрать до 100% средств в особых жизненных ситуациях. Накопления будут застрахованы по аналогии с системой гарантирования вкладов, но на бо`льшую сумму – 2,8 млн руб.
Механизм предполагает, что сформированные средства будут вкладываться в ОФЗ, инфраструктурные, корпоративные облигации и прочие ценные бумаги.
У граждан будет возможность заключить договоры с несколькими операторами для диверсификации рисков.
Контроль за инвестированием средств будет осуществлять ЦБ. Администратором ОПС станет Соцфонд. В его обязанности, в частности, войдет учет прав граждан – участников программы и функции по смене поставщика.
Главным инструментом стимулирования накоплений должна была стать система индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). В частности, на пенсионный план будет ориентирован ИИС нового, третьего типа, говорил «Ведомостям» близкий к правительству источник.
Минфин предложил передать в собственность граждан накопления, сформированные по системе обязательного пенсионного страхования, но замороженные с 2014 г., с предоставлением им права более свободно распоряжаться этими средствами.
Такие сбережения образовались следующим образом: до 2014 г. 6 п. п. из страхового тарифа в 22% составляли так называемую накопительную часть пенсии, которой можно было распоряжаться более свободно, чем страховой, например перевести в НПФ. В НПФ сейчас «законсервировано» около 4,5 трлн руб.
Отзывы о финансировании для работающих пенсионеров
Так как государственная программа действует давно, можно поинтересоваться отзывами участников, чтобы определиться и принять решение о своем участии.
Программа софинансирования – оптимальный вариант для тех, кто родился до 1967 года (включительно). У таких людей нет накопительной части пенсии, поскольку она просто не формируется. А для пенсионеров, которые немного моложе, программа не будет считаться выгодной и участие в ней не считается резонным.
Также софинансирование пенсии отличается практичностью. Оплачивать взносы можно с помощью кредитной организации, например, с помощью Сбербанка. Если дело касается официально трудоустроенных пенсионеров, то можно воспользоваться бухгалтерией на рабочем предприятии.
Взнос работающего пенсионера, для удобства, может проводиться за него по месту работы бухгалтерией, это потребует только составления заявления в адрес пенсионного фонда.
Способы получения средств
Законодательством утверждены три способа выплаты добровольных пенсионных накоплений, включая средства от софинансирования:
- пожизненная пенсия;
- срочная выплата;
- единовременный платеж.
Пожизненная пенсия выплачивается до момента смерти. Для определения ежемесячной суммы пенсионные накопления делят на предполагаемый срок выплаты. В 2017 году он составляет 20 лет (240 месяцев).
Срочная выплата отличается от пожизненной пенсии самостоятельной установкой срока получения средств пенсионером. Этот период не может быть меньше 10 лет. Обычно при срочной выплате ежемесячная сумма немного выше.
Единовременная выплата предусмотрена для граждан, чьи пенсионные накопления невысоки. Получить всю сумму сразу могут лица, у которых накопительная пенсия составляет меньше 5% от страховой.
По данным ПФР, на конец 2016 года средние суммы выплат составляют:
- страховой пенсии по старости — 13 172 руб.;
- накопительной — 802 руб.;
- срочной выплаты — 1 052 руб.;
- единовременной выплаты — 10 184 руб.
Прогнозировать вперед на 20-30 лет сложно, если каждые 8-10 лет случаются кризисы, если меняется политическая и экономическая обстановка, возникают санкционные аспекты.
Работодатель вносит 22% от З/П трудящегося страховой взнос ПФ, из него 16% идет на страховую часть, а 6% на накопительную пенсию. Из-за недостатка средств с 2014 г. было принято решение, что 6% пойдут на выплаты и формирование страховой пенсии.
Почему у людей отсутствует доверие к проводимым реформам, почему многие из них не откликаются на предлагаемое содействие государства при накапливании? Вот несколько из причин:
- Многие граждане потеряли накопленное во время деноминации.
- Не первый год постоянно снижаются доходы населения.
- В стране коррупция, банкротятся фирмы, госучреждения, закрываются банки.
- Непопулярные законы: увеличение НДС (18%-20%) и налога на недвижимость, введения налога на самозанятых, новая мусорная реформа.
- Приостановлена индексация выплат работающим пожилым людям, которые зачастую продолжают трудиться от недостатка средств на необходимое.
В конце каждого года граждане могут принимать решение о формировании накоплений и страховых взносов. Если человек отказаться от формирования накоплений, то все страховые взносы, уплаченные по ставке 16 %, будут направляться в страховую выплату.
«Молчуны», которые ранее никогда не выбирали КУА или НПФ, должны были до конца 2015 года предоставить в ПФР заявление о выборе варианта накопления пенсионных сбережений. Все остальные граждане также могут перейти в другой ПФ или отказаться от конкретного посредника КУА или НПФ. Для этого им также следует подать заявление. У лиц, которые пожелали остаться «молчунами» на 2016 год, пенсионные накопления за счет средств работодателей перестанут формироваться с 2017 года, а все взносы будут направляться в счет страховой выплаты.
Софинансирование пенсии пенсионерами достаточно неплохая идея властей, каждый человек может самостоятельно оказать влияние на свою пенсию, но проблемы в программе все же есть. На сегодняшний день система является несбалансированной, а государство расходует огромные бюджетные средства на поддержку Пенсионного Фонда. Кризисная ситуация также отрицательно сказывается на ситуации.
Власти считают, что софинансирование пенсий является отличной экономией финансовых ресурсов. Она требует небольших финансовых вложений. Проблема в том, что на сегодняшний день программой пользуется небольшое количество россиян. Далеко не каждый гражданин страны может принять ответственность за свою пенсию на себя.
Как работает программа софинансирования пенсии для пенсионеров
Чтобы федеральный проект по приумножению будущего пособия по старости начал работать:
- человек должен оформить письменный запрос в отделении ПФР и принять участие в совместном проекте финансирования до начала 2015 года, а именно должен осуществить первоначальный взнос до конца 2015 года в объеме не менее двух тысяч рублей за весь год;
- правительство должно осуществить финансирование пенсии на сумму, равную личным платежам, но в размере не более двенадцати тысяч рублей;
- правительство должно осуществить финансирование пособия на сумму, аналогичную платежам гражданина, но в объеме не более сорока восьми тысяч рублей, если дело касается граждан, получивших, но не воспользовавшихся правом получения государственного пособия.
В законодательстве предусмотрено два пути уплаты дополнительных платежей для принятия участия в государственном проекте:
- По средством кредитного учреждения, банка.
- По средством компании, нанимателя.
При выборе второго пути необходимо обратиться в финансовый отдел, написать письменный запрос о желании перечислять определённый объем средств от части своего дохода в счёт государственного пособия по программе совместного финансирования. Прекратить перевод взносов можно также, отправив письменный запрос в свободном формате в финансовый отдел действующего нанимателя.
Получение накоплений после ухода из жизни застрахованного гражданина
Финансы, сформированные на депозите при помощи инициативы совместного финансирования, имеют возможность наследоваться. Число наследников не ограничено, гражданин может сам определить пропорции, в которых средства будут делиться между всеми имеющимися наследниками.
В случае ухода из жизни застрахованного человека до назначения государственного пособия на выплату накоплений право имеют наследники. Гражданин может самостоятельно сформировать список наследников, указать в письменном запросе, в каких пропорциях будут распределены между ними деньги. Согласно законодательства законными преемниками принято считать первостепенных и второстепенных наследников. Второстепенные наследники имеют право на получение выплаты при отсутствии заявления и первостепенных родных.
Накопительная часть пособия будет назначена родственникам, если уход из жизни наступил:
- до назначения пособия;
- после утверждения срочного транша;
- после утверждения, но не выплаты единовременной выплаты.
Если человеку была рассчитана выплата накопленных средств без установления срока, то наследникам рассчитывать на нее нельзя. Для получения денег, наследники должны обратиться в ПФР, НПФ не позднее, чем через полгода после смерти застрахованного человека.
В чем суть программы софинансирования пенсий
Такая программа появилась осенью 2008 года, и суть ее в том, чтобы поощрять работающих граждан более активно копить на свою будущую пенсию. Да, из официальной зарплаты каждого работающего человека ежемесячно вычитается определенный процент, который идет на его пенсионный счет, но для достойной пенсии в старости этого может и не хватать.
Программа софинансирования была призвана способствовать тому, чтобы люди добровольно откладывали на свои пенсии, причем делали это именно с помощью пенсионного фонда, а не в виде денежных вкладов в банках, покупки валюты, золота и т.п.
Как мотивировали людей? По правилам программы, человек мог добровольно внести на свой пенсионный счет от двух до двенадцати тысяч в год, и государства удваивало эту сумму
. Таким образом, используя максимум того, что позволяла программа, можно было ежемесячно вносить по тысяче рублей со своей зарплаты на свой же пенсионный счет, и двенадцать внесенных тысяч превращались бы в двадцать четыре.
Разумеется, никто не мешал вносить больше, просто государство давало бы максимум со своей стороны — 12.000 рублей в год. Если же вносить сумму менее 12 тысяч, но более 2 тысяч, она бы удваивалась.
Программа софинансирования сама по себе была задумана очень неплохо и справедливо, и у нее был определенный потенциал. Так, например, государство могло бы периодически пересматривать верхнюю планку суммы взносов и увеличивать ее. Все-таки 12 тысяч в 2008 году и 12 тысяч в 2018-м — это, согласитесь, огромная разница.
Как родственники покойного могут получить накопленные средства по государственной программе?
Средства покойного, принимавшего участие в софинансировании, имеют право получить его родственники. Возврат финансов осуществляется после смерти участника, когда:
- ещё не осуществлялось назначение пенсионных выплат, не произведён перерасчёт с учётом добровольного внесения денежных средств;
- была произведена подача заявки на срочное субсидирование (оформление осуществляется по желанию граждан, включает в себя выплату остаточной части накоплений, однако материнский капитал, который был направлен на соцобеспечение покойного, в расчёт не берётся);
- назначены пенсионные выплаты, и однократная выплата денежных средств не производилась.
Государственная программа софинансирования пенсии стартовала в 2008 году. Принять участие в ней предлагалось всем желающим на следующих условиях: перечисляете на накопительную пенсию от 2 до 12 тыс.руб. в год, и государство удваивает вашу сумму. Те, кто внес на счет за год менее 2 тысяч, на удвоение накоплений рассчитывать не могут.
Время участия в софинансировании пенсии было ограничено, и те, кто сегодня интересуется, до какого года действует госпрограмма, должны знать, что последний срок подачи заявления давно истек – 31 декабря 2014 года. При этом успевшие продолжают вносить сбережения и получать бонусы от государства.
Важно и то, что подавшие заявку в самом конце – с 5 ноября до 31 декабря 2014 года — хоть и получили возможность увеличить накопительную часть за счет своих платежей, но государство внесенные суммы не удвоило. Зато выгодные условия были предложены тем пенсионерам, которые решили продолжить трудовую деятельность. Им государство увеличило внесенную сумму не в два, а в четыре раза. То есть максимальный взнос в 12 тысяч автоматически прибавит к накопительной части за год 60 тыс.руб.