Движение задним ходом запрещено ПДД в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движение задним ходом запрещено ПДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Езда с прицепом сама по себе вызывает определенные трудности даже у опытных автовладельцев. А попытки вместе с ним сдавать задним ходом представляют собой одно из самых сложных действий. Стоит помнить, что отдельного запрета на выполнение данного маневра с прицепом нет. Но тут нужно учитывать, что при таких условиях у водителя существенно ограничивается обзор того, что происходит у него за спиной.

Несколько советов, как снизить вероятность ДТП за езду задним ходом

Во время движения задним ходом водитель автомобиля, совершающего маневр, должен внимательно оценить ситуацию на дороге, а также остановиться и проверить обстановку, если раздались сигнальные звуки. Возможно, есть угроза врезаться в чье-то ТС. Точно так же, если другой водитель видит, что чужое заднее движение грозит аварией, следует подать сигнал. Если же реакции нет, то можно попробовать объехать движущееся авто, но только передним ходом. В случае ДТП виновником будет считаться тот, кто двигался назад.

При движении задним ходом на автомобиле с прицепом, то вам необходимо, в первую очередь, выровнять на одну линию машину и прицеп. Лучше всего смотреть не в зеркало заднего обзора, а в заднее стекло, чтобы лучше контролировать положение. Но если у вас высокий прицеп, то здесь потребуются боковые зеркала, и задача усложняется, особенно для новичков.

В ситуации, когда необходимо пропустить выезжающий с парковки автомобиль, стоит обращать внимание не на то авто, которому вы уступаете дорогу, а на машины, находящиеся по бокам от вашей.

Вне зависимости от того, по каким причинам вы выполняете маневр, главное — делать это спокойно и не торопясь, иначе можно спровоцировать непредвиденное ДТП. Пусть штраф за подобное действие не слишком велик, но вот в случае аварии именно вас будут считать виновным.

Что такое движение задним ходом по ПДД

В ПДД нет определения такого маневра, как движение задним ходом. В большинстве случаев водитель начинает движение назад для разворота, выезда с парковки или из гаража, попытки объезда препятствий впереди. Для обеспечения безопасности таких маневров современные автомобили оборудуются видеокамерами заднего вида, системами автопаркинга и управления. Повышенная опасность при движении задним ходом связана со следующими моментами:

  • существенно снижается обзор водителя, в результате чего можно не заметить неподвижное препятствие, другой автомобиль или пешехода;
  • задний ход подразумевает движение в направлении, противоположном основному транспортному потоку, что создает сложности в маневрировании и управлении;
  • при движении задним ходом нужны специальные навыки управления, особенно для машин с большими габаритами.

В ПДД отсутствуют дорожные знаки или разметка, запрещающие и разрешающие движение автомобиля задним ходом. Однако в Правилах есть пункты 8.12 и 16.1, содержащие специальные правила таких маневров. Они применяются наравне с обычными нормами и предписаниями ПДД.

Ответственность за аварию

В большинстве случаев виновником аварии, а которой один из участников двигался задним ходом, признаётся как раз тот самый водитель, который включил заднюю скорость. Но есть и случаи, когда виноват другой участник движения, который, например, превысил скорость. Для того, чтобы избежать таких ситуаций, лучше всего попросить помощи пассажиров или прохожих для безопасного осуществления манёвра.

Если же всё-таки вина, движущегося назад водителя, будет доказана, то его ожидают:

  • Штраф размером 2500 рублей;
  • Оплата, покрывающая восстановления всех повреждений автомобиля, полученных другими участниками дорожного движения в ходе данного ДТП;
  • Лишение прав на срок, определённый решением суда;
  • Возбуждение уголовного дела и уголовная ответственность в случае причинение физического вреда здоровью участников дорожного движения в ходе этого ДТП.

ДТП при движении задом

1. Параллельная парковка.

Столкновение может произойти в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало вместо всех трех). Чаще всего авария происходит между автомобилем, выполняющим параллельную парковку (оранжевым), и автомобилем, «подперевшим» его сзади (зеленым). Однако возможны и более экзотические ситуации.

Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.

Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля.

2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.

Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.

Предлагаем ознакомиться: Расторжение договора в одностороннем порядке #законодательство #СЭД #ECMJ

Въезд на дорогу с односторонним движением

Если видите знакодностороннее движение, он обозначает, что на данном участке дороги можно двигаться исключительно в направлении, что задано этим знаком. Но не все так однозначно, поскольку при наличии рассматриваемого знака возможно несколько развитий событий.

Если двигаетесь прямо. Эта ситуация предусматривает, что машина на обычной дороге двигается в том же направлении в котором можно двигаться на дороге с одностороннемдвижением. То есть, можно не прекращать движение, переходя на дорогу, где можно ехать только в одном направлении. Это наиболее простое развитие событий, поскольку не требует от водителей никаких дополнительных манипуляций. Достаточно просто ехать.

Читайте также:  Статья 34 УПК РФ. Передача уголовного дела по подсудности

Немного сложнее, если знак перехода появляется при повороте на правую сторону. Если нужно сделать такое движение, автомобилю необходимо перейти на самую крайнюю правую полосу. Но эта манипуляция должна быть выполнена при любом повороте вправо. После перехода на участок с движением в одну сторону, автомобиль должен оказаться в крайней полосе справа. Это важно, поскольку, когда авто выезжает с одностороннего участка дороги, оно не должно перейти на дорогу со встречнымдвижением. Это создаст аварийную ситуацию, потому всегда находитесь как можно правее. Хотя если остальные полосы заняты, можно занять и левую сторону.

Если поворачиваете в левую сторону, когда разрешено только одностороннее движение, нужно учитывать определенные правила, что мало чем отличаются от используемых на стандартных перекрестках. То есть, прежде чем поворачивать, нужно заранее найти, где левая полоса, и перейти на неё.

Обратите внимание на наличие трамвайных полос, поскольку при их наличии поворот слева будет считаться нарушением. Нужно поворачивать именно с этих путей. Хотя при наличии знаков вроде 5.15.2 или разметки 1.18 может предусматриваться другой порядок действий. Потому внимательно смотрите на дорогу. Кроме того очень важно, чтобы автомобиль не создавал никаких препятствий трамваям, что ездят по рассматриваемой дороге. Когда уже свернули налево, о выборе полосы можно не переживать – просто занимайте любую.

Если сворачиваете на трассу, где выделена встречная полоса, нужно соблюдать несколько правил. Желательно принимать во внимание, что если сделать что-то не так, можете оказаться на встречке, а там одностороннее движение не действует.

Комментарии к ст. 12.14 КОАП РФ

1. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, образует невыполнение требования Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.) (п. 8.1), о подаче сигнала (световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой) перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой.

Под началом движения понимается момент трогания транспортного средства с места остановки или стоянки. Перестроением считается изменение в процессе движения положения транспортного средства в пределах ширины проезжей части дороги. Поворотом является маневр транспортного средства, выполняемый с целью выезда на другую дорогу или съезда с дороги на прилегающую к ней территорию. Разворот выполняется для изменения направления движения.

При осуществлении указанных действий водитель обязан информировать других участников движения подачей соответствующих сигналов поворота. Пункт 8.1 Правил требует подавать сигнал поворота независимо от того, имеются ли вблизи другие транспортные средства или пешеходы. Сигнал должен быть подан заблаговременно, чтобы другие участники движения могли своевременно его воспринять и должным образом отреагировать.

Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 8.5 Правил перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение. Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам (п. 8.8 Правил).

3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 указанной статьи, выражается в совершении разворота либо движении задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8.11 Правил разворот запрещается: на пешеходных переходах, в тоннелях, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах, в местах видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м, в местах расположения остановочных пунктов. Все перечисленные места представляют собой участки дороги со стесненными условиями движения или обладающие повышенной опасностью.

При движении задним ходом водитель должен осуществлять этот маневр с соблюдением необходимых мер предосторожности, исключив при этом возможные помехи для других участников движения. Учитывая это, Правилами запрещено движение задним ходом на перекрестках и в местах, где запрещен разворот.

4. Административно наказуемыми в соответствии с ч. 3 комментируемой статьи признаются действия водителей, выраженные в невыполнении требований Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 12.13 и ст. 12.17 Кодекса. Данные требования регламентированы п. п. 8.3, 8.4, 8.8, 8.9 Правил.

5. Субъектами правонарушения являются водители транспортных средств.

6. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.

7. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Особенности движения задним ходом

Часто случается такая ситуация, когда водитель, который вроде-бы учёл все вышеописанное для безопасного маневра, но, во время движения со включенной задней скоростью инспекторы ГИБДД расценивали это как движение по встречке и наказывали «по всем статьям».

По этому поводу, Верховный Суд давно высказал свое мнение и постановил, что, при движении по правилам (не выезжать по «кирпич», не использовать для маневра область пешехода и т. д.) не расценивается, как нарушение.

Однако, в обратном случае, если имело место движение во встречном направлении, например, на перекрестке или в опасной близости от него, водитель становится нарушителем ПДД.

Читайте также:  Как оформить корпоративный договор ДМС

Движение во встречном направлении разрешается лишь в случае острой необходимости. На это также есть Постановление Верховного Суда. Насчет того, кто определяет «необходимость» уточнения нет. Поэтому, этот момент остается на усмотрении и здравом смысле водителя.

Желательно не совершать этот опасный манёвр во время обильных осадков, ветра с песком, тумана. Чаще всего, в это время будет искажено зрительное расстояние между машинами, а пешеходов можно не увидеть до последнего момента.

Когда разрешено движение задним ходом

Согласно п.12 раздела 8 Правил движение транспорта задним ходом разрешено, если сдающий назад автомобиль не создает помех движению остальным транспортным средствам, не изменяет порядок их маневрирования, а также уступает дорогу пешеходам.

В этом же пункте прописано, что в случае необходимости водитель автомобиля должен обратиться за помощью к сторонним лицам для корректировки маневра. Оказать помощь может как пассажир, так и проходящий мимо пешеход: проследить, чтобы автомобиль не задел чужие припаркованные машины либо попросить жестом попутные ТС притормозить и дать возможность маневрирующему авто выехать на дорогу.

ПРИМЕЧАНИЕ: Использование помощи сторонних лиц не снимает с управляющего транспортным средством ответственности за безопасность маневра. В случае ДТП виновником будет признан выезжающий задним ходом водитель.

Несколько советов, как снизить вероятность ДТП за езду задним ходом

Во время движения задним ходом водитель автомобиля, совершающего маневр, должен внимательно оценить ситуацию на дороге, а также остановиться и проверить обстановку, если раздались сигнальные звуки. Возможно, есть угроза врезаться в чье-то ТС. Точно так же, если другой водитель видит, что чужое заднее движение грозит аварией, следует подать сигнал. Если же реакции нет, то можно попробовать объехать движущееся авто, но только передним ходом. В случае ДТП виновником будет считаться тот, кто двигался назад.

При движении задним ходом на автомобиле с прицепом, то вам необходимо, в первую очередь, выровнять на одну линию машину и прицеп. Лучше всего смотреть не в зеркало заднего обзора, а в заднее стекло, чтобы лучше контролировать положение. Но если у вас высокий прицеп, то здесь потребуются боковые зеркала, и задача усложняется, особенно для новичков.

В ситуации, когда необходимо пропустить выезжающий с парковки автомобиль, стоит обращать внимание не на то авто, которому вы уступаете дорогу, а на машины, находящиеся по бокам от вашей.

Вне зависимости от того, по каким причинам вы выполняете маневр, главное — делать это спокойно и не торопясь, иначе можно спровоцировать непредвиденное ДТП. Пусть штраф за подобное действие не слишком велик, но вот в случае аварии именно вас будут считать виновным.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части). В этом случае при движении по велосипедным дорожкам, а также при пересечении таких дорожек пешеходы должны уступать дорогу велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности.
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, средство индивидуальной мобильности, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с включенными фонарями: спереди — белого цвета, сзади — красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.3, обозначающей такой пешеходный переход.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Примечание:
По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.

10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:
— мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях — со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах — не более 90 км/ч;
автобусам, в которых места для сидения пассажиров оборудованы ремнями безопасности, предназначенным для перевозки исключительно сидящих пассажиров, — не более 90 км/ч, другим автобусам — не более 70 км/ч;
— легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях — не более 90 км/ч, на остальных дорогах — не более 70 км/ч;
— грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, — не более 60 км/ч;
автобусам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч
— транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, — не более 60 км/ч.

Читайте также:  Как правильно рассчитать дивиденды при усн доходы минус расходы

Примечание:
По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.

Штрафы за неправильную езду задним ходом

За нарушение правил езды задним ходом и на участках, где это запрещено, предполагаются штрафы согласно статьям КоАП и ПДД:

  • При движении под знаки:
  • «Въезд запрещен» — 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев (кроме маршрутного транспорта);
  • «Движение запрещено» («кирпич» — запрет на езду во всех направлениях) – 500 рублей.
  • При движении автомобиля:
  • по многополосной трассе или автомагистрали – 2500 рублей (КоАП 12.11);
  • по разделительной полосе или обочине – 500 рублей;
  • на перекрестке, пешеходном переходе, остановке общественного транспорта, железнодорожном переезде или участке, где нет разворота – 500 рублей.

Какая объективная необходимость разрешает ехать задним ходом?

Приведённый Пленумом Верховного суда перечень примеров объективной необходимости прибегнуть к движению задним ходом на дороге не является исчерпывающим. Тем не менее здесь необходимо разобраться с возможными заблуждениями, ведь каждый может понимать этот термин по-своему.

Под объективной необходимостью предполагается такая ситуация, которую невозможно преодолеть никаким иным способом. Чёткого закрепления этого понятия нет ни в одном нормативно-правовом акте, поэтому даже такое понимание термина является условным и основано на сложившейся судебной практике.

Еще по теме: Поменяли права, в страховке старый номер – какой штраф и риски?

То есть, если вы пропустили, например, заезд во двор и теперь хотите проехать к нему, двигаясь задним ходом, сотрудник ГИБДД имеет полное право подвергнуть вас административному взысканию. Спорным остаётся и вопрос о том, какое расстояние можно преодолеть, двигаясь задним ходом, в том случае, если вы пропустили ваше парковочное место или место высадки пассажира. Здесь стоит опираться на всё тот же принцип — не создавать проблем другим участникам движения и не провоцировать возникновение опасной ситуации на дороге.

Знак стоп где останавливатьсяЗнак 2.5 Движение без остановки запрещено

С регулярными поправками и изменениями в правилах дорожного движения для многих водителей будет полезно хотя-бы иногда ознакамливаться.

В первую очередь, это исключит правонарушения по незнанию, а во – вторых, знание правил убережет здоровье и кошельки многих автолюбителей.

В основном, причинами нарушений правил является критическое состояние дорог во многих регионах страны, и невнимательность во время вождения автотранспорта.

Многие новички, попав на широкие дороги, теряются, и нарушают правила, причиняя дорожные происшествия, или отделываются перепугом.

Среди таких штрафов есть правонарушение за езду задним ходом, ведь оно является одним из самых опасных, когда водитель ограничен в видимости.

Важно знать, когда водитель имеет право ехать задним ходом, и когда этого делать строго запрещено. Поэтому в данной статье мы обсудим особенности движения, и нюансы, прописанные в КоАП

ДТП при движении задом

1. Параллельная парковка.

Столкновение может произойти в том случае, если водитель паркующегося автомобиля неуверенно пользуется зеркалами заднего вида (например, использует только правое зеркало вместо всех трех). Чаще всего авария происходит между автомобилем, выполняющим параллельную парковку (оранжевым), и автомобилем, «подперевшим» его сзади (зеленым). Однако возможны и более экзотические ситуации.

Например, водитель зеленой машины может испугаться паркующегося автомобиля, быстро включить задний ход и врезаться в красный автомобиль, подъехавший к нему сзади. Несколько лет назад мне довелось увидеть подобное ДТП на практике, так что ситуация не вымышленная.

Обратите внимание, что при столкновении зеленой и красной машин водитель, выполняющий параллельную парковку, не является участником ДТП и платить за ремонт поврежденных автомобилей не будет. Оплачивать ремонт будет водитель зеленого автомобиля.

2. Движение задним ходом на территории парковки супермаркета или автостоянки.

Подобные ДТП происходят с завидной регулярностью около всех крупных магазинов. Причиной ДТП, как и в предыдущем случае, служит невнимательность водителя оранжевого автомобиля, сдающего назад.

Признали обоюдную вину – я получу 50% выплаты?

Если по мнению инспекторов при сдавании задним ходом правила нарушили оба водителя, то нарушителями признают обоих. В таком случае каждый получит по 50% своего ущерба.

Другое дело, когда в реальности один из водителей ничего не нарушал, но инспекторы не захотели разбираться или по каким-то другим причинам вынесли постановление. Можно постановление обжаловать по админке, но, если не получилось, тогда не стоит опускать руки.

Как говорилось выше, постановление инспектора – это не установление вины в ДТП. Там говориться, что дядя Вася нарушил такой-то пункт правил, и всё!

Вину в ДТП можно установить в гражданском порядке в рамках иска о возмещении ущерба от ДТП в полном объеме. Соответственно, подавать его необходимо и на страховую компанию по ОСАГО, и на виновника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *