Персональные данные сотрудника полиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Персональные данные сотрудника полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.
В любую организацию может поступить запрос из полиции, Следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Они могут запросить почти любую информацию.
Полномочия правоохранительных органов в настоящее время очень широки, поэтому отказ предоставить запрашиваемую информацию и необходимые документы может привести к обыску или выемке.
- Правоохранительные органы — это обособленная группа государственных органов (государственных служб), уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
К ним относятся: органы прокуратуры, внутренних дел (полиция), Следственный комитет, Росгвардия, ФСБ, МЧС, службы судебных приставов и исполнения наказаний министерства юстиции и правоохранительные подразделения таможенной службы.
При получении запроса из правоохранительных оранов рекомендуется проверить на всякий случай мотивировку запроса и способ, которым запрос был направлен в организацию.
Требования к обоснованности запроса сейчас самые минимальные: достаточным считается указание ссылки на материал проверки сообщения о преступлении (КУСП) или номер уголовного дела.
Личное дело сотрудника ОВД
Основной формой учета персональных данных сотрудника является личное дело. В силу п. 17 Положения N 1 сведения, содержащиеся в личном деле, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Ведение личных дел также осуществляется сотрудниками кадровых подразделений органов, организаций, подразделений МВД по форме согласно Приложению 7 к Положению N 1. Личные дела сотрудников подлежат учету в инвентарной книге, форма которой тоже является одним из Приложений к Положению N 1. При этом количество номеров в ней должно соответствовать количеству личных дел, подлежащих хранению. Номер, за которым в инвентарной книге зарегистрировано личное дело, проставляется на лицевой части и на корешке обложки личного дела. Личные дела хранятся по порядку номеров. Вновь поступившие личные дела нельзя регистрировать под номерами дел, которые еще не сданы на архивное хранение.
Отметим, что в случае хранения более 500 личных дел сотрудниками кадровых подразделений органов, организаций, подразделений МВД кроме инвентарной книги необходимо вести картотеку по алфавитным карточкам личных дел. Форма картотеки также предусмотрена одним из Приложений к Положению N 1.
Личные дела должны регистрироваться в инвентарной книге не позднее пяти дней со дня издания приказа о назначении гражданина на должность в органах внутренних дел.
Как понять, опасен ли Вам этот запрос?
На пристальный интерес МВД лично к Вам может указывать излишний перечень запрашиваемых документов (выходящий за рамки операций с конкретным контрагентом).
К возможным дальнейшим действиям сотрудников стоит подготовиться заранее, нельзя недооценивать сотрудников подразделений ЭБ и ПК.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «О полиции», требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции,обязательны для исполнения организациями, должностными лицами и иными лицами.
Однако, обязательными для исполнения являются лишь законные требования сотрудников полиции, то есть требования, основанные на норме закона.
Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае. Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции», деятельность сотрудников ОБЭП (ЭБ и ПК) регламентирована ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Чаще всего сотрудники подразделений ЭБ и ПК ссылаются на п. 4 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции».
Привожу данный пункт с некоторыми сокращениями, важные места выделены:
«в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации; при выявлении и пресечении налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица…»
Ответ на запрос ОБЭП МВД или следователя о предоставлении информации и документов.
В случае необходимости, наши адвокаты могут подготовить мотивированный ответ на запрос из полиции о предоставлении информации от имени коллегии адвокатов в Москве и других регионах и в дальнейшем вести переписку от своего имени.
Также скажем о том, что сотрудники полиции постоянно направляют запросы и получают различные варианты ответов. Многие устаревшие образцы ответов взяты напрямую в интернете. Часто предприниматели или юристы организации самостоятельно компилируют ответ, нередко пользуясь устаревшими или не совсем точными советами. Мы не в коем случае не очерняем юристов организаций. Большинство из них профессионалы своего дела, однако невозможно иметь постоянный практический опыт про всем отраслям права и по всем вариантам ситуаций.
По полноте и грамотности Вашего ответа на запрос о предоставлении информации сотрудники ОБЭП и следственных органов смогут сделать однозначный вывод о том, насколько Вы и Ваши сотрудники готовы дать отпор неправомерным действиям.
При необходимости наш адвокат может приехать к Вам в офис, изучить ситуацию, подготовить индивидуальный ответ и проконсультировать по поводу подготовки к дальнейшим действиям ОБЭП (ОЭБ).
Если Вы находитесь в другом регионе, просто отсканируйте запрос и направьте нам.
Автор статьи Смоленцев С.А.
адвокат по экономическим преступлениям
эксперт РБК, Russia Today, других деловых и новостных СМИ
редактировано 12 декабря 2022 года
Если у Вас есть дополнительные вопросы по поводу запроса полиции о предоставлении информации — звоните прямо сейчас по деж. телефону 8-903-225-46-65, краткие консультации предоставляются бесплатно.
Разглашение и распространение персональных данных без согласия субъекта
Хранить, использовать, дополнять, копировать, блокировать и совершать другие операции с ПДн необходимо исключительно после того, как получено одобрение от субъекта. Причем человек должен дать официальное согласие в электронном либо письменном виде, предварительно ознакомившись с целями, методами, объемом и сроками обработки частных сведений. Если оператор действует самовольно и передает секретные данные иным лицам, то имеет место незаконное распространение персональных данных. Каким образом производится передача информации другим организациям, гражданам или общественности, не имеет значения, в любом случае за совершенные действия виновника накажут. Поводом для начала уголовного производства может служить как заявление субъекта в правоохранительные органы, так и инициатива надзорного органа, который обнаружил признаки несанкционированных операций в рамках плановой или внеплановой проверки.
Нарушением признается разглашение персональных данных без согласия владельца не только в том случае, если он не подписывал соответствующий документ, но и при отзыве ранее предоставленного разрешения. То есть нельзя продолжать обработку, если получили по всем правилам оформленное заявление об отзыве от гражданина либо его законного представителя.
Как накажут за разглашение информации о силовиках
Депутаты Государственной Думы приняли в окончательной редакции поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс об усилении ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом, а также об ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа.
Штрафы за разглашение информации ограниченного доступа
Увеличиваются административные штрафы за разглашение информации ограниченного доступа до 5–10 тыс. рублей для граждан (сейчас от 500 до 1 тыс. рублей) и до 40–50 тыс. рублей для должностных лиц (сейчас от 4 до 5 тыс. рублей). Кроме того, поправками вводится ответственность для юридических лиц — штраф от 100 тыс. до 200 тыс. рублей.
- Штрафы за разглашение сведений о мерах безопасности
- Речь идет о разглашении данных о мерах безопасности, примененных в отношении сотрудников правоохранительного или контролирующего органа либо их близких.
- Штрафы (если речь не идет об уголовном деянии) составят:
- для граждан — от 50 тыс. до 70 тыс. рублей;
- для должностных лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Также предусмотрена дисквалификация на срок до трех лет;
- для юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Сейчас штрафы составляют от 300 до 500 рублей для граждан и от 500 до 1 тыс. рублей для должностных лиц.
Незаконный сбор данных о силовиках
Незаконные сбор, передача, распространение и доступ к персональным данным судей, прокуроров, следователей, сотрудников органов внутренних дел и ряда силовых ведомств в связи с исполнением ими профессионального или общественного долга, данных об их близких повлекут штраф для граждан от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Для должностных лиц штраф составит от 50 тыс. до 100 тыс. рублей с возможной дисквалификацией на срок до трех лет, для индивидуальных предпринимателей — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей, для юридических лиц — от 200 тыс. до 300 тыс. рублей.
- Увеличение уголовного наказания
- В статье «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» уточняется перечень способов получения данной тайны, он дополняется такими способами, как Обман, шантаж и принуждение.
- В свою очередь, срок наказания (как лишения свободы, так и принудительных работ) за данное преступление увеличивается с трех до четырех лет.
Законом также устанавливается уголовная ответственность за «разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью».
Наказанием могут стать обязательные работы на срок до 480 часов либо ограничение свободы на срок до двух лет.
Что делать при незаконном разглашении персональных данных?
Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.
В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.
Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.
Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.
Роскомнадзор о персональных данных в 2021
- Герасимова, Л.П.; Зубко, Ю.А. Шпаргалка по коммерческому праву; Аллель-2000, 2011. — 167 c.
- Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
- Подгорная, Л. И. Deutsche Geschichte in Biografien: Wissenschaft und Kultur / История Германии в биографиях. Наука и культура / Л.И. Подгорная. — М.: Каро, 2015. — 272 c.
- Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
- Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Персональные данные сотрудников полиции
Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).
Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.
Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.
- когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
- когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
- когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.
Документы Статистика по документам и выполнению поручений
«Сведения о гражданине Российской Федерации, уволенном со службы с правом на пенсию, состоящем на учете в качестве имеющего право на получение единовременной выплаты, при поступлении на службу в орган вновь в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, на основании решения комиссии о принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии его на учет по прежнему месту службы.».
Я предупрежден (предупреждена) и согласен (согласна), что при получении единовременной выплаты я буду снят (снята) с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма (для принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма).
П — общая площадь жилых помещений, на которую в результате совершения после принятия на учет для получения единовременной выплаты действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями уменьшился размер общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности сотруднику и (или) членам его семьи и занимаемых по договору социального найма сотрудником и (или) членами его семьи, или которая отчуждена сотрудником и (или) членами его семьи;
Уведомлен, что в случае выявления изменений, указанных в пункте 23 Правил, о которых я в установленные сроки без уважительной причины не проинформировал комиссию по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (не представил документы, подтверждающие произошедшие изменения), буду снят с учета для получения единовременной выплаты.
Положения настоящего пункта не распространяются на случаи, предусмотренные пунктами 3 — 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Наказание за разглашение персональных данных
Наказание по ст. 137 УК РФ варьируется от штрафа до лишения свободы. Совершение ничем не отягченного преступления (ч. 1 ст. 137 УК РФ) грозит одним из следующих наказаний:
- штрафом в размере до 200 000 руб. (как вариант, в размере полуторагодовой зарплаты виновного);
- обязательными или исправительными работами на срок до 360 часов или до 1 года соответственно;
- до 4 месяцев ареста;
- до 2 лет лишения свободы.
Для лиц, допустивших разглашение конфиденциальных сведений о личности в связи со своим служебным положением, наказание будет строже:
- минимальный размер штрафа в этом случае составит 100 000 руб., максимальный — 300 000 руб.;
- обязательные работы в ч. 2 ст. 137 не предусмотрены, а срок принудительных увеличен до 4 лет;
- продолжительность ареста продлена до 5 месяцев, срока лишения свободы — до 5 лет.
Самые суровые последствия ждут виновных в разглашении данных о несовершеннолетних:
- согласно ч. 3 ст. 137 УК РФ им придется заплатить от 150 000 до 350 000 руб. штрафа либо принудительно отработать до 6 лет;
- в качестве альтернативы возможен арест на срок до полугода или до 6 лет тюрьмы.
Требования к согласию
Основные требования к согласию установлены ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ.
Составляя согласие, работодатель должен предоставить работнику возможность определить список тех персональных данных, которые он разрешает распространять, по каждой категории (общие, специальные, биометрические).
В согласии должно быть четко сформулировано, на что конкретно согласен работник. Если он не согласен с распространением или не указал специальные условия обработки для некоторых категорий персональных данных и их перечень – такие сведения можно только обрабатывать, без распространения (передачи, предоставления и иных действий) неограниченному кругу лиц.
Если из согласия не совсем понятно, что можно делать с ПД, а что нельзя, лучше ничего не публиковать.
Обратите внимание: молчание или бездействие работника ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку персональных данных, разрешенных для распространения.
Получает согласие работодатель в первую очередь непосредственно от работника. А с 1 июля 2021 года его можно будет оформить с использованием инфосистемы Роскомнадзора.
Работодатель обязан опубликовать информацию об условиях обработки персональных данных и запретах, наложенных субъектом, в течение трех дней после получения согласия. Где ее публиковать – пока непонятно. Придется ждать разъяснений Роскомнадзора.
Нельзя запретить публиковать персональные данные, если они распространяются в государственных, общественных и иных публичных интересах, определенных законами РФ.
Работник может в любой момент потребовать запретить распространение своих ПД. Это требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта ПД и перечень данных, обработка которых подлежит прекращению. Действие согласия прекращается с момента получения работодателем такого требования.
Обратиться с запретом на распространение своих ПД субъект может к любому лицу, обрабатывающему его данные, при несоблюдении этим лицом требований ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Можно и обратиться в суд. Распространение данных должно прекратиться:
-
в течение трех рабочих дней с момента обращения;
-
или в срок, указанный в постановлении суда;
-
или в течение трех рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.