Подтверждение внесения обеспечения исполнения контракта. Виды обеспечения исполнения контракта размер обеспечения госконтракта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подтверждение внесения обеспечения исполнения контракта. Виды обеспечения исполнения контракта размер обеспечения госконтракта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Возможность оформления возврата обеспечения должна быть указана в проекте соглашения. Реализация этого правила на практике облегчит решение спорных вопросов, если таковые возникнут.

Основной момент, который интересует подрядчика при оформлении возврата средств, — в какой срок будут перечислены деньги. Период устанавливает заказчик, ориентируясь на то, выполнены обязательства по контракту или нет. Фактически договор считается исполненным, когда подписывается акт приемки-сдачи работ. При этом для подрядчика актуален вопрос об исполнении гарантийных обязательств, если положение о них содержалось в условиях контракта. Однако не обязательно, что деньги будут находиться у заказчика до окончания гарантийных обязательств.

Что же нужно сделать для возвращения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ? Как правило, стороны заранее обговаривают алгоритм действий и прописывают его в соглашении. Когда возникает такой случай, подрядчик должен составить письмо с просьбой о возврате средств и указанием реквизитов для перевода. Сообщение отправляется заказчику. Если госкомпания не вернет обеспечение в назначенный срок, то будут наложены штрафные санкции, размер которых также прописывается в контракте. В крайнем случае, подрядчик может обратиться за помощью в суд.

Однако иногда возникают ситуации, когда исполнитель предоставляет обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ, но назад его не получает. Так бывает, когда подрядчик не выполнил свои обязательства, предусмотренные договором. Заказчик даже имеет право инициировать процедуру расторжения контракта. В этом случае обеспечение в виде перечисленных денежных средств не будет возвращено поставщику. Если же заказчику была предоставлена банковская гарантия, то финансовое учреждение обязано будет выплатить госкомпании положенную сумму, а затем взыскать ее с подрядной организации.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2019

С 01.07.2019 произошли некоторые изменения в 44-ФЗ по обеспечению исполнения контракта. Так, начиная с указанной даты, госкомпании больше не могут самостоятельно устанавливать период действия банковского поручительства, оформленного как обеспечение. Теперь это право перешло к участникам закупки (ч.3 ст. 96 44-ФЗ). При этом срок действия банковского поручительства должен быть больше периода исполнения контракта не менее чем на один месяц.

Ч. 30 ст. 34 44-ФЗ говорит о том, что во все договоры, по которым нужно оформлять обеспечение, должен быть включён пункт, обязывающий подрядчика предоставить новую гарантию в случае, если у банка, давшего свое поручительство на этапе оформления договора, отозвали лицензию. На предоставление заказчику новой гарантии дается один месяц со дня получения поставщиком соответствующего требования.

При этом нужно помнить, что величина предоставляемых гарантий может быть уменьшена, если часть работ, перечисленных в соглашении, уже выполнена, а за каждый день просрочки выполнения данного обязательства начисляется пеня в размере 1/300 от ключевой ставки.

Размеры обеспечения исполнения контракта

Иногда на практике встречаются случаи, когда сумма заключенного контракта по итогам проведенных торгов меньше размера требуемого ОИК.

Пример: Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение проектных работ на строительство детского сада. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) составляет 17 млн. рублей. Обеспечение исполнения контракта, установленное в аукционной документации — 30% от НМЦК (5 100 000,00 рублей). В ходе аукциона цена контракта была снижена участниками на 67%. Победил участник с ценой 5 610 000,00 рублей. Согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ победитель должен предоставить заказчику обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации (1,5 х 5 100 000,00 = 7 650 000,00 рублей). Т.е. как вы видите, размер ОИК превышает сумму выигранного контракта более чем на 2 млн. рублей. Поэтому обязательно учитывайте этот момент.

Читайте также:  Может ли банк запретить выезд за границу

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Давайте теперь попробуем разобраться со следующим вопросом: существуют ли требования к обеспечению исполнения контракта при участии в закупках по 223-ФЗ? В тексте самого 223 Федерального закона эти требования не прописаны, поэтому каждый заказчик их устанавливает самостоятельно в своем Положении о закупке. Одни заказчики дублируют требования к обеспечению исполнения контракта, установленные 44-ФЗ, а другие прописывают свои требования. Но как бы там ни было, информация о форме обеспечения исполнения контракта, его размере и других условиях содержится непосредственно в извещении о проводимой закупке, а также в самой документации (информационной карте). Чаще всего в качестве обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ устанавливается денежный залог, перечисляемый на счет заказчика.

Рассчитываем размер обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта обеспечивается денежной суммой в размере 5–30% начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн рублей, размер обеспечения должен составлять уже от 10 до 30%. При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса (если таковой предусмотрен контрактом). Если контракт предусматривает выплату аванса более 30%, то обеспечение устанавливается в размере аванса.

Например
НМЦК = 10 млн рублей, размер аванса — 10%. Заказчик может запросить обеспечение в пределах 10–30%, то есть 1–3 млн рублей. Если бы договором не был предусмотрен аванс, обеспечение могло было быть назначено в пределах 5–30%, то есть 0,5–3 млн рублей.

Смысл обеспечения состоит в том, чтобы подрядчик доказал свою финансовую состоятельность и заинтересованность в выполнении контракта. В некоторых случаях заказчик может не требовать обеспечения: в случае запроса котировок (при НМЦК не выше 500 тыс. руб.), а также при закупках товаров или услуг у единственного поставщика[1].

В чем смысл обеспечения контракта

Обеспечительные меры в системе закупок разработаны для защиты заказчика от недобросовестных поставщиков. Так как при реализации конкурсной системы часто решающим показателем является низкая цена на предоставляемую услугу или товар, есть риск столкнуться с низким качеством ее предоставления, нарушением сроков или вовсе уклонения от исполнения условий договора после получения аванса, если таковой предусмотрен условиями тендера.

Меры обеспечения исполнения контракта имеют своеобразный страховой характер и финансовую форму. В случае недобросовестности поставщика или других проблем с выполнением договора, заказчик получает финансовое возмещение понесенных при заключении контракта расходов и упущенного времени.

Этим же объясняется применение особых обеспечительных правил по демпинговым контрактам – тем, в которых поставщик снижает стоимость своей работы на 25% от первоначально заявленной. Уменьшается стоимость – повышаются требования к обеспечению, которое выполняет функцию дополнительной гарантии.

В чем отличие обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Назовем отдельно еще 2 отличительные особенности помимо названных выше:

  1. Заказчик может выставить требование об обеспечении гарантийных обязательств даже тогда, когда внесение обеспечения исполнения контракта не требуется. Например, при приобретении компьютерной техники путем электронного запроса котировок заказчик может не устанавливать требование об ОИК (ч.1 ст.96 44-ФЗ), но может потребовать гарантийные меры, т.к. при закупках оборудования обязан обозначить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.
  2. ОИК предоставляется победителем закупки до подписания контракта, а обеспечение ГО предоставляется поставщиком (исполнителем, подрядчиком) до подписания акта с Заказчиком.

ГДЕ необходимо указывать размер ОИК

– в извещении об осуществлении закупки;

– в проекте контракта;

– в документации о закупке (закрытые закупки);

– в приглашении принять участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (закрытые закупки) .

КАК необходимо указывать размер ОИК

Заказчику достаточно определить размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК (от цены контракта для СМП и СОНО). Указывать этот размер в твердой денежной сумме необязательно (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 305-КГ17-3351 по делу N А40-207745/2015).

Размеры ОИК (чч..6 – 6.2. Закона №44-ФЗ)

Общий случай

Закупка только для СМП и СОНО (п.1 ч.1 ст.30 Закона №44-ФЗ)

Аванс контрактом не предусмотрен

от 0,5 % до 30% НМЦК

от 0,5 % до 30% цены контракта

Контрактом предусмотрен аванс, не превышающий 30% НМЦК

Не менее размера аванса

Контрактом предусмотрен аванс, превышающий 30% НМЦК

В размере аванса

Расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению (письмо Минфина России от 25.09.2020 N 24-03-08/84224)

ОИК устанавливается от НМЦК, уменьшенной на размер аванса

ОИК устанавливается от цены контракта, уменьшенной на размер аванса

Расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению

В размере до 10% НМЦК

В размере до 10% цены контракта

  1. Изменение способа предоставления ОИК
Читайте также:  Доплаты инвалидам 1 группы в 2023 году Москва

В ходе исполнения контракта контрагент вправе ИЗМЕНИТЬ СПОСОБ предоставления ОИК и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного ОИК новое ОИК (ч.7 ст.96 Закона №44-ФЗ).

  1. Уменьшение размера ОИК

Размер ОИК может быть УМЕНЬШЕН по контрактам, которыми предусмотрены отдельные ЭТАПЫ исполнения (ч.7.1. ст.96 Закона №44-ФЗ), при отсутствии неисполненных контрагентом требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч.7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ).

Уменьшение ОИК не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

При этом:

– заказчик проводит приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) либо в объеме, превышающем выплаченный аванс (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению) (ч. 7.3. ст.96 Закона №44-ФЗ);

– заказчик размещает в реестре контрактов информацию об исполнении контрагентом своих обязательств по исполнению контракта (этапа контракта);

– уменьшение ОИК производится пропорционально стоимости исполненных обязательств контрагента, приемка и оплата которых осуществлена;

– порядок уменьшения ОИК зависит от способа предоставления ОИК (ч.7.2. ст.96 Закона №44-ФЗ):

ОИК предоставлено денежными средствами

ОИК предоставлено независимой гарантией

По заявлению контрагента заказчик возвращает ему денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер ОИК, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов. Срок возврата средств установлен контрактом в соответствии с ч. 27 ст.34 Закона №44-ФЗ

Заказчик может предъявить требование об уплате сумм по гарантии в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного на основании информации об исполнении контракта, размещенной в реестре контрактов

Размер финансового обеспечения заявки заказчик устанавливает в конкурсной документации.Если проводится конкурс, то обеспечение заявки может предоставляться в виде банковской гарантии или путем внесения денежных средств. В случае электронного аукциона обеспечение заявки осуществляется только с помощью денежных средств.

При проведении конкурсов в конкурсной документации указываются реквизиты, куда нужно перечислить денежные средства специально открытый счет заказчика в казначействе. В электронном аукционе специальный лицевой счет для перевода денежных средств открывается участнику при прохождении аккредитации на электронной площадке. Данные денежные средства можно использоваться для участия в любом аукционе.

Если в день рассмотрения заявки на участие в торгах денежные средства, внесенные в качестве обеспечительного платежа, не поступили, хотя к самой заявке участник приложил платежку, свидетельствующую об оплате, заявка считается необеспеченной и участник не допускается к торгам. Поэтому очень важно вовремя провести обеспечительный платеж на площадке, учитывая сроки проведения банковских платежей

После того, как участник подал заявку, сумма, необходимая для обеспечения заявки, блокируется на площадке. Когда торги завершаются, денежные средства разблокируются и возвращаются участнику. При этом их можно использовать для участия в любом другом аукционе.

В случае конкурса такой возможности нет – денежные средства, которые использовались для одного конкурса, не могут быть использованы для другого.

Срок возврата денежных средств при проведении конкурса или закрытого аукциона составляет до пяти рабочих дней, электронного аукциона – до 1 рабочего дня с момента, когда участник либо проиграл, либо заключил договор.

Размер обеспечения заявки, по законодательству, зависит от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) и требований заказчика. Если НМЦК составляет до 3 млн –1% от НМЦК, свыше 3 млн –от 0,5 до 5% от НМЦК.

Что изменилось с 01.07.2020

Вступил в силу Федеральный закон №124-ФЗ от 24.04.2020, который дополнил ст. 96 44-ФЗ частями 6.1 – 6.3. Вот последние изменения по обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ с 01.07.2020:

  • если Казначейство сопровождает расчеты, обеспечение исполнения госконтракта вправе не устанавливать. Если его предусматривают, то размер не превышает 10% от НМЦК, а для закупок с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ — от цены госконтракта;
  • если Казначейство сопровождает аванс, размер обеспечения исполнения госконтракта считают от НМЦК, уменьшенной на размер аванса, а по закупкам с ограничениями для СМП и СОНКО по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона №44-ФЗ — от цены госконтракта, уменьшенной на размер аванса;
  • если цена (сумма цен единиц) снижена на 25% и более по отношению к НМЦК (начальной сумме цен единиц), требуют от участника обеспечить обязательства с учетом ст. 37 44-ФЗ.

Подробнее: «Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках».

В рамках 124-ФЗ минимальный размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ с 1 июля 2021 года снизился с 5 до 0,5%.

Читайте также:  Налоговая декларация 3 НДФЛ при продаже квартиры

С 08.06.2020 до 31.12.2020 действует ч. 64 ст. 112 44-ФЗ. В ней указано, что при проведении закупок среди СМП и СОНКО заказчик вправе не требовать обеспечить обязательства, если не предусмотрено авансирование. Минфин в Письме №24-03-07/35664 от 30.04.2020 отметил, что это право распространяется только на закупки, которые проводятся для СМП и СОНКО. Правом не пользуются в закупках, которые проводят с учетом ч. 5 ст. 30 44-ФЗ о требованиях привлечь субподрядчиков из числа СМП.

Подробнее: «Привлекаем подрядчиков к исполнению госконтракта».

Учитывайте эти изменения при составлении проекта госконтракта. Вот инструкция, как описать обеспечение контракта для СМП по 44-ФЗ в 2021 году:

  1. Пропишите размер или воспользуйтесь правом его не устанавливать.
  2. Пропишите условия применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ.
  3. Пропишите платежные реквизиты для перечисления денег.
  4. Укажите требования к банковской гарантии.
  5. Пропишите возможность уменьшения размера обеспечения и замены его.
  6. Пропишите срок возврата.

Вот пример применения этой инструкции из реальной закупки в ЕИС.

Основания для изменений

Основание для установления такого права — ч. 12.1 ст. 48 ГК РФ, в которой указано, что подготовка проектной документации по инициативе застройщика или технического заказчика осуществляется применительно к отдельным этапам строительства. А Постановление Правительства №145 от 05.03.2007 о порядке организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатах инженерных изысканий определяет этап строительства как объект, который вводится в эксплуатацию и эксплуатируется автономно.

В ч. 12 ст. 51 ГК указано, что федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен выдавать разрешения на строительство, по заявлению застройщика выдает разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Разрешение на строительство — документ, который разрешает застройщику строить, реконструировать объект капстроительства и подтверждает соответствие проектной документации требованиям, которые установлены градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Поскольку конкретные величины обеспечительных средств в 223-ФЗ на обозначены, они в разных случаях варьируются. На практике они обычно колеблются в пределах 0,5-5% стоимости контракта.

Но если в торгах участвуют СМП, то 223-ФЗ в отношении размеров заявочного обеспечения выдвигает ограничения. Согласно им, данные размеры не могут быть более 2% НМЦК.

Внесённые в 223-ФЗ свежие изменения позволяют заказчику не выдвигать требование обеспечения заявок, если стоимость закупки менее 5 млн. руб.

При превышении НМЦК этой суммы обеспечительный размер заявки по 223-ФЗ должен быть обязательно обозначен, не превосходя, однако, 5% НМЦК.

Оговорены также сроки блокировки денежных средств при осуществлении конкретных закупок среди СМП.

Блокировка наступает на протяжении 1 часа после указаний от оператора ЭТП.

Формы обеспечения исполнения договора

После подписания договора с победителем закупочной процедуры заказчик зачастую требует себе страховку от дальнейшего недобросовестного выполнения подписантом договорных обязательств, которая выражается в обеспечительных условиях исполнения соглашения.

Они могут быть в форме перечисления необходимой денежной суммы по реквизитам заказчика или в виде банковской гарантии.

Данный факт нуждается в документальном подтверждении посредством, например, платёжного поручения с банковской отметкой.

При этом для исполнителя крайне важно внести обеспечение договора по 223-ФЗ точно в оговорённые сроки, поскольку просрочка грозит признанием его уклоняющимся от исполнения контракта с последующим попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Обеспечение исполнения государственного контракта: способы, размеры и сроки действия

Собираясь участвовать в государственном тендере, всегда следует отдавать себе отчет в том, когда и какие расходы понесет компания, какие средства придется изъять из оборота. Если результат торгов окажется для вас положительным, одним из важных моментов станет финансовое обеспечение исполнения контракта.

Как именно победителю государственного конкурса подтвердить серьезность своих намерений по исполнению контракта, определяет Федеральный закон от 5 апреля 2014 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — № 44-ФЗ).

В некоторых случаях заказчик может использовать более мягкие нормы, приведенные в Федеральном законе от 18 июля 2001 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — № 223-ФЗ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *