Основные средства критерии отнесения в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные средства критерии отнесения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Переоценка основных средств
Переоценка проводится по мере изменения справедливой стоимости основных средств. Организация вправе принять решение о проведении переоценки не чаще одного раза в год (по состоянию на конец отчетного года).
Переоценка проводится пропорциональным пересчетом первоначальной стоимости и накопленной амортизации объекта основных средств.
Следует помнить, что выбрав вариант оценки по переоцененной стоимости, Организация обязана проводить переоценку основных средств постоянно. Периодичность ее проведения для различных групп основных средств, за исключением инвестиционной недвижимости, необходимо закрепить в Учетной политике Организации.
Переоцененная стоимость должна быть максимально приближена к справедливой. Понятие справедливой стоимости наиболее полно раскрыто в МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости». В целом, это стоимость, по которой бы провели обычную сделку участники рынка с целью продажи данного основного средства на дату оценки в текущих рыночных условиях.
Порядок отражения переоценки основных средств по ФСБУ 6/2020 в учете аналогичен тому, что действовал ранее. Напомним, что переоценивать можно как первоначальную стоимость, так и балансовую. Во втором случае записи по увеличению и уменьшению накопленной амортизации будут отсутствовать.
ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:
- срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
- предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
- арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
- арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.
ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:
- срок договора меньше 12 месяцев;
- рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
- компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.
Применение стандарта «Обесценивание активов»
Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.
Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.
В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).
Фактически ФСБУ установлены только три способа амортизации: линейный, способ уменьшаемого остатка и амортизация пропорционально количеству продукции. Порядок применения этих методов амортизации отражен в пунктах 36 и 37 ФСБУ 6/2020.
Новый стандарт привнесет в жизнь бухгалтера как долгожданные изменения, например, в отношении стоимостного критерия отнесения к основным средствам, так и неожиданные, которые повлекут необходимость пересмотра учетных процессов, например, положение о проверке основных средств на обесценение.
Изменения, которые принесет нам стандарт, для каждого субъекта будут существенными, так как практически у 80% юридических лиц в составе активов числятся основные средства, а согласно пункту 49 нового ФСБУ 6/2020 последствия изменений учетной политики в связи с началом применения стандарта должны отражаться ретроспективно (как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).
Таблица 4. Амортизация
ПБУ 6/01, пункт 18 | ФСБУ 6/2020, пункт 6 |
Начисление амортизации объектов основных средств производится одним из следующих способов: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | Способ начисления амортизации выбирается организацией для каждой группы основных средств из установленных настоящим Стандартом |
Новые понятия ФСБУ 6/2020
Новый стандарт закрепляет понятия, которые ранее действующий ПБУ не предусматривал.
-
Балансовая стоимость (п. 25 ФСБУ 6) – первоначальная стоимость объекта, уменьшенная на суммы накопленной амортизации и обесценения.
-
Элементы амортизации (п. 37 ФСБУ 6) – закреплен состав элементов в составе ликвидационной стоимости, срока полезного использования и способа начисления амортизации.
-
Обесценение (п. 38, п. 47 ФСБУ 6) – состояние актива, при котором его балансовая стоимость превышает сумму, которая может быть получена при использовании актива или в результате продажи его.
-
Ликвидационная стоимость (п. 30 ФСБУ 6) – сумма, которую организация получила бы в случае выбытия объекта основных средств, в т.ч. включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия, после вычета предполагаемых затрат на выбытие; при этом предполагается что объект ОС уже достиг окончания срока полезного использования (СПИ) и находился в состоянии, характерном для окончания СПИ.
-
Переоцененная стоимость (п. 15 ФСБУ) – стоимость объекта основных средств после ее переоценки. Переоцененная стоимость ОС равна или не отличается существенно от их справедливой стоимости.
-
Группа основных средств (п. 11 ФСБУ 6) – совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования.
-
Инвестиционная недвижимость (п. 11 ФСБУ 6) – недвижимость, предназначенная для предоставления за плату во временное пользование и (или) получения дохода от прироста ее стоимости. С введением понятия «инвестиционная недвижимость» понятие «доходные вложения в материальные ценности» не используется применительно к основным средствам, которые Организация передает или планирует передавать, к примеру, в аренду.
Тестирование на обесценение
Согласно ФСБУ 6/2020 все компании обязаны проводить проверку на предмет обесценения основных средств. Это значит, что в бухгалтерской отчетности активы не смогут быть учтены по завышенной стоимости. Проверка на обесценение и учет изменений в балансовой стоимости основного средства будут осуществляться в рамках МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
Тест на обесценение основных средств проводится при наличии специальных признаков обесценения. Например:
-
уменьшение рыночной стоимости актива;
-
ухудшение внешних экономических условий;
-
рост процентных ставок;
-
моральное устаревание;
-
отклонение от ожидаемого уровня эффективности.
Как начать применять ФСБУ 6\2020?
Новый стандарт вносит множество изменений в учет основных средств. Возникает закономерный вопрос – как перейти на ФСБУ 6\2020? Здесь возможны два варианта.
- Ретроспективный. Это достаточно сложный путь, предполагающий корректировку всех имеющихся сведений об основных средствах за прошедшие годы.
- Упрощенный. При выборе этого варианта на конец года, предшествующего году начала применения нового стандарта, производится корректировка балансовой стоимости основных средств в соответствии с правилами ФСБУ 6\2020. Получившуюся разницу относят на статью «Нераспределённая прибыль (убыток)».
Балансовая стоимость активов, которые по старым правилам относились к категории «Основные средства», а по новым таковыми не являются, списывается общей суммой на нераспределённую прибыль.
Для малых предприятий, практикующих упрощенный учет, действует свой порядок перехода – так называемый перспективный вариант. «Упрощенцы» начинают применять новый стандарт:
- только касательно фактов хозяйственной жизни, свершившихся уже после даты начала применения ФСБУ 6\2020;
- не корректируя ранее сформированные бухгалтерские сведения;
- не пересчитывая сравнительные параметры отчетности прошедших лет.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Перечни особо ценного движимого имущества
в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и национального библиотечного фонда.
В отношении учета имущества, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, приобретенного учреждением культуры за счет доходов от осуществления деятельности, приносящей доход, необходимо отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 54-ФЗ музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Поэтому вне зависимости от источника финансирования рассматриваемое имущество подлежит отнесению к ОЦДИ и включению в перечень ОЦДИ.
Культурные ценности и иное имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, закрепленные за бюджетным учреждением на каком-либо вещном либо обязательственном праве, подлежат включению в состав ОЦДИ (статья 9.2 Закона N 7-ФЗ) в силу своего правового статуса.
Нормами части 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ), статьями 12, 26 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1, установлено, что культурные ценности (включая документы Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда, музейные предметы и музейные коллекции и проч.), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ) Музейный фонд Российской Федерации состоит из государственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, вне зависимости от формы собственности.
Применение стандарта «Обесценивание активов»
Согласно п. 15 Стандарта «Обесценивание активов» учреждения должны признавать убыток от обесценивания ОС, если его остаточная стоимость на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого основного средства.
Справедливая стоимость —это цена, по которой может быть совершен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки. Ее применяют, например, когда безвозмездно получают основное средство.
В соответствии с п. 6 Стандарта № 259н проверку на обесценение необходимо будет провести, воспользовавшись результатами годовой инвентаризации. Поэтому, в случае если учреждение допустит ошибку при оценке срока полезного использования или при выборе метода начисления амортизации, что приведет к завышению остаточной стоимости имущества на любую отчетную дату, необходимо будет сделать исправительные записи, уменьшив стоимость такого основного средства до его справедливой стоимости. Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости следует оценивать и необходимость корректировки оставшегося срока полезного использования (согласно п. 13 Стандарта № 259н).
Лимит по стоимости для основных средств
Из ФСБУ 6/2020 убрали лимит по стоимости отнесения к основным средствам в 40 000 рублей. Теперь это ограничение по стоимости компания устанавливает самостоятельно в учетной политике и дополнительно раскрывает информацию в бухгалтерской отчетности.
Основные средства, стоимость которых менее установленного лимита, должны будут единовременно списываться в расходы, в ПБУ 6/01 основные средства менее установленного лимита в 40 000 рублей должны отражаться в качестве материально-производственных запасов.
Таблица 2. Лимит по стоимости для основных средст
ПБУ 6/01, абзац 4, пункт 5 | ФСБУ 6/2020, пункт 6 |
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением | Организация может принять решение не применять настоящий Стандарт в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными пунктом 4 настоящего Стандарта, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Указанное решение раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией. Организация должна обеспечить надлежащий контроль наличия и движения таких активов |
Послабления для малых предприятий
Организации, которые применяют упрощённый учёт, имеют право на ряд послаблений и упрощений (п. 3 ФСБУ 6/2020, п. 4 ФСБУ 26/2020). Вот основные из них:
- можно определять величину капвложений (т.е. по сути стоимость основных средств) только в суммах, подлежащих уплате поставщику (подрядчику). В этом случае иные расходы, связанные с осуществлением капвложений, относятся на финансовый результат текущего периода;
- не учитывать скидки, премии и т.п., то есть отражать в составе капвложений суммы, предусмотренные соответствующими договорами;
- не дисконтировать затраты, осуществлённые с продолжительной отсрочкой (рассрочкой);
- при оплате капвложений неденежными средствами оценивать их по балансовой стоимости переданных имущества, работ, услуг, без определения справедливой стоимости (однако в случае безвозмездного получения активов определять их справедливую стоимость все равно обязательно);
- не отражать изменение оценочного обязательства, включённого в стоимость ОС, как изменение первоначальной стоимости ОС. Отметим, что организации, применяющие упрощённый учёт, чаще всего в принципе не признают оценочные обязательства в силу п. 3 ПБУ 8/2010, и это снимает вопрос об их изменении;
- не проверять основные средства и капвложения на обесценение;
- не раскрывать значительную часть информации в бухотчётности.
В отношении каждого из послаблений организация может принять самостоятельное решение. Например, можно отказаться от проверки ОС и капвложений на обесценение и от формирования оценочных обязательств, но при этом формировать «полноценную» первоначальную стоимость основных средств, чтобы она соответствовала первоначальной стоимости ОС в налоговом учете.
Способы начисления амортизации
Начисление ОС-амортизации может реализовываться различными способами, которые зависят от целей.
Выбранные способы отмечаются в учетной политике для целей, преследуемых в налоговой учетной политике и в бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет предусматривает такие способы начисления амортизации:
- Линейный способ;
- Метод, использующий списание стоимости имущества по сумме чисел срока его полезного использования;
- Способ уменьшаемого остатка;
- Метод, характеризующийся списанием стоимости продукта пропорционально ее фактическому количеству.
Важно: амортизация начисляется разными методами, в зависимости от конечных целей.
Для целей налогового учета, амортизационные отчисления могут происходить следующими способами:
- Линейная амортизация основных средств;
- Нелинейный аналог.
При этом, амортизационные отчисления прекращаются, если, по решению руководителя, объект переводится на 3-х месячную консервацию, а также в случаях, когда происходит:
- Реконструкция;
- Капитальный ремонт;
- Модернизация длительностью более года.
Сумма отчислений за год определяется по-разному, в зависимости от примененного способа:
- В результате использования линейного метода — сумма считается на основе изначальной стоимости имущества ОС и амортизационной нормы которая исчисляется из срока его непосредственного использования.
- Если использовался метод уменьшаемого остатка, расчет суммы, помимо срока, производится на основе остаточной цены конкретного имущества, которая приходится на начало отчетного периода (после сдачи предыдущей бухгалтерской отчетности) и амортизационной нормы.
- В случае применения метода списания стоимости по сумме чисел лет, за основу берется изначальная цена актива, но также необходимо учитывать число лет, что остались до завершения самого времени использования имущества (числитель), и общая сумма лет фактического его использования (знаменатель).
Критерии малых и средних предприятий в 2021-2023 году по численности сотрудников
В зависимости от статуса и ситуации организация имеет право иметь в своем штате определенное количество штатных сотрудников.
- Микро-предприятие: численность предприятия не должна превышать 15 человек
- Малое предприятие: численности должна составлять минимум 16 и максимум 100 человек включительно.
- Среднее предприятие: в первом случае численность не должна выходить за рамки от 101 до 250 человек. Второй случай, когда численность должна составлять от 251 до 1000 человек включительно, но в этом случае хозяйственные партнеры входят в утвержденный Минпромторгом.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.