Новая угроза для релокантов: экстрадиция из других стран в РФ набирает обороты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новая угроза для релокантов: экстрадиция из других стран в РФ набирает обороты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Экстрадиция – форма межгосударственного взаимодействия в рамках борьбы с преступностью. Ее суть в розыске, аресте и передаче лица, обвиняемого в преступлении (или приговоренного к наказанию) одной страной в пользу и по запросу другой страны. Как правило, она касается лишь иностранных граждан: в соответствии с Основным законом большинства стран мира свой гражданин не может быть выдан на родине иностранному государству (не является исключением и Россия).
Кто выдает России преступников
Наряду со странами, которые против экстрадиции, есть и государства, которые выдают России преступников. Соглашение о выдаче преступников между Россией и другими странами работает, по понятным причинам, далеко не всегда: из свыше 300 ежегодных прокурорских запросов удовлетворяются не более 40%.
Чаще всего преступники стараются скрыться в ближнем зарубежье, и это их ошибка: именно эти страны чаще всего экстрадируют в Россию беглецов; в числе самых «отзывчивых» Белоруссия, Казахстан, Украина и Черногория.
Параллельно налаживается сотрудничество в вопросах выдачи с экзотическими странами, куда все чаще стремятся беглецы. Как правило, это Чили, Марокко, Перу, Камбоджа, Эквадор и Аргентина. Налаживаются отношения и с руководством стран Ближнего Востока.
Выдача (экстрадиция) и выдворение (депортация): понятие, процедуры, международно-правовые стандарты
Выдача (экстрадиция) — это осуществляемая на основании международных договоров либо по усмотрению государства процедура выдачи лица — негражданина данного государства другому государству для проведения в отношении данного лица следствия, суда или исполнения приговора. В юридическом смысле к понятию «выдача» употребимо так называемое ограничительное толкование: акт выдачи касается исключительно лиц, совершивших преступления, т.е. преступников.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ выдача осуществляется «на основе федерального закона или международного договора». Действующее уголовное законодательство РФ (ч. 2 ст. 13 УК РФ), Федеральный закон от 25 октября 1999 г., которым ратифицирована Европейская конвенция о выдаче (принятая в Париже 13 декабря 1957 г.), несколько иначе урегулировали этот вопрос. Они предусматривают возможность выдачи находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление в иностранном государстве. В иных случаях вопрос о выдаче преступников решается дипломатическим путем. По международной практике, требование о выдаче преступника государство предъявляет в случаях, если: 1) преступление совершено на его территории; 2) преступник является гражданином этого государства; 3) преступление было направлено против этого государства и причинило ему вред. При этом выдача преступников предполагает соблюдение ряда условий: а) преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник; б) если по законам страны, требующей выдачи, за преступление предусмотрена смертная казнь, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, того, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
В регулировании института выдачи законодательство РФ основывается на принципах «двойной криминальности», специализации, невыдачи за политические преступления. В соответствии с принципом «двойной криминальности» требуется, чтобы деяние квалифицировалось как преступное правом запрашиваемого и запрашивающего государства. По Конституции РФ не допускается выдача другим государствам лиц за действия (бездействие), не признаваемые в РФ преступлением (ч. 2 ст. 63). Принцип специализации означает, что привлечение к уголовной ответственности возможно лишь за то преступление, которое послужило основанием для выдачи. Для привлечения за другие преступления необходимо получить согласие выдающего государства.
Федеральный закон от 25 декабря 1999 г. N 190-ФЗ предусматривает следующие случаи отказа в выдаче: а) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом, или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах; б) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания либо этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии защиты прав и свобод; в) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.
Административное выдворение и депортация иностранного гражданина
Новейшее законодательство, хотя и не без разночтений, проводит различие между понятиями «административное выдворение» и «депортация». Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях в главе 3 «Административные наказания» содержит ст. 310 с названием «Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан РФ» (ст. 2) содержит специальную дефинитивную норму, в которой используется понятие «депортация». В ст. 31 этого же Закона определяются основания и порядок применения депортации, а в ст. 34 — порядок административного выдворения иностранных граждан.
Выдача иностранных граждан, находящихся на территории РФ и совершивших преступление
Конституцией России зафиксирована норма и принципы передачи иностранцев, которые обвиняются в преступных деяниях или уже осужденных для исполнения наказания.
Во второй части 13 статьи Уголовного Кодекса РФ регламентирован порядок и понятия, как может происходить экстрадиция иностранцев, которые совершили преступные действия на территориях зарубежных стран и проживающих в России.
Выдача или отказ от экстрадиции граждан иных государств также происходит на основе принципов международных соглашений.
Европейской конвенцией строго регламентированы нарушения, за совершение которых может быть гражданин выдан страной, в какой он находится и основные этапы передачи.
Основаниями могут быть преступления, которые согласно законодательству обеих стран наказуемы на заключение под стражу на срок не меньше чем один год.
В случаях просьбы экстрадиции лиц уже осужденных за совершенные преступления для заключения под стражу и отбывания тюремного заключения выдать можно, только если до конца присужденного срока еще останется не меньше чем четыре месяца. В противном случае, страна, делающая запрос на экстрадицию гражданина получит отказ.
Кроме тог, в Конвенции предусмотрено право одной из стран, которые договариваются о выдаче гражданина подозреваемого или совершившего преступление, если законом этой страны не предусмотрена экстрадиция за отдельные преступления, хотя и наказывающиеся сроком более года, просто исключить их из сферы, где применяется Международный договор о выдаче граждан. В таких случаях подается с документацией о присоединении к Конвенции список правонарушений, по отношению к которым разрешается и может отказывается выдача граждан.
Решая судьбу лица, относительно которого поставлен вопрос о передаче, государство в лице компетентных органов:
- стремится к первоочередному соблюдению собственных законов, обеспечивающих спокойствие внутри страны, а не порядок в другом государстве;
- придерживается позиции, что подданных можно привлекать к уголовной ответственности только согласно кодексу их страны проживания;
- не считает правомерным наказывать за содеянное вне своих территориальных границ;
- ориентируется на свою обязанность защищать собственных граждан;
- противится выдаче своих граждан, так как это станет действием, ослабляющим политическую независимость страны.
Что такое экстрадиция правонарушителей в Россию?
Экстрадиция — это специальный вид межгосударственного договора. Он заключается между двумя странами ради взаимовыгодного обязательства обмениваться преступниками, совершившими нарушения законов на их территории.
Соглашение об экстрадиции выгодны для обеих сторон. Они знают, что правонарушители, являющиеся их гражданами, не смогут скрыться на территории той страны, с которой заключена экстрадиция. Это же касается преследования по политическим мотивам.
Когда речь идёт об экстрадиции в Россию, имеется в виду наличие соглашений с определёнными странами по выдаче преступников российской стороне.
Международная экстрадиция представляет собой сложную сеть законов, договоров и соглашений. По большей части экстрадиция лица, проживающего (или посещающего) в одной стране (Страна проживания) в другую страну, которая предъявила этому лицу обвинение в одном или нескольких преступлениях (Страна экстрадиции), регулируется договором. Большинство демократических стран имеют договоры друг с другом об экстрадиции лиц, обвиняемых в совершении преступлений в другой стране, при условии, что две страны разделяют «двойную преступность», согласно которой обвиняемое поведение нарушает уголовное законодательство обеих стран.
Однако ряд стран, включая, например, Францию, Германию и Японию, не будут выдавать своих граждан для судебного преследования в других странах независимо от вменяемого в них преступления.
В таких ситуациях или в случае отсутствия договора или соглашения об экстрадиции между Страной проживания и Страной экстрадиции, Страна экстрадиции может подать «красное уведомление» в Интерпол, вносящий ордер на арест в международную базу данных, которая помечает лицу, обвиняемому в совершении преступления, всякий раз, когда он или она пересекает международную границу.
Это часто делается, пока обвинения остаются запечатанными, чтобы обвиняемый не знал о предъявленных ему обвинениях до тех пор, пока он не будет отмечен на пограничном переходе. Если это произойдет, у выдающей страны есть некоторое время – часто 60 дней – для того, чтобы инициировать процесс экстрадиции, и обвиняемое лицо проходит через протоколы экстрадиции судебной системы в стране, где он или она были арестованы в соответствии с процедурой, описанной выше.
На практике механизму экстрадиции мешает множество условностей и различных недомолвок между правительствами стран. По статистике, в странах Европы механизмы экстрадиции по отношению к России соблюдаются лишь в не более 15 процентах случаев, как собственно и в обратном направлении.
На текущий момент есть примеры возвращения правонарушителей в Россию из 65 стран (всего 188 государств в мире).
А ниже мы опишем несколько наиболее удобных стран, не выдающих правонарушителей России.
Экстрадиция Сергея Пугачева
Еще один пример экстрадиции, без наличия соглашения между странами – это выдача Сергея Пугачева Великобританией. Сергей Пугачев до переезда в Великобританию был сенатором Тувы и бенефициаром обанкротившегося банка «Межпромбанк». Сергею было выдвинуто обвинение в присвоении имущества в особо крупных размерах. Следствие доказало, что Пугачев присвоил 28 млрд. рублей, которые Банк России выделил как беззалоговые кредиты. В тот момент, когда было возбуждено уголовное дело, Пугачев был за пределами России – в Великобритании.
Пугачев был включен в список Интерпола и его объявили в международный розыск. Когда его местонахождение было установлено летом 2020 года, прокуратура РФ отправила запрос на его экстрадицию. Великобритания приступит к рассмотрению выдачи после завершения судебного процесса в Вестминстерском суде.
Этот человек за свои поступки получил логичное прозвище — «Орский маньяк». Он подозревается в семи эпизодах похищения, изнасилования и убийства девушек в Оренбургской области. Один из тех случаев, когда примерный семьянин и честный гражданин внезапно оказывается маньяком-убийцей.
Валерий Андреев работал дальнобойщиком и своих жертв встречал на трассе. Выбирал он тех, кто путешествовал автостопом. Похищал, насиловал и убивал, затем подчищал следы преступления в автомобиле. Некоторых жертв он запирал на несколько дней в своём гараже. Так продолжалось до того момента, пока не пропала Ольга Журавлёва. Очевидцы сообщили, что в последний раз её видели садящейся в машину к Андрееву. Но в день штурма квартиры маньяка его не оказалось на месте — он скрылся и находится в международном розыске с 2012 года. За информацию о его местонахождении МВД предлагает 500 тысяч рублей.
Вопрос в российском уголовном праве
- П. 1 ст. 61 Конституции РФ запрещает экстрадицию граждан своей страны.
- Согласно п. 2 ст. 63 Конституции РФ не выдаются граждане, совершившие преступления, которые не признаются таковыми на территории России, а также преследуемые по политическим мотивам.
- Экстрадицию иностранных граждан и лиц без гражданства регулирует ст. 13 УК РФ.
- Решение по вопросу об экстрадиции рассматривает генеральный прокурор или его заместитель в соответствии с п.7 ст. 462 УПК РФ.
Правовую основу помимо вышеуказанных документов составляют правовые акты и договоры международного масштаба. Россия имеет подписанные соглашения о сотрудничестве по вопросам выдачи с 65 странами. Совершить экстрадицию можно без наличия договора в рамках равноценного обмена между государствами.
Также не выдают своих граждан такие страны, как:
- Япония.
- Франция.
- Беларусь.
- Украина.
- Китай.
Российская Федерация является участницей:
- большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
- ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.
Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление.
Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:
- Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
- Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.
Российское законодательство не предусматривает экстрадицию в качестве преступника гражданина России. Это закреплено в Конституции государства и в 13-й статье Уголовного кодекса.
Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:
- в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
- на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
- при условии обмена преступниками.
Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.
Первый этап процедуры экстрадиции связан со сбором необходимых документов. Эти документы должны доказывать обоснованность запроса на выдачу. Собирает такие документы страна, запросившая экстрадицию.
Все собранные документы, как и сам запрос не должны нарушать требования Минской конвенции и других международных договоров в области экстрадиции.
Следующий этап – изучение правомерности выдачи. Сторона, которая будет принимать решение о выдаче человека, рассматривает все доказательства и оценивает основания запроса.
Если запрос одобрен, то переходят к самому процессу выдачи. На этом этапе определяют дату и порядок передачи, а также обеспечение конвоя для экстрадируемого.
Соглашение и его действие в международном праве
Экстрадиция представляет собой особый вид соглашения, которое заключается между двумя государствами и предполагает выполнение взаимовыгодных обязательств по отношению к преступникам. Говоря простым языком, если человек совершил преступление в своей стране и скрылся от правосудия за границей, то та страна, в которой он фактически находится, должна задержать его и вернуть на Родину.
В рамках международного законодательства подобная система была бы идеальным решением в борьбе с международной преступностью.
На практике из-за постоянных недомолвок между государствами и большого количества условностей, механизм экстрадиции функционирует крайне нестабильно. В объединенной Европе, страны которой придерживаются общего курса развития и имеют одинаковые культурные ценности, он реализовывается примерно на 40-50%. В свою очередь, по отношению к России он соблюдается всего в 10-15% случаев.
Виной тому может быть множество причин: агрессивная внешняя политика, столкновение интересов с большинством других мировых государств или продолжение советского курса. На сегодняшний день реальность такова, что механизм экстрадиции по отношению к гражданам России работает крайне плохо, да и в обратном направлении функционирует аналогичным образом.
Каков порядок экстрадиции иностранного гражданина
Экстрадиция возможна только тогда, когда вина преступника доказана. Это значит, что запрашивающая сторона должна предоставить все подтверждения и доказательства совершения преступления. Если же правонарушитель уже был осужден за преследуемое деяние, то основанием для выдачи будет вынесенный приговор. Не допускается экстрадиция тех лиц, вина которых не была доказана и которые подвергаются безосновательному преследованию и ограничению свободы.
Есть законные основания, по которым российские органы могут отказать в экстрадиции. Вот основные причины:
- страна требует выдачи правонарушителя, который не является ее гражданином;
- нарушителю предъявляется частное (а не государственное) обвинение;
- прошел срок давности по нарушению;
- гражданина нельзя привлечь к уголовной ответственности;
- РФ (или любая другая страна) предоставила убежище обвиняемому человеку.
Как же проходит сама процедура экстрадиции? Есть два направления экстрадиции — выдача жителей России для судебных разбирательств внутри страны и выдворение иностранных граждан (и лиц без гражданства) для наказания в рамках правого поля другого государства. Более того, разделяют и действия исполнителей в зависимости от цели экстрадиции. Российские органы экстрадируют нарушителей как для возбуждения уголовного дела и осуждения, так и для исполнения наказания иностранным гражданам, уже осужденным в России. Во втором случае подразумевается, что отбывать наказание преступник будет в своей стране.
Решение о выдаче правонарушителя принимает Генеральный прокурор РФ или же его заместитель (ст. 462 УПК РФ). Сама процедура экстрадиции проходит так:
- В Генпрокуратуру приходит запрос на выдачу гражданина, нарушившего закон. Такое прошение действует 40 дней (суток) с того момента, как преступник был задержан.
- Правонарушителя переводят в территориальную прокуратуру.
- Правоохранители избирают меру пресечения.
- Специалисты прокуратуры изучают дело и проверяют возможность выдачи нарушителя в другую страну. Этот процесс называется экстрадиционная проверка.
- Орган прокуратуры принимает положительное или отрицательное решение о выдворении. Если решение положительное, то выносится соответствующее постановление.
- Прокурор информирует заключенного о том, что его экстрадируют.
- Нарушителю дается 10 дней на обжалование решения о выдаче.
Передача правонарушителя принимающей стороне производится только по поручению Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Исполнители, в свою очередь, ждут решения от Генерального прокурора РФ. В некоторых случаях возможна отсрочка выдачи (недостаточно доказательств для признания вины) или же временная экстрадиция. Выдача преступника производится не навсегда, а лишь для участия в следственных экспериментах или в судебном процессе.
Алексей Кузнецов (2019)
3 января 2021 года из Франции в Россию был экстрадирован бывший министр финансов Московской области Алексей Кузнецов. По данным российского следствия, с 2005 по 2008 год организованная группа под руководством экс-министра мошенническим путем похитила средства региональных предприятий Московской области на сумму более 14 млрд рублей. В июле 2008 года Кузнецов вышел отставку и уехал в США. Позднее выяснилось, что чиновник имел двойное гражданство — России и США, что запрещено федеральным законом о госслужбе. 14 июля 2011 года Басманный суд Москвы заочно арестовал Алексея Кузнецова по обвинению в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), растрате (ч. 4 ст. 160) и легализации денежных средств и имущества, приобретенного преступным путем (ч. 3 ст. 174.1). 5 июля 2013 года экс-министр был задержан французской полицией по запросу российских правоохранительных органов на курорте Сан-Тропе на Лазурном берегу Франции. Дело о его выдаче рассматривалось апелляционными судами Франции более пяти лет. 16 декабря 2021 года Басманный суд Москвы приговорил Кузнецова к 14 годам колонии общего режима. Суд также удовлетворил гражданские иски потерпевших, постановив взыскать с экс-министра финансов более 14,3 млрд рублей. 30 июня 2021 года Мосгорсуд сократил срок наказания Кузнецову на четыре месяца — до 13 лет и 8 месяцев.
Олигархи, завладевшие деньгами преступным путем, все чаще выбирают для эмиграции Великобританию. А все потому, что Англия не выдает преступников России. Отказы часто имеют необоснованный характер. Невозможность выдачи правонарушителя объясняется политическими мотивами. Правовые системы обоих государств сильно отличаются. Английская сторона решение о возможности экстрадиции рассматривает как возникающую ответственность одной страны перед другой. Это создает трудности в решении вопроса. Эстония не выдает преступников России. А все потому, что в 2015 году российский президент подписал документ, который провозглашал отказ от международного договора о выдаче нарушителей закона, который действовал между странами с 2001 года. Такой политический ход был необходим для России, но он одновременно упростил жизнь лицам, скрывающимся от преследования.
Правила и особенности экстрадиции преступников на Родину
На сегодняшний день договор об экстрадиции с Россией заключён у 65 стран, что составляет 32% от общей численности мировых держав. Исходя из этого можно заключить, что оставшиеся страны не выдают преступников.
Для поддержания порядка и решения спорных международных вопросов существует специальная организация, именуемая Интерполом. Именно она берёт на себя роль мирового полицейского, который при посильном содействии других стран пытается вернуть сбежавших преступников на Родину.
Механизм экстрадиции является достаточно хрупким и отлажен далеко не до конца. Помимо личных мотивов, основанных на взаимоотношениях, его работе препятствует ряд нормативных документов.
Конституционное право большинства государств является одним из них. К лицам, имеющим гражданство и находящимся на территории родной страны, применяются её законодательные нормы и правила. К примеру, граждане РФ, которые считаются преступниками в других странах, но находятся на территории нашего государства, выдаче не подлежат. В их отношении действует российское законодательство, и отвечать за свои поступки придется именно перед ним.