Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Правовой режим коммерческой тайны и налоговая проверка». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Иными словами, если организация сочтет, что истребование у нее «засекреченной» информации может навредить ее интересам (например, из-за повышения риска ее утечки), она может отказаться от ее предоставления административному органу.

В то же время существует и противоположная судебная практика. Так, часть судов полагает, что информацию, не составляющую налоговую тайну, налоговый орган обязан предоставить по требованию третьего лица, если она влияет на его права. Основание — ст. 8 Закона N 149-ФЗ (см., например, Определение ВАС РФ от 31.03.2008 N 4302/08). Если раскрыть секрет, то наверняка многие предприятия наладили бы производство «Кола-колы» по более низкой цене. Так, покупатели начали бы приобретать более дешевый напиток, а компания «Кока-кола» понесла от этого колоссальные убытки.

Информация, которую можно и нельзя засекречивать

Следовательно, правовое регулирование налоговой тайны осуществляется не только Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), где дано ее определение, но и названным Законом. Пунктом 4 ст. 9 Закона № 149-ФЗ налоговая тайна включена в понятие «иная тайна», в отношении которой применяется режим конфиденциальности информации. Названная статья также содержит бланкетную норму права, согласно которой условия отнесения информации к сведениям, составляющим такую тайну, обязательность соблюдения в отношении нее конфиденциальности, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами. Несмотря на то что после принятия закона № 98-ФЗ постановление № 35 официально не отменялось, последнее, руководствуясь принципом верховенства закона, следует признать фактически недействующим. Подобная позиция ранее уже высказывалась аудиторами. Таким образом, вся хозяйственная деятельность предприятия может быть ограничена режимом коммерческой тайны.

Институт налоговой тайны направлен, прежде всего, на защиту законных интересов коммерческих компаний, предоставляющих в соответствии с требованиями законодательства коммерчески значимую информацию государству, которое, в свою очередь, обязуется хранить ее в тайне. Приводимый ниже судебный прецедент*(8) интересен тем, что, помимо чисто практического значения, показывает — бывают ситуации, когда правовой институт, признанный охранять законные интересы хозяйствующих субъектов, может обернуться препятствием для добросовестных предпринимателей.
Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, имеет право на ее неразглашение, так как именно с ее помощью лицо-предприниматель имеет возможность вести доходный бизнес.

Однако из общего правила есть одно обидное исключение, которое касается изъятия у налогоплательщика информации налоговыми органами.
Бытует мнение о том, что для налоговой инспекции нет каких-либо недоступных документов. Налоговый орган может даже «ознакомиться» со сведениями, составляющими банковскую тайну. Так ли это на самом деле, мы попытаемся разобраться в этой статье.

Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли инспекция отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проверки в связи с тем, что они содержат налоговую тайну, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ. К сожалению, в НК РФ не урегулирован вопрос о времени и обстоятельствах прекращения обязанности налоговых органов (должностных лиц) по соблюдению налоговой тайны. Исходя из ее двойственной природы и руководствуясь нормами законодательства о коммерческой тайне, можно сделать вывод — пока информация обладает свойствами коммерческой ценности, неизвестности третьим лицам, и ее обладатель принимает меры к охране конфиденциальности, налоговые органы обязаны соблюдать в отношении такой информации режим налоговой тайны.

С 1 января 2015 г. не относятся к налоговой тайне сведения, которые предоставляются органам местного самоуправления для контроля за полнотой и достоверностью информации, предоставленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по указанным сборам (пп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ).

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ЗАО «Управление и финансы» о признании недействующим пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 23 января 2003 г. N БГ-3-28/23, в части предоставления взыскателю информации о факте наличия у должника-организации открытых счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях, как не соответствующего пункту 1 статьи 6, пункту 1 статьи 31, пункту 3 статьи 46 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

Кроме этого, в базе нормативных правовых актов России имеется закон от 9.07.2004 года «О коммерческой тайне». Именно в нем определяется понятие и правовой режим коммерческой тайны. Кроме этого, в нем говорится о правах, обязанностях людей, которые владеют такой информацией, а также определены законные методы ее охраны.
Статья 5 закона № 98-ФЗ содержит значительный перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Ранее перечень этих сведений был закреплен постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 (в ред. постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 731) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну». Эти два перечня принципиально отличаются друг от друга по своему содержанию.

Меры по охране конфиденциальности информации

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике (за некоторыми исключениями). Все эти сведения имеют специальный режим хранения и доступа и не подлежат разглашению, в противном случае виновных лиц можно привлечь к ответственности. Есть такие сведения, раскрытие которых может принести компании катастрофические последствия. Но некоторые данные не представляют никакой угрозы.

Возможность легальными способами защитить коммерческую информацию от разглашения появилась в российском законодательстве уже давно.

Не является разглашением налоговой тайны предоставление налоговым органом ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков сведений об участниках этой группы, составляющих налоговую тайну.

Что такое коммерческая тайна и почему ее так важно хранить

Ведь, если сведения о международных клиентах донести до всех людей, то они проявят к такой продукции больше доверия и станут охотнее покупать товар. А это увеличит объемы продаж и соответственно прибыль.

Общее правило, регламентирующее порядок предоставления государственным органам информации, составляющей коммерческую тайну, закреплено в ст. 6 Закона о коммерческой тайне. С одной стороны, в ней говорится, что по мотивированному требованию государственного органа о предоставлении информации, составляющей коммерческую тайну, обладатель этой информации предоставляет ее на безвозмездной основе. Вместе с тем, законом также предусмотрена возможность обладателя конфиденциальной информации отказаться от ее представления.

В соответствии с действующим в настоящий момент российским законодательством, коммерческая тайна представляет собой любую информацию, которая позволяет тому, кто ею владеет, существенным образом увеличивать доходы. Таким словосочетанием можно охарактеризовать сведения относительно составляющих тех или иных фирменных продуктов, производимых предприятиями пищевой промышленности, рекламные средства, с помощью которых предприятие организовывает увеличение притока покупателей и постоянных клиентов и т.п. Данное понятие также широко применяется в области рынка услуг.
Тот факт, что перечисленные сведения не являются налоговой тайной, не означает, что налоговики должны предоставлять их по требованию любого третьего лица. Это их право, но не обязанность. Такой подход находит отражение в отдельных судебных актах (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.09.2007, 06.09.2007 N Ф03-А51/07-2/3620, ФАС Уральского округа от 27.06.2005 N Ф09-2678/05-С7). При этом некоторые судьи ссылаются на пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ. В нем перечислены те сведения, которые налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику.

Сведения, которые не могут быть отнесены к категории коммерческой тайны

О коммерческой тайне в гражданском праве говорится довольно много. В Гражданском кодексе РФ имеется статья 139, в которой раскрывается не только это, но еще и понятие служебной тайны, правовой режим которой идентичен рассматриваемому. Кроме этого, понятие коммерческой тайны встречается и в статьях Трудового кодекса. N 118-ФЗ «О судебных приставах», пункту 1 статьи 139, пунктам 1, 2 статьи 874, пункту 1 статьи 875 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» в их взаимосвязи, установил следующее.

Руководитель, который хочет ввести режим коммерческой тайны, должен решить какую информацию нужно засекречивать, а какую нет. Тут нельзя скрыть абсолютно все данные, т. к. это может сыграть против производства. Но и не стоит раскрывать слишком много.
Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Но следует помнить, что компания не может засекретить абсолютно всю информацию. В Постановлении Правительства РФ № 35 от 5 декабря 1991 года указано, какие сведения не могут составлять коммерческую тайну.
Порядок доступа государственных органов, органов МСУ, организаций, уполномоченных лиц и других пользователей к конфиденциальной информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен приказом Министерства по налогам и сборам. Названная информация предоставляется только на основании запроса, оформленного в письменном виде на бланках установленной формы, и направляется фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя.
Законом № 98-ФЗ, в отличие от постановления № 35, прямо не запрещается включать в состав сведений, не составляющих коммерческую тайну, бухгалтерскую и налоговую отчетность, то есть «сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов», а также «документы об уплате налогов и обязательных платежах», сведения о заключенных договорах.
Если говорить кратко о правовом режиме коммерческой тайны, следует определить то, что данное понятие появилось относительно недавно, с развитием предпринимательской деятельности. Словосочетание «коммерческая тайна» широко применяется на различных предприятиях и в организациях, которые ведут деятельность, связанную с получением прибыли. Итак, что означает данное понятие, и каков правовой режим защиты коммерческой тайны? Об этом далее.

Меры защиты секретной информации

В заключение добавим: инспекция не может отказать налогоплательщику в ознакомлении с материалами проведенной в отношении него проверки, ссылаясь на то, что они составляют налоговую тайну (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2011 N Ф09-6378/11).
Коммерческая тайна постепенно оформляется в виде гражданско-правового института. Согласно статье 3 Закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.
Приказом МНС РФ N БГ-3-28/23 утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю (далее — Порядок), пункт 3 которого определяет, что при наличии счетов и вкладов у должника-организации в банках и иных кредитных учреждениях взыскателю предоставляется «информация о факте наличия у должника-организации открытых счетов».
При этом подобный режим позволяет юридическому лицу избежать определённых расходов или увеличить доход, сохранить или улучшить своё положение на рынке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.