Порядок назначения пенсии по возрасту в России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок назначения пенсии по возрасту в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. : с учетом поправок к Конституции РФ от 30.12.2008 г. N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ;
.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — N 52 (1 ч.). — ст. 4920.
3.Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.);
4.Постановление Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002 (ред. от 28.04.2010) «Об утверждении Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. — 2002. — 5 июня (N 100).
5.Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. N 44 (ред. от 19.02.2013) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» // Российская газета. — 2003. — 20 августа (N 164).
6.Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» — М.: Деловой двор, 2011. — 520 с.
7.Роик В. Обязательное и добровольное пенсионное страхование: Институты и финансы. — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 120 с.
.Захарова Н., Горшков А. Право социального обеспечения. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2014
8.Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. — М.: Омега-Л, 2010. — 197 с.
9.Минаева Л., Беликова Т. Пенсии: расчет и порядок оформления. — Спб., 2013. — 177 с.
10.Юсупов В.Г. Справочник кадровика: оформление пенсии // СПС КонсультантПлюс. 2014.
11.Перечень документов, которые необходимо предоставить в территориальный орган ПФР в зависимости от вида оформляемой пенсии //
12.Петров А.Н. Пенсии в Российской Федерации: Практический справочник. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. — 232 с.
13.Федосеенко Р. Г. Правила обращения за пенсией // Справочник кадровика. — 2012. — № 7.
Когда назначается страховая пенсия
В связи с недавними изменениями в законодательстве многие люди задаются вопросом, как получить страховую пенсию и имеют ли они на это право. Расскажем, кто получает страховую пенсию сегодня и какие условия для этого нужно выполнить. Общие требования для денежной выплаты по старости (без учета льгот) такие.
Достижение возраста 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Эти значения были установлены в 2019 году в ходе пенсионной реформы. Сейчас они определяются по переходным положениям, обозначенным в приложении 6 к Закону № 400-ФЗ. Возрастные границы повышаются разными темпами для каждой категории людей и достигнут требуемого уровня в 2034 году. В общей сложности переходный период составляет 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для наглядности ниже представлена таблица, которая позволит вам понять, какими темпами будет идти повышение пенсионного возраста.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Пенсия в РФ: виды и особенности
Под пенсией понимается денежный доход регулярного характера, который выплачивается нескольким группам лиц. Речь идет о людях, которые достигли пенсионного возраста, которые имеют инвалидность или лица, потерявшие кормильца.
Если основываться на компании, которая выплачивает пенсию, то выделяют государственное и частное пенсионное обеспечение.
В РФ существует несколько видов пенсий:
- Под трудовой пенсией по старости понимается пенсия, которую выплачивают ряду граждан, которые имеют больше 5 лет трудового стажа, после того как они достигли пенсионного возраста.
- В качестве пенсии за выслугу лет выступает такой вид пенсии, который назначается ряду государственных служащих и военнослужащих после того, как они достигли конкретного возраста и выслуги.
- Для пенсии по инвалидности свойственно выплачиваться в ситуациях, когда гражданин оформил инвалидность. Существует несколько видов данной пенсии.
- Для пенсии по случаю потери кормильца свойственно выплачиваться ряду нетрудоспособных членов семьи, у которых умер кормилец и которые состояли на его иждивении, и ряду неработающих членов семьи умершего кормильца, которые были заняты уходом за его малолетними детьми.
- Под социальной пенсией понимается такой вид пенсии, который выплачивают ряду нетрудоспособных граждан, которые не имею права на иной тип пенсии. Речь идет о инвалидах, которые не имеют трудовой стаж, членах семей умерших кормильцев, которые не имеют права на иной вид пенсии в ситуации потери кормильца, о гражданах, которые достигли пенсионного возраста и не имеют трудового стажа 5 лет.
Случаи повышения ФВ пенсии по старости
Существует ряд ситуаций относительно роста фиксированной выплаты, которая устанавливается к данной пенсии. Информация об этом содержится в ст.17 Закона «О страховых пенсиях». Рассмотрим данные ситуации:
- Человеку необходим постоянный посторонний уход. Речь идет о престарелых, которые достигли возраста 70 лет или инвалидах I группы. В данном случае добавляется 100% от ФВ.
- Человек имеет иждивенца. В данной ситуации прибавляется 1/3 часть от фиксированной выплаты на каждого иждивенца. Но важно отметить, что иждивенцев должно быть не больше трех.
- Человек проработал более 15 лет в ряде районов Крайнего Севера и имеет страховой стаж более 25 лет (применительно для мужчин) и более 20 лет (применительно для женщин). В данной ситуации прибавляется половина от фиксированной выплаты. Кроме этого, если данные граждане нуждаются в уходе на постоянной основе и имеют иждивенца, к указанным выше повышениям ко всему добавляется сумма, которая равна 50% от суммы соответствующего повышения ФВ.
- Человек проработал больше 20 лет в ряде местностей, которые приравнены к районам Крайнего Севера, и кроме этого, имеет страховой стаж больше 25 лет (применительно к мужчинам) и больше 20 лет (применительно к женщинам). В данных случаях прибавляется 30% от ФВ. Кроме этого, если данные граждане нуждаются в уходе на постоянной основе и имеют иждивенца, к указанным выше повышениям ко всему добавляется 30% от суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
- Человек проработал не меньше 30 лет в области сельского хозяйства и не осуществлял работу во время обязательного пенсионного страхования. В данных ситуациях добавляется 25% от ФВ на время, когда человек проживает в сельской местности.
Рассмотрим в таблице размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости:
Категории пенсионеров |
Срок |
Без иждивенцев |
С одним иждивенцем |
С двумя иждивенцами |
С тремя иждивенцами |
Обычные |
1 января 2015 г. |
3935 |
5246,66 |
6558,33 |
7870 |
Престарелые (80 лет) или инвалиды 1 группы |
1 января 2015 г. |
7870 |
9181,66 |
10 493,33 |
11 805 |
Об увеличении возраста для пенсии
Как мы отметили выше, срок выхода на пенсию был существенно увеличен. Теперь мужчинам и женщинам придется работать в течение дополнительных пяти лет, чтобы оформить заслуженный отдых. Нововведения вступили в силу с 01.01.2019. Однако новые положения предусматривают особый переходный период.
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
||
---|---|---|---|
Мужчины |
Женщины |
Как было до нововведений |
Как есть, согласно новым положениям закона № 400-ФЗ |
1959 |
1964 |
2020 |
2020 |
1960 |
1965 |
2020 |
2022 |
1961 |
1966 |
2021 |
2024 |
1962 |
1967 |
2022 |
2026 |
1963 |
1968 |
2023 |
2028 |
Но и это еще не все. Тем, кто должен был выйти на заслуженную пенсию по старости в 2020 году, сократили срок вдвое. Им придется отработать всего шесть месяцев вместо дополнительных 12 месяцев.
Также льготы предусмотрены для граждан, у которых имеется большой стаж. Например, мужчина 60 лет со стажем работы не менее 42 л. или женщина 55 л., проработавшая не менее 37 л.
Проблема: подтверждение стажа
Данная проблема актуальна для граждан, трудовая деятельность которых выпала на советское время, а именно на 90-е годы. Так, в период «лихих» годов большинство работников трудились неофициально.
Приказы и прочая кадровая документация практически не велись. В то время заработную плату не платили месяцами, что уж говорить о соблюдении кадровой дисциплины. Именно с этими обстоятельствами и связаны проблемы россиян при оформлении пенсионных выплат.
Большинство компаний развалились. Те, кто выжил, были реорганизованы или присоединены к более крупным организациям. Наименования компаний менялись повсеместно. В итоге если у работника потерялись документы или отсутствует запись в трудовой книжке за период работы в советское время, то восстановить такую запись неимоверно сложно.
Для подтверждения факта трудовой деятельности в советские периоды придется провести полноценное расследование, чтобы узнать, кому перешли права и полномочия организации, в которой когда-то работал пенсионер.
Придется запастись терпением. Составить многочисленные запросы, соблюсти проформы и сроки обращений. Выждать официальных ответов от органов власти и иных субъектов. Однако такие труды будут вознаграждены по достоинству. Советский стаж рассчитывается в отдельном порядке.
Достигнув установленного законодательством возраста любой гражданин РФ может обратиться в территориальное отделение ПФ или МФЦ, которые находятся по месту его регистрации или фактического проживания с просьбой о начислении страховой пенсии по старости.
Днём начисления пенсии будет считаться дата принятия заявления и документов о её предоставлении.
Подавать бумаги в государственные организации можно лично, через своего полномочного представителя или отправлять их заказным письмом.
При последнем способе отправки бумаг — датой, с которой будет начато начисление пенсии, будет считаться день отправления конверта, указанный на почтовом штампе.
По источнику финансирования пенсионная система РФ подразделяется на: пенсионное обеспечение и пенсионное страхование.
Пенсионное обеспечение финансируется за счет общегосударственных ресурсов и федерального бюджета и распространяется на тех граждан, которые в силу различных причин получения нетрудоспособности не могут использовать метод пенсионного страхования (это государственные пенсии). Государственная пенсия предоставляется гражданам в целях:
• компенсации заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);
• компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф;
• предоставления нетрудоспособным гражданам средств к существованию в случае наступления инвалидности или потери кормильца.
Финансирование государственных пенсий в отличие от трудовых пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Пенсионное страхование финансируется за счет страховых взносов юридических и физических лиц (страховой метод финансирования) – это трудовые пенсии. Финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии – за счет суммы страховых взносов страхователей (работодателей), уплачиваемых на обязательное пенсионное страхование работников в бюджет ПФ.
Для обеспечения финансирования выплаты страховой и накопительной частей за счет средств бюджета ПФ введена система обязательного пенсионного страхования, которая распространяется на граждан РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории России:
• работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторскому или лицензионному договору;
• самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты);
• работающих за пределами территории РФ, в случае добровольной уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами;
• иных категорий граждан.
Порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости) определяется Законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Право граждан на трудовую пенсию связано с уплатой организацией-работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые зачисляются непосредственно в бюджет ПФ. Средства используются для выплаты фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, а также на финансирование некоторых иных расходов: доставки пенсий, на возмещение уплаты страховых взносов за период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и за период военной службы по призыву в объеме, предусмотренном в федеральном законе.
Право на трудовую пенсию и ее размер напрямую зависят теперь от количества лет, в которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему, и представления индивидуальных сведений в систему персонифицированного учета.
Граждане, которые достигли пенсионного возраста, но не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, могут получить средства пенсионных накоплений, учтенные на их пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, в виде единовременной выплаты. При этом законом определены критерии лиц, имеющих право на указанную выплату, и порядок обращения в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование, за получением единовременной выплаты.
Выплата будет производиться в течение одного месяца со дня принятия решения наличными денежными средствами через кассу фонда путем перевода средств через отделение почтовой связи либо путем перечисления их на счет лица в банке.
Общий трудовой стаж не утратил своей значимости и сегодня. Он учитывается для конвертации пенсионных прав граждан и суммы валоризации до 1 января 2002 г. Из продолжительности общего трудового стажа рассчитывается величина начального пенсионного капитала, из которого исчисляется страховая часть пенсии по старости, а в некоторых случаях – пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. После 31 декабря 2001 г., где бы гражданин ни работал (в организации или у индивидуального предпринимателя), его общий трудовой стаж будет равен «нулю», поскольку с этого момента идет накопление только страхового стажа.
Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) и иной общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения досрочной пенсии по старости или пенсии за выслугу лет.
В случае совпадения по времени нескольких периодов трудовой или иной деятельности учитывается один из таких периодов по выбору будущего пенсионера.
Подсчет продолжительности общего трудового стажа осуществляется путем суммирования отдельно дат конца и дат начала указанных периодов. Разница этих сумм составляет продолжительность общего трудового стажа. Поскольку днем увольнения считается последний день работы, то необходимо к продолжительности общего трудового стажа по каждому случаю увольнения добавить один день. Один день добавляется только к периодам, относящимся к трудовой деятельности застрахованного лица. К иным периодам, например службе в армии, это правило не применяется.
Действующим законодательством не предусмотрен зачет в трудовой стаж застрахованного лица периодов обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, независимо от времени назначения трудовой пенсии (до 1 января 2002 г. или после). Объясняется это тем, что периоды учебы не являются работой и не могут быть отнесены к периодам иной деятельности, так как за этот период не производилась уплата страховых взносов.
Основным документом, подтверждающим трудовой стаж, по-прежнему является трудовая книжка, а также другие документы, выданные с места работы, учебы или иной деятельности, включаемой в стаж работы, а также архивные документы.
При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда содержащиеся в ней сведения неточны или неверны, в подтверждение трудового стажа принимаются выписки из приказов, ведомости на выплату заработной платы, лицевые счета, письменные трудовые договоры, справки и иные документы, содержащие сведения о периодах такой работы.
Если трудовой стаж не может быть подтвержден документально, он может быть установлен по свидетельским показаниям.
При этом необходимо иметь в виду, что существуют периоды, которые можно установить свидетельскими показаниями, а есть периоды, которые свидетельскими показаниями не подтверждаются.
К периодам, которые можно установить свидетельскими показаниями, относится работа рабочего и служащего, работа в военизированной охране, работа в органах специальной связи, работа члена колхоза, работа члена кооперативного предприятия, а также время работы, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию.
К периодам, которые нельзя установить свидетельскими показаниями, относится работа в фермерском хозяйстве, индивидуальная деятельность, период творческой деятельности, работы у отдельных граждан.
Периоды работы, в том числе на основании свидетельских показаний, подсчитываются в календарном порядке из расчета календарного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные календарные годы.
Общий трудовой стаж подтверждается до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования на основании трудовой книжки, а после такой регистрации продолжительность страхового стажа подтверждается по сведениям персонифицированного учета.
В большинстве случаев продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного обеспечения. Общий трудовой стаж учитывается при определении размера пенсионного капитала и суммы валоризации. В настоящее время при начислении трудовой пенсии учитывается трудовой стаж для женщин не свыше 40 лет, для мужчин – не свыше 45 лет.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Предлагаем «разложить все по полочкам» относительно возрастной градации «предпенсионеров», у которых введение ФЗ № 350 пришлось на последние годы перед пенсией.
Итак, рожденные в 1958 мужчины и в 1963 женщины ушли на пенсию до окончания 2018 года, то есть до вступления ФЗ № 350 в силу. Трудоспособный возраст мужчин 1963 и женщин 1968 года рождения будет продлен на полные 5 лет. В переходной категории остались мужчины 1959-1962 и женщины 1964-1967 годов рождения. Их пенсионный возраст уже не 55/60, но и не 60/65, а где-то посередине. Он каждый год поэтапно увеличивается.
В нижеследующей таблице мы покажем, каким образом это происходит
Мужчины |
Женщины |
Год наступления пенсионного возраста |
|||
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Год рождения |
Пенсионный возраст по новому закону |
Согласно прежнему законодательству |
Согласно новому закону |
1959(январь-июнь) |
60,5 |
1964(январь-июнь) |
55,5 |
2019(январь-июнь) |
2019(июль-декабрь) |
1959(июль-декабрь) |
60,5 |
1964(июль-декабрь) |
55.5 |
2019(июль-декабрь) |
2020(январь-июнь) |
1960(январь-июнь) |
61,5 |
1965(январь-июнь) |
56,5 |
2020(январь-июнь) |
2021(июль-декабрь) |
1960(июль-декабрь) |
61,5 |
1965(июль-декабрь) |
56,5 |
2020(июль-декабрь) |
2022(январь-июнь) |
1961 |
63 |
1966 |
58 |
2021 |
2024 |
1962 |
64 |
1967 |
59 |
2022 |
2026 |
1963 |
65 |
1968 |
60 |
2023 |
2028 |
Сроки, на которые назначаются трудовые пенсии
- трудовая пенсия по старости — бессрочно
- трудовая пенсия по инвалидности — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, но не долее чем до дня назначения трудовой пенсии по старости (в том числе досрочной) либо до дня достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, при наличии пяти лет страхового стажа, а при отсутствии права на трудовую пенсию по старости — до дня достижения возраста для назначения социальной пенсии по старости 65 лет и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)
- трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в том числе и бессрочно
Досрочное назначение страховой пенсии по старости
Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины 55 лет). Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2020 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан. При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда –наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.
Кто может претендовать
Страховое пенсионное обеспечение предоставляется гражданам России, достигшим пенсионного возраста. В действующем законодательстве он установлен для мужчин в 60 лет, а для женщин в 55 лет.
Этот срок может быть снижен для определённой категории профессий, перечень которых определяется соответствующим постановлением Правительства.
Каждый претендент на страховую пенсию по старости должен иметь определённое количество баллов на своём пенсионном счёте, которое насчитывается по утвержденной законодательством методике. В 2024 году минимальное число таких баллов будет равняться 30.
Стаж трудовой деятельности для начисления пенсии в 2017 году составляет не менее 8 лет. К 2024 году планка трудового стажа поднимется до 15 лет.