Надзорное производство понятие и порядок возбуждения гпп

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Надзорное производство понятие и порядок возбуждения гпп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основным правилом, действующим в процессе надзора над пересмотром вынесенного решения в судебной инстанции, становится недопустимость вынесения вердикта, направленного на ухудшение положения направившего необходимое ходатайство.

Значимость апелляционного/кассационного производства

Значение апелляции или кассации относится к одному из серии этапов, связанных с делопроизводством.

Критериями этого производства становится пересмотр принятых в рассмотрение дел, по которым были получены жалобы на вступившие уже в силу закона приговоры/ претензии или определения судебных органов.

В задачи такого контроля входят:

  1. Исправление вердиктов, по ошибки принявших законную силу.
  2. Предоставление законных прав потерпевшим/ обвиняемым или подозреваемым, а также адвокатам/прокурорам на предъявление претензионного заявления направленного на пересмотр вступившего в силу приговора/постановления или определения.

Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица.

К ним относят вопросы, касающиеся:

Возможность пересмотра решений, вступивших в силу, в кассационном (надзорном) производстве является одной из особенностей отечественного права. В большинстве зарубежных систем такой институт не предусмотрен. Его наличие в России обусловлено социально-политическими и географическими условиями страны. Рассмотрим далее, что собой представляет производство в суде надзорной инстанции. Вместе с заявлением заинтересованное лицо предоставляет копии решения (приговора), подлежащего пересмотру, апелляционного (кассационного) определения.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.

Читайте также:  Размер индексации пенсии работающим пенсионерам в 2023 году

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

Понятие надзорного производства

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу.
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Что должно содержаться в надзорной жалобе

Сведения, подлежащие включению в текст жалобы, направляемой в Президиум ВС РФ, приводятся в ст. 412.3 УПК РФ. В ней обязательно следует указать:

  1. Полное наименование органа ВС РФ, уполномоченного ее рассматривать.
  2. Информацию о гражданине, намеренном проверить законность судебного решения (Ф.И.О., адрес постоянного или временного проживания, его статус в уголовном процессе).
  3. Сведения о судах, в производстве которых находилось дело на инстанциях прежних уровней (первой, апелляционной, кассационной), а также сущность вынесенных ими решений.
  4. Какие конкретно решения подлежат пересмотру.
  5. Основания, в соответствии с которыми приговор должен быть проверен на законность со ссылками на положения нормативных актов. Также следует привести доводы, которые убеждают в наличии этих оснований.
  6. В чем состоит просьбы гражданина.

Эти требования относятся и к надзорному представлению, подаваемому прокурором.

В надзорном порядке также допускается подача жалобы гражданина, не принадлежащего ни к какой из сторон дела. В таком случае он должен изложить, какие его интересы затрагивает вступивший в силу вердикт суда.

Невозможность ухудшения положения

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

По какому поводу возбуждается надзорное производство

Надзорное производство в гражданском процессе отличаются от такового в уголовном по большему счету только составом правонарушения. Поэтому процедура одинакова в обоих случаях. Поводом для возбуждения данного процесса может быть только информация, которая свидетельствуют о том, что вердикт суда вынесен незаконно и без надлежащих оснований. Важно и то, что сроки подачи надзорной жалобы не ограничены. К тому же надзорных инстанций существует несколько. То есть, одно и то же дело в ходе надзорного производства в уголовном процессе или в гражданском можно рассматривать неоднократно.

Читайте также:  Продажа квартиры совместная собственность супругов

Надзорный порядок дает право пересматривать:

  • любые решения первой судебной инстанции;
  • вердикты судьи, при назначении им заседания суда;
  • решения кассационных жалоб;
  • определения, которые были вынесены в процессе исполнения приговора;
  • постановления инстанций надзора, находящихся рангом ниже.

После вступления в законную силу приговор может быть отменён:

  • в кассации;
  • в надзорном порядке;
  • при установлении новых обстоятельств.

Чтобы не дошло до обращения в ЕСПЧ, высший судебный орган государства проводит проверку решений подконтрольных инстанций. Ситуаций, когда действительно требуется вмешательство, не так уж много.

За пределами своего государства у граждан России есть конвенционное право обращения в Страсбургский суд (ЕСПЧ), в полномочия которого входит:

  1. Признавать факт нарушения прав человека.
  2. Присуждать компенсацию жертвам.
  3. Давать заключения, носящие консультативный характер с предписанием государству об устранении несоблюдения прав человека с изложением необходимых мер.

Например, по данным статистики, полученным отВерховного Суда РФ, был опубликован обзор, включающий все жалобы, преодолевшие первоначальный фильтр в течение календарного года иитоги рассмотрения. Согласно данной информации, было рассмотрено всего 161 уголовное дело в отношении 181 осуждённого (когда в рамках одного производства выносился общий акт для соучастников).

Понятие надзорного производства. Порядок возбуждения надзорного производства

Жалоба/ представление по надзору должны составляться в условиях действующих предписаний в нормативных актах.

Предъявляемые в этом случае требования не имеют отличий от заявлений по апелляциям.

В законодательстве отсутствуют определения последствий, которые наступают в результате не соблюдений предписаний.

Для таких случаев к руководству судебных органов доступно положение 375 статья УПК.

С правильно подготовленным заявлением, заявитель должен предоставить копии следующих документов:

  1. Подлежащий для пересмотра приговор (решение).
  2. Определение кассации/ апелляции.
  3. Иной документальный пакет, который, по мнению заявителя, сможет подтвердить высказанные им доводы.

Стоит оговорить, что не стоит истребовать дела, так как данный пункт не относится к обязательной функции. Свое решение инстанция по надзору может вынести и на основании предоставленного заявителем материала.

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Надзорное и кассационное производства во многом схожи. Однако между ними существуют определенные отличия. Среди них следует отметить:

  1. Предмет проверки. Надзорное производство открывается по поводу решения, вступившего в действие.
  2. Неоднократность проверки. Надзорное производство может возбуждаться несколько раз в различных уполномоченных органах.

Принятие решения по рассмотренной жалобе осуществляется после обсуждения должностными лицами вопроса о наличии оснований для изменения или отмены решения, проверенного в надзорном порядке. Вынесенный акт должен соответствовать предписаниям 388 статьи УПК. Определение подписывают все члены суда, постановление – председательствующий на заседании. Принятие решения об изменении/отмене вступившего в действие и проверенного акта осуществляется большинством. В случае равенства голосов жалоба/представление будут считаться отклоненными.

В качестве предмета выступает незаконность, несправедливость, необоснованность решения, вступившего в действие. При составлении жалобы необходимо указать обязательные реквизиты, предусмотренные для документов такого типа. Заявление должно быть адресовано в инстанцию, уполномоченную на пересмотр оспариваемого акта. При этом закон требует от заявителя последовательности. В частности, надзорная жалоба на постановление районного суда не может направляться в коллегию ВС, минуя президиум региональной инстанции. Это правило, по мнению нормотворцев, служит интересам заявителя. В случае отказа в удовлетворении жалобы в нижестоящей инстанции он вправе обратиться в вышестоящую по тем же основаниям. При этом субъект может обжаловать и приговор, и определение.

Читайте также:  Расчет патентной системы налогообложения в 2023 году

Действовавшее ранее законодательство не допускало пересмотра обвинительного приговора, определения в надзорном порядке в связи с необходимостью применить нормы о более тяжком деянии, ввиду мягкости вмененного наказания и по прочим основаниям, которые могут способствовать изменению состояния дела к худшему. В пленарном Постановлении ВС № 6 от 05.12.1978 г. приводятся разъяснения по этому вопросу. В частности, в акте установлены основания, ухудшающие положение лица. К ним относят вопросы, касающиеся:

  1. Применения акта амнистии.
  2. Непризнания в действиях виновного рецидива особо опасного характера.
  3. Применения отсрочки исполнения наказания или отклонения представления о ее отмене.
  4. Исчисления срока наказания.
  5. Применения к виновному УДО или замены наказания более мягкой санкцией.
  6. Снятия судимости.
  7. Освобождения от отбывания наказания.

Обстоятельствами, которые ухудшают положение субъекта, также являются: признание виновности по эпизодам, за которые ему не было вменено наказание, исключение смягчающих факторов из приговора и пр. Не рассматривается как поворот к худшему устранение арифметических ошибок, а также явных описок и опечаток. Запрещение на ухудшение положения субъекта распространяется на решения первых и вторых инстанций, а также на постановления, принятые в надзорном порядке.

История: развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Надзорное производство выполняет важнейшие задачи. В первую очередь в ходе него осуществляется контроль над деятельностью нижестоящих институтов. В рамках надзорного производства верховные и соответствующие военные суды руководят практикой, обеспечивая ее единство на базе точного применения законодательства и соблюдения принципа независимости системы. Эта деятельность необходима для реализации положения, закрепленного в ст. 19 Конституции. В соответствии с ним, все лица равны перед законом и судом. Возможность пересмотра постановлений, вступивших в действие, выступает также в качестве ключевой гарантии соблюдения прав и интересов личности.

Понятие надзорного производства

Определение 1
Надзорное производство — это порядок пересмотра приговоров, постановлений, определений и решений органов суда первой инстанции, вступивших в силу, кассационных определений, которыми судебные постановления были изменены, оставлены без изменения или отменены.

Производство по пересмотру определений, решений, постановлений, вынесенных судом и вступивших в силу в порядке надзора, выступает самостоятельной стадией гражданского судопроизводства.

Производство в порядке надзора рассматривается, как:

  • форма судебного надзора;
  • способ обжалования постановлений суда;
  • институт гражданского права;
  • особый род правоотношений.

С 01.01.2012 пересмотр постановлений и решений суда по гражданским делам (надзорное производство) осуществляется Президиумом ВС РФ — высшим органом в судах общей юрисдикции. Постановления Президиума обжалованию не подлежат. Необходимость надзорного производства обусловлена тем, что суды первой, кассационной и апелляционной инстанций не всегда могут обеспечить правильное разрешение дел и, как следствие, — защиту законных интересов, прав и свобод граждан, организаций, иных субъектов спорных правоотношений. Поэтому необходимы дополнительные процессуальные гарантии исправления допущенных нарушений, защиты законных интересов, прав и свобод указанных лиц. Данные гарантии обеспечивает Президиум ВС РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *