Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Образ свидригайлова в романе преступление и наказание». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Двойственность натуры героя, противоречивость его сознания раскрываются писателем через систему персонажей, благодаря которой внутренний диалог, не прекращающийся в уме и сердце героя, получает внешнюю материализацию.
Свидригайлову около 50 лет. Он дворянин, служивший в кавалерии, «не без связей». Вдовец Марфы Петровны Свидригайловой, влюблён в сестру Раскольникова Дуню (Авдотью Романовну). Впервые упоминается в письме матери Раскольникова к сыну. Далее прибывает в Петербург и знакомится с Раскольниковым, прося его об устройстве свидания с Дуней, но получает отказ. Случайно селится по соседству с Соней Мармеладовой и, подслушав её разговор с Раскольниковым, узнаёт, кто убил старуху-процентщицу, после чего на поминках Мармеладова рассказывает Раскольникову, что подслушал разговор и всё знает, однако обещает хранить молчание. Далее Раскольников встречает Свидригайлова в трактире, обещая не допустить его встречу с сестрой.
Иначе строится отношение Раскольникова к Лужину. Только брезгливость и презрение вызывает у него делец буржуазной складки, «человек весьма почтенный», чьи жизненные принципы основаны на эгоистическом расчете. Его подлая натура была разгадана Раскольниковым еще по письму матери. Однако при встрече с женихом сестры Раскольников с ужасом убеждается, что между ним и Лужиным существует нечто общее, какие-то точки соприкосновения. Лужин тоже исповедует некие теоретические взгляды, опирающиеся на принципы «новейшей экономической науки».
Содержание:
Отношение Свидригайлова к добру и злу
Достоевский Ф. М. Преступление и наказание, Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» будет рассмотрен в данной статье. Этот персонаж в произведении является вторым духовным «двойником» Родиона Раскольникова (первый — несостоявшийся жених его сестры). Образ Лужина и Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» объединяет принцип вседозволенности.
В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников.
Праздность, в которой живет герой
Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания.
Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем.
Свидригайлов спокойный, уравновешенный в общении человек. Образован, воспитан. Имеет двойственный характер. С одной стороны, он обычный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и предстает перед Раскольниковым, с другой стороны, мать Раскольникова, Дуня и Лужин говорят о нём как о человеке бесконечно развратном, сладострастном, злом и циничном. С одной стороны, он насильник, отравитель и губитель, с другой стороны, жертвует деньги Соне и сиротам Мармеладовым, предлагает помощь Раскольникову. Говорит обычно монотонно, но будто с какой-то ухмылкой, как человек много повидавший, вкусивший и знающий цену себе и людям. Несколько суеверен, возможно, стал таковым в последнее время жизни, после смерти жены, которую, как считают многие, он отравил и дух которой является к нему. Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые.
Внешне, по мнению интересующего нас персонажа, они с Родионом «одного поля ягоды». Однако между Раскольниковым и Свидригайловым имеются весьма существенные внутренние различия. Второй является развратным, порочным человеком. Он не скрывает того, что большинство поступков, совершенных им, были сделаны в результате патологического сладострастия. Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание» можно дополнить и рядом других черт.
Система образов в «Преступлении и наказании» строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его самого к осознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответствен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает. И все же при всей его отдаленности от людей, замкнутости, эгоцентричности он не может разорвать объективно существующие многообразные связи с внешним миром. Каждое лицо, разговор, даже случайная встреча могут стать стимулом для новых нравственных испытаний и мучений (эпизоды с матерью и сестрой, с девочкой на бульваре и т. д.). Особое значение в эволюции Раскольникова имели его столкновения со Свидригайловым и Лужиным.
Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общие нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны. Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя.
Хитростью он завлекает ее в свою квартиру и хочет обесчестить. Но когда видит, что Раскольникова чувствует к нему ненависть и презрение, он отпускает ее. После этого ему остался только один исход — самоубийство. Свидригайлов разбрасывает свои деньги и умирает равнодушным ко всему, даже к самому себе. Конечно, никто не пожалеет такого изверга.
Имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского.
Необходимо, по его словам, отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми: «…приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…», и это будет гарантией «всеобщего преуспеяния…»… Отвращению Раскольникова нет предела, когда он начинает понимать, что слова Лужина есть сниженный, опошленный вариант его собственной теории. Так сама жизнь заставляет героя романа убедиться, к каким последствиям на практике могут привести его идеи о праве «избранных» на «вседозволенность», какие действия могут быть оправданы теорией о делении всего человечества па два разряда.
Одним из таких героев является студент Родион Раскольников в романе “Преступление и наказание”. Этот человек, убивший старуху процентщицу и ее сестру, не обычный преступник, а человек мыслящий, создавший свою теорию, для проверки которой он и пошел на чудовищный эксперимент — “на кровь по совести”.
Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.
Образ Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»
Избежав гражданского правосудия, он не смог уклониться от суда и приговора собственной совести. Его страшит возможность возмездия в «будущей жизни»: «…представьте себе, будет там одна комнатка, этак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам одни пауки, И вот и вся вечность. Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”. Однако Раскольников — натура сложная и неоднозначная. Он, идя на преступление, старался соединить в себе абсолютную власть Наполеона и назначение Мессии, ведущего человечество к счастью, помогающего униженным и оскорбленным. Если бы о “проба” удалась, он счел бы свою идею доказанной. Эднако все дальнейшие события показали, что тиран и благодетель в одном лице несовместимы.
Действительно, Раскольников, как и Свидригайлов, причислил себя к разряду «необыкновенных» личностей, имеющих право пренебрегать нравственными «предрассудками».
Этот персонаж глумится над нравственностью. Свидригайлов признается Раскольникову, что он «человек грешный». Суждения этого героя о людях, в особенности женщинах, являются глубоко циничными. Одинаково равнодушен Свидригайлов к добру и злу. Он способен совершать как хорошие поступки (например, помогает детям Катерины Ивановны и Соне), так и дурные, при этом без видимой причины. Свидригайлов не верит в так называемую «добродетель», считая, что лицемерными являются любые разговоры о ней. Это, по его мнению, лишь попытка обмануть других и самого себя.
Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся человек» лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд, ярко- голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова). Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем.
Свидригайлов, наделенный несомненным умом и богатым жизненным опытом, догадывается о смысле преступления Раскольникова, о причинах, толкнувших его на убийство. Он открыто смеется над «высокими побуждениями» молодого человека, его теориями. Ему-то теории не нужны, он и без них на практике реально преступает все человеческие нормы, обычаи, законы, нисколько не мучаясь, в отличие от Раскольникова, угрызениями совести.
Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым. Он ненасытен в своих пороках и уже потерял власть над своими страстями.
Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности. В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы».
Свидригайлов — обыкновенный человек
Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая жизнь современной ему России, обнажая психологию современного ему человека, писатель ставит сложные социальные, философские, нравственные вопросы, актуальные для его эпохи тк. имеющие общечеловеческое значение. На страницах его романов высказываются резко противоположные суждения, отстаиваются взаимоисключающие точки зрения. Борьба мнений, поиск решений важнейших философских проблем — вот что составляет основу романов Достоевского. На переднем плане у него — человек-идея, судьбу и взгляды которого всесторонне исследует писатель.
Этот персонаж в произведении является вторым духовным «двойником» Родиона Раскольникова (первый — несостоявшийся жених его сестры). Шанс на спасение дан и Свидригайлову. Словно вымаливая себе прощение, в последние дни своей жизни он совершает странные поступки, бессмысленные и необъяснимые с позиции его эгоистической морали.
Свидригайлов обманывает его, ускользает и заманивает к себе на квартиру Дуню, где Дуня чуть не убивает его выстрелом из пистолета. Окончательно поняв, что его чувство любви безответно, Свидригайлов вскоре кончает жизнь самоубийством.
Свидригайлов очерчен Достоевским весьма живо и естественно. Это тип человека, не имеющего никаких нравственных правил. Свидригайлов был образован, воспитан, богат, красив, но чувственные наслаждения погубили его. Гоняясь за этими удовольствиями, он промотал свое состояние, стал шулером и затем нищим. Богатая женщина влюбилась в него, заплатила его долги и сделала своим мужем. Свидригайлов несколько лет живет в деревне, причем не отказывает себе в чувственных удовольствиях. Наконец все ему надоело. В это время он встретился с Авдотьей Романовной и стал преследовать ее, чтобы удовлетворить свою страсть. Думая, что Авдотья Романовна противится его желаниям потому, что он женат, Свидригайлов, не задумываясь, убивает свою жену, бросает детей и едет в Петербург за Дуней.
Тип Свидригайлова был намечен Достоевским еще в «Униженных и оскорбленных». Но если в облике князя Валковского ощущались черты мелодраматического злодея, то Свидригайлов получился в художественном отношении более убедительным. Развратник и циник, он вместе с тем изображен писателем в состоянии какой-то внутренней растерянности, душевной неустойчивости и тревоги. Кажется, что ему становится ясной его собственная обреченность. Сознание опустошенности и бесперспективности закономерно приводит его к самоубийству. Раскольников ужасается, увидев в Свидригайлове, как в кривом зеркале, реальное осуществление своих идей; отсюда его болезненная тяга к Свидригайлову, стремление разобраться в этом человеке и одновременно понять и самого себя.
Герой размышляет над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не “дрожащая тварь”, а прирожденный “властелин судьбы”.