Права и обязанности учредителей некоммерческой организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности учредителей некоммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При государственной регистрации некоммерческой организации не всегда набирается достаточное количество учредителей для формирования желаемой структуры органов управления. Поэтому приходится создавать НКО с минимальным набором органов управления, то есть с той структурой органов управления, которая предусмотрена законодательством в обязательном порядке.
Внесение сведений о втором руководителе НКО
После государственной регистрации некоммерческой организации в качестве юридического лица она может начинать деятельность, предусмотренную
уставом НКО
. В ходе реализации деятельности Организации, например, в состав корпоративных организаций, могут быть приняты новые члены. Таким образом, организация развивается и «растет». В связи с увеличенным объемом работы, действующему руководителю все труднее выполнять свои обязанности, поэтому может возникнуть необходимость в создании должности
второго единоличного исполнительного органа.
Если возникла необходимость в создании должности еще одного руководителя, необходимо понимать, что соответствующие изменения должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Такие изменения регистрирует Министерстве Юстиции. Для начала необходимо определиться, как будет называться должность ее одного руководителя. Как правило, назначают Вице-Президента, если есть Президент, или Директора, если есть Председатель.
Выход участника из состава некоммерческой организации
Автономная некоммерческая организация (АНО) не основана на постоянном членстве. Согласно п. 6 ст. 123.24 Гражданского кодекса РФ выйти из АНО можно по собственному желанию, без предварительного согласия других участников.
Если сведения об участниках содержаться в ЕГРЮЛ, выйти из АНО можно следующим образом:
- член НКО, желающий покинуть общество, отправляет письменное заявление о своем решении почтой или передает документ руководителю АНО;
- заполняется заявление по форме Р14001, а подпись заявителя подлежит удостоверению нотариусом;
- заявление подается в регистрирующий орган по месту нахождения АНО.
Если информация об участниках АНО не внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, то покинуть организацию можно в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом. Информация о решении участника выйти из АНО фиксируется протоколом соответствующего собрания или внутренним реестром.
Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» любой участник НКО вправе осуществить выход из числа учредителей в любой момент по собственному усмотрению. Согласие других участников для этого не нужно. Выход из состава лиц-учредителей НКО можно осуществить несколькими способами:
- если сведения об учредителях НКО не внесены в ЕГРЮЛ – процедура производится согласно Уставу;
- если сведения внесены в ЕГРЮЛ – подается заявление по форме Р14001.
Выход единственного или последнего действующего учредителя и (или) участника НКО допускается, если назначается лицо, которому передаются права и обязанности учредителя.
Ликвидация некоммерческих партнерств
Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).
Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.
№ |
Действие |
Сроки (нормативные) |
Примечания |
Нормативные ссылки |
1 |
Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации |
— |
С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП |
Статья 62 ГК РФ. Статья 18 Закона о НКО |
2 |
Проведение инвентаризации |
— |
По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись |
Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Пункт 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н |
3 |
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП |
3 дня (императивный) |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации: – налоговый орган может инициировать налоговую проверку; – не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП |
Пункт 1 ст. 62 ГК РФ. Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО. Пункт «и1» ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации. Письмо ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@. Приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ |
4 |
Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3) |
Статья 20 Закона о государственной регистрации |
5 |
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) |
— |
После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора) |
— |
6 |
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП |
— |
Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ |
7 |
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации |
— |
Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
8 |
Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности |
Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (императивный) |
— |
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ. Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО |
9 |
Подготовка промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами. Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации |
Пункт 2 ст. 63 ГК РФ. Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО |
10 |
Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса |
— |
Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) |
Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации |
11 |
Осуществление расчетов с кредиторами НП |
— |
Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса |
Пункт 5 ст. 63 ГК РФ. Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО |
12 |
Закрытие счетов НП |
— |
— |
— |
13 |
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам |
— |
— |
Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации |
14 |
Составление ликвидационного баланса |
— |
Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами). Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП. Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства |
Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО |
15 |
Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией |
— |
Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя). На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа |
Статья 21 Закона о государственной регистрации |
16 |
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики |
— |
Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов |
— |
17 |
Уничтожение печати НП |
— |
— |
— |
18 |
Передача документов НП в государственный архив |
— |
— |
— |
Выход участника из состава некоммерческой организации
Ведение учёта в НКО, работающих с целью получения материальной выгоды, считается непростой задачей, поскольку бухгалтеру необходимо сосредоточить внимание на:
- распределении доходов и расходов между деятельностью, связанной с благотворительностью, социальной работой и предпринимательством;
- отслеживании формулировок назначения получаемых и направляемых финансовых потоков в договорах и документах, являющихся первичными.
Пример неправильного определения назначения средств в учётной политике выглядит следующим образом.
Бухгалтеру необходимо принять деньги, поступившие в качестве вознаграждения за проведение мероприятия. Они могут быть записаны двумя способами – правильным и неправильным. Неправильно писать следующее: «Плата за проведение развлекательного мероприятия». Правильно: «Целевой взнос на организацию и проведение развлекательного мероприятия». В первом случае налоговая служба требует НДС, а вот целевые взносы в НКО налогами не облагаются, поэтому никаких дополнительных расходов организация не понесёт. Отметка по НДС является обязательной.
Бухгалтеру необходимо максимально сосредоточиться на выборе формулировок: нельзя допускать использования в официальных документах размытых, неточных определений. Пример неточности – назначение «Покупка одноразовой посуды». Точная формулировка должна звучать так: «Приобретение одноразовой посуды для проведения благотворительного мероприятия на природе с участием детей». Если речь идёт о приобретении канцтоваров, то вместо простого «Покупка канцтоваров» пишут «Приобретение канцтоваров для административного отдела». Точное указание целевых трат помогает бухгалтеру не запутаться во время налогового учёта расходов и доходов, быстрее определить, какой счёт будет правильным для направления на него денег.
Кроме того, бухгалтер обязан проверить, обоснованы ли понесённые затраты. Для этого необходимо проверить, есть ли:
- приказы на распределение финансов;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения со стороны граждан и организаций за средствами в виде помощи от некоммерческой организации;
- иные документы.
Чтобы раздельно вести налоговый учёт, составляют два разных субсчёта. Для основной общественной деятельности 20-1 и 26-1, для предпринимательской деятельности ‒ 20-2 и 26-2.
В 2022 году финансовые результаты фиксируются следующим образом:
- основная общественная работа – счёт 86;
- предпринимательство – счёт 90, убыток и прибыль списываются каждый год на счёт 86;
- продажа активов и выполнение прочих операций – счёт 91, в конце года этот счёт закрывается на счёт 86.
В конце года НКО обязательно сдаёт две формы (касается и тех организаций, что коммерческую деятельность не ведут) – это бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств. Если организация ведёт предпринимательскую деятельность, то, как и прежде, она отчитывается о финансовых результатах.
Особенности выхода учредителя из некоммерческой организации
-
Поправки в законодательстве направлены на защиту прав любого члена предприятия, поэтому подавать заявку в ЕГРЮЛ должен исключительно он. При выходе из состава согласие остальных лиц не требуется. Понадобится только решение учредителя. Пройти процедуру можно самостоятельно, назначив доверенное лицо или послав нотариально заверенное письмо в МинЮст.
-
Регистрация внесения изменений в ЕГРЮЛ имеет стандартный срок для каждого вида НКО. С подачей заявления об изменениях в уставе относительно состава участников необходимо уведомить всех заинтересованных лиц. Протокол не составляется – документ направляется напрямую в государственные органы (в отличие от порядка действий в ООО и других предприятиях).
Постоянно действующий коллегиальный орган АНО, его компетенция
Закон дает возможность включить в устав АНО положения, предусматривающие коллегиальный орган управления. Его деятельность осуществляется на постоянной основе.
Коллегиальный орган служит промежуточным звеном между собранием участников и руководителем. Учитывая такой статус, он может служить обязательной инстанцией для одобрения тех или иных сделок, совершаемых руководителем от имени АНО.
При включении правил в устав АНО, можно воспользоваться некоторыми положениями законодательства об АО, регулирующими статус совета директоров.
Создание такой структуры не имеет смысла, если АНО создана одним учредителем, не оперирует большим количеством имущества или не выполняет особо важной роли в жизни общества. Во всех остальных случаях, лучше создавать коллегиальный орган.
Он может иметь любое наименование. Наиболее распространенными являются наблюдательные и попечительские советы, а также управляющие советы.
Закон не устанавливает ограничений по поводу членства в них. Устав может предусматривать как избрание в коллегиальный орган учредителей АНО, так и сторонних лиц, по представлению отдельных участников.
Каким образом можно выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования и сняться с должности генерального директора
Возможность гражданина или юридического лица в любое время выйти из состава учредителей АНО напрямую предусмотрена п. 6 ст. 123.24 ГК РФ и п.п. 3-4 ст. 15 Закона N 7-ФЗ. При этом получения согласия других участников АНО в этом случае не требуется. Определенные ограничения установлены лишь для тех случаев, когда выходящий учредитель АНО является последним или единственным: до направления сведений о своем выходе он обязан передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом АНО.
Тем не менее, следует учитывать также и то, что генеральный директор АНО как ее единоличный исполнительный орган (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ) является в то же время и работником указанной организации (часть шестая ст. 11 и ст. 273 ТК РФ). В свою очередь, из части первой ст. 278 ТК РФ следует, что трудовой договор с работником, занимающим должность руководителя организации, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ТК РФ. А одним из таких оснований в силу п. 3 части первой ст. 77 и ст. 80 ТК РФ является волеизъявление работника на прекращение трудовых отношений. При этом в соответствии с частью первой ст. 80 ТК РФ о своем желании работник должен предупредить работодателя не позднее чем за две недели до предполагаемого дня расторжения трудового договора. По истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу (часть пятая ст. 80 ТК РФ). Препятствовать такому увольнению работодатель не вправе.
Выход из состава учредителей организации
Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:
- Заполнение заявления по форме Р14001.
- Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
- В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.
То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:
- Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
- Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
- Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.
Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.
ФНС России разъяснила порядок выхода из состава учредителей некоммерческих организаций
Дата публикации: 10.04.2020 11:00
ФНС России разъяснила, что учредители не всех некоммерческих организаций имеют право выходить из состава их учредителей.
До 2016 года учредители некоммерческих организаций не имели возможности выходить из состава учредителей таких организаций. В соответствии с Федеральным законом от 31.01.2016 № 7-ФЗ такое право получили учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.
Чтобы выйти из состава учредителей данное лицо должно представить, согласно п. 2.2 ст. 17 и ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в регистрирующий орган по месту нахождения организации заявление по форме № Р14001 лично, в электронном виде или по почте.
ФНС России обращает внимание, что данное правило не распространяется на религиозные организации. Их учредители сохраняют свой статус в качестве учредителей таких организаций.
Пошаговая инструкция по выходу из учредителей некоммерческой организации
Выход из состава НКО основан на заявлении, поданном на добровольной основе. Документы принимаются в территориальном отделении ФНС. Процедура не подлежит оплате.
Понадобится небольшой пакет документов, только правильно заполненная форма Р13014 с заверенной у нотариуса подписью. Подать заявление можно лично, через почту России, в электронном виде или через официальное доверенное лицо, у которого на руках есть заверенная у нотариуса доверенность. Вне зависимости от способа подачи документов государственную пошлину платить не нужно.
Важно знать, что заявление на выход из учредителей некоммерческой организации нужно подавать только в том случае, если в ЕГРЮЛ есть сведения о членах НКО. Если же в реестре юридических лиц таких сведений нет, то тогда достаточно провести общее собрание под протокол или сделать отметку во внутреннем реестре состава общества. Окончательная форма выхода из НКО зависит от прописанного в Уставе регламента.
Принятие решения о закрытии некоммерческой организации
Если возникла необходимость в закрытии некоммерческой организации, тогда ей необходимо будет соблюдать все процедуры, которые предусмотрены законодательством. Алгоритм ликвидации АНО из реестра юридических лиц предусматривает:
- Проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- Уведомить контрагентов о том, что организация закрывается;
- Подготовить пакет документов для закрытия организации.
Особое внимание к деятельности АНО объясняется применением льготного режима налогообложения. Учредители имеют полное право не разглашать причину закрытия организации.
Важно!!! Одна из основных причин закрытия некоммерческих организаций — это то, что идет отклонение от основной цели созданной организации, а так же невозможность выполнять основных задач, нарастает финансовая нестабильность, что приводит к банкротству организации.
Прежде чем закрыть некоммерческую организацию, необходимо соблюсти определенные условия, а именно:
- Подготовить документы на закрытие;
- Собрать собрание, на котором будет решен вопрос о прекращении деятельности некоммерческой организации. В обязательном порядке действия по закрытию организации должны быть запротоколированы;
- В средства массовой информации нужно подать объявление о прекращение деятельности организации;
- После размещения объявления, то есть его опубликовали, можно считать, что процесс закрытия предприятия начался. Согласно законодательству срок закрытия составляет два месяца с момента размещения объявления в средствах массовой информации о закрытии организации;
- Необходимо сформировать комиссию, которая будет наблюдать за процессом прекращения деятельности. Так же назначается ликвидатор АНО, то есть ответственное лицо или управляющий;
- Подготовить бухгалтерскую отчетность, составить ликвидационный баланс;
- Составить промежуточный баланс.
Какие документы нужны при закрытии АНО
При закрытии АНО необходимо собрать определенный пакет документов и этому следует уделить особое внимание, если руководитель АНО не хочет попасть в неприятную ситуацию. В налоговую инспекцию необходимо предоставить, такие документы как:
- Оригинал свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации (ОГРН);
- Заявление, в котором организация выражает свое желание закрыть свою деятельность;
- Квитанцию или иной документ, который подтверждает уплаты государственной пошлины за закрытие организации;
- Документ, который подтверждает, что организация произвела все расчеты с негосударственными фондами;
- Выписка из публикации о том, что предприятие прекращает свою деятельность;
- Сведения обо всех учредителей и главном бухгалтере предприятия, а именно: паспортные данные, ИНН как физических лиц;
- Копии устава организации и государственного реестра.
Особенности и этапы проведения ликвидации НКО
Главная проблема процесса ликвидации НКО заключатся в возможном наличии долговых обязательств некоммерческой организации. Учитывайте, если сообщество и ее руководство не может погасить долги, необходимо использовать официальную процедуру банкротства.
Процесс ликвидации некоммерческого объединения осуществляется в несколько шагов:
- Руководство и члены НКО принимают решение о ликвидации.
- Создается специальная комиссия и назначается ответственный за процесс.
- Определяются сроки проведения.
- Публикуется официальное уведомление в СМИ.
- Создается промежуточный баланс.
- Организация выплачивает все долговые обязательства.
- Формируется окончательный баланс.
- Окончание ликвидации (регистрируется юрлицо).
Как осуществляется регистрация НКО
Почему это важно знать НКО?
Проверки будут проходить быстрее, не придется печатать коробки документов и тащить их в Минюст России. А процедура может стать еще более прозрачной.
Подробнее
С 1 июля 2021 г. начинают действовать положения нового закона о государственном и муниципальном контроле.
Среди главных нововведений:
- уменьшен срок документарных и выездных проверок — до 10 рабочих дней;
- взаимодействие с проверяющими органами будет происходить в электронной форме (информирование о действиях и решениях в рамках проверки, направление запрашиваемых документов, подача жалобы);
- закрепление приоритетности при осуществлении контроля профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), по отношению к контрольным (надзорным) мероприятия;
- допускается независимая оценка соблюдения обязательных требований, которую будут проводить аккредитованные организации (при подтверждении соблюдения требований юридическому лицу будет выдано заключение о соответствии, а плановые контрольные мероприятия в течение срока действия заключения проводиться не будут).
- освобождение проверяемого лица от проведения контрольных мероприятий в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
- установлены новые формы контрольных мероприятий: выборочный контроль, инспекционный визит, выездное обследование — которые могут проводиться без информирования проверяемого лица.
Кроме этого, важно отметить, что если в рамках контрольного мероприятия будут допущены грубые нарушения требований закона, то решение по результатам его проведения подлежит отмене.
В законе приведены 11 грубых нарушений, среди которых: нарушение периодичности проведения планового контрольного мероприятия, нарушение сроков их проведения, совершение в ходе контрольного мероприятия действий, не предусмотренных в законе для такого вида мероприятия.
Также решением Правительства России установлено, что проверки юридических лиц в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
А вместо проверок, запланированных после 1 июля 2021 г., может быть проведен инспекционный визит. В ходе визита могут совершаться осмотр, опрос, инструментальное обследование, истребование документов, а также получение письменных пояснений. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления и не может превышать один рабочий день (в одном месте осуществления деятельности).
Почему это важно знать НКО?
Больше не придется изымать из оборота деньги на выплату пособий, тратить время на расчет пособий, сдачу отчетности.
Подробнее
С 1 января 2021 года Москва, Санкт-Петербург и еще 6 регионов присоединятся к новому механизму выплат пособий — сотрудники начнут получать пособия напрямую от ФСС, а не от работодателя. На конец 2020 г. в реализации пилотного проекта участвуют 77 регионов.
Главным образом, изменится порядок взаимодействия между ФСС, сотрудником и работодателем. Сотрудник, как и прежде, передает заявление работодателю, а последний уже направляет комплект документов в ФСС в электронном виде, и Фонд напрямую выплачивает застрахованному работнику пособие. При этом не меняются ни принцип расчёта, ни размер пособий.
Приведенный порядок действует, в частности, для следующих выплат: пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Таким образом, с одной стороны, выплаты застрахованным лицам не будут зависеть от финансового положения работодателя, а с другой — юридические лица будут освобождены от обязанности по расчету и перечисления пособия.
Почему это важно знать НКО?
Оформление дистанционных сотрудников и взаимодействие с ними станет проще, понятнее и удобнее.
Подробнее
1 января 2021 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, регулирующие порядок дистанционной работы.
Теперь в трудовом договоре с работником можно предусмотреть дистанционный формат работы не только на постоянной основе, но и временно:
— непрерывно в течение любого установленного срока, но не более полугода;
— периодически (чередование дистанционной работы и на стационарном рабочем месте).
Предусмотрена возможность электронного взаимодействия между дистанционным работником и работодателем.
Так, для заключения, изменения либо расторжения в электронном виде трудового договора, дополнительного соглашения к нему, договора о материального ответственности, а также ученического договора работодатель должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись, а работник — аналогичную или усиленную неквалифицированную.
В то же время для других случаев можно предусмотреть обмен электронными документами с использованием других видов электронной подписи или в иной форме. Главное — зафиксировать такой порядок в локальном акте (Положении), и обеспечить фиксацию факта получения работником и (или) работодателем документов в электронном виде.
Кроме этого, в законе закреплены гарантии трудовых прав дистанционных работников и подчеркивается, что:
1) перех��д работника на дистанционный формат работы не может являться основанием для снижения ему заработной платы;
2) время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время;
3) на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работника необходимым техническим, программно-техническим оборудованием и иными средствами (с согласия работодателя допускается использование личного оборудования работника при условии выплаты компенсации работнику, а также возмещения расходов);
Предусмотрены дополнительные основания для расторжения трудового договора с дистанционным работником по инициативе работодателя:
- если работник более двух рабочих дней подряд со дня поступления соответствующего запроса работодателя не взаимодействует с ним без уважительной причины;
- в случае переезда работника в другую местность, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях.
Также появилась норма, которая позволяет в исключительных случаях временно перевести сотрудников на дистанционный режим работы без их согласия, но при условии обеспечения необходимым оборудованием, а при необходимости — проведения обучения.
Выход участника из нко пошаговая инструкция 2021
Изменения вносятся либо с оформлением новой редакции устава, либо отдельным документом — приложением к уставу. Первый вариант удобнее для дальнейшего представления устава для ознакомления или уточнения информации в уставе. Однако если устав достаточно большой и отсутствует в формате Word для редактирования, то можно прибегнуть к второму варианту внесения изменений.
Порядок утверждения изменений в устав зависит от вида некоммерческой организации.
- Изменения в устав АНО утверждаются коллегиальным высшим органом управления (Правлением, Президиумом, Советом и т.д.)
- Изменения в устав Ассоциации утверждаются общим собранием членов Ассоциации
- Изменения в устав фонда утверждаются высшим коллегиальным органом фонда, если уставом не предусмотрена возможность его изменения по решению учредителя
- Изменения в устав потребительского кооператива утверждаются общим собранием пайщиков
- Изменения в устав общественной организации утверждаются высшим органом управлением (съездом или общим собранием)
При утверждении новой редакции устава необходимо соблюсти формальности созыва и проведения общего собрания участников или собрания высшего коллегиального органа управления НКО, предусмотренные уставом. Требования к оформлению решений данных органов управления НКО также содержаться в действующем уставе НКО.
Обратите внимание! Статьей 67.1 ГК РФ протокол общего собрания участников должен быть нотариально удостоверен, если иной способ (например, подписание протокола всеми участниками или частью участников — председателем и секретарем собрания) не предусмотрен уставом некоммерческой организации либо решением общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Если протокол общего собрания подлежит нотариальному удостоверению, то протокол подписывается участниками собрания при нотариусе, нотариус удостоверяет подписи.
Заполните в заявлении в любом случае титульный лист и лист Н (сведения о заявителе). Остальные листы заполняются в зависимости от тех сведений, которые нужно внести в устав. При этом наименование листов соответствует изменениям, в отношении которых они заполняются. Подписывает заявление руководитель НКО в присутствии нотариуса, удостоверяющего его подпись. При направлении документов в электронном виде подпишите их усиленной квалифицированной электронной подписью.
Для удостоверения подписи на заявлении Р13014 нотариусу необходимо предоставить учредительные документы, свидетельства о регистрации НКО, решение о назначении руководителя, актуальный список участников и протокол (решение) об утверждении устава. Кроме того, необходимо при подписании заявления у нотариуса предъявить паспорт (подлинник) заявителя и оплатить нотариальный тариф (около 3000 рублей за заявление). Подписывается заявление непосредственно при нотариусе, подписывать ранее его не нужно.
К заявлению о регистрации изменений в ЕГРЮЛ необходимо приложить протокол общего собрания (решение учредителя) о внесении изменений. В зависимости от регистрируемых изменений могут потребоваться дополнительные документы (например, при изменении места нахождения — документы, подтверждающие права на адрес). Все документы подаются в 2 экземплярах. Также необходимо предоставить паспорт заявителя для ознакомления. Для регистрации изменений в ЕГРЮЛ или устав вы можете также обратиться к специалистам, в этом случае необходимо выдать представителю нотариальную доверенность для регистрации изменений (заверяется вместе с заявлением о регистрации) от имени организации (а не от заявителя-физического лица).
Регистрирующим органом для некоммерческих организаций является Минюст (для местных и межрегиональных организаций — территориальный отдел Минюста, для общероссийских, международных НКО, политических партий — Центральный аппарат Минюста РФ).
При невыполнении этой обязанности или нарушении срока подачи заявления (уведомления) о внесении изменений в ЕГРЮЛ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.
Срок рассмотрения документов Минюстом:
- 33 дня в отношении общественных объединений
- 30 дня — политических партий
- 1 месяц и 3 дня или 6 месяцев и 3 дня (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — религиозных организаций и их отделений
- 17 рабочих дней — иных некоммерческих организаций
Срок регистрации изменений в ЕГРЮЛ налоговым органом (сведения в налоговый орган направляются Минюстом) — 5 рабочих дней.
По результату регистрации получите выписку и лист записи, подтверждающий регистрацию.
В случае предварительной регистрации сведений в ЕГРЮЛ подача заявления о регистрации устава возможна только по истечении определенного срока (например, при смене места нахождения — 20 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ).
Для регистрации новой редакции устава или иного учредительного документа НКО в Минюст предоставляются следующие документы:
- заявление по форме № Р13014 — 2 экз.
- решение (протокол) об утверждении изменений в учредительный документ (утверждении новой редакции устава, иного учредительного документа) — 2 экз.
- изменения в учредительный документ (учредительный документ в новой редакции) — 3 экз.
- квитанция об оплате госпошлины. Данный документ не является обязательным, но рекомендуем его представить.
Для общественной организации дополнительно предоставляется:
- сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением
- протоколы съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного или общероссийского общественных объединений
- в случае внесения изменений в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого данное отделение (организация) действует, представляется также устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом в 2 экземплярах
Сроки регистрации изменений в устав аналогичные.
Процедура выхода участника из списка учредителей некоммерческой организации имеет свои особенности:
-
В отличие от процедуры входа в перечень учредителей компании, в этом случае заявление по форме Р14001 подается не в Министерство Юстиции, а непосредственно в соответствующее управление ФНС. Это правило подробно описывается в части 2.2. статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Любые иные регистрационные действия в отношении НКО обязательно согласовываются непосредственно с Министерством Юстиции.
-
Учредитель, который желает расстаться со своим статусом, не обязан получать разрешение от других участников некоммерческой организации, а также от органов управления юридического лица.
-
Учредитель теряет свой статус, а также лишается прав и обязанностей участника НКО только с момента внесения изменений в Единый Государственный Реестр Юридических лиц, то есть далеко не сразу.
Отдельно стоит сказать о случае, когда из состава участников НКО хочет выйти единственный учредитель. В такой ситуации этот участник должен сначала передать права участника либо учредителя стороннему лицу, и только после этого направить документы в соответствующие органы в ходе процедуры выхода из состава НКО.
Согласно п.3 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Согласно п.1 ст. 123.17 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ, фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
Налоговая служба рассказала о порядке выхода из состава учредителей НКО
Если решение принимается несколькими учредителями, то оно готовится в виде письменного протокола. Если учредитель один, то его решение о создании НКО также должно быть оформлено документально. Протокол о создании по форме не отличается от аналогичного протокола о создании любого другого юридического лица.
В нем необходимо прописать наименование НКО, ее организационно-правовую форму, данные учредителей (для учредителей — физических лиц необходимо указать паспортные данные и адреса), наименования органов управления и контроля и данные лиц, которые избираются (либо назначаются в случае учреждения единственным учредителем) в органы управления и контроля. Протокол содержит сведения о ании по вопросам повестки дня, решение — сведения о том, по каким вопросам какие приняты решения единственным учредителем.
Протокол или решение необходимо составить в нескольких экземплярах (как минимум в двух).
Зависимость в данном случае будет при проведении конкурса на закупку услуг для гос нужд, который планирует объявить первое юр лицо, а АНО будет участвовать с претензией скажем так на геройство (на победу). А по ФЗ-91 не может участвовать в конкурсе на зкупку для гос нужд то юр лицо, где сотрудники заказчика работают и т.п.
а тут они вообще учредителями являются. веселенькая картинка складывается.
Установление целей и условий работы НКО.
Утверждение Устава организации и его редакций.
татьяна, москва 13.12.2020Раздел: Деятельность юридических лиц
Как взыскать деньги по исполнительным листам? Нас несколько пострадавших. ООО не имеет средств на счету и нет собственности. Фирма является действующей, но не известно где находится. На ее месте действует фирма, работают те же сотрудники, поменяли две буквы в названии. И директор сменился.
Выход участника из некоммерческой организации обычно происходит быстро и просто. С учредителями дело обстоит сложнее. Это ядро компании. Это тот лидер (или группа лиц), который объединил людей для решения конкретной проблемы.
Соблюдая все тонкости законодательных актов, можно беспрепятственно покинуть некоммерческую организацию. Если возникают вопросы, то лучше обратиться к опытному юристу, который даст исчерпывающую консультацию после изучения Устава и конкретной ситуации.
Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации.
Обман прост: вам просто не сообщают все предстоящие траты. А затем уже в процессе работы выясняется, что в стоимость оказывается не был включен нотариус, юр.адрес, бухгалтер, печать и, да, за всё это «надо будет впоследствии доплатить».
Екатерина, а почему Вы взяли, что это лицо является таковым? Какое полномочие он имеет? Он может от имени юридического лица действовать?
Можно ли выйти самому (без протоколов, оригинала устава и иных учредительных документов) из состава АНО?
Если же из общества выходит участник-юридическое лицо, то прописывают все регистрационные данные этой организации (коды ИНН и ОГРН, полное фирменное наименование, юридический адрес). Подписывает заявление о выходе из ООО руководитель участника-юрлица.
Для регистрации изменений в устав НКО в Минюсте вам потребуются:
- для смены места нахождения некоммерческой организации нужны документы, подтверждающие право пользования помещением
- при смене руководителя, иного лица, действующего без доверенности (если он указан в уставе) нужно проверить кандидатуру в реестре дисквалифицированных лиц
- при включении в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, на государственную регистрацию представляется заверенная уполномоченным лицом некоммерческой организации копия соответствующего разрешения на использование имени, выданное Минюстом