Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нарушения требований пожарной безопасности режимного характера». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.
Наказания за нарушения могут быть:
- Дисциплинарными.
Такая ответственность распространяется исключительно на должностных лиц, а заключается она в различного рода замечаниях, выговорах, которые заносятся в личное дело работника или же бывают только лишь устными. Как правило, в случае с дисциплинарным наказанием решающим становится мнение руководителя предприятия (компании, фирмы). К такому виду ответственности чаще всего привлекаются сотрудники, не соблюдавшие правила пожарной безопасности или допустившие нарушение из-за халатности. Работник, который несёт ответственность за противопожарную безопасность, должен быть ознакомлен с соответствующими инструкциями.
2. Административными.
В этом сегменте наказание следует не только за прямое нарушение правил безопасности, но также и за несоблюдение самых разных требований (к примеру, к эвакуационному плану или обустройству путей для эвакуации в случае пожара, к наличию технических элементов, защищающих от дыма и распространения огня и т. д.). В качестве административного наказания может применяться штраф за нарушение правил пожарной безопасности (например, штраф за отсутствие пожарной сигнализации), предупреждение (если нарушения не повлекли за собой серьёзных последствий), приостановление деятельности (эта мера наказания касается ИП или юрлиц как нарушителей). Штрафы могут составлять:
- от 1000 до 5000 ₽ для граждан, которые не исполняют свои служебные обязанности;
- от 6000 до 50 000 ₽ для должностных лиц;
- от 30 000 до 50 000 ₽ для предпринимателей (ИП, также их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток, чтобы была возможность исправить все нарушения после инспекции);
- от 90 000 до 500 000 ₽ и до 1 000 000 ₽ в случае нанесения вреда здоровью (тут чаще подразумевается нанесение тяжкого вреда или смерть людей), также в качестве наказания может применяться и приостановка деятельности юрлица на срок до 90 дней.
Штрафы за повторные нарушения
Федеральный закон от 09.03.2021 № 36-ФЗ усилил ответственность для должностных лиц, организаций и ИП за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах в категории высокого риска. Это касается таких повторных нарушений:
- неисправность систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией;
- неработоспособность систем противодымной защиты;
- неисправность противопожарных источников водоснабжения (гидрантов, кранов и т. д.);
- неработоспособность электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения;
- несоответствие требованиям эвакуационных путей и эвакуационных выходов.
Повышенные штрафы предусмотрены в размере:
- для должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей;
- для ИП — от 30 000 до 40 000 рублей;
- для организаций — от 200 000 до 400 000 рублей.
Кроме того, деятельность организации приостановят на срок до 30 суток. Если игнорирование противопожарных правил привело к пожару, уничтожению чужого имущества или причинило легкий или средний вред здоровью людей, размер штрафа составит:
- от 50 000 до 60 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток — для индивидуальных предпринимателей;
- от 350 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток — для юридических лиц.
Административная ответственность
Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.
Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:
- на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
- на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
- на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.
Административные наказания
Прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях — №195-ФЗ от 30.12.2001 (с изменениями и дополнениями от 01.04.2020), статья 20.4.
Так, нарушения требований ПБ влекут за собой штрафные санкции:
- 2 000 — 3 000 руб. для рядовых сотрудников;
- 6 000 — 15 000 руб. для руководства;
- 20 000 — 30 000 руб. для предпринимателей;
- 150 000 — 200 000 руб. для юрлиц.
Когда предприятие работает в условиях особого противопожарного режима, сумма административных штрафов увеличивается до 4 000 руб. для граждан, 30 000 руб. для должностных лиц, 40 000 руб. для предпринимателей и 400 000 руб. для юридических лиц.
В случаях, когда из-за нарушений действующих требований ПБ возник пожар, было уничтожено или испорчено чужое имущество, серьезно пострадало здоровье людей, сумма административного штрафа устанавливается в размере:
- 4 000 — 5 000 руб. для граждан;
- 40 000 — 50 000 руб. для лиц, занимающих определенные должности;
- 350 000 — 400 000 руб. для юрлиц.
Если пренебрежение требования ПБ привело к тяжелым последствиям для здоровья других людей и/или летальным исходам, административный штраф будет наложен на юрлицо. Его размер варьируется от 600 000 до 1 000 000 рублей. Другой вариант — временное приостановление работы предприятия до 90 дней.
Все оборудование, материалы и вещества, эксплуатирующиеся на предприятии, должны поставляться с соответствующей технической документацией. В ней в обязательном порядке должна присутствовать информация об их пожароопасности и мерах ПБ при обращении с ними.
Отсутствие полной технической документации наказывается штрафными санкциями:
- 15 000 — 20 000 руб. для лиц, занимающих ответственные должности;
- 90 000 — 100 000 руб. для юридических лиц.
Помимо вышеперечисленных пунктов, важно знать следующие нюансы, в соответствии с которыми должностные лица структур государственного значения могут понести ответственность за нарушение требований и правил пожарной безопасности:
- Несанкционированное перекрытие проезда к зданию или сооружению, установленному для пожарной техники и машин.
- Разработка и последующее утверждение схемы (плана) расположения мест для осуществления торговой деятельности на рынке розничного типа без должного согласования с определенными органами. Последние уполномочены контролировать проведение мероприятий, связанных с организацией пожарной безопасности. Также должны дать разрешение государственные органы по надзору и контролю в области организации санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты потребительских прав.
Требования пожарной безопасности: нарушения и наказание
Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.
Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.
Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.
Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.
Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.
Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.
Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:
— засовы и замки на дверях,
— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,
— перепады высот без пандуса и пороги,
— двери, которые открываются вовнутрь,
— вращающиеся двери и турникеты.
Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».
Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.
Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.
Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.
К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.
Например, в данную группу входят такие нарушения, как:
- загромождение путей эвакуации;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
- отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
- ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.
К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.
Например, в данную группу входят такие нарушения, как:
- отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
- превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
- отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.
Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).
Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.
К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.
Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.
Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.
Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.
Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.
Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.
Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
- на юридических лиц – в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.
Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.
При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
- на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
- на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
- блокировать двери эвакуационных выходов;
2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта:
-
- автоматических (автономных) установок пожаротушения;
- автоматических установок пожарной сигнализации;
- установок систем противодымной защиты;
- системы оповещения людей о пожаре;
- средств пожарной сигнализации;
- противопожарных дверей;
- противопожарных и дымовых клапанов;
- защитных устройств в противопожарных преградах;
-
- организовывать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки;
3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:
- подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .
Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:
- неправильная эксплуатация электроустановок;
- аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.
Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.
С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.
Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.
Последствия пожаров, связанных с несоблюдением требований пожарной безопасности
Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.
Какие требования могут быть нарушены:
- Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
- Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
- Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
- Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
- Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.
Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:
- 1000-5000 руб. для граждан;
- 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
- 15000-1000000 руб. для юридического лица.
Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:
- 1500-5000 руб. для граждан;
- 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
- 70000-200000 руб. для предприятий.
Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.
Существует два их вида: режимного и нережимного характера.
К первой группе относятся организационные нарушения, которые не связаны с конструктивными особенностями строения, а их устранение не влечет масштабных переделок и больших затрат:
- пути эвакуации загромождены;
- неправильно и неточно ведется учет наличия и состояния огнетушителей и других средств тушения пожара;
- к работе допущены лица, не прошедшие обучение по пожарной безопасности;
- отсутствуют инструкции, гласящие о мерах пожарной безопасности.
Устранить такие нарушения не слишком сложно, поэтому на их устранение дается не слишком много времени (от месяца). А вот что касается нережимных, то тут все не просто: придется вносить значительные изменения в конструкцию здания, что априори несет за собой приличные траты.
Случается, что недобросовестное руководство организации пренебрегает выдвинутыми требованиями и не торопится что-то делать в направлении устранения недостатков ПБ. Функционирование её продолжается без задержек, то есть, люди, работающие здесь, а так же посетители, буквально находятся под «дамокловым мечом».
Если такое происходит и пришедший с инспекцией государственный проверяющий видит, что никакие меры и не думали приниматься, то он имеет право временно запретить деятельность объекта. Данное неисполнение уже воспринимается как административное нарушение и влечет за собой судебное дело и наложение штрафов.
Смотрите также:
Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.
К основным задачам можно отнести:
- Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
- Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
- Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
- Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
- Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
- Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.
К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.
Для переноса сроков исполнения выданного ранее предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности необходимо в установленные сроки обратиться с мотивированным письмом в соответствующий орган государственного пожарного надзора.
При этом невыполнение в установленный срок предписания на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 5 тыс. до 6 тыс. руб. (к должностному лицу также может быть применена дисквалификация на срок до трех лет);
- на юридических лиц – в размере от 90 тыс. до 100 тыс. руб. Повторное совершение указанных административных правонарушений влечет наложение административного штрафа: • на граждан – в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб. (альтернатива – дисквалификация на срок до трех лет);
- на юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Наиболее часто в ходе проверок выявляются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. загромождение эвакуационных путей и выходов. Подпункт «б» п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее – Правила № 390), запрещает:
- загромождать эвакуационные пути и выходы (в т. ч. проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами;
- блокировать двери эвакуационных выходов;
2. нахождение систем автоматической противопожарной защиты (пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и т. п.) в неисправном состоянии. Пункт 61 Правил № 390 требует от руководителя организации:
- обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта: автоматических (автономных) установок пожаротушения;
- автоматических установок пожарной сигнализации;
- установок систем противодымной защиты;
- системы оповещения людей о пожаре;
- средств пожарной сигнализации;
- противопожарных дверей;
- противопожарных и дымовых клапанов;
- защитных устройств в противопожарных преградах;
3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:
- подп. «е» п. 23 Правил № 390 запрещает производить изменение объемнопланировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией);
- п. 33 Правил № 390 требует от руководителя организации при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в т. ч. по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с положениями ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» .
Между тем, основными причинами возникновения пожара в организациях являются:
- неправильная эксплуатация электроустановок;
- аварийный режим работы отдельных бытовых электроприборов.
Зачастую возникновению пожара способствует так называемый человеческий фактор.
С нарушением правил устройства и эксплуатации электрооборудования связано 65% всех пожаров в организациях, 15% пожаров обусловлено неосторожным обращением людей с огнем, в т. ч. при курении.
Например, известно, что электропроводка в зданиях рассчитана на определенную нагрузку, в российских условиях в помещениях часто отсутствует необходимое заземление. При этом сотрудники организаций об этом, как правило, не задумываются и включают в электрическую сеть очень мощные электроприборы или в нарушение требований заводов-изготовителей используют для питания электроприборов электрические сети без соответствующего заземления.
На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.
При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:
- оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
- оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
1. Уничтожение \ повреждение чужого имущества в крупном размере, которое совершено по неосторожности, наказывается штрафом в размере до 200 МРОТ (минимальных размеров оплаты труда) или в размере заработной платы или другого дохода виновного за период до 2-х месяцев, либо исправительными работами на срок до 1-го года, либо ограничением свободы сроком до 2-х лет.
2. Деяния части 1, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или другими источниками повышенной опасности либо повлекшие тяжкие последствия наказываются штрафом в размере 200 – 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода виновного за период 2-5 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет.
Комментарий к статье:
1. Согласно ч. 2 ст. №168 УК РФ уголовной ответственности подлежит лицо за деяния, которые совершены путем неосторожного обращения с огнем или иным источником, связанным с повышенной опасностью, либо повлекшие тяжкие последствия, как пожары лесных массивов или повреждение газопровода.
2. Субъект данной статьи —лицо, достигшее 16 лет.
КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:
- предупреждение;
- административный штраф;
- административное приостановление деятельности;
- дисквалификация.
Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.
Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.
Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.
Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
- отсутствие первичных средств тушения пожара;
- отсутствие инструкций и плана эвакуации;
- отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
- загромождение запасных выходов;
- несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
- использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
- допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
- отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
- около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.
В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.
Что такое административное правонарушение?
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в ВС РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Классификация нарушений требований ПБ
Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:
- Легкие нарушения правил ПБ.
- Рецидивные нарушения правил ПБ.
- Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
- Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
- Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
- Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
- Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
- Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.
Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.
Ответственность за нарушение противопожарного режима (административная и уголовная)
Особый противопожарный режим может устанавливаться в случае повышения пожарной опасности (ст. 30 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»).
В период действия особого противопожарного режима на территории устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.
Требования закрепляются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности.
Единых дополнительных требований по установлению особого противопожарного режима нет, они варьируются в зависимости от специфики на той или иной территории. Требования могут предусматривать привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер и т.д.
Как правило, требования можно разделить на контролирующие и предупреждающие. К контролирующим относятся всевозможные проверки соблюдения требований пожарной безопасности.
Спектр предупреждающих мер шире — это могут быть согласование сценариев мероприятий, запрет на применение пиротехники в определенных местах, налаживание системы оповещения, обеспечение исправности противопожарного оборудования, разъяснительная работа с населением (размещение наглядной агитации, проведение встреч, публикация информации в СМИ, организация конкурсов и т.д.).
Санкции за нарушение особого противопожарного режима
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована ст. 20.4 КоАП Российской Федерации.
Обратите внимание
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц — от 6000 до 15 000 руб., на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 руб.
Однако если те же действия совершены в условиях особого противопожарного режима, штрафы уже серьезнее: на граждан — в размере от 2000 до 4000 руб., на должностных лиц — от 15 000 до 30 000 руб., на юридических лиц — от 400 000 до 500 000 руб. (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ).
Также если в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшие умышленному уничтожению или повреждению чужого имущества; причинение значительного ущерба; деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом; повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека; повлекшее по неосторожности смерть человека, а также деяния, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, то за данные нарушения влечет уголовная ответственность, в соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации.
Виды обязательной ответственности
Многие владельцы и руководители объектов вспоминают об имеющемся у них нарушении, непосредственно связанном с пожарной безопасностью, в двух основных ситуациях:
- если пожар произошёл, либо чуть не случился в связи с теми или иными обстоятельствами;
- если на объект пришёл инспектор, который нашёл ряд замечаний и выписал нарушителю штраф.
Практика наглядно показывает, что реальный уровень ответственности за нарушение ПБ в стране крайне низкий. Далеко не все тщательно подходят к вопросу обеспечения объекта эффективными и функционирующими системами защиты, оборудованием пожаротушения и пр. Но всё же когда пожар происходит, появляется риск воспламенения, либо просто инспектор указывает на имеющиеся недостатки, приходят мысли о возможной собственной ответственности за подобные нарушения. Ответственность, связанная с противопожарной безопасностью, бывает трёх видов:
- административной;
- уголовной;
- дисциплинарной.
В лучшем случае нарушители хотят отделаться за нарушения штрафами, либо какими-то дисциплинарными взысканиями. Но тут уже всё зависит от конкретной ситуации и тех последствий, которые повлекли за собой правонарушения в этой сфере. Уделим особое внимание всем видам ответственности. Это позволит осознать, что нужно обязательно руководствоваться официальными правилами по организации противопожарной защиты, а также придерживаться установленных норм. В противном случае наказания, в том числе и уголовного, будет не избежать.
Повышенный размер штрафов за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрен при выявлении более серьезных последствий: наличие возгорания и его результата — вреда имуществу, здоровью человека. Для юридических лиц при причинении вреда здоровью гражданина в тяжкой степени возможен такой вид наказания, как приостановление деятельности на максимальный срок — до 90 суток. Избрать такую меру вправе суд.
Статьей также привлекается ответственность производителей товаров, поставщиков за невыполнение обязательного требования по прописыванию в техдокументации веществ, изделий, предметов, сведений об их пожарной опасности или, наоборот, информации о мерах по предотвращении возможного возгорания. Карается данное нарушение штрафом: ДЛ — 15- 20 тыс. руб., ЮЛ — 90-100 тыс. руб. Например, вы купили баллон с лаком для волос, а там нет инструкции насчет долгого его нахождения под прямыми солнечными лучами, возле огня и пр. Значит, производитель или поставщик автоматически становится нарушителем, а вы — возможным пострадавшим.
Отдельно кодекс прописывает ответственность за нарушение норм пожарной безопасности на морских, водных, железнодорожных или воздушных транспортных средствах (ст. 11.16), в лесах (ст. 8.32). Если, к примеру, ваши действия привели к возникновению лесного пожара, то готовьтесь выложить до 5 тысяч рублей, для юрлиц — до 1 миллиона.
Кто несет ответственность за нарушение пожарной безопасности
После того, как обнаружено нарушение, или произошел пожар, предстоит определить виновного:
- Если в виноват конкретный человек, его призывают к ответственности как физическое или должностное лицо, в зависимости от занимаемой им должности и выполняемых обязанностей. Один и тот же поступок, совершенный руководителем или рядовым сотрудником, может повлечь разные последствия и, соответственно, взыскание.
- Если нарушение подпадает под действие КоАП РФ, то к ответственности привлекают должностное лицо – руководителя организации, ответственного за пожарную безопасность работника. В некоторых случаях одновременно наказывают организацию, ответственного и руководителя. Такие меры характерны для организаций, где не только систематически нарушались правила ТБ, но и не соблюдались требования ПБ.
- Если в правилах указана ответственность руководителя предприятия, который должен контролировать выполнение ПБ, то вся тяжесть нарушения ложится на него.
- Если предприятие, на котором произошло нарушение, является арендатором площади, то виновным могут признать собственника объекта. В этом случае ответственность зависит от заключенного договора аренды и прописанных в нем условий.
В зависимости от характера нарушения, его последствий, масштабов возгорания, величины ущерба и количества жертв ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут также руководители федеральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Чем крупнее и масштабнее возгорание, выше число погибших и пострадавших людей и больше выявлено нарушений, тем серьезнее степень вины и больше ответственных лиц понесут заслуженное наказание.
В организации должен присутствовать ряд документов с области пожарной безопасности:
- Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность;
- Приказы о назначении ответственных за пожарную безопасность в подразделениях организации;
- Приказ о порядке проведения обучения и инструктажей по пожарной безопасности с работниками;
- Приказ о назначении лица, отвечающего за состояние средств пожаротушения;
- Программы для проведения вводного и первичного противопожарных инструктажей;
- Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности;
- Журнал учета огнетушителей;
- Журнал испытаний и перезарядки огнетушителей;
- Журнал контроля состояния первичных средств пожаротушения;
- План противопожарных мероприятий;
- Инструкции мерах пожарной безопасности в организации;
- Инструкции о порядке действий работников предприятия в случае возникновения пожара и эвакуации;
- Планы эвакуации при пожаре;
- Сертификаты на эксплуатируемое противопожарное оборудование и технику.