Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Административное дело вывоз контрабанды штрафы на юридическое лицо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократной до двукратной незадекларированной суммы наличных денежных средств и (или) стоимости денежных инструментов либо конфискацию предмета административного правонарушения.
Тем не менее положения части 2 статьи 27.11 КоАП РФ по-прежнему используются судами и таможенными органами во всех случаях при определении величины административного штрафа за недекларирование товаров, несмотря на то, что подобная аналогия закона ранее признана неконституционной.
Статья 188 УК РФ Контрабанда полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег. Другие статьи Главы 22.
Содержание:
Административные правонарушения в области таможенного дела
Аннотаиия. Автором статьи анализируются правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации по вопросам применения уголовной и административной ответственности за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу. Уделено особое внимание вопросу о судьбе транспортных средств при незаконном перемещении товаров. Предложено внести необходимые с точки зрения автора разъяснения Верховного Суда Российской Федерации целях правильного и единообразного применения административного законодательства. Зачастую оспорив результаты экспертизы таможенной стоимости сумма получившаяся в результате не превышает предусмотренного законом порога, сумма уклонения от уплаты таможенных платежей также может существенно снизиться, а соответственно эта сумма не будет составлять крупный размер в уголовно-правовом смысле. В подобных случаях речь будет идти не об уголовно-наказумемом деянии, ответственность за которое была предусмотрена ст. 188 УК РФ, или предусмотрена в настоящий момент по ст. 194 УК РФ, а об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Главой 16 КоАП РФ. Очень распространенными ошибками органов, осуществляющих административное расследование являются процессуальные нарушения. То есть нарушения процессуальных норм, предусмотренных законом.
По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) возбуждено 683 дела (691). Удельный вес уголовных дел данной категории от общего количества возбужденных таможенными органами дел составил 30% (30%).
Ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела
Причаливание к находящимся под таможенным контролем водному судну или другим плавучим средствам, за исключением случаев, если такое причаливание допускается, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Как с наиболее опасными нарушениями правил перемещения товаров и транспортных средств через границу закон относит и административные правонарушения. Борьба с нарушениями таможенного законодательства предполагает, не только активное применение уголовного права, но и привлечение лиц совершивших контрабанду к административной ответственности. Последние изменения в области уголовно-правовой ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу переместили вектор в сторону административной ответственности. Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» статья 188 УК РФ была исключена.
Понятие таможенной стоимости установлено нормами таможенного законодательства Таможенного союза. При этом специфика данного понятия заключается не только в сущности таможенной стоимости как ценовой величины, используемой исключительно для таможенных целей, но и в особой процедуре ее расчета. Определение таможенной стоимости — это таможенная операция, которая может быть совершена либо декларантом при заявлении сведений о товарах, либо уполномоченными должностными лицами таможенных органов при осуществлении таможенного контроля в пределах имеющихся полномочий. В обоих случаях конечным результатом проверки таможенным органом правильности исчисления таможенной стоимости является решение о ее принятии.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию. Совершение указанного правонарушения юридическим лицом влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Состав указанного административного правонарушения является формальным, т.е. для привлечения к ответственности не обязательно наступление негативных последствий в виде неуплаты или занижения размера подлежащих уплате таможенных платежей.
Борьба с таможенными преступлениями
Прежде всего необходимо отметить, что Конституционный Суд РФ, признавая неконституционной часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ, подчеркивал, что данная норма вообще не содержит указаний на вид стоимости, применяемой при исчислении административного штрафа. В свою очередь, статья 27.11 КоАП РФ устанавливала необходимость расчета рыночной стоимости исключительно в отношении изъятых товаров, тогда как данная мера обеспечения производства в рамках конкретного дела может и не применяться.
С учётом данного разъяснения по части 1 статьи 16.2 квалифицируются не только случаи умышленного ввоза товаров без декларирования таможенным органам («контрабанда»), но и случаи, когда заявление неверных характеристик товаров не повлекло за собой неуплату таможенных платежей (если в результате недекларирования товаров нарушаются запреты или ограничения, включая меры нетарифного регулирования, в этом случае лицо подлежит административной ответственности, установленной статьей 16.3 КоАП РФ). При этом санкция, предусмотренная частью 1, существенно более жесткая, чем санкция, предусмотренная частью 2 статьи 16.2.
По одному уголовному делу возбуждено в 2016 году по статьям 190 УК РФ (невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей); 189 УК РФ (незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники) (7); 174 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем); 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).
Намного проще было квалифицировать эти действия по статье 188 УК РФ. По этим причинам, на первый план выходит работа в направлении привлечения лиц к административной ответственности.
Административная ответственность
Недоставка таможенных, коммерческих или транспортных (перевозочных) документов на товары, перевозимые в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Контрабанда, то есть перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершенное с нарушением таможенного законодательства, является в настоящее время одним из широко распространенных правонарушений в сфере экономики.
Административная ответственность за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в частности, главой 16-ой Кодекса.
Уделено особое внимание вопросу о судьбе транспортных средств при незаконном перемещении товаров. Предложено внести необходимые с точки зрения автора разъяснения Верховного Суда Российской Федерации целях правильного и единообразного применения административного законодательства.
Кроме того, ст. 194 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, значительно расширена и дополнена. Так, предусмотрена уголовная ответственность за совершение указанных деяний должностным лицом с использованием своего служебного положения, либо с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, а также за совершение преступления организованной группой. Определены также суммы неуплаты таможенных платежей, совершенные в крупном размере (превышающий один миллион рублей – при взимании с физического лица, два миллиона рублей – при взимании с организаций) и в особо крупном размере (с физического лица — три миллиона рублей, с организации — десять миллионов рублей). При этом из указанной стоимости исключается стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (502), Сибирского (486), Центрального (318) и Дальневосточного (280) таможенных управлений.
Изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 30 декабря 2012 года N 316-ФЗ, не устранили данный пробел: примечание к статье 16.2 КоАП РФ по-прежнему содержит понятие «стоимость», не указывая ее вид.
Чем может помощь адвокат по административным правонарушениям
По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) – 170 дел (168); по статье 193.1 УК РФ (перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) – 142 дела (90).
Вместе с тем, в случае умышленного недекларирования товаров его целью является не само по себе нарушение требований закона по декларированию, а избежание обязанности по уплате таможенных платежей и (или) соблюдения запретов и ограничений. Поэтому не должно быть разного подхода по привлечению к ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование. Заявив сведения только о части товаров, содержащихся в товарной партии, декларант по сути заявляет недостоверные сведения. Неправильное указание количества товаров или их описания – это такие же недостоверные сведения, за указание которых жесткие меры ответственности должны наступать, если это повлекло за собой общественно вредные последствия.
В этой связи в настоящее время за совершение «товарной» контрабанды, т.е. незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов (ранее ч.
The author analyze the legal positions of the Supreme Court of the Russian Federation by the questions deals with the criminal and administrative responsibility application for illegal goods and (or) transport movement in a customs frontier. The particular attention pays for the fate of the transport in the light of the illegal goods movement. The author made a proposition to include all the necessary explanations of the Supreme Court of RF for the right and uniform application of the administrative law.
Комментарий к Статье 16.1 КоАП РФ
Учитывая актуальность вопросов привлечения к ответственности за данное правонарушение, в целях соблюдения конституционных требований справедливости и соразмерности наказания законодателем 7 декабря 2011 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации внесены изменения.
Федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование на основании статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации, установил как административную, так и уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств, и определил соответствующие составы правонарушений (преступлений) и санкции за их совершение.
В последнее время дел о недекларировании, недостоверном декларировании возбуждается все больше и больше. По этой причине, осуществление грамотной, а главное квалифицированной защиты выходит на первый план. Количество уголовных дел, возбужденных по результатам оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, возросло на 16% и составило 1 742 дела (1 499).
Как следует из постановлений таможенных органов, в качестве основы для исчисления административного штрафа таможенная стоимость используется только при назначении наказания физическим лицам, перемещающим товары для личного пользования.
Если речь идет о так называемой «товарной контрабанде», частично она перешла в область регулирования Кодекса об административных правонарушениях, частично ответственность предусмотрена статьей 194 УК РФ. Учитывая тот факт, что в настоящее время правоохранительными органами не наработано достаточно практики по расследованию уголовных дел, за преступления ответственность за которые предусмотрена ст. 194 УК, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности по этому составу преступления. Подобных дел очень мало. Есть трудности и с определением размера уклонения от уплаты таможенных платежей и с квалификацией нескольких эпизодов как единое длящееся преступление. Это логично и объяснимо.
Приведенный ниже обзор судебной практики показывает, что судебные органы приходят к выводу не только о несоразмерности и несправедливости размеров штрафов, предусмотренных частью 1 ст. 16.2, но и о несправедливости приведенного выше разграничения этих двух составов.
Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока таможенного транзита или определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров либо доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.