Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Реестр недобросовестных поставщиков по Федеральному закону “О контрактной системе”: понятие и основные функции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) – интернет ресурс, публикующий сведения о неблагонадежных поставщиках, который ведет ФАС России.
Содержание:
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. К государственным органам, не являющимся органами государственной власти, относятся: на федеральном уровне — Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, органы прокуратуры РФ; на региональном уровне — контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ, избирательные комиссии субъектов РФ и т.д. Реестр недобросовестных поставщиков на сегодняшний день заполняется Федеральной антимонопольной службой. На нее же возложена обязанность постоянного контроля за теми сведениями, которые содержатся в данном реестре, в том числе путем проверки фактического и юридического существования тех лиц, которые в такой реестр внесены.
Примечательно, что нежелания заключать контракт и одностороннего отказа заказчика как таковых недостаточно для занесения поставщиков в РНП. ФАС во всех случаях предварительно обязана установить факт наличия недобросовестного поведения контрагента. Информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), исключенная из реестра, а также электронные журналы учета операций, выполненных с помощью единой информационной системы в сфере закупок, хранятся уполномоченным органом в электронном виде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об архивном деле.
Глава 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК
В течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 — 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Государство осуществляет постоянное регулирование проводимых для удовлетворения государственных и муниципальных нужд закупок. Не является исключением и взаимодействие с исполнителями по государственным и муниципальным контрактам, которые не исполняют свои обязанности надлежащим образом. В качестве одного из вариантов воздействия для сокращения количества исполнителей, которые исполняют свои обязанности ненадлежащим образом, является включение нарушивших свои обязанности контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков.
В первом случае, законом предусмотрены сроки направления в ФАС информации об уклонившемся поставщике, только когда контракт заключен со вторым участником — 3 рабочих дня с момента заключения договора.
Ведение Реестра недобросовестных поставщиков (далее — РНП) является эффективной мерой осуществления контроля в сфере госзакупок. Он содержит список контрагентов, которые исполняли обязательства по контрактам неудовлетворительно либо не исполняли их вообще. Органом, уполномоченным на включение в реестр недобросовестных поставщиков субъектов, является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
При наличии судебного решения о расторжении контракта по причине нарушения существенных условий договора исполнителем ФАС обязана внести информацию о поставщике в РНП, не рассматривая вопрос о недобросовестности его действий (п. 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 3, утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016).
Реестр ведется на государственном языке Российской Федерации. Наименования иностранных юридических и физических лиц могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита.
Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная интернет-площадка, которая была создана в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе». Данный ресурс позволяет получить максимальный объем сведений о тех поставщиках, которые не исполняют свои непосредственные обязанности надлежащим образом.
Глава 7. ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗАКУПОК
Блинов В. Г. Правовое регулирование частных и публичных отношений при поставке товаров для государственных нужд: дис. канд. юрид. наук / Блинов В. Рынок государственных закупок является одним из самых крупных в России, общим ежегодным объемом около шести с половиной триллионов рублей, крупнее только корпоративные закупки с объемом в двадцать триллионов рублей. Такое колоссальное количество денежных средств естественным образом порождает крайне высокую конкуренцию среди участников закупок, в ходе которой не все представители бизнеса готовы использовать добросовестные методы борьбы.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в 44-ФЗ.
Последняя редакция статьи 104 44-ФЗ
При этом, несмотря на схожесть и единое место расположения на самом деле существует два реестра РНП – это реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ и реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ.
В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Глава 4. МОНИТОРИНГ ЗАКУПОК И АУДИТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
К средствам обеспечения ведения реестра применяются требования, установленные Правительством Российской Федерации в отношении технологических и лингвистических средств единой информационной системы в сфере закупок.
Если же сторонами достигнуто мировое соглашение либо решение судебного органа о расторжении контракта не мотивировано нарушением контрагентом его условий, то повода для занесения в РНП не возникает (см. письмо ФАС от 16.03.2017 № ИА/16790/17).
Становление реестра недобросовестных поставщиков берет свое начало в 2006 году, в период действия Закона о размещении заказа, он же 94-ФЗ. В то время реестр недобросовестных поставщиков создавался на базе официального сайта ФАС (Федеральной антимонопольной службы РФ) и действовал вплоть до конца 2015 года, поскольку Закон о контрактной системе внедрил РНП в механизм единого информационного ресурса о закупках – ЕИС, а сведения, включенные в старый реестр, были действительны в течение двух лет после включения.
Система органов государственной власти включает два уровня — федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ.
Глава 5. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Это чрезвычайно негативно влияет на общественные интересы, которые заключаются в исполнении государственного заказа в соответствии с установленными требованиями. Неисполнение победителем торгов взятых на себя обязательств приводит к невыполнению государством своих функций и обязанностей, формирует негативное представление общества о государстве, порождает социальные проблемы. Поэтому участники закупок, допустившие подобное поведение, вполне обоснованно должны быть отстранены от данного рынка. Механизмом, регулирующим данный вопрос, как раз и является рассматриваемый нами реестр недобросовестных поставщиков. N 83-ФЗ, принятым в рамках совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений. Согласно этому закону государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Однако если информация о таком поставщике была предоставлена с нарушениями или является недостоверной, сам заказчик может понести ответственность за предоставление заведомо недостоверных сведений. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Что следует понимать под реестром недобросовестных поставщиков, и каким образом его функционирование регулирует Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе»?
П. 2 ст. 5 закона № 223-ФЗ предусматривает те же причины включения в реестр, что и закон № 44-ФЗ, за исключением одностороннего отказа заказчика от контракта из-за существенного нарушения его исполнителем.
Волынкина М. В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд: сб. научных трудов ИГУМО / М. В.