Как получить лицензию на пассажирские перевозки частному лицу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на пассажирские перевозки частному лицу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично);
  • необходимость получения выписки из реестра.

Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа

Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).

Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.

Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.

Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.

К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.

Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.

В пакет документов, кроме самого заявления, входят:

  • копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
  • копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
  • копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.

Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.

Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие

Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:

Обычный гражданин От 2 до 2,5 тыс. руб.
Должностное лицо От 4 до 5 тыс. руб.
Юридические лица От 40 до 50 тыс. руб.

Основания для отказа в приеме документов и приостановлении предоставления услуги

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе оценки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

3) наличие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, обратившихся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на конкретный лицензируемый вид деятельности, действующей лицензии на данный вид деятельности, предоставленной этим лицензирующим органом, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в следующих случаях:

Читайте также:  Договор дарения квартиры МФЦ 2023 год

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) лицензиатом не было представлено в лицензирующий орган заявление о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, что повлекло за собой невозможность проведения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям до наступления срока прохождения указанной процедуры;

4) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответстви с частью 11 статьи 19.3 Федерального закона «О лицензирвоании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирущим органом в рамках периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям;

5) невозможность проведения в отношении лицензиата периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям после подачи в лицензирующий орган заявления о периодическом подтверждении соответствия лицензионным требованиям, а также невозможность проведения в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых проверяется соответствие лицензиата лицензионным требованиям;

6) лицензиатом в установленный срок не были устранены в соответствии с частями 15 — 17 статьи 19.1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ грубые нарушения лицензионных требований, выявленные лицензирующим органом в рамках оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям.

Что является пассажирской перевозкой?

В законодательстве существует четкое определение, характеризующее пассажирские перевозки. Они представляют собой перемещение людей в специально организованном порядке при помощи автотранспортных средств. Перевозки осуществляются на определенное расстояние. Транспортным средством, которое при этом используется, может быть такси, автобус, самолет, поезд, теплоход и т.д. Пассажиром же при этом выступает любой человек, который дал согласие на перевозку. При этом данное лицо не должно являться членом экипажа.

Перемещения подразумевают несколько вариантов:

  • автомобильные;
  • речные или морские;
  • железнодорожные;
  • авиаперевозки.

Наиболее распространенным типом считается автомобильная перевозка. Пассажиров каждый день перемещают на самые разные расстояния на автомобилях, автобусах, микроавтобусах. Миллионы человек ежедневно используют автомобильный транспорт. Его доступность, удобство и относительная дешевизна привлекают массу людей.

Срок оформления лицензии

Получить разрешение на транспортировку людей не является бесплатным удовольствием. За это надо платить. Не забудьте об этом, подавая в орган по выдаче разрешительных бумаг заявление и прочих бумаг по списку. Чтобы у Вас приняли их к рассмотрению, передайте чек на оплату госпошлины.

На текущий момент госплата за подачу документов равна 2.600 рублям, а единая стоимость самой бумаги нигде не зафиксирована. Она отличается по регионам страны, но стартует от 5.000 рублей.

Что касается времени рассмотрения Вашего вопроса, то тут отведено не более полуторамесяца на принятие решения. Лицензия имеет срок действия, и он составляет 5 лет. На протяжении первых трех суток Вам могут вернуть бумаги, если Вы их некорректно оформили или подали не в полном объеме. Вам будет дан ровно 1 месяц на работу над ошибками. Когда же Вас уличили в нарушении условий ведения лицензированной деятельности, то Ваша лицензия досрочно теряет силу или приостанавливается Ваш бизнес до устранения неточностей и нарушений. Когда срок действия бумаги подходит к концу, займитесь ее продлением примерно за 10 дней до исхода ее правомочности. Продлить ее Вы вправе неограниченное число раз.

Реквизиты и образец лицензии

Чтобы иметь право перевозить больше 8 человек, нужна лицензия. Бланк содержит данные:

  • о выдавшем его органе;
  • регистрационный номер;
  • дату выдачи;
  • информацию, на какие виды перевозок выдается лицензия, с опорой на ст.12, часть 2 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • определение исключений (заказной характер, нужды самой компании) и отметку о том, что автотранспорт оборудован для перевозки более 8 человек;
  • кому предоставлена – полное, сокращенное и фирменное наименование организации;
  • ОГРН;
  • ИНН. Сколько стоит восстановить ИНН при утере – читайте здесь.

Для получения разрешения нужно сначала оплатить госпошлину и принести заявление в лицензирующий орган. Заполняется такое заявление по определенной форме, причем для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей она разная. К нему нужно приложить все необходимые документы. Подавать их можно как лично, так и при помощи заказного почтового отправления или электронной почты (подробные условия уточняются в конкретном органе).

После этого, при условии соответствия физического или юридического лица предъявляемым требованиям, ему будет выдана лицензия.

Максимальный срок рассмотрения заявки – 45 дней. В среднем решение принимается в течение месяца.

Если документы были поданы не в полном объеме или оформлены неверно, то в течение трех дней лицензирующий орган уведомляет об этом соискателя. После этого ему дается тридцать дней на исправление обнаруженных ошибок или нарушений.

Наказание за деятельность без лицензии

За нарушение закона и осуществление деятельности без наличия лицензии предусмотрена ответственность – административная и уголовная.

За перевозку пассажиров без лицензии налагается штраф, а при повторном нарушении может применяться и конфискация транспортного средства. Сумма штрафа разная для каждой категории нарушителей и составляет:

  1. 50 тысяч рублей. Эту сумму заплатят граждане и должностные лица (руководители, административные работники).
  2. 100 тысяч – индивидуальные предприниматели.
  3. 400 тысяч – самая большая сумма предусмотрена для юридических лиц.
Читайте также:  Эмансипация что это такое по отношению к женщинам, несовершеннолетним и другим ущемленным группам

Если нарушение происходит не в первый раз, то в дополнение к сумме штрафа у граждан и индивидуальных предпринимателей могут конфисковать автомобиль, а юридическим лицам еще и приостановить предпринимательскую деятельность (до 90 дней).

Уголовная ответственность наступает в том случае, если нелицензионная деятельность:

  • причинила крупный ущерб – гражданам, предприятиям, организациям или государству;
  • связана с незаконным получением доходов в больших размерах.

Наказание в таких случаях будет следующим:

  1. До 480 часов обязательных работ.
  2. До шести месяцев ареста.
  3. До 300 тысяч рублей штрафа (либо же зарплата или другой доход нарушителя за период до двух лет).

Если преступление совершается впервые, то уголовная ответственность может не применяться, но при определенных условиях:

  1. Полное возмещение причиненного другим субъектам ущерба и перечисление в бюджет денежного возмещения (в 5 раз больше от суммы причиненного ущерба).
  2. Перечисление в бюджет того дохода, который был получен от незаконной деятельности и его пятикратное денежное возмещение.

Если полученный доход относится к особо крупному или нарушение числится за организованной группой людей, то наказание следующее:

  1. Штраф – либо от 100 до 500 тысяч рублей, либо в размере зарплаты (за период от года до трех лет).
  2. Штраф до 80 тысяч рублей и лишение свободы (до 5 лет).
  3. До пяти лет принудительных работ.

На какие виды перевозок нужно получить лицензию

Постановление РФ №1616 предполагает, что лицензируемой деятельностью считаются перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд. При этом получение лицензии может осуществляться как на один, так и на оба вида перевозок. В случаях, когда лицензия получена только на один вид перевозок, другой вид деятельности при его реализации будет считаться незаконным, а перевозчик будет привлечен к административной ответственности..

Лицензию для перевозки пассажиров могут не получать организации, которые относятся к специальным службам (пожарная охрана, полиция, скорая медицинская помощь и другие). Также лицензию можно не оформлять, если перевозки осуществляются без использования автомобильных дорог общего пользования.

Раньше лицензии должны были получать только организаторы регулярных перевозок, автобусы которых вмещали более восьми человек. Нерегулярные рейсы, формируемые в соответствии с нуждами заказчиков, можно было осуществлять в уведомительном порядке. Предполагалось, что без лицензии по дорогам передвигаются автобусы турфирм или служебный транспорт, доставляющий сотрудников предприятий на работу.
Однако во многих российских регионах эти послабления породили целую прослойку псевдозаказных перевозчиков, поделивших между собой регулярные межмуниципальные маршруты. Их транспорт ходил по твердому расписанию, забронировать место на рейсе мог любой желающий. От официальных регулярных рейсов нелегалов отличало только одно: на лобовое стекло автобуса или маршрутки крепилась табличка «Заказной».

Привлечь таких дельцов к ответственности до недавнего времени было очень сложно. Особенно если договор фрахтования, заказ-наряд на предоставление транспортного средства и прочие документы, подтверждающие заказной статус перевозки, у водителя оказывались в полном порядке.

В Псковской области очисткой рынка от нелегалов занялась антимонопольная служба. Сотрудники УФАС пришли к выводу, что псевдозаказные перевозчики нарушают Закон «О защите конкуренции». Ведь они, с одной стороны, не участвуют в бюджетных конкурсах на право осуществления перевозок и не подвергаются контролю со стороны органа власти — организатора конкурса. С другой — не тратят время и деньги на получение лицензии. В результате легальным компаниям крайне сложно конкурировать с организаторами псевдозаказных рейсов.

Благодаря закону об обязательном лицензировании на дорогах поубавится автобусов, которые нелегально выполняют рейсы под видом заказных

— Мы получили несколько десятков жалоб на подобных «серых» игроков рынка, — рассказывает руководитель Псковского УФАС Ольга Милонаец. — Практически во всех случаях сработал механизм предупреждения: заказные автобусы переставали курсировать на регулярных маршрутах, а компании освобождались от ответственности за нарушение антимонопольного законодательства. Однако один из перевозчиков, организующий рейсы по маршруту Псков — Пыталово — Псков, отказался исполнить предупреждение. Он пытался доказать сначала нашим сотрудникам, а потом и в суде, что автобусы ходят из Пскова в Пыталово и обратно по заказу клиентов.

Но мы изучили сайт компании и выяснили: при бронировании заявки на поездку появлялось расписание движения транспорта.

А возможность самостоятельно определить время отправления, без которой теряется смысл заказных перевозок, отсутствовала. Мы назначили перевозчику штраф — 250 тысяч рублей. Суд первой инстанции разделил позицию УФАС.

Требования к лицензиату и его собственности

Требования касаются как самого соискателя, так и имеющихся у него во владении/аренде строений/зданий, автотранспорта (АТ), оборудования для его осмотра и обслуживания. Соискатель должен располагать:

  1. Помещением для техосмотра и ремонта автотранспортных средств либо предъявить договор на ТО его автомобилей.
  2. Лицензией на меддеятельность, связанную с предвыездным осмотром водителей (с 2021 года все организации, занимающие перевозками должны иметь). Альтернативой является действующий договор о медобслуживании с ООО или ИП, имеющим такую лицензию.
  3. Автотранспортом, соответствующие всем требованиям безопасности и оснащенным системой ГЛОНАСС либо GPS.
  4. Договора с водителями, имеющими стаж работы в данной области, квалификационные документы и свидетельство о прохождении медкомиссии.
Читайте также:  За какие машины в 2023 году придется заплатить налог на роскошь: список

Если лицензию получает предприниматель, именно он должен быть таким водителем. Владелец ООО может не иметь соответствующих прав на вождение транспортных средств и квалификации. Но в его штате должны быть опытные водители, чью квалификацию можно подтвердить документально.

Лицензирование пассажироперевозок: нормативно-правовые аспекты

Для понимания того, что представляет собой лицензия на перевозку пассажиров, целесообразно изучить ряд законов и подзаконных актов, регламентирующих процедуру лицензирования. К таковым относятся следующие документы:

  • Федеральный закон N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);
  • Административный регламент предоставления госуслуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Детальному изучению этих документов стоит отвести время еще перед тем, как получить лицензию. Это важно для перевозчика хотя бы потому, что орган, оформляющий соответствующие разрешения, − Ространснадзор − проверяет выполнение каждым предприятием-соискателем всех требований транспортного законодательства.

Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации

Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).

1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.

То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.

Новый регламент решает данную проблему, т.к. в нем изначально идет речь о том, что лицензии будут выдаваться для любых перевозок автобусами, а не только для коммерческих.

Новые функции Ространснадзора, связанные с лицензированием

13. Результатами предоставления государственной услуги являются:

  • предоставление лицензии и включение сведений об автобусах в реестр лицензий;
  • отказ в предоставлении лицензии и включении сведений об автобусах в реестр лицензий;
  • переоформление лицензии;
  • отказ в переоформлении лицензии;
  • предоставление сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
  • включение сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
  • отказ во включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
  • исключение сведений об автобусах из реестра лицензий;
  • отказ в исключении сведений об автобусах из реестра лицензий;
  • изменение сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий;
  • отказ в изменении сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий.

Пункт номер 13 позволяет получить представление о том, какие новые процедуры стали доступны организациям с 31 июля 2021 года при обращении в Ространснадзор:

  • добавление автобусов в реестр;
  • удаление автобусов из реестра;
  • обновление информации об автобусе.

Таким образом, новый регламент решает и еще одну проблему, которая существовала ранее. С 31 июля 2021 года организация может добавлять в реестр новые автобусы, изменять информацию об имеющихся или удалять их. Ранее такие операции не предусматривались и для изменения информации нужно было оформлять лицензию заново (в течение 30 рабочих дней).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *