Разворот на пешеходном переходе в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разворот на пешеходном переходе в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Маневры разворота и движения задним ходом строго запрещены, независимо от таблички на конкретном участке дороги (8. 11 ПДД): транспортное средство не должно использоваться для разворота или движения задним ходом на участке дороги, где оно находится.
Какие бывают незаконные штрафы?
Статья 12.14(2) говорит о наложении санкций, когда поворот запрещен. Далее вся статья предусматривает санкции за нарушение правил маневрирования.
Однако в КоАП РФ предусмотрена иная мера ответственности. Это, в свою очередь, штрафы.12.16 Часть 2 статьи предусматривает наказание за смещение номерных знаков или нарушение разметки. Штраф составляет от 1 до 1,5, 000 рублей.
И это именно тот штраф, которым редко могут воспользоваться сотрудники ГИБДД, привлекая вас к ответственности за подобные маневры на пешеходных переходах.
Это незаконно. Именно потому, что статья 12.16 относится к маневрированию в нарушение требований дороги/разметки. Например, если есть знак, запрещающий движение задним ходом или предусматривающий движение только по прямой.
Другими словами, аудитор здесь интерпретирует это правило как смещение дорожной разметки или нарушение знака, запрещающего проезд. Однако это не совсем законно. Дело в том, что сами эти знаки указывают на то, что запрет не предусмотрен только на определенных участках дороги (перекрестках).
Кроме того, вторая часть статьи 12.16 прямо говорит о смене нарушения требований разметки (раздел 4 Приложения к Правилам дорожного движения). Кроме того, квадратный синий знак в нашем случае, обозначающий «зебру» (номера 5. 19. 1/5. 19. 2), является специальным регулирующим знаком (раздел 5).
Штрафы за нарушение правил
- Мосты, самолеты, аэропланы,.
- железнодорожные переезды и туннели; и
- Пешеходные переходы и переходы «зебра» (поворот возможен, если есть возможность повернуть до или после перехода)
- проезды для общественного транспорта (15 метров в каждом направлении); и
- участки дорог с низкой видимостью (менее 100 метров); и
- противоположная сторона полосы движения маневрирующего транспорта; и
- многополосные дороги с двухполосным непрерывным движением.
Все эти места являются опасными, и маневр может представлять дополнительную угрозу для водителей и пешеходов.
Правила выполнения маневра
Во время теории вождения на экзамене, помимо прочих правил, изучается схема правых поворотов. Цель такого изучения — избежать несовместимых уличных ситуаций. Однако, к сожалению, не все водители делают это после получения водительских прав — некоторые неправильно понимают дорожные ситуации, есть и те, кто откровенно открещивается от правил.
Даже если нарушитель получает немедленное и достойное наказание, другие участники движения не чувствуют себя лучше. Единственный способ не попасть в беду при движении по дороге — не нарушать правила.
В Правилах дорожного движения есть указания по движению задним ходом (стр. 8):.
- Движение задним ходом (и поворот налево) должно начинаться в левой полосе.
- Перед маневром водитель должен сменить полосу движения, занять на ней крайнее положение и с этой точки повернуть (о том, можно ли покинуть полосу движения и избежать этого утверждения, читайте здесь).
- В нынешней ситуации на дороге в этом пункте есть определенная логика — не бойтесь занять полосу точно в конце поворота. Вы можете попытаться втиснуть свой автомобиль в узкое пространство, удобное для проезда других участников дорожного движения.
Тот факт, что вы нарушаете правила, не поможет лично вам в таких случаях, если у вас произойдет боковое столкновение с нарушителем.
Использование прилегающих территорий
АЗС, парковки, дворы и пр. — это главные «помощники» водителей, намеревающихся совершить разворот. Прилегающие территории могут находиться и слева, и справа. В каждом из этих случаев действуют определенные правила.
Как правильно выполнить разворот с использованием прилегающей территории справа:
- Внимательно смотреть на дорогу. Необходимо заблаговременно оценить ширину двора, заезда и пр.
- Занять крайнее правое положение. Сделать это нужно опять же заблаговременно, чтобы не спровоцировать возникновение аварийной ситуации.
- Выполнить поворот направо. При этом убрать автомобиль с проезжей части нужно быстро, а по прилегающей территории двигаться рекомендуется как можно медленнее.
- Как только ТС будет убран с дороги, нужно поворачивать налево. Не стоит забывать о необходимости уступать автомобилям, имеющим преимущество.
- Оценить обстановку. Пропустить абсолютно все автомобили и завершить выполнение маневра.
Относительно сигналов разворота. Сначала нужно выполнить поворот направо. Согласно Правилам, нужно подать соответствующий световой сигнал. Как только положение автомобиля будет параллельным проезжей части, необходимо включить левый поворотник. Сигнал нужно подавать до завершения маневра.
Автоинструкторы рекомендуют чаще использовать прилегающую территорию слева. Это обусловлено тем, что завершающим этапом маневра будет являться поворот направо. Выполнить его довольно легко даже начинающим автолюбителям.
Заблаговременно необходимо перестроиться в левый ряд. Пропустив встречные ТС, нужно повернуть. Далее действия по вышеописанному алгоритму. Только сначала нужно подать световой сигнал поворота налево, а при выезде с прилегающей территории — направо.
Где нельзя разворачиваться?
Отдельно стоит поговорить и о тех участках территории, где строго запрещено делать разворот:
- Ни в коем случае нельзя разворачивать транспортное средство на пешеходных переходах или вблизи них. То есть, на тех территориях, где существует определенная разметка или дорожный знак. Такой маневр может сильно помешать пешеходам, а это недопустимо;
- Это же правила распространяется на любые территории, вблизи которых есть остановки для общественного транспорта;
- Согласно правилам дорожного движения также нельзя совершать этот маневр на ограниченных участках. К таковым относятся тоннели или мосты;
- Если на определенном участке дороге присутствует затруднительная видимость для того, чтобы полноценно оценить ситуацию на дороге, то также нужно выбрать наиболее комфортный участок;
- Также это правило распространяется на всех железнодорожные пути.
Не уступил пешеходу – что будет?
С 2013 года в ПДД (ст. 14.1 и 14.2) поменялись некоторые формулировки. Изменения кажутся весьма незначительными, однако они напрямую влияют на то, как автомобилист обязан вести себя, находясь перед «зеброй».
Вместо «пропустить пешехода» в Правилах теперь фигурирует «уступить дорогу».
Пропускать пешехода – это значит останавливать машину, как только человек вступает на «зебру». Формулировка «уступить дорогу» требует от водителя тормозить только тогда, когда продолжение движения машины заставит пешехода изменить траекторию и скорость хода. Проще говоря, автомобилист не имеет права вынуждать пешехода преодолевать разметку бегом. Однако если тот далеко, «зебру» можно и пересечь – нарушения не будет.
Какие бывают спорные ситуации
Часто встречающаяся спорная ситуация — определение границы пешеходной зоны. Если в случае указателей эта проблема не вызывает затруднений, то с обозначенными знаками пешеходными переходами дело обстоит иначе.
Водитель транспортного средства может не заметить, что он подъехал к перекрестку или въехал с колесом. В этом случае разрешить спорную ситуацию сможет только фотофиксация нарушения. В его отсутствие можно попытаться убедить инспектора ГИБДД в том, что маневр был проведен за пределами запретной зоны.
Другие ситуации, вызывающие затруднения и разногласия при выполнении разворота:
- на оживленной дороге лучше отказаться от выполнения разворота, отдав предпочтение способу последовательных поворотов. Таким образом, можно будет менять направление движения, оборачивая один-два блока по кругу. Попытка развернуться на месте может привести к пробке или аварии;
- можно сделать разворот не только на расстоянии 10 метров до перехода, но и 10 метров после него;
- если траектория разворота находится за пешеходным переходом, вам необходимо перестроиться на крайнюю левую полосу перед ее началом. На пешеходном переходе запрещено перестраиваться, наступать и обгонять.
Можно ли разворачиваться через пешеходный переход?
Итак, разрешён ли такой манёвр по ПДД? Нет. Во всех случаях разворот на переходе запрещается. Регулирует это пункт 8.11 Правил, который просто перечисляет список участков дорог и мест, где это запрещено.
И здесь нужно понимать, когда штраф за разворот на переходе будет законен – так как манёвр запрещается именно на «зебре», то необходимо правильно трактовать её границы.
А они могут быть следующими.
Таким образом, если речь идёт о ситуации, когда траектория разворота вашего автомобиля проходит не через весь пешеходный переход, а только касается его, то тогда нужно понимать его границы. Например, если вы только слегка «задели» переход и фактически развернулись перед «зеброй», оборудованной знаками и разметкой, то если не задели разметку, но даже заехали в зону действия знака синего цвета с нарисованным пешеходом, то фактически требование пункта 8.11 вы не нарушили, и штраф в этом случае будет незаконен.
Какой размер штрафа за это в 2021 году?
Ну а теперь, собственно к самому наказанию.
Размер штрафа на 2021 год за разворот в пределах пешеходного перехода составляет 500 рублей по части 3 статьи 12.14 КоАП РФ. И это единственная законная статья Кодекса, которая может применяться за данное нарушение.
К сожалению, в отличие от большинства других статей КоАП с 500-рублёвыми санкциями, в данном случае альтернативы штрафу в виде предупреждения быть не может.
А вот хорошая новость заключается в том, что на эти 500 рублей распространяется скидка 50%, если вы оплатите задолженность в первые 20 дней со дня вынесения постановления о правонарушении. А ещё в данном случае наказания не предусмотрено никаких дополнительных санкций и мер обеспечения – эвакуации на штрафстоянку, разного рода требований или запрета эксплуатации автомобиля.
Выше мы не зря отметили о том, что единственное законное наказание за это нарушение ПДД. На практике 2021 года может быть немного иначе.
Разворот в месте выезда с прилегающей территории
В таких местах дорога становиться чуть шире, и места для того, чтобы развернуться в один прием, становится немного больше, что удобно для выполнения этого маневра.Т.к. это разворот вне перекрестка, то приоритет по отношению к машинам, выезжающим с прилегающей территории, на стороне того, кто разворачивается. В этой ситуации нужно быть внимательным.
Может получиться так, что в момент вашего разворота из этого самого двора или территории, в общем, по этому проезду может выезжать другой автомобиль. Когда прилегающая территория располагается справа по движению, то проблем с приоритетом не возникает. А вот если выезд с этой территории располагается слева, т.е. разворот происходит в сторону этого выезда, то ситуация может сложиться неоднозначно. Рекомендую статью Разворот через прилегающую территорию слева.
Приоритет в этом случае будет за тем, кто разворачивается, так как выезжающий с территории на дорогу, согласно пункту 8.3 ПДД, обязан уступить всем участникам, которые по ней движутся – и пешеходам и транспортным средствам.
Опасность этой ситуации в том, что выезжающий из двора водитель может ошибочно принять маневр своего коллеги за левый поворот, т.е. за въезд во двор, а не разворот, и может поспешить выехать на дорогу, так сказать, под прикрытием «поворачивающего» и с целью освободить тому проезд. В таком случае, приоритет уже не соблюдается, и возникает риск столкновения.
Roadgid официальный сайт
Обратите внимание, что инспекторы ГИБДД могут «кивать» на другую статью Административного Кодекса — 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками и разметкой…». Штраф за пешеходный переход по этой статье куда выше – от 1 тыс. до 1.5 тыс. рублей. Однако в данном случае она неприменима. Сотрудники дорожной полиции в курсе этого – скорее всего, они рассчитывают «подзаработать» на юридической безграмотности автомобилиста.
Штрафы за обгон на пешеходном переходе, разворот и остановку на «зебре» невелики, однако получить один из них – удовольствие сомнительное. Помнить нужно и о том, что подобные нарушения могут привести к человеческим жертвам – тогда уже материальным взысканием водитель не обойдётся, в лучшем случае ему придётся попрощаться с правами.
Виды пешеходных переходов?
Подобные дорожки для людей бывают разными в зависимости от способа пересечения проезжей части. Правила разделяют переходы на следующие типы:
- Регулируемые. Расположен на территории проезжей части, а движение по нему регулируется при помощи светофора.
- Нерегулируемый. Зебра на дороге имеется, но движение по ней не регулируется при помощи светофора. В данном случае пешеход имеет приоритет.
- Надземный или подземный. Это инженерное сооружение, внутри которого перемещаются пешеходы, пересекая проезжую часть на удалении от автомобилей. Подобные сооружения позволяют людям наиболее безопасно перейти дорогу и не попасть под колеса автомобиля.
Где можно, а где нельзя парковаться во дворе жилого дома?
Предусмотрена ли ответственность для водителя при наезде только одним колесом во время выполнения обгона – да, предусмотрена в ПДД. Камеры автоматической фиксации (а именно они помогают запечатлеть 90% нарушений) настроены таким образом, что считают за нарушение любое пересечение сплошной линии.
Часто в таких местах находятся камеры фиксации нарушений, штрафующие водителей за поворот из средних рядов. В таком случае применяется штраф по статье 12.16 КоАП РФ за нарушение требований разметки. Стоянка на островке безопасности и в этом случае не возбраняется, правда, за проезд на него придется заплатить 500 рублей штрафа.
Работала корректором в издательстве, специализирующемся на периодических изданиях экономической тематики, писала статьи для профильных журналов по кадровому делопроизводству. С 2021 года работает в «Рамблере».
Как оказалось, ситуации с проездом по «островкам» могут подпадать под разные статьи КоАП. Кроме того, оказалось, что многие автомобилисты до сих пор уверены, что на таких островках можно безнаказанно останавливаться, когда, например, заблудился в дороге.
Что это такое? Определение
Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.
Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.
Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.
Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.
Островок безопасности на дороге – фрагмент разделительной полосы, по которому проходит разметка перехода, где пешеход может дождаться наступления возможности перейти дорогу.
Островок безопасности (ОБ) нужен в том случае, когда участок дороги с плотным движением не регулируется, либо дорожное полотно слишком широкое, чтобы пересечь его за время разрешающего сигнала светофора.
Такая область разметки может выделяться:
- бортовым камнем, когда сам участок выступает над поверхностью дорожного полотна, что обеспечивает дополнительную защищенность пешеходов;
- дорожной разметкой белого цвета, когда участок находится на одном уровне с дорогой.
В качестве элемента защиты также может выступать направляющий островок – треугольник безопасности на дороге, разделяющий потоки транспорта. Такой вид разметки может использоваться:
- в зонах пешеходных переходов;
- на участках дорог, где разделяются автомобильные потоки.
Поправки должны будут дополнить пункт 12.4 ПДД «Остановка запрещается». Теперь запрет на движение по островку безопасности, обозначенном разметкой 1.16.1-1.16.3 будет стоять в одном ряду с запретом на остановку на трамвайных путях, пешеходных переходах и полосах для велосипедистов.
По заявлению Минтранса задача данного нововведения – обеспечить безопасное дорожное движение на пешеходных переходах и пересечениях. Также подобные изменения гарантируют видимость транспортных средств путем исключения остановки или стоянки на направляющих островках. Так как разметка 1.16.1-1.16.3 обозначает направляющие островки в местах, где транспортные потоки разделяются или сливаются, штрафы за наезд на островок безопасности в 2021 году должны снизить количество аварийных ситуаций на дороге.
Помимо этого, в приложении предусмотрен пункт, который запрещает пересекать разметку 1.1. В случае несоблюдения водителю грозит предупреждение или штраф в размере 500 рублей в соответствии с ч. 1 ст. 12.16 КоАП.