Кто может применять административное предупреждение?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто может применять административное предупреждение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как мы уже указали выше, это самое мягкое наказание в административном праве. Да, есть ещё устное замечание, которое выносится при малозначительности нарушения водителя. Однако, такое замечание вообще не считается наказанием – автолюбитель таким образом просто освобождается от ответственности.
Статья 3.4. Предупреждение
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
- Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
- Статья 3.5. Административный штраф
Комментарий к ст. 3.4 КоАП
1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.
Единственная установленная форма предупреждения — письменная. Никакие устные замечания правонарушителю, например предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного проступка, не относятся к мерам административного наказания.
Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.
Использовать в своей работе административные наказания могут только специально уполномоченные должностные лица. Их круг четко определен КоАП РФ. В этот перечень входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- налоговые органы и органы налоговой полиции;
- органы внутренних дел;
- таможенные органы и органы экспортного контроля;
- органы и войска пограничной службы;
- государственные инспекции труда;
- органы Госэпидемнадзора, рыбоохраны, государственного экологического контроля;
- органы госпожнадзора, транспортной инспекции;
- ФАС, Роспотребнадзор, органы государственной жилищной инспекции и многие другие.
Всего более 60 органов и должностных лиц могут быть инициаторами вынесения административного предупреждения.
Дополнительные нюансы назначения наказания
Письменное порицание выносится в форме постановления. Это допускается непосредственно на месте выявления проступка (например, за отдельные нарушения ПДД), либо в ходе основного разбирательства дела. Если процессуальный протокол составлен сразу за два и более нарушения закона, подпадающее под разные составы, применяется норма статьи 4.4 КоАП РФ. Мера наказание будет избрана по более строгой статье, в которой не предусмотрено вынесение предупреждения.
Отдельного внимания заслуживает процедура замены штрафа в порядке ст. 4.1.1 КоАП РФ:
- основанием для замены штрафа на более мягкую санкцию может являться акт по итогам проверки контрольных и надзорных органов;
- если по рассматриваемому составу изначально допускается применений предупреждений, но суд или иной орган выбрали штраф, замена не допускается;
- предприятия малого и среднего бизнеса определяются по среднесписочной численности сотрудников, оборотам хозяйственной деятельности.
Что такое предупреждение?
Если Вы спросите у случайного водителя, как накладывается предупреждение за нарушение правил дорожного движения, то в 90 процентах случаев получите ответ, что это устное замечание.
Рассмотрим статью 3.4 КоАП:
1. Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Итак, предупреждение накладывается в письменной форме. Т.е. водитель получает постановление о наложении предупреждения.
На практике оформление предупреждения занимает ровно столько же времени, сколько и оформление штрафа. Именно поэтому сотрудники ГИБДД выносят предупреждения крайне редко. Если уж полицейский взялся оформлять бумаги, то и наказание выпишет в виде штрафа.
Если же водитель получил устное замечание, то можно считать, что водитель вообще не был наказан.
Безусловно, предупреждение является предпочтительным наказанием для водителя, т.к. на практике водитель просто получает постановление. При этом ему не нужно ничего платить (штрафы) и у него ничего не отнимают (право управления, свободу в случае ареста и т.п.).
Тем не менее получение нарушения влечет некоторые последствия. Они будут рассмотрены ниже.
Определение меры административного предупреждения
Меры административного предупреждения это один из вариантов мер административного принуждения с целью предупредить нарушение законов и предотвратить обстоятельства, которые могут быть опасны для лица, социума, страны.
Поводом для обращения к таким мерам может послужить предположение о намеренности гражданина нарушить закон или вероятного приближения отрицательных последствий для субъекта, социума или страны, которые могут произойти по причине природных или техногенных катаклизм.
В качестве такого предупреждения может быть:
- повторная проверка;
- проверка документов, различного имущества;
- досмотр субъекта или его транспорта;
- административное задержание;
- введение карантина;
- принудительное выселение из ветхого жилья;
- надзор за субъектами, вышедших из мест лишения свободы;
- контроль за следованием правилам пожарной безопасности и т.д.
Когда можно вынести предупреждение по коап
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ)
1. Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 410-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 18.03.2019 N 27-ФЗ, от 08.12.2020 N 410-ФЗ, от 11.06.2021 N 203-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.
Комментарий к ст. 3.4 КоАП
1. Предупреждение как мера административного наказания выносится только в письменной форме. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например в области дорожного движения (см., например, КоАП РФ ст. 12.1, ч. 1 ст. 12.2, 12.3 и др.), или к несовершеннолетним в возрасте до восемнадцати лет.
Вынесение предупреждения в письменной форме является своего рода напоминанием правонарушителю, что совершение однородного административного правонарушения повторно, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок один год, предусмотренный КоАП РФ (ст. 4.6), является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено.
Повторность нарушения как отягчающее обстоятельство
От чего зависит и как исчисляется срок, когда лицо подвергнуто административному наказанию.
Постановлением от 23 июня 2020 г. № 28-П (далее – Постановление) Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проблема, рассмотренная КС, заключается в наличии двух альтернативных – и при этом взаимоисключающих – вариантов толкования положений, определяющих период, в течение которого лица, уплатившие административный штраф, в том числе в половинном размере, до вступления постановления о его назначении в силу считаются подвергнутыми административному наказанию, а правонарушение – совершенным повторно.
Повторность совершения правонарушения может быть как обстоятельством, отягчающим административную ответственность (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), так и самостоятельным квалифицирующим признаком составов административных правонарушений, которых становится все больше. На это указал КС РФ в п. 3 постановления.
В ряде случаев совершение правонарушения в период, когда лицо не было подвергнуто наказанию (т.е. допустило нарушение впервые), означает возможность назначения в качестве наказания предупреждения (ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.5 ст. 4.1, ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Таким образом, понимать, повторно совершено правонарушение или нет, в ряде случаев важно для правильной квалификации правонарушения и всегда – для назначения наказания.
Статьей 4.6 КоАП РФ предусмотрено, что «лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления».
Иначе говоря, до вступления в силу постановления и после истечения года со дня окончания его исполнения лицо не считается подвергнутым наказанию, то есть о повторности говорить нельзя, поэтому административные правонарушения считаются совершенными впервые.
Это общее правило, не зависящее от вида назначенного наказания (предупреждение, административный штраф, лишение специального права и пр.).
В деле об административном правонарушении, в связи с которым была подана жалоба в Конституционный Суд РФ, применена ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ, которой установлена повышенная ответственность за повторное нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 12.9 Кодекса. Новое постановление по ч. 6 ст. 12.
9 КоАП РФ было вынесено 9 августа 2019 г. за правонарушение, совершенное накануне, а предыдущее постановление по ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ в отношении того же правонарушителя исполнено 13 июля 2018 г., хотя вступило в силу только 28 августа того же года. Суды при обжаловании постановления по ч. 6 ст. 12.
9 КоАП РФ переквалифицировали правонарушение на ч. 3 ст. 12.9 КоАП РФ, придя к выводу, что срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, зависит от времени, когда исполнение постановления о его назначении окончено, а не от даты его вступления в силу.
И поступили правильно.
Статья 32.2 КоАП предусматривает сокращение штрафа вдвое при условии оплаты его в течение 20 дней со дня вынесения (а не вступления в силу) постановления о назначении наказания. Такая возможность для правонарушений в области дорожного движения установлена ч. 1.3 ст. 32.2 Кодекса.
Федеральным законом от 23 июня 2020 г. № 187-ФЗ были приняты поправки в КоАП РФ, дополняющие ст. 32.2 «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» ч. 1.3–1.
Тем самым возможность сократить штраф распространилась на правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, деятельности саморегулируемых организаций, финансов, рынка ценных бумаг.
Она реализуется, если лицо, привлеченное к административной ответственности за одно из этих правонарушений, либо иное физическое или юридическое лицо оплатит сумму административного штрафа в течение 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении.
Кроме того, любой административный штраф может быть уплачен сразу после вынесения постановления о его назначении, не дожидаясь вступления данного документа в силу.
При этом уплата штрафа не лишает привлекаемое к ответственности лицо гарантий государственной защиты прав и свобод и не препятствует обжалованию решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях. Такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию только после вступления постановления по делу об административном правонарушении в силу и не могут быть признаны подвергнутыми административному наказанию со дня исполнения постановления о назначении административного штрафа – т.е. со дня его уплаты, но до вступления постановления в силу (п. 4 постановления).
Первый вариант толкования ст. 4.6 и ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ – изолированно от других норм Кодекса и буквально – следующий: при уплате штрафа до вступления постановления о его назначении в силу срок, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, исчисляемый со дня вступления постановления в силу, но ограниченный годом с момента уплаты штрафа, составит менее года.
Второй вариант интерпретации данных положений – во взаимосвязи с нормами КоАП РФ о порядке исполнения постановления (ст. 31.2 и 32.2) – выглядит таким образом: обязанность уплатить штраф возникает только после вступления постановления в силу. Поэтому годичный период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, должен исчисляться не ранее, чем со дня вступления постановления в силу, что позволяет обеспечить продолжительность указанного срока для дел обо всех административных правонарушениях не менее года (п. 4 постановления).
Как указал Конституционный Суд, до уточнения законодателем положений Кодекса все неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к ответственности лица должны толковаться в его пользу (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
То есть «для лиц, уплативших административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, срок, в течение которого такие лица считаются подвергнутыми административному наказанию, оканчивается по истечении года со дня уплаты назначенного им административного штрафа».
А начинает он исчисляться только после вступления постановления в силу. Таким образом, до внесения изменений в КоАП РФ данный срок фактически может составить менее года.
Использовать в своей работе административные наказания могут только специально уполномоченные должностные лица. Их круг четко определен КоАП РФ. В этот перечень входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних;
- налоговые органы и органы налоговой полиции;
- органы внутренних дел;
- таможенные органы и органы экспортного контроля;
- органы и войска пограничной службы;
- государственные инспекции труда;
- органы Госэпидемнадзора, рыбоохраны, государственного экологического контроля;
- органы госпожнадзора, транспортной инспекции;
- ФАС, Роспотребнадзор, органы государственной жилищной инспекции и многие другие.
Выдача устного предупреждения
Если устное предупреждение оправданно, оно редко переходит в формальные дисциплинарные процедуры и его достаточно, чтобы достичь желаемого результата. Как и в любой другой ситуации, до выдачи предупреждения, менеджер и все заинтересованные стороны должны действовать справедливо и давать возможность сотруднику разъяснить свое видение ситуации.
Как правило, устное предупреждение выдается в присутствии свидетелей, это дает два эффекта. Первый в том, что есть кому подтвердить сделанное замечание, а второй профилактика для остальных подчиненных.
При выдаче устного предупреждения руководитель должен убедиться, что работник понимает: – почему оно было выдано; – какие действия требуются для исправления ситуации; – будущие последствий, если не принять во внимание предупреждение.
Как пример можно рассмотреть следующий текст. «Анатолий, как вы знаете, Игорь сообщил мне, что вы обругали его во время чаепития сегодня в столовой (Определены обе стороны, указывается характер и дата, время и место совершенного преступления.) Я услышал ваше видение этой истории, и слышал мнение Игоря. Прекрасно, что вы смогли признать ошибку и извинились. Вместе с тем такое поведение противоречит дисциплинарному кодексу компании. Сейчас я даю вам устное предупреждение в присутствии коллег и напоминаю, что ругать своих коллег по какой-либо причине неприемлемо и недопустимо. Вы предупреждены о необходимости исключить нецензурные или оскорбительные выражения в отношении любого лица в этой компании.(Это говорит виновному, что он должен сделать, чтобы исправить ситуацию.)
Предупреждение действует в течение 3 месяцев,(это обозначает,сколько времени дается на исправление вопроса), и если выне примите во внимание данное предупреждение, то будут применены более строгие дисциплинарные методы. (Это показывает, что произойдет, если инцидент повторится).Как вы поняли, что я имел ввиду, говоря о предупреждении, и что произойдет, если вы не исправите поведение?» (Это гарантирует отсутствие недопонимания со стороны виновного.)
После выдачи предупреждения менеджеру необходимо записать в своем ежедневнике или ином подходящем месте, где информация сохранится на будущее, что предупреждение было выдано, дату и время, причину и срок его действия.
Нет смысла размещать в личном деле информацию об устном предупреждении, так как проступок не настолько важен и решается в рамках коллектива. Если в течение испытательного срока рецидива аналогичного поведения не произойдет, примечания, сделанные менеджером в своем дневнике, могут быть удалены.
Если же устное предупреждение выдавалось и ситуация не поменялась, то пора приступать к более кардинальным шагам и начать подготовку письменного предупреждения.
Меры административного процессуального обеспечения
Мерами административно-процессуального обеспечения являются меры административного принуждения, которые применяются для воплощения целей административного процесса.
Какие меры будут применяться зависит от вида правовых ограничений. Данные меры носят ограничительный характер:
- личных нематериальных прав;
- материальных прав;
- организационного плана.
По типу функций их можно разделить на меры:
- административного процессуального пресечения;
- нацеленные на получение доказательств;
- направленные на осуществление административных наказаний.
К более встречающимся можно отнести:
- административное задержание;
- личный досмотр или вещей, товаров;
- конфискация вещей и документов;
- отстранение от управления транспортным средством;
- проверку на состояние опьянения;
- задержание транспортного средства и т.д
Комментарий к ст. 3.4 КоАП РФ
1. Предупреждение представляет собой особую разновидность правоохранительных санкций. В отличие от других видов административных наказаний, предусмотренных КоАП, вынесение предупреждения не влечет за собой ограничений конституционных прав и свобод нарушителя. Основная цель вынесения указанного наказания — превентивное воздействие на волю нарушителя, препятствующее рецидиву проступка. Предупреждение выносится только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда. Вынесение предупреждения корригирует нравственные устои нарушителя и тем самым содействует его социальной адаптации.
Особенность предупреждения выражается также в форме его применения: специальное указание в КоАП на письменную форму вынесения предупреждения свойственно только данному административному наказанию.
В отличие от предупреждения, устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является наказанием.
2. В вынесении официального порицания выражается неодобрение, осуждение противоправного деяния нарушителя.
Судебная практика по статье 3.4 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-13000 от 20.09.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 304-АД16-17441 от 27.12.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 302-АД17-7053 от 19.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 308-АД17-9230 от 28.07.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 306-АД17-13324 от 10.10.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 305-АД17-14937 от 12.10.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 309-АД17-7246 от 20.06.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-17589 от 28.12.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Определение N 310-АД17-14730 от 12.10.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация
Решение Верховного суда: Постановление N 127-АД17-7 от 20.07.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор
- Первая
- «
- Последняя
Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.
В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.
По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.
Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.