Правила казначейского сопровождения средств на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила казначейского сопровождения средств на 2021 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Счета по санкционированию расходов предназначены для ведения автономными учреждениями учета сумм утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее — план) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам) (далее — плановые назначения), а также принятых учреждениями обязательств (денежных обязательств) на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год (п. 308 Инструкции N 157н).
Напомним, что под обязательствами учреждения понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности автономного учреждения предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства. Денежными обязательствами признаются обязанности учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства согласно выполненным условиям гражданско-правовой сделки, заключенной в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Учет принимаемых и отложенных обязательств (санкционирование расходов учреждения)
В первую очередь необходимо вспомнить о том, что существует проект внесения изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н. Так, в Инструкцию № 157н были введены новые счета:
Новый счет | Пояснения |
502 07 000 «Принимаемые обязательства» | Счет предназначен для учета учреждением, финансируемым из средств бюджета, сумм бюджетных обязательств рамках ЛБО, принимаемых при определении конкурентным способом исполнителей, подрядчиков, поставщиков (путем назначения конкурсов, запросов предложений, аукционов, запроса котировок). |
0 502 09 000 «Отложенные обязательства» | Предназначен для учета сумм отложенных бюджетных обязательств учреждениями, финансируемыми из средств бюджета. Предполагается, что обязательства возникли в связи с принятием на себя иных обязательств (оплату гарантийного ремонта по просьбе покупателя, оплату отпусков за фактически отработанное время, оплату текущего обслуживания по договорам поставки, оплату компенсации за неиспользованный отпуск), а также расходных обязательств, которые подлежат оспариванию через суд (взыскание судебных издержек, штрафных санкций и пеней, вытекающих из ГПД (контрактов)). |
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
Раздел 5. Санкционирование расходов бюджета
Санкционирование по текущему финансовому году
Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)
Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)
Санкционирование по второму году, следующему за очередным
Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)
Лимиты бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств текущего финансового года
Лимиты бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
Лимиты бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным
Доведенные лимиты бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств к распределению
Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств
Переданные лимиты бюджетных обязательств
Полученные лимиты бюджетных обязательств
Лимиты бюджетных обязательств в пути
Утвержденные лимиты бюджетных обязательств
Принятые обязательства на текущий финансовый год
Принятые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)
Принятые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)
Принятые обязательства на второй год, следующий за очередным
Принятые денежные обязательства
Принятые денежные обязательства
Бюджетные ассигнования текущего финансового года
Бюджетные ассигнования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года)
Бюджетные ассигнования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным)
Бюджетные ассигнования второго года, следующего за очередным
Доведенные бюджетные ассигнования (в части расходов бюджета)
Доведенные бюджетные ассигнования (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Бюджетные ассигнования к распределению (в части расходов бюджета)
Бюджетные ассигнования к распределению (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам (в части расходов бюджета)
Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Переданные бюджетные ассигнования (в части расходов)
Переданные бюджетные ассигнования (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Полученные бюджетные ассигнования (в части расходов)
Полученные бюджетные ассигнования (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Бюджетные ассигнования в пути (в части расходов бюджета)
Бюджетные ассигнования в пути (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Утвержденные бюджетные ассигнования (в части расходов бюджета)
Утвержденные бюджетные ассигнования (в части источников финансирования дефицита бюджета)
Сметные (плановые, прогнозные) назначения
Сметные (плановые, прогнозные) назначения
Утвержденный объем финансового обеспечения
Утвержденный объем финансового обеспечения
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Ответы на распространенные вопросы про санкционирование расходов учреждения
Вопрос №1: В 2015 году ЛБО на 2016 и 2017 годы до главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета не были доведены. То есть учреждениям, финансируемым из средств федерального бюджета, они не достались. А бюджетные обязательства должны быть приняты в рамках доведенных ЛБО. Как быть в подобных случаях?
Ответ: Когда ЛБО не доводились до получателей средств бюджета, Минфин РФ рекомендовал не расторгать ранее заключенные договоры по собственной инициативе, если они подлежали оплате в 2016-2017 годах. Заказчики должны были согласовать новые условия контрактов, исполнение которых намечено на 2015 год (в этом году ЛБО были доведены в размере 90% объема бюджетных ассигнований), включая цены и сроки исполнения контракта, количества товара, обеда работ и услуг.
Вопрос №2: В Инструкции № 157н нет проводок с применением новых счетов 0 502 07 000 и 0 502 09 000. Изменения же Инструкции № 162н находятся на стадии проекта. Как тогда стало известно о том, как отражать в учете принимаемые и отложенные обязательства?
Ответ: В связи с тем, что проводок в Инструкции по новым счетам еще нет, а Инструкция 162н находится в стадии проекта, Министерство финансов опубликовало Письмо от 07.04.2015 № 02-07-07/19450, в котором изложило порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств, а также привело примеры отражения операций в бухгалтерском учете.
Новый порядок санкционирования денежных обязательств в 2021 году
Орган ФК при получении распоряжения обязан провести проверку на наличие реквизитов. Согласно п. 4 Порядка №257н необходимо наличие следующих реквизитов:
-
кода участника бюджетного процесса по сводному реестру;
-
номера соответствующего лицевого счета;
-
подписей, представленным ПБС для открытия определенного лицевого счета;
-
кодов классификации расходов федерального бюджета, по которым необходимо произвести перечисление;
-
наименования, банковских реквизитов, ИНН, КПП;
-
вида средств;
-
суммы перечисления и кода валюты
-
серии и номера чека, а также его срока действия;
-
фамилии, имени и отчества получателя средств по чеку и данных документа, удостоверяющих личность;
-
данных для осуществления налоговых и иных обязательств платежей в бюджеты РФ;
-
реквизитов документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства;
-
реквизитов документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг.
1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются средства в валюте Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 5 Федерального закона от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее соответственно — целевые средства, Федеральный закон), предоставляемые юридическим лицам на основании:
соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) (далее — субсидии), договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, договоров о предоставлении взносов в уставные (складочные) капиталы юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), вкладов в имущество юридических лиц (дочерних обществ юридических лиц), не увеличивающих их уставные (складочные) капиталы (далее — взнос (вклад), источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции, соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) субсидий юридическим лицам (грантов в форме субсидий), в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона (далее при совместном упоминании — соглашение), или нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления субсидий юридическим лицам (грантов в форме субсидий) из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета — в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 5 Федерального закона), если указанными актами заключение договора (соглашения) о предоставлении субсидии юридическим лицам не предусмотрено (далее — нормативный правовой акт о предоставлении субсидии);
государственных контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения государственных нужд, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 2 статьи 5 Федерального закона (далее — государственный контракт);
государственных (муниципальных) контрактов о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более государственными заказчиками для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальными заказчиками для обеспечения муниципальных нужд), контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), договоров (соглашений) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации (муниципальным бюджетным и автономным учреждениям) из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), и концессионных соглашений, в соответствии с которыми осуществляются бюджетные инвестиции, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), если источником финансового обеспечения указанных расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, предоставляемые из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) (далее при совместном упоминании — договор о капитальных вложениях);
контрактов (договоров) о поставке товаров, (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более федеральными бюджетными или автономными учреждениями, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее соответственно — заказчик-учреждение, контракт учреждения);
контрактов (договоров) о поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), заключаемых фондом капитального ремонта субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются средства, получаемые им за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах (далее — договор о проведении капитального ремонта);
договоров, контрактов, соглашений, заключаемых в рамках исполнения государственных контрактов, соглашений, нормативных правовых актов о предоставлении субсидии, контрактов учреждений, договоров о капитальных вложениях, договоров о проведении капитального ремонта (далее при совместном упоминании — договор).
Положения настоящего Порядка, установленные для юридических лиц, распространяются на индивидуальных предпринимателей, обособленные (структурные) подразделения юридических лиц, а в случае предоставления целевых средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) — на крестьянские (фермерские) хозяйства.
Санкционирование – это утверждение расходных статей бюджетных структур государством как высшей инстанцией. В эту процедуру входят:
- установление предельных размеров и количества денежных обязательств;
- контроль;
- учет.
К СВЕДЕНИЮ! Санкционирование необходимо для того, чтобы организация не брала на себя обязательств, не обеспеченных государственным финансированием, а также не рассчитывала на это финансирование по непрофильным обязательствам.
В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:
- в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
- в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.
Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.
Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).
ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований.
Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:
- объем получаемых средств;
- целевое назначение выделенных денег;
- распределение финансов по кварталам.
Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.
Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.
Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.
Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2021 году
В соответствии с пунктами 1, 2, абзацем третьим пункта 5 статьи 219 и частью второй статьи 219.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2019, N 30, ст. 4101; N 52, ст. 7797) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 января 2017 г., регистрационный N 45354);
приказ Министерства финансов Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. N 198н «О внесении изменений в Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 декабря 2017 г., регистрационный N 49186).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.10. 2020 г. N 257н
1. Настоящий Порядок устанавливает порядок санкционирования территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) оплаты за счет средств федерального бюджета денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Для оплаты денежных обязательств получатель средств федерального бюджета (администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (далее — соответствующий лицевой счет) распоряжение о совершении казначейского платежа в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством (далее — Распоряжение, порядок казначейского обслуживания).
Пункт 4 статьи 242.14 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
3. Орган Федерального казначейства проверяет Распоряжение на наличие в нем реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка (с учетом положений пункта 5 настоящего Порядка), на соответствие требованиям, установленным пунктами 6, 7, 10 и 11 настоящего Порядка, а также наличие документов, предусмотренных пунктами 7 — 9 настоящего Порядка:
не позднее рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) Распоряжения в орган Федерального казначейства;
не позднее четвертого рабочего дня, следующего за днем представления получателем средств федерального бюджета Распоряжения в орган Федерального казначейства, в случаях, установленных абзацем вторым подпункта 16 пункта 6 настоящего Порядка.
4. Распоряжение проверяется на наличие в нем следующих реквизитов и показателей:
1) подписей, соответствующих имеющимся образцам, представленным получателем средств федерального бюджета (администратором источников финансирования дефицита федерального бюджета) для открытия соответствующего лицевого счета в порядке, установленным Федеральным казначейством ;
Пункт 9 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 52, ст. 7797).
2) уникального кода получателя средств федерального бюджета по реестру участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, порядок формирования и ведения которого устанавливается Министерством финансов Российской Федерации (далее — код участника бюджетного процесса по Сводному реестру), и номера соответствующего лицевого счета;
Абзац двадцатый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 52, ст. 6983).
3) кодов классификации расходов федерального бюджета (классификации источников финансирования дефицитов федерального бюджета), по которым необходимо произвести перечисление, уникального кода объекта капитального строительства или объекта недвижимости, отраженного на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, кода мероприятия ведомственной программы цифровой трансформации мероприятий государственных органов, направленных на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее — мероприятие по информатизации), доведенных до органа Федерального казначейства в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета (далее — Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета), в случае оплаты денежных обязательств, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты капитального строительства или объекты недвижимого имущества, или с реализацией мероприятий по информатизации, а также текстового назначения платежа;
Абзац восемнадцатый статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2017, N 47, ст. 6841).
С 2011 года бюджетные структуры, которые учреждены государством или муниципалитетами, делятся на 3 разновидности:
- автономные;
- бюджетные;
- казенные.
Законодатель в целях оптимизации регулирования бухучета в отмеченных структурах разработал специальные НПА. Главный из них — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н, утвердивший, в частности, Единый план по счетам бухучета.
Юрисдикция приказа Минфина России № 157н распространяется на все разновидности учреждений, функционирующие в рамках бюджетной системы РФ. Однако с целью повышения эффективности регулирования учета в различных разновидностях соответствующих структур законодателем были изданы дополнительные НПА:
- приказ Минфина от 06.12.2010 № 162н, который регулирует учет финансовых и хозяйственных операций в учреждениях, классифицируемых как казенные, а также в фондах — ПФР, ФСС, ФФОМС и органах власти (ниже мы рассмотрим пределы юрисдикции данного НПА подробнее);
- приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н, в котором утверждены нормы, регулирующие учет финансовых операций в бюджетных учреждениях;
- приказ Минфина от 23.12.2010 № 183н, положения которого регулируют бухучет в учреждениях, классифицируемых как автономные.
Исследуя особенности законодательного регулирования бухучета в бюджетных структурах РФ, следует уделить большое внимание понятийному аппарату законодателя.
Приведем нюансы учета в рассматриваемой структуре:
- Учредитель участвует в управлении финансами.
- Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
- Доходы от работы направляются в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
- Операции с ценными бумагами не проводятся.
- Структура не имеет прав на использование УСН.
Вопрос: Как отразить в учете организации — плательщика ЕСХН расчеты с казенным учреждением по аренде земельного участка, находящегося в федеральной собственности?
Согласно договору аренды:
— арендная плата в сумме 90 000 руб. уплачивается до 15-го числа месяца, следующего за расчетным;
— стоимость арендуемого земельного участка равна 3 000 000 руб.
Земельный участок используется организацией для выращивания сельскохозяйственных культур. Договор аренды заключен на срок менее года.
Посмотреть ответ
Также существенными являются следующие особенности:
- Данные об активах фиксируются за балансом. Двойная запись не применяется.
- Учреждение использует только ОСНО.
Налоги не начисляются только на доход от основной деятельности.
ВАЖНО! Субъекту нужно направлять декларацию. Однако допускается предоставление документа в сжатом виде. Указывается минимальная информация.
Бухгалтерский учет в казенном учреждении за 2021 год
Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.
Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:
- Разрабатывать и утверждать учетную политику.
- Назначать ответственных лиц.
- Вести первичную и учетную документацию.
- Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
- Составлять финансовую отчетность.
Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.
ВАЖНО!
Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.
Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.
Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:
- приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
- приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
- приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.
В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.
ВАЖНО!
Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.
Начало ► ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета 2021 Важно!Задавайте вопросы и читайте обсуждение по Плану счетов в разделе Вашему вниманию предлагается важная информация, без которой бухгалтер не сможет выполнять свою работу.
Бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета 2021 во всех коммерческих организациях всех форм собственности, применяющих бухучет финансово хозяйственной деятельности методом двойной записи.
Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.Примечание: Указанный план счетов не применяют кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.План счетов бухгалтерского учета — это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.
В нем приведены наименования и номера синтетических
Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.
Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.
Все счета классифицируются на:
- Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
- Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
- Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.
Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».
Как санкционируют операции участников казначейского сопровождения с 2022 года
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
- Новые счета. В 2017 году план счетов для отражения операций санкционирования пополнился следующими счетами:
- 050203000 – данные о принятых авансовых обязательствах;
- 050204000 – сведения об обязательствах к выполнению;
- 050205000 – информация о выполненных обязательствах.
- Перерегистрация обязательств. Показатели, отражающие остатки на счетах аналитического учета по исполненным обязательствам, не переносятся на следующий финансовый год, а перерегистрируются, то есть каждый новый отчетный год, принимая новые обязательства, должен учитывать и обязательства прошлых периодов.
- Авансовые обязательства – новое понятие, введенное в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов.
С 2022 года произошли значительные изменения в работе бюджетных заказчиков. Во-первых, реформировали 44-ФЗ. Во-вторых, существенно изменили БК РФ. В-третьих, скорректировали порядок казначейского сопровождения и санкционирования операций с деньгами участников казначейского сопровождения с учетом новых законодательных норм. Все правила и показания по КС в 2022 году приведены в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021. А порядок санкционирования закреплен в Приказе Минфина № 214н от 17.12.2021.
Напомним, что участники казначейского сопровождения — это компании, индивидуальные предприниматели и граждане, которые, будучи производителями или поставщиками товаров, работ или услуг, получают деньги по госконтрактам — это определение дано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.
А вот что изменилось в КПС с 2022 года — с 01.01.2022 применяются новые правила для классификационных признаков счета, то есть первых 17 разрядов в структуре номера счета бюджетного учета. Их еще называют признаки поступлений и выбытий (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). В связи с изменением в 2022 году кодов бюджетной классификации надо делать перенос остатков на новые КПС (Приказ Минфина № 75н от 08.06.2021).
С 01.01.2022 ввели новые КБК. Изменилось и применение КПС в 2022 году: если у вас есть остатки, перенесите сведения со старых признаков счета на новые. Загрузите в бухгалтерскую программу (к примеру, в БГУ) новый классификатор КПС и создайте документ «Перенос остатков». Но не забудьте, что в старом КПС надо поставить дату окончания его действия. При наличии укажите источник финансового обеспечения — ИФО.
Все про переходящий контракт в 2022 году читайте в статье «Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году»
А теперь разберем, как применять КРКС в 2022 году: это новый дополнительный классификатор — классификатор расходов контрактной системы. Его ввели в подсистему исполнения контрактов для бюджетных и автономных учреждений. КРКС разделяет утвержденный объем финансирования в ПФХД на контрактуемые статьи расходов по 44-ФЗ и 223-ФЗ и неконтрактуемые статьи расходов.
В пользовательских руководствах локальных информационных систем разъясняется, кто вносит КРКС, — заказчики, бюджетные и автономные учреждения. Изменения надо внести в первоначальный план финансово-хозяйственной деятельности, в плановые показатели БУ/АУ. Необходимо скорректировать детализацию документа и заполнить КРКС.
Вот какие значения КРКС применяются заказчиками:
- 110 — расходы на закупки по 44-ФЗ;
- 210 — расходы на закупки по 223-ФЗ;
- 910 — неконтрактуемые расходы.
Если по одному и тому же КБК проводятся закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, после утверждения ПФХД внесите в план изменения и разделите код на 2 строки, выбрав нужный КРКС — 110 или 210. По каждому коду укажите объем финансирования. Таким же образом сделайте разбивку, если по одному КБК проводите контрактуемые и неконтрактуемые расходы.
Санкционирование проводят для всех операций со средствами участников казначейского сопровождения по условиям:
- государственных и муниципальных контрактов о поставке товаров, работ, услуг;
- договоров и соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций, предоставлении взносов в уставный капитал за счет субсидий и бюджетных инвестиций;
- контрактов и договоров на поставку товаров, работ и услуг, источником финансирования по которым являются средства госконтрактов и договор о субсидиях, бюджетных инвестициях.
ВАЖНО! Весь обмен документами между организациями и казначействами организован в электронном виде и требует использования усиленных квалифицированных ЭП. Обязательно требуется загрузка из СУФД в АЦК в 2022 году всех расходных документов.
Участник КС, желающий получить от ТОФК одобрение операции, направляет в уполномоченный орган:
- платежное получение;
- заявку на получение наличности;
- заявку на получение денег на карту.
Специалист ТОФК проверяет заявку на расходование средств, все сопроводительные документы и проводит платеж. Это упрощенная схема санкционирования.
Подробный порядок санкционирования расходов бюджетных и автономных учреждений в 2022 году представим в виде пошаговой инструкции.
Шаг 1. Участник КС формирует и предоставляет в территориальный отдел ФК сведения об операциях с целевыми средствами (приложение № 1 к Приказу № 214н). В них необходимо указать источники поступления целевых средств (приложение № 2) и направления расходования целевых средств (приложение № 3). Такие сведения соответствуют предмету госконтракта.
Сведения для участника КС (поставщика) утверждает государственный или муниципальный заказчик или сам поставщик, если это указано в условиях государственного или муниципального контракта.
ТОФК не просто проверяет предоставленные сведения об операциях с целевыми средствами, но и осуществляет контроль над поставщиками (участниками КС) и заказчиками, которым довели бюджетные средства. Меры бюджетного мониторинга применяются в отношении региональных участников КС, если они заявляют к согласованию операции на сумму от 600 000 рублей. Проверка ТОФК длится один рабочий день — следующий рабочий день за днем поступления документов от участника КС. Для контроля используют и программу АЦК «Финансы» в 2022 году, и СУФД, и локальные информационные системы и подсистемы. Если результат проверки ТОФК не удовлетворил, то на лицевом счете организации устанавливается запрет на осуществление операций. Заказчика об этом обстоятельстве уведомляют. Организация вправе устранить обстоятельства, из-за которых ей отказали в проведении операции, после чего запрет отменят.
Проверка ТОФК проводится и на этапе осуществления операции. Если контролеры обнаружат признаки финансовых нарушений в отношении компаний, ИП или физических лиц, которые получают деньги от участника КС, то операцию приостановят и об этом проинформируют заказчика. После этого заказчик обязан направить в ТОФК уведомление об обоснованности или необоснованности такого приостановления. Если заказчик этого не сделает, то ТОФК возобновляет проведение операций на лицевом счете компании.
Бюджетные и автономные учреждения ежегодно составляют план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), который утверждается:
-
на текущий финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете принимается на один финансовый год;
-
на текущий финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете принимается на очередной финансовый год и плановый период и действует в течение срока этого закона (решения).
В плане приводятся показатели по ожидаемым поступлениям и выплатам (см. п. 8 Требований № 81н, п. 9 Требований № 186н).
Обратите внимание! Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н, утрачивают силу с 1 января 2020 года).
Требования к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, применяются при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения начиная с плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения на 2020 год (на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов).
С 2022 года в Инструкции № 191н произойдут изменения
С отчетности 2022 года применяются положения ФСБУ «Отчет о движении денежных средств», которые касаются отражения информации о производных финансовых инструментах. Кроме того, учитывайте изменения при составлении годовой отчетности для казенных учреждений за 2022 год: Минфин скорректировал инструкции №33н и 191н (Приказы №292н от 30.11.2022, №311н от 16.12.2022). Вот что изменилось:
- Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
- Результаты деятельности субъекта БО.
- Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
- Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
- Прочие вопросы деятельности субъекта БО.
В этой статье хочу затронуть один из сложных и вызывающих много вопросов раздел учета – это санкционирование в казенных учреждениях. Расскажу, какими документами в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 редакции 1.0 вносить данные по смете, а также какой отчет поможет получить актуальную информацию об исполнении бюджетных обязательств.
Графа «Бюджетные данные (ЛБО)» заполняется из рассмотренного выше документа «Бюджетные данные ПБС/АИФ».
Следующая графа — «Принято обязательств (за счет ЛБО)» — отражает информацию документа «Принятые бюджетные обязательства», который заполняется на основании заключенных договоров. Подробнее о работе с документом «Принятые бюджетные обязательства» можно почитать в статье «Учет договоров в 1С: Бухгалтерии государственного учреждения 8 ред.1.0».
Графа «Кассовые выбытия» обобщает для отчета информацию из одноименных документов.
В последнем столбце вы можете видеть разницу между перечисленными графами и узнать сумму неисполненных бюджетных обязательств, т.е. иными словами – остаток по смете.
Если у вас возникнут вопросы по работе с рассмотренными документами или отчетом, обязательно задавайте их в комментариях к статье. Успешной работы в программах 1С!
Обработку «Перерегистрация обязательств» следует запускать в первый рабочий день нового года. По кнопке «Заполнить» на закладке «Договоры и иные основания обязательств» табличная часть будет заполнена списком договоров, по которым в завершаемом финансовом году были приняты обязательства на плановые периоды. Такие обязательства подлежат перерегистрации в новом году.
Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:
В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2022 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.
Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);
- Учредитель участвует в управлении финансами.
- Счета открываются в казначействе.
- Финансирование осуществляется в пределах сметы.
- Доходы от работы направляются в бюджет.
- Учреждение не имеет прав собственности на имущество.
- Операции с ценными бумагами не проводятся.
- Структура не имеет прав на использование УСН.
Порядок и учет санкционирования расходов
После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.
ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
- Новые счета. В 2017 году план счетов для отражения операций санкционирования пополнился следующими счетами:
- 050203000 – данные о принятых авансовых обязательствах;
- 050204000 – сведения об обязательствах к выполнению;
- 050205000 – информация о выполненных обязательствах.
- Перерегистрация обязательств. Показатели, отражающие остатки на счетах аналитического учета по исполненным обязательствам, не переносятся на следующий финансовый год, а перерегистрируются, то есть каждый новый отчетный год, принимая новые обязательства, должен учитывать и обязательства прошлых периодов.
- Авансовые обязательства – новое понятие, введенное в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов.
Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств
Во-первых, казначейское сопровождение теперь распространяется на:
а) государственные (муниципальные) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
б) соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций в соответствии со статьей 80 БК РФ, договоры о предоставлении взносов в уставные капиталы (вкладов в имущество) юридических лиц;
в) контракты о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, источником финансового обеспечения которых являются средства, указанные в п. «а» и «б» (цепочка кооперации).
г) концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и их кооперацию, если предусмотрены требования об осуществлении казначейского сопровождения.
Формулировки условий даны в письме Минфина от 30.12.2021 N 09-02-06/108295. При базовом казначейском сопровождении в договор теперь надо обязательно включать во-первых, условия, установленным пунктом 3 статьи 242.23 БК РФ, устанавливающие запрет на перечисление средств с лицевого счета:
1) в качестве взноса в уставный капитал или имущество другого юридического лица;
2) в депозиты, иные финансовые инструменты;
3) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическому лицу, за исключением:
— оплаты обязательств в соответствии с валютным законодательством РФ;
— оплаты труда с учетом начислений, социальных выплат, иных выплат;
— оплаты фактически поставленных товаров (выполненных работ, услуг), в случае, если участник казначейского сопровождения не привлекает иных юридических лиц;
— возмещения произведенных расходов (части расходов), если условиями договоров предусмотрено возмещение;
Есть нюанс. Из формулировки исчезло окончание: «или в случае полного исполнения договора», имевшееся в Правилах казначейского сопровождения в 2021 году (Постановления № 2106 от 15.12.2020г. и №2153 от 18.12.2020г.). Теперь возместить затраты стало сложнее.
4) на счета, открытые в учреждении ЦБ РФ или в кредитной организации юридическим лицам, заключившим с участником казначейского сопровождения договоры за исключением приобретения услуг связи по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений, коммунальных услуг, электроэнергии, гостиничных услуг, услуг по организации и осуществлению перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, авиационных и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, подписки на периодические издания, в целях аренды, осуществления работ по переносу (переустройству, присоединению) принадлежащих участникам казначейского сопровождения инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, а также в целях проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности, осуществления страхования в соответствии со страховым законодательством, в целях приобретения услуг по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами.
Во-вторых, п.10 Постановления № 2024 от 24.11.2021г.:
а) о запрете или отказе в осуществлении операций на лицевом счете при наличии оснований, указанных в пп. 10 и 11 ст. 242.13-1 БК РФ – бюджетный мониторинг, подробнее здесь.
б) о санкционирования расходов в соответствии с Сведениями об операциях с целевыми средствами. Подробнее о санкционировании и о том, как составить Сведения здесь.;
в) о проведении операций на основании документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств (документы-основания);
г) об указании в распоряжениях, договоре, а также в документах-основаниях идентификатора государственного (муниципального) контракта (ИГК).
д) о ведении раздельного учета доходов, затрат, произведенных в целях достижения результатов, установленных при предоставлении целевых средств по каждому договору , подробнее здесь;
е) о возврате на лицевые счета целевых средств, размещенных на депозитах не позднее 25 декабря текущего года;
ж) о перечислении целевых средств на счета в ЦБ РФ или в банке, при оплате обязательств, предусмотренных пп. 3 п. 3 статьи 242.23 БК РФ, а также обязательств по накладным расходам, связанным с исполнением договора;
з) об особенностях проведения операций по зачислению и списанию целевых средств при применении казначейского обеспечения обязательств.
Помимо базовых условий, есть иные условия при казначейском сопровождении:
— субсидий;
— государственных контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) пп. 2 ч. 1 ст. 93 закона 44 ФЗ, а также договоров, заключаемых в рамках их исполнения;
— контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Подробнее о том, как составить договор ГОЗ здесь.
В целях применения кодов видов расходов государственные и муниципальные учреждения руководствуются Порядком N 85н. Новации коснулись и данного правового акта.
Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2021 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2021 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.
Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.
Одно небольшое уточнение! КВР 247 не применяется для отражения расходов, поименованных по данному коду, но осуществляемых за пределами территории РФ.
До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
- 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
- 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Как санкционируют операции участников казначейского сопровождения с 2022 года
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
- Новые счета. В 2017 году план счетов для отражения операций санкционирования пополнился следующими счетами:
- 050203000 – данные о принятых авансовых обязательствах;
- 050204000 – сведения об обязательствах к выполнению;
- 050205000 – информация о выполненных обязательствах.
- Перерегистрация обязательств. Показатели, отражающие остатки на счетах аналитического учета по исполненным обязательствам, не переносятся на следующий финансовый год, а перерегистрируются, то есть каждый новый отчетный год, принимая новые обязательства, должен учитывать и обязательства прошлых периодов.
- Авансовые обязательства – новое понятие, введенное в Инструкцию № 157н по применению Единого плана счетов.
С 2022 года произошли значительные изменения в работе бюджетных заказчиков. Во-первых, реформировали 44-ФЗ. Во-вторых, существенно изменили БК РФ. В-третьих, скорректировали порядок казначейского сопровождения и санкционирования операций с деньгами участников казначейского сопровождения с учетом новых законодательных норм. Все правила и показания по КС в 2022 году приведены в Постановлении Правительства № 2024 от 24.11.2021. А порядок санкционирования закреплен в Приказе Минфина № 214н от 17.12.2021.
Напомним, что участники казначейского сопровождения — это компании, индивидуальные предприниматели и граждане, которые, будучи производителями или поставщиками товаров, работ или услуг, получают деньги по госконтрактам — это определение дано в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.
А вот что изменилось в КПС с 2022 года — с 01.01.2022 применяются новые правила для классификационных признаков счета, то есть первых 17 разрядов в структуре номера счета бюджетного учета. Их еще называют признаки поступлений и выбытий (Приказ Минфина № 162н от 06.12.2010). В связи с изменением в 2022 году кодов бюджетной классификации надо делать перенос остатков на новые КПС (Приказ Минфина № 75н от 08.06.2021).
С 01.01.2022 ввели новые КБК. Изменилось и применение КПС в 2022 году: если у вас есть остатки, перенесите сведения со старых признаков счета на новые. Загрузите в бухгалтерскую программу (к примеру, в БГУ) новый классификатор КПС и создайте документ «Перенос остатков». Но не забудьте, что в старом КПС надо поставить дату окончания его действия. При наличии укажите источник финансового обеспечения — ИФО.
Все про переходящий контракт в 2022 году читайте в статье «Как провести закупку с оплатой и исполнением в следующем году»
А теперь разберем, как применять КРКС в 2022 году: это новый дополнительный классификатор — классификатор расходов контрактной системы. Его ввели в подсистему исполнения контрактов для бюджетных и автономных учреждений. КРКС разделяет утвержденный объем финансирования в ПФХД на контрактуемые статьи расходов по 44-ФЗ и 223-ФЗ и неконтрактуемые статьи расходов.
В пользовательских руководствах локальных информационных систем разъясняется, кто вносит КРКС, — заказчики, бюджетные и автономные учреждения. Изменения надо внести в первоначальный план финансово-хозяйственной деятельности, в плановые показатели БУ/АУ. Необходимо скорректировать детализацию документа и заполнить КРКС.
Вот какие значения КРКС применяются заказчиками:
- 110 — расходы на закупки по 44-ФЗ;
- 210 — расходы на закупки по 223-ФЗ;
- 910 — неконтрактуемые расходы.
Если по одному и тому же КБК проводятся закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, после утверждения ПФХД внесите в план изменения и разделите код на 2 строки, выбрав нужный КРКС — 110 или 210. По каждому коду укажите объем финансирования. Таким же образом сделайте разбивку, если по одному КБК проводите контрактуемые и неконтрактуемые расходы.
Новые правила казначейского сопровождения на 2023 год
Казначейское сопровождение в 2023 году не требуется по контрактам, перечисленным в п.8 ч.2 ст.5 466-ФЗ от 5 декабря 2022 года с ценой, не превышающей 3 млн. ₽, которые бюджетные и автономные заказчики заключили для исполнения госконтрактов (п. 4,5 ч.2 ст.5 466-ФЗ, ч. 7 ст.10 448-ФЗ от 21 ноября 2022).
Сейчас расчеты по контрактам с казначейским сопровождением производятся по особым правилам: заказчики смогут перечислять оплату исполнителям непосредственно на их р/счета при расчетах по ч. 4-6, 15 ст.10 448-ФЗ. На некоторое время поставили на паузу действие пп. 1 п.2, п.3, п.5 ст.242.23 БК РФ. Условия госконтрактов следует продумывать исходя из особенностей КС на 2023 год.
Примечание: В период с 1 января 2023 по 1 апреля 2024 отменили правила об обязательном открытии лицевого счета в ТОФК участникам казначейского сопровождения из числа поставщиков, подрядчиков и исполнителей (ч.1 ст.8 448-ФЗ). В 2023 заказчики переводят оплату исполнителям на их р/счета в кредитных организациях. Казначеи не внесли ясность, относится ли к гражданско-правовым договор банковского счета между кредитной организацией и территориальным органом Федерального казначейства, но логически такой формат соглашения является гражданско-правовым.
До 31 декабря 2023 года заказчики могут не запрашивать ОИК и гарантийные обязательства, кроме случая, когда по контракту выплачивают аванс, который не подлежит казначейскому сопровождению.
До 31 декабря 2023 года Правительство РФ или высший региональный исполнительный орган смогут устанавливать дополнительные случаи и порядок закупок у единственного поставщика. По решению местных законодателей, к ним не относятся запреты по ст.15, 16,17 135-ФЗ от 26 июля 2006. Но такие контракты необходимо заключить до 31 декабря 2022, а срок их исполнения заканчивается уже после этой даты.
466-ФЗ, действующий в последней редакции от 5 декабря 2022 года, скорректировал и правила казначейского сопровождения в 2023 году, которые установлены Постановлением Правительства РФ № 2024 от 24 ноября 2021. Помимо этого новый порядок детально изложен в ст.5 466-ФЗ. Общие требования к порядку КС даются в ПП РФ № 2155 от 1 декабря 2021.
Исходя из положений ПП РФ № 2024 и ст.5 466-ФЗ ясно, когда обязательно требуется казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ в 2023 году – когда госконтракты заключаются на целевые средства (ст. 242.25 БК РФ).
Что еще изменилось по КС в 2023 году
Основные изменения по КС в 2023 году мы перечислили выше, однако это еще не все.
Некоторые коррективы внесли в правила КС и расширенного КС из ПП РФ № 2024 (Постановление Правительства № 2301 от 14.12.2022):
- не действует условие о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;
- средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного контроля определяет Правительство РФ правовым актом.
Обновили и правила экономического определения затрат из Постановления Правительства № 2271 от 13.12.2021 (ПП РФ № 2301). Данный порядок используется при расширенном КС:
- к контрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ на строительство объектов капстроительства (за исключением контрактов по ГОЗ);
- к договорам и соглашениям о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций юрлицам на капитальные вложения в отдельный объект капитальных вложений.
Не подлежат казначейскому сопровождению средства, указанные в ст. 242.27 БК РФ.
Приказом Минфина № 75 от 17 мая 2022 утвержден список кодов расходования целевых средств на 2023 год.
Правила сопровождения
ФК осуществляет контроль согласно строгому регламенту. Порядок и нормативы казначейского сопровождения для 2023 года описаны в Постановлении Правительства РФ № 2024 от 24 ноября 2021 г.
Финансовые операции с целевыми средствами происходят только после открытия территориальными органами ФК счета в учреждениях Центробанка РФ для учета денег юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Подрядчики и поставщики, получающие целевые деньги, со своей стороны должны открыть лицевые счета в территориальных органах ФК. На них будут поступать и списываться деньги.
Для списания со счета средств для целевых нужд организация вместе с платежным поручением на оплату передает в ТОФК заключенный контракт и другие бумаги, подтверждающие обязательства по расходованию (акт приемки-передачи, счет-фактура).
Перевод бюджета не на казначейский счет для исполнения обязательств, а на банковский счет разрешается лишь в некоторых случаях. Например, для выполнения обязательств юрлица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
Обязанностью исполнителя при осуществлении казначейского контроля является выполнение условий, включаемых в контракты:
- определение субподрядчика (при необходимости);
- открытие лицевого счета в ТОФК для финансовых движений по нему;
- предоставление в орган Казначейства и государственному заказчику информации об исполнителях (соисполнителях);
- подача в ТОФК документов, определенных правилами расходования целевых денег (накладных, актов и др.);
- идентификация соглашения и всех сопроводительных и расчетных форм.
В платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих появление денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта, сопровождение которого осуществляется по изложенным правилам.