Охранная зона АЗС от жилых домов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Охранная зона АЗС от жилых домов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
ГДЕ МОЖНО СТРОИТЬ АЗС
Существует определенный регламент размещения АЗС в городской среде. Ключевой пункт в нем – расстояние от автозаправки до жилых домов и социально-значимых объектов.
Нормы размещения автозаправочных станций определены в требованиях Приказа МЧС России N 221 от 5 мая 2014 года. Этим приказом введен в действие свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» – СП 156.13130.2014.
Нормы строительства и размещения определяет МЧС России. Согласно требованиям, заправка с подземными резервуарами до гра-
ницы жилого объекта должна находиться на расстоянии не менее 50 метров. Точка отсчета – топливораздаточные колонки и подземные
резервуары.
Если у вашего дома строят мини-АЗС для легковых автомобилей с проходимостью не более 500 машин в сутки, допускается уменьшать границы до 25 метров.
Даже если у застройщика есть разрешение на строительство – это еще не значит, что на этом месте появится опасный объект. Как проверить, что у вас под окнами собираются построить автоматическую мини-АЗС, а не огромный автозаправочный комплекс? Что стройка согласована и ведется по закону, не нарушая экологических норм? Чтобы проверить это, напишите заявление в Госстройнадзор, природоохранную прокуратуру.
По требованию ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04.05.99 г. «Об охране атмосферного воздуха», ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. В регионах это региональные управления Ростехнадзора.
Ведомства проведут проверку и дадут письменный ответ. Обычно, на это отводится 30 дней. Если есть нарушения – строительство остановят, бизнесмена привлекут к ответственности.
Какие органы проверяют
После подготовки рабочей документации по проекту строящейся заправочной станции владельцу предстоит согласовывать свои действия с такими контролирующими органами:
- комитетом по охране окружающей среды;
- управлением противопожарной службы;
- Роспотребнадзором;
- управлением, занимающимся вопросами архитектуры и градостроительства;
- Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;
- представителями местного энергонадзора.
Кроме того, местная администрация может выпустить особое постановление или другие документы, регламентирующие строительство и деятельность заправок. С ними придется считаться. Такие особенности местного самоуправления предназначены для:
- снижения уровня пожароопасности;
- улучшения качества услуг, оказываемых потребителям на территории комплекса;
- соблюдения санитарных и экологических нормативов.
Пожарная безопасность: основные требования
Все вводимые в эксплуатацию АЗС проектируются и строятся в соответствии с действующим сводом правил СП 156.13130.2014. При этом требования к каждому из 13 типов заправочных станций характеризуются особенностями, отраженными в приложениях к НПБ 111-98 для передвижных, контейнерных заправок, топливозаправочных пунктов и мультитопливных АЗС.
Выбор участка как в зоне населенного пункта, так и за его пределами согласуется с Государственной пожарной инспекцией (ГПС), учитываются нормы НПБ 02-93. В зависимости от вида пролегающих вокруг заправки дорог нормируется расстояние до магистралей или улиц. Также учитываются градостроительные правила СП 42.13330, СНиП 2.07.01-89.
Для повышения общего уровня безопасности и быстрой локализации открытого огня в случае аварийной ситуации на АЗС должны быть предусмотрены такие средства пожаротушения:
- средства тушения пожаров стационарного типа (в том числе, автоматические системы);
- ручные, перевозимые огнетушители;
- выводы магистрального водопровода;
- системы, подающие нужный напор из ближайшего наружного водоема.
Требования к помещениям
Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.
Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.
Помещения для персонала включают в себя:
- гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
- туалетные комнаты;
- душевые.
Классификация охраняемых территорий с ЛЭП
Для электросетевого хозяйства принята следующая классификация охранных коридоров:
- Отчуждение территории вдоль ВЛ, проложенных по суше. Принцип разграничения был рассмотрен выше (см. рис. 1).
- Территории вдоль подземных КЛЭ (см. рис. 2).
- Отчуждение пространства возле подводных КЛЭ. Коридор ограничивается вертикальными плоскостями, условно расположенных на расстоянии 100,0 м по обе стороны кабеля, поверхность воды считается верхней границей.
- Охранные коридоры при пресечении ЛЭП водного пространства. В данном случае ширина коридора зависит от того, является ли судоходным участок водной поверхности, если да, то расстояние от внешнего кабеля до границы – 100,0 м. В противном случае ширина рассчитывается как для суши.
- Радиус охранной зоны трансформаторных подстанций. Защитный радиус устанавливается исходя из принадлежности к определенному классу напряжения, потолком считается высшая точка объекта сетевого хозяйства.
Размеры санитарно-защитных зон для канализационных очистных сооружений следует применять по таблице:
Санитарно-защитные зоны для канализационных очистных сооружений, расстояние (м)
Сооружения для очистки сточных вод |
||||||
Расчетная производительность очистных сооружений, м3/сутки |
Насосные станции и аварийно-регулирующие резервуары, локальные очистные сооружения |
Сооружения для механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловые площадки |
Сооружения для механической и биологической очистки с термомеханической обработкой осадка в закрытых помещениях |
Поля фильтрации |
Поля орошения |
Биологические пруды |
До 0,2 |
15 |
150 |
100 |
200 |
150 |
200 |
От 0,2 до 5 |
20 |
200 |
150 |
300 |
200 |
200 |
От 5 до 50 |
20 |
400 |
300 |
500 |
400 |
300 |
От 50 до 280 |
30 |
500 |
400 |
1000 |
1000 |
300 |
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
О правовом режиме земель охранных зон объектов магистральных трубопроводов
1. У разі аварії або загрози її виникнення (аварійної ситуації) для негайної її локалізації, ліквідації можливих наслідків чи відвернення загрози підприємства магістральних трубопроводів без попереднього погодження з власниками або користувачами земельних ділянок, без оформлення речових прав на земельні ділянки та без отримання відповідних дозволів і погоджень органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування, визначених законодавством, мають право:
безперешкодно проїжджати до місця аварії (аварійної ситуації) для виконання ремонтних і аварійно-відновлювальних робіт;
здійснювати облаштування ґрунтових комор та інших тимчасових споруд з подальшою рекультивацією землі;
здійснювати рубку дерев у разі аварій (аварійних ситуацій) на магістральних трубопроводах, що проходять через лісові ділянки, з подальшим оформленням у встановленому порядку спеціальних дозволів на рубку та очищення місць від їх залишків;
проводити земляні та інші роботи для негайної локалізації аварій (аварійних ситуацій), ліквідації наслідків або відвернення їх загрози.
1. Цей Закон набирає чинності з дня його опублікування.
2. Кабінету Міністрів України протягом трьох місяців з дня набрання чинності цим Законом:
підготувати та подати на розгляд Верховної Ради України пропозиції щодо приведення законів України у відповідність із цим Законом;
привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом;
забезпечити перегляд і скасування міністерствами та іншими центральними органами виконавчої влади їх нормативно-правових актів, що суперечать цьому Закону;
забезпечити прийняття нормативно-правових актів, передбачених цим Законом.
Президент України |
В. ЯНУКОВИЧ |
м. Київ |
Какая экологическая документация нужна АЗС в 2021 г.?
Санитарно-защитная зона предприятия разрабатывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 3 марта 2018 года, однако, вышло постановление
Согласно этому постановлению, теперь любой промышленный объект должен согласовать свою санитарно-защитную зону еще до получения разрешения на строительство,
Важность мартовского постановления в том, что, с одной стороны, оно упростило процедуру, но с другой — сделало проект санитарно-защитной зоны обязательным для объектов, которым раньше не нужно было его разрабатывать и согласовывать.
В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.
Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.
Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.
Для предприятий первых двух классов опасности — I и II — предусмотрена дополнительная оценка рисков для здоровья населения. Суть процедуры в том, чтобы оценить не максимально разовое воздействие негативных физических или химических факторов, а риск возникновения заболеваний и других последствий для здоровья при постоянном воздействии этих факторов в течение года. По результатам анализа устанавливается уровень риска: допустимый, условно допустимый или недопустимый. При недопустимом уровне разрабатываются мероприятия по снижению негативного воздействия на здоровье населения.
Проектирование санитарно-защитной зоны — комплексная процедура, состоящая из многих частей. Сначала экологи-проектировщики выявляют на предприятии источники химического загрязнения воздуха и физические факторы воздействия на жителей близлежащих территорий и сравнивают выявленные показатели с установленными гигиеническими нормативами.
Затем разрабатывают и обосновывают перечень мер по снижению влияния вредных химических соединений и физических факторов на здоровье населения. Для действующих предприятий также предусмотрен мониторинг физических показателей и атмосферного воздуха.
По итогам этих оценок и совокупности других показателей экологи-проектировщики определяют достаточный размер санитарно-защитной зоны, после чего согласуют его в органах Роспотребнадзора.
Итогом успешной разработки и согласования проекта СЗЗ является положительное решение по предложенным границам зоны от Главного государственного санитарного врача РФ — на федеральном уровне для объектов I или II класса опасности и на уровне субъекта для остальных классов опасности.
Утвержденные границы ведомство отправляет в Росреестр, где их вносят в градостроительные планы, а на землю в их пределах налагают ограничения.
После разработки проекта необходимо получить экспертное заключение во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» или в другой аккредитованной организации — это занимает около 1−2 месяцев. Следующая ступень — согласование в Роспотребнадзоре, на которое необходим еще месяц. Для действующих объектов также предусмотрены замеры в рамках экологического мониторинга — они обычно занимают от 3 до 12 месяцев. Итого для проектируемого объекта минимально возможный срок разработки и согласования проекта СЗЗ составляет 4 месяца, для действующего объекта — 6 месяцев.
Нормативы и требования к охранным зонам
Охранная зона сетей канализации
Общие нормативные требования представлены в следующих документах:
СНиП 40-03-99 — более новый вариант СНиП 2.04.03-85 — основные требования к проектированию
СНиП 2.07.01-89* — все о планировке и застройке населенных пунктов
СНиП 2.05.06-85* — нормы, относящиеся к магистральным трубопроводам
СНиП 3.05.04-85* — организационные вопросы и приемка работ
Нормы и размеры охранных зон для определенного региона корректируются и принимаются местными городскими или сельскими административными органами управления.
Охранная зона сетей канализации при обычных условиях устанавливается в зависимости от диаметра труб:
до 600 мм — не менее 5 метров от стенок трубопровода
1000 мм и более — от 10 до 25 метров в каждую сторону, в зависимости от предназначения канализационной сети и состава грунта, в котором проложен трубопровод
При определении размеров охранных зон особое внимание уделяют таким параметрам, как:
сейсмологическая опасность
фактические показатели влажности
При неблагоприятных данных размеры охранных зон увеличивают.
СНиП 2.07.01-89* четко регламентирует расстояние по горизонтали от подземных сетей канализации до:
фундамента сооружений — 5 м для напорной и 3 м для самотечной канализационной сети
оси крайнего рельса железнодорожной колеи — 4 м
бордюра проезжей части — 2 м для напорной и 1,5 м для самотечной канализации
опор уличного освещения и контактной сети — 1 м
опор высоковольтных сетей — 3 м
Санитарно-защитная зона водопровода и канализации
Если водопровод проходит по незастроенным территориям, то ширина защитной полосы (санитарно-защитной зоны) зависит от качества грунтов и диаметра трубопровода:
- в сухих грунтах — 10 м при диаметре до 1000 мм и 20 м при больших размерах труб;
- в мокрых грунтах — не менее 50 м.
- Водопровод, охранная зона которого проходит в секторах застройки, может нести дополнительную экологическую и производственную нагрузку. Защитная зона водопровода в районах застройки может быть уменьшена по согласованию с органами СЭС. Законодательно установлен обязательный минимум, который не может быть уменьшен ни при каких обстоятельствах:
- от фундамента зданий и сооружений — не менее 5 м;
- от фундаментов ограждений, эстакад, опор — не менее 3 м;
- от бортового камня улицы — не менее 2 м;
- от опор воздушных линий электропередач — от 1 до 3 м в зависимости от мощности сети.
Таким образом, охранные зоны водопровода и канализации разнятся по ширине в зависимости от внешних факторов.