Нюансы налоговой проверки по НДФЛ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нюансы налоговой проверки по НДФЛ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

«Внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам

Истребование информации через «внерамочные» требования, «устрашающие» требования и требования по налоговым оговоркам в последнее время становится не просто трендом налогового контроля, а каким-то хайпом для проверяющих и рассматривать их необходимо вместе потому, что для данных требований в НК РФ имеется общая статья 93.1.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Налоговое законодательство о проверках

Целью проверок НДФЛ является контроль за соблюдением налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании ст. ст. 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 227, 227.1 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК РФ). Из названных норм следует, что контролирующие органы будут проверять:

  • порядок определения налоговой базы;
  • правильность применения налоговой ставки;
  • правильность предоставления налоговых вычетов;
  • своевременность и полноту перечисления налога в бюджет.

Напомним, что в силу п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки.

Порядок проведения и особенности камеральных проверок установлены ст. 88 НК РФ, выездных — ст. 89 НК РФ.

Напомним основные моменты, связанные с проведением названных налоговых проверок. Камеральные проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа, выездные — на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, она может быть проведена по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Основные отличительные черты камеральной проверки:

  • проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • осуществляется на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Могут ли налоговые органы затребовать дополнительные документы при проведении камеральной проверки? Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 или представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не установлено Налоговым кодексом.

Проверка декларации 3-НДФЛ

Декларация по форме 3-НДФЛ подается в том случае, если вы получаете дополнительный доход, занимаетесь частной практикой или хотите получить налоговый вычет. Последний положен при приобретении недвижимости, оплате обучения и лечения. После подачи декларации проводится ее камеральная проверка — инспектор сверяет полученную информацию с данными общей налоговой базы, чтобы выявить случаи мошенничества.

Например, некоторые граждане подают липовые справки 2-НДФЛ с завышенной заработной платой, чтобы увеличить сумму вычета. Мало кто задумывается, что эта информация также подается работодателем и вносится в федеральную базу ФНС. При обнаружении несоответствий в вычете откажут, а от организации, выдавшей справку, потребуют объяснений. А еще могут назначить выездную налоговую проверку.

Еще одна «хитрая» схема, которую пытаются использовать для получения имущественного вычета, заключается в оформлении фиктивной сделки купли-продажи недвижимости между родственниками. В таких случаях налоговых льгот не положено, но предприимчивые граждане рассчитывают на разные фамилии. Родство проверяется на раз — инспектору достаточно отправить запрос в отделение ЗАГС.

Что проверяют? Каковы этапы проверки? Сверка документации

По 6-НДФЛ ставятся временные отрезки, в которые были перечислены налоги. Эти данные подвергаются сверке с информацией, указанной в лицевой карточке фирмы или ИП.

Такие регистры ведутся для того, чтобы была возможность выявить существующие нарушения. Если они имеют место. Они позволяют просмотреть, вовремя ли были начислены и внесены в бюджет налоговые выплаты.

Читайте также:  Если ребенок родился после 1 января 2023 года

Некоторая часть мероприятий, связанных с проверкой, проходят в автоматизированном режиме с целью экономии времени работников ФНС.

Важно знать! Если в результате проверки не было обнаружено правонарушений, и информация не содержала ошибок, контроль считается завершенным. Если же будут возникать вопросы, акт проверки будет составляться лишь после их разрешения.

Как представить документы

В законодательстве предусмотрено несколько вариантов представления документов, истребуемых при камеральной налоговой проверке.

Если документы составлены на бумажном носителе, их можно представить:

— в виде заверенных копий, передав в налоговый орган лично или через представителя либо направив по почте заказным письмом;

— в электронной форме в виде электронных образов. Для этого документ, составленный на бумажном носителе, нужно преобразовать в электронную форму путем сканирования с сохранением реквизитов документа. Указанные электронные образы представляются в налоговый орган по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи.

В случае необходимости, при проведении камеральной налоговой проверки инспектор вправе ознакомиться с подлинниками истребуемых документов.

Минфин России уточняет, что такая необходимость может возникнуть в следующих ситуациях:

— налоговый орган обнаружил несоответствие имеющихся у него сведений тем сведениям, которые представил налогоплательщик;

— необходима сверка представленных копий с соответствующими оригиналами документов.

По общему правилу, налогоплательщик должен представить в налоговый орган документы в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.

Если требование налоговый орган направил в последние дни камеральной проверки, и вы получили его уже после истечения трехмесячного срока, установленного для ее проведения, то данное требование вы должны исполнить.

Если нет возможности представить истребуемые документы в установленный срок (например, из-за большого объема запрошенных документов) необходимо письменно уведомить об этом проверяющих в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. В уведомлении нужно объяснить причины, по которым документы невозможно представить в срок, и указать, когда их получится представить.

Сроки подтверждения налогового вычета .

Согласно статьи 87 Налогового Кодекса РФ, камеральная проверка является формой контроля и одним из видов налоговых проверок налогоплательщиков со стороны налоговых органов и проводится в отношении юридических и физических лиц. Проверка, проводится по месту нахождения контролирующего органа на основе всех имеющихся документов о деятельности налогоплательщика, налоговых деклараций и подтверждающих документов.

Камеральная проверка, в соответствии с п.2 ст.88 Налогового кодекса РФ, проводится в течение 3-х месяцев. Срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые подтверждают правильность расчетов и обоснованность затребованных выплат.

Информационное письмо ФНС РФ б/н от 11.04.2006 г определят срок уведомления о результатах проверки налогоплательщика, им является день, следующий за днем окончания проверки. Если по результатам проверки не найдено нарушений и неточностей в представленных документах, то гражданин, в письменной форме, информируется о величине налогового вычета и способе его получения.

И вот, на вопросах о сроках проведения проверки, следует заострить внимание. Зачастую, работники налоговой службы, неправильно исчисляют срок начала проверки, не день подачи, а день, когда документы были получены налоговым инспектором для проведения проверки. Известны также случаи, когда дата начала проверки отсчитывалась со дня вынесения решения о проверке. Самовольная трактовка налогового законодательства со стороны контролирующих органов является недопустимой и противоречит существующим нормативным актам Российской Федерации, в которых есть четкое определение даты начала проверки. Им является день подачи документов в налоговую инспекцию.

Поэтому, для предупреждения нарушения прав налогоплательщиков, необходимо заявление на подтверждение налогового вычета, подавать в двух экземплярах, на втором экземпляре, который остается у налогоплательщика, должна быть поставлена отметка уполномоченного работника налоговой службы с указанием даты, когда декларация и уточняющие документы были сданы на проверку.

Перечень документов для подтверждения налогового вычета.

Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, налогоплательщику нужно обратиться в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Не следует полагаться на советы своих знакомых, которые проходили такую процедуру. Дело в том, что у каждой налоговой службы есть свои тонкости и специфика рассмотрения таких дел, поэтому перечень документов, которые подтверждают понесенные налогоплательщиком затраты надо получить только в налоговой инспекции. Если вы не представите все необходимые документы на подтверждение налогового вычета, то проведение камеральной проверки может не состояться. Процедура начала проверки связана с наличием декларации и представлением налогоплательщиком подтверждающих документов. В письме Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-02-07/2-69 четко обозначено, что исчисление срока камеральной проверки начинается с того дня, когда в налоговый орган будет предоставлена декларация и последний из подтверждающих документов.

Налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика — физического лица только те документы, которые подтверждают указанные в декларации сведения, и являются основанием для подтверждения налогового вычета. Согласно постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 03.02.2005 г. № А43-19621/2004-32-840, в требовании о предоставлении документов на подтверждение налогового вычета, налоговая инспекция должна четко и конкретно указать, какие документы необходимы для проверки.

Налогоплательщику необходимо собрать полный пакет документов, так как от этого зависит срок проведения проверки и срок получение имущественного налогового вычета.

Если, в ходе проверки, будут выявлены нарушения и несовпадения сведений, обозначенных в налоговой декларации и подтверждающих документах, то представители налоговой инспекции вправе затребовать от налогоплательщика дополнительные документы и пояснения по вопросам несоответствия. Возможно, нужно будет внести изменения в представленные документы. Такие действия вполне правомерны и проводятся в соответствии со статьями 31 ,88 ,93 Налогового кодекса РФ. Так, в ходе камеральной проверки, инспектор вправе потребовать объяснения и дополнительные сведения, также, получать документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты НДФЛ. Хотя, надо отметить, что срок, в течение которого необходимо предоставить дополнительно затребованные документы и внести требуемые исправления, данными статьями не оговорен. Такая неопределенная ситуация, создает условия для необъективного проведения процедуры рассмотрения вопроса о получении налогового вычета в отношении налогоплательщика.

Надо отметить, что если в заполнении налоговой декларации в ходе проведения проверки выявлены ошибки, неточности и несоответствия или расхождения с подтверждающими документами, то налогоплательщику нужно будет предоставить уточненную декларацию. В этом случае, отсчет срока проведения проверки на подтверждение налогового вычета, будет начинаться со дня подачи уточненной декларации.

Читайте также:  Что такое ситуационный план для газификации

Как представить документы по требованию инспекторов при выездной налоговой проверке

В ходе налоговой проверки налогоплательщик по требованию налогового органа обязан представить те документы, которые непосредственно связаны с исчислением и уплатой суммы налога (пункты 6, 8, 8.1, 9 статьи 88 НК РФ).

Выемка документов возможна только в ходе выездной налоговой проверки и основана на пп. Право на изъятие документов вытекает из пунктов 1 и 2(4) статьи 93 Налогового кодекса: когда налогоплательщик отказывается их предъявить.

Нередко налоговые органы запрашивают информацию о декларациях за предыдущие периоды. Должны ли вы отвечать на такие запросы? Не всегда.

Хотя причины для истребования документов в рамках камеральной проверки можно пересчитать по пальцам одной руки, налоговые органы часто А при проверке требования FTAI на законность, наши налоговые юристы помогут вам. Свяжитесь с нами — мы всегда на связи и готовы помочь вам в общении с инспекцией!

Что делать, если налоговый орган требует документы или информацию от вашей компании, хотя не имеет на это права?

В случае других налогов и других периодов камеральная проверка может быть проведена только на основании соответствующих деклараций.

Если компания не успела подготовить документы вовремя, она должна своевременно обратиться в налоговые органы с просьбой о продлении срока (ст. 93(3) ТК РФ).

Практически все россияне платят НДФЛ — налог с зарплаты и других доходов. Если гражданин потратил большую сумму денег, часть потраченных денег может быть возвращена из ранее уплаченных налогов или сумма может быть уменьшена за счет налоговых вычетов. Важно! Если документы не были представлены, налоговые инспекторы при определении степени ответственности должны учитывать смягчающие обстоятельства (статья 112(4) Налогового постановления) и обстоятельства, исключающие вину (статья 111(1) Налогового постановления). При наличии таких обстоятельств штраф может быть уменьшен вдвое (ст. 114(3) ТК РФ) или вовсе отменен (ст. 111(2) ТК РФ).

Какие документы могут быть затребованы контролерами в ходе налоговой проверки по НДФЛ?

Проверка формирования налоговой базы по НДФЛ. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ). В ходе проверки правильности определения налоговой базы по НДФЛ сотрудники налоговой инспекции вправе затребовать документы бухгалтерского и налогового учета, а также документы, регулирующие трудовые отношения на предприятии. К ним относятся:

  • коллективный договор, штатное расписание, трудовые договоры с работниками, гражданско-правовые договоры на выполнение работ и оказание услуг, заключенные с физическими лицами;
  • положение о премировании, приказы о назначении и выплате премий, материальной помощи, других выплат;
  • документы по учету труда, рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда (табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчетно-платежные ведомости, записка-расчет об исчислении среднего заработка );
  • оборотно-сальдовые ведомости по счетам 70, 71, 73, 50, 94, а также аналитика по данным счетам. Если организация выплачивала сотрудникам доходы в натуральном виде, проверяются применяемые цены (счета 10, 41, 43, 45);
  • регистры налогового учета. Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговый агент должен разработать форму такого регистра самостоятельно. При этом она должна содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых ему доходов и предоставленных налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления в бюджетную систему РФ налога, реквизиты соответствующего платежного документа.

На что не имеют права налоговики

Налоговый орган не вправе расширять круг истребуемых документов, который очерчен в соответствующем положении Налогового кодекса РФ.

Региональные и местные власти также не вправе расширять путем принятия нормативных правовых актов круг документов, представляемых для камеральной проверки.

Налоговый орган вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к предмету проверки. В случае если налогоплательщик не исполнил требование, в котором запрошены дополнительные документы, не относящиеся к вопросам проверки, его нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 15333/07).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФ, если они не связаны непосредственно с исчислением проверяемого налога.

По общему правилу, повторно запрашивать документы в ходе камеральной проверки, которые налогоплательщик ранее уже представлял в инспекцию при проведении в отношении него камеральных или выездных налоговых проверок, а также документы, представленные им в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, запрещен.

Зачастую налоговики формулируют свое требование о представлении документов таким образом, что из него нельзя понять, какие именно документы должны быть представлены, но можно сделать вывод о круге истребуемых документов.

Например, в требовании указано: «Представить документы, подтверждающие право на применение льготы по налогу на имущество организаций в III квартале 2017 г.».

На практике выгоднее обратиться к инспектору за уточнением требования, что бы он конкретизировал какие именно документы его интересуют. Однако не стоит обращаться за разъяснениями, если вы не желаете представлять документы и готовы отстаивать свою позицию в суде. В этом случае ваше обращение просто даст повод налоговикам уточнить требование.

Какие документы запрашивает налоговая при проверке?

В законодательстве, а именно в Налоговом кодексе, указан конкретный перечень документов при проверке налоговой, которые могут запрашиваться сотрудниками фискального органа. Он достаточно широкий и включает в себя такие бумаги:

  • документы, которые подтверждают право на налоговые льготы – если компания при уплате налогов и сборов применяет определенные льготные ставки, налоговики имеют право удостовериться, что налогоплательщик действительно имеет право на данные льготы. Перечень льгот достаточно широкий, соответственно и документы могут запрашиваться разные: участие в благотворительных программах, ведение образовательной деятельности и т. д.;
  • подтверждение обоснованности применения налогового вычета – согласно действующему НК РФ, если компания-налогоплательщик приобретает товары или услуги, а также ввозит некоторые категории товаров из-за рубежа (операции импорта) уплаченные во время этих операций налоговые платежи могут быть затем вычтены из общей суммы сборов, которые требуется уплатить в бюджет. Это и является налоговым вычетом, и представители ФНС вполне могут запросить соответствующие документы, которое подтверждают обоснованность и размер вычетов – в данном случае, речь идет о счетах-фактурах, и другой первичной бухгалтерской документации, которая подтверждала бы совершение той или иной операции;
  • подтверждение совершения тех или иных операций – если у инспектора налоговой службы возникнет подозрение относительно того, совершалась ли та или иная сделка, а если совершалась, то какие товары, услуги в ней фигурировали, какая была их стоимость и т. д. Это одно из наиболее распространённых требований со стороны ФНС, ведь расхождения между отдельными частями налоговой декларации – совсем не редкость. В данном случае потребуется предоставить «первичку»: квитанции, счета-фактуры, кассовые чеки и т. д., чтобы сотрудники налоговой могли сверить информацию;
  • документы, подтверждающие получение прибыли (убытков) при участии в инвестиционных проектах и программах – средства, вырученные посредством инвестиций, облагаются налогами не так, как полученные в виде прибыли от обычной хозяйственной деятельности компании. Потому если в налоговой декларации фигурируют инвестиционный проект, скорее всего, потребуется предоставить документы, которые бы подтвердили получение прибыли или убытков от участия в нем;
  • бумаги относительно выплаты заработной платы, дивидендов, страховых выплат и т. д. – если в компании есть наемные сотрудники, акционеры и другие лица, которые могут получать выплаты из общего фонда, и это отображено в налоговой декларации, скорее всего, сотрудники ФНС захотят ознакомиться с первичными документами относительно данных выплат. Потому могут быть запрошены подтверждения перечислений данных платежей и обоснования по ним;
  • сведения относительно операций с подакцизными товарами – отдельное внимание всегда уделяется сделкам, где фигурируют товары, реализуемые с акцизами: алкоголь, сигареты и т.д., поскольку здесь нужен особо тщательный контроль за доходами и расходами, а также налоговыми платежами. Потому налоговики могут отдельно запросить первичку по всем подобным операциям. чтобы сравнить реальные суммы с уплаченными акцизами и другими сборами;
  • подтверждающие документы при подаче уточненной декларации – если какая-то отчетность уточнялась, особенно, если в итоговом документе размер налоговых платежей уменьшился, это может заинтересовать ФНС, и будут запрошены документы, которые подтверждали бы такие изменения. В качестве примеров таких документов – копии договоров, счета-фактуры, квитанции, акты выполненных работ и т.д.
Читайте также:  Единовременное пособие на погребение в 2023 году родственникам работника

Важно запомнить и еще один нюанс: проверка документов налоговой может касаться только того временного периода, который затрагивает аудит. То есть, если проводится проверка по годовому отчету, документы также могут запрашиваться только за последний отчетный год. Учитывая, что срок проверки ограничен тремя годами, именно такой период считается «сроком давности», и более старые документы налоговики запрашивать не имеют права, разве что через судебное постановление в рамках рассмотрения нарушений в налоговой сфере.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

О чем будет спрашивать налоговая

Проверяющих обязательно заинтересуют ваши контрагенты, у которых есть признаки фирм-однодневок. Инспектор может вызвать на допрос руководителя предполагаемой “однодневки”, а также вас и вашего главного бухгалтера. Задавать вопросы по сделкам, которые показались инспекторам “сомнительными”, вам будут примерно одинаковые, но допрашивать по отдельности:

  • Каким образом и когда нашли данного контрагента?
  • Почему выбрали именно его?
  • Каким образом контактировали с контрагентом?
  • Кто подписывал договоры и прочие документы?
  • Контактные данные и реквизиты контрагента?
  • Какой товар поставлялся, какие оказывались услуги?
  • Каким образом происходила передача товара, как он доставлялся и где хранился?

Где проводится выездная проверка?

Согласно ст. 89 Налогового кодекса РФ, выездная проверка осуществляется налоговым органом либо в ИФНС, либо на территории налогоплательщика (по указанному в документации юридическому адресу). Последний, в свою очередь, должен предоставить налоговым инспекторам рабочее место (стул и стол). В случае если это невозможно, проверка осуществляется на территории ИФНС.

Отказом принимать сотрудников налоговой инспекции не могут служить такие факторы, как:

  • отсутствие помещения для обустройства рабочего места;
  • наличие пропускной системы;
  • отсутствие офиса (в таком случае инспектор может работать даже на складе организации) и т.д.

Наличие сотрудников налогового контроля на территории компании нередко вызывает дискомфорт не только у руководителя, но и у рядовых сотрудников. К тому же, во время наблюдения за рабочим процессом, инспекторы могут выявить ошибки, которые трудно определить, изучая документацию.

Если налогоплательщик не имеет возможности предоставить рабочее место для инспекторов непосредственно по своему юридическому адресу, он имеет право предложить провести проверку по месту хранения документов. При этом важно доказать, что данное помещение является также территорией организации, где есть соответствующие условия для проведения проверки.

В Налоговом кодексе не сказано, что «офис проверки» должен строго соответствовать юридическому адресу компании. Поэтому можно сотрудничать с аутсорсинговой компанией, а при проверке осведомить налоговый орган и предоставить аргументы того, что документы действительно хранятся в арендованном помещении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *