Налоговое, валютное, антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Налоговое, валютное, антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Важно понимание того, что, ведя борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, государство тем самым борется с экономическими преступлениями, коррупцией и наркоторговлей, а также с другими особо опасными преступлениями, теневой и криминальной экономикой в целом, не исключая и те их сегменты, которые работают на международный терроризм. Именно поэтому в борьбе с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, вопросы взаимодействия подразделений правоохранительных органов, Росфинмониторинга, финансово-кредитных учреждений и налоговых органов являются наиболее актуальными в современных условиях.

При этом как в налоговых целях, так и при борьбе с отмыванием сейчас существуют гораздо более эффективные средства администрирования. Например, автоматический обмен данными о счетах и риск-ориентированная проверка подтверждающих документов. В этой связи громоздкие механизмы валютного законодательства теряют смысл. Нужно подвергнуть российские правила совершения валютных операций коренной реконструкции, или, как стало принято говорить в последнее время, реновации.

Нашими экспертами проводятся семинары на тему: «Налоговое, валютное и антиотмывочное законодательство: борьба за легализацию активов», в рамках которых рассматриваются актуальнейшие вопросы применения норм указанных отраслей законодательства, судебная практика, предлагаются практические советы и бизнес-решения. Также оказываются услуги по правовому консультированию как устному, так и письменному. Эксперты КСК групп являются ведущими консультантами и обладают богатым практическим опытом реализации проектов в самых различных отраслях права.

Вопросы валютного законодательства

Данная тема весьма актуальна, поскольку легализация доходов, полученных преступным путем, стала одним из самых опасных и распространенных видов преступлений в сфере экономики. Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому противодействие легализации доходов от преступной деятельности признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.
Основным последствием признания иностранной организации или структуры КИК является необходимость обложения налогом в РФ нераспределенной прибыли иностранной компании.
Международная Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) пересмотрела перечень рекомендаций для своих членов, включив в него новый пункт, касающийся уклонения от уплаты налогов. «Список предикатных (предшествующих) преступлений для отмывания денег был расширен — в него включены налоговые преступления. Это подводит доходы от налоговых преступлений под власть и полномочия, которые используются для расследования отмывания денег»,— говорится в пресс-релизе FATF.
По данным МВД России, до 70% доходов, приобретенных преступным путем, вкладываются в различные формы предпринимательской деятельности.

Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. – М.:Волтерс Клувер, 2011 г. – 339 с. Предисловие В современных условиях легализация преступных доходов представляет опасность не только для отдельных государств, но и для всего международного сообщества.

В рамках общей тенденции по усилению налогового контроля государство начало осуществлять комплекс мер по деофшоризации российской экономики. Это и Закон о КИК, и закон об амнистии капитала, и целый ряд проектов других законов, которые готовятся к принятию.

Среди самых громких — наложение штрафа на гражданина, чей платеж завис в зарубежном банке и вернулся не в российский банк, а в другую финансовую организацию за рубежом. Если строго формально читать российский валютный закон, то нарушение есть: зачислять средства на зарубежный счет можно только в соответствии с белым списком операций, установленным законом, и такой операции (как и многих других) в нем нет.
В России ужесточается контроль за соблюдением налогового законодательства. Международная группа по борьбе с отмыванием FATF рекомендовала считать уклонение от уплаты налогов преступлением, предшествующим отмыванию преступных доходов, и соответствующим образом наказывать налоговых уклонистов. Россия обязана исполнять рекомендации FATF, и теперь банкам придется следить еще и за налоговой дисциплиной своих клиентов, а наиболее злостным ее нарушителям будет грозить до семи лет лишения свободы.

Согласно действующему закону даже передача в зарубежном отпуске пары иностранных купюр от одного валютного резидента РФ другому или от резидента нерезиденту (если это не близкие родственники) — запрещенная валютная операция.
Международные стандарты противодействия отмыванию обязательны для государств—членов FATF. Россия является полноправным членом FATF с 2003 года.

Анализ практики выявления и расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ, свидетельствует о высокой степени латентности данного вида преступной деятельности.
Критерии контроля следующие: доля участия в организации составляет более 25 процентов (для физических и юридических лиц) или доля участия в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, и если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей), составляет более 50 процентов.

Международного валютного фонда, преступные организации ежегодно легализуют от 0,5 до 1,5 трлн. долл., что составляет до 5% валового мирового продукта. Реагируя на вызовы, международное сообщество рассматривает противодействие легализации преступных доходов как одно из эффективных средств борьбы с транснациональной организованной преступностью, коррупцией и относит «отмывание» к преступлениям международного характера.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Высокая латентность данного вида преступлений, скрытые механизмы легализации с соответствующими финансовыми операциями, отсутствие действенных механизмов отслеживания «теневых» финансовых потоков и их последующей легализации, острейший дефицит квалифицированных кадров в правоохранительных органах, острая нехватка соответствующего методического обеспечения процессов выявления и расследования легализации — это лишь часть проблем, существенно тормозящих процесс выявления и раскрытия фактов легализации доходов, полученных преступным путем. Преступные капиталы, пройдя все стадии легализации, становятся источниками для воспроизводства многих видов экономических преступлений, служат для подпитки организованной преступности, экстремистских и террористических группировок.
На совещании, состоявшемся в феврале 2005 г. в МВД России, было отмечено, что уровень организации работы в правоохранительных органах по противодействию преступлениям, предусмотренным статьями 174 и 174.1 УК РФ, не отвечает современным требованиям.

Иностранные компании как налоговые резиденты РФ

Современное валютное регулирование уходит корнями в СССР, когда действовала валютная монополия, а УК и КоАП устанавливали наказание за спекуляцию валютными ценностями вплоть до смертной казни с конфискацией имущества. После реформ 1980-х валютная монополия сменилась регулированием и контролем по законам 1991–1992 гг. В 2000-х произошла дальнейшая либерализация валютного регулирования и контроля, закон 2003 г. убрал значительное количество ограничений. Однако валютные правила до сих пор остаются крайне жесткими для современных экономических реалий.

Легализованные средства используются для подкупа сотрудников государственной власти и местного самоуправления, что способствует разрастанию коррупции и проникновению преступных элементов в политические структуры. Именно легализованный теневой капитал позволяет организованной преступности скупать все виды собственности и устанавливать контроль над экономической, а далее и над политической системой страны. Таким образом, образуется цепь преступных элементов, представляющая серьезную угрозу экономической и в целом национальной безопасности.

Такое жесткое запретительное регулирование давно отсутствует в развитых странах, где нет и валютного контроля в российском понимании. Минфин, Минэкономразвития, Банк России и другие ведомства обсуждают, что делать с валютным законодательством. Исходя из последних заявлений чиновников, в стране созрело общее понимание, что российское валютное законодательство устарело. Ограничения на экспорт капитала отменены много лет назад, и их остатки сохраняются скорее для взимания налогов и для борьбы с отмыванием преступных доходов, а не для защиты рубля от резких колебаний.

Что не так с валютным законодательством

Данные судебной статистики свидетельствуют, что за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, в 2001 году было осуждено 73 человека, в 2002 году — 27 человек. В 2003 году количество осужденных по ст. 174 УК РФ продолжало сокращаться и составило 11 человек, а по ст. 174.1 УК РФ осуждено 3 человека. Всем осужденным суды назначили наказание к лишению свободы условно. С 2004 года можно отметить определенный рост выявленных лиц, совершивших преступление по ст. 174 (27 человек — 2004 г., 49 — 2005 г.); по ст. 174.1 (71 — 2004 г., 245 — 2005 г.).

Это означает, что теперь в России организации и граждан, заподозренных в уклонении от налогов, будут автоматически проверять также на причастность к отмыванию средств и финансированию терроризма. Организации, совершающие операции с деньгами или имуществом, будут передавать в Росфинмониторинг информацию об операциях, которые могут свидетельствовать об уклонении от налогов. Если Росфинмониторинг сочтет, что уклонение от налогов могло быть связано с отмыванием или финансированием терроризма, информация о таких операциях будет передаваться в правоохранительные органы.

Хотя амнистия капиталов включает в себя и «валютную амнистию» для участников (их не должны штрафовать за прошлые валютные нарушения в отношении добровольно задекларированных капиталов и счетов), без изменения общих запретительных норм валютного законодательства сохраняются значительные риски новых нарушений. Результат – мощный негативный стимул для бизнеса и выпадающие доходы бюджета.
Отдельные проблемы борьбы с легализацией доходов, приобретенных преступным путем, являлись предметом исследования в работах Г.А. Аванесова, С.К. Багаутдиновой, А.Л. Миньковского, Б.С. Болотского, Л.Г. Волеводза, И.М. Вороновой, Л.Д. Гаухмана, Л.С. Горелика, Т.Л. Дикановой, Л.М. Иванова, Э.Л. Иванова, Ф. Калачева, Л.П. Коронаша, Ю.В. Короткова, Л.Г. Корчагина, Л.Л. Кругликова, В.Д. Ларичева, Н.Л. Лопашенко, С.В. Максимова, В.П. Михайлова, В.Л. Никулиной, Н.Р. Осипова, П. Осмаева, Г.О. Погосян, Л.В. Соловьева, М.В. Талан, Г.Л. Тосуняна, И.З. Трошкина, В.П. Тюнина, Л.Л. Шебунова, П.В. Шишко, Г.Н. Хлупиной, Л.М. Яковлева, П.С. Яни, Б.В. Яцеленко и других авторов.

Горки-25: Взрыв и пожар в кафе на свадьбе

После прошлогодней истории с жесткой версией закона о деофшоризации и другими негативными законодательными инициативами настало время положительных стимулов для бизнеса. Подготовлен долгожданный закон об амнистии капиталов, Минфином анонсированы положительные изменения в правила о контролируемых иностранных компаниях (КИК), подготовлен план стимулирования к переводу системообразующих компаний в российскую юрисдикцию, внесены поправки в ГК РФ. Однако существенным препятствием для деофшоризации и добровольного декларирования активов являются запретительные нормы валютного законодательства, стимулирующие российских граждан к вынужденному использованию персональных КИК, в том числе офшорных, с целью избежания значительных (конфискационных) штрафов за нарушение валютного законодательства. Негативные последствия легализации незаконных доходов многоаспектны и значительны. Легализация преступных средств, с помощью которых криминальные капиталы попадают в легальный оборот, где их уже невозможно идентифицировать, все это наносит непоправимый ущерб экономике России.

Также законом установлен минимальный размер прибыли, подлежащей декларированию. В 2015 г. он составляет 50 млн. руб., в 2016 г. снизится до 30 млн. руб., а после 2017 г. опустится до 10 млн. руб.

Российские граждане (кроме чиновников) вправе свободно открывать персональные счета в зарубежных банках, уведомляя об этом ФНС, и переводить на них средства из России; осуществлять платежи с использованием этих средств (запрещается лишь оплачивать ими товары и услуги в России). На эти счета можно переводить собственные средства из российских банков, получать подарки от родственников и доходы от ряда операций. Но остальные поступления нужно сначала проводить через счета в российских банках. Административная ответственность за нарушение валютных правил была установлена КоАП в размере до 100% от суммы незаконной валютной операции (это заметно превышает штрафы за налоговые нарушения). Попытки оспорить эти нормы в КС остались безуспешными.

Юристы, практикующие в сфере валютного законодательства, знают множество весьма печальных и саркастичных историй о том, как выполнение существующих требований валютного регулирования доводится до абсурда. В рамках рассмотрения закона о КИК важно разобрать вопрос о том, в каких случаях компания признается КИК и какие это влечет налоговые последствия. Иностранная организация (или структура без образования юридического лица) признается КИК в том случае, если у российского физического или юридического лица имеются функции контроля за распределением прибыли этой иностранной компании.

Сейчас уклонение от налогов наказывается мягче, чем отмывание. УК РФ предусматривает в качестве максимального срока лишения свободы за уклонение от уплаты налогов с физического лица три года, с юридического лица — шесть лет (статьи 198 и 199), максимальный срок за отмывание — семь лет (статьи 174 и 174.1).
В научных работах легализация преступных доходов определяется как связующее звено между криминальным сектором теневой экономики и открытой экономикой, канал, посредством которого доходы, полученные от криминальной практики, переводятся в легальную сферу экономических отношений, поддерживая тем самым и легальный, и криминальный бизнес*(1). При этом подчеркивается характер легализации преступных доходов как «процесса, при котором «грязные» деньги, обычно наличные, полученные в ходе преступной деятельности, пропускаются через банковскую систему таким образом, что превращаются в «чистые» деньги, т.е. им придается видимость законных доходов, в связи с чем не представляется возможным установить лицо, являющееся инициатором сделки, или преступное происхождение этих средств»*(2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.