Повторный аукцион после 1 июля 2024 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повторный аукцион после 1 июля 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 52 Федеральной контрактной системы указано, сколько оснований теперь для признания закупок несостоявшимися — с 1 января 2022 года таких оснований шесть. Они общие для всех электронных торговых процедур.
Какие основания для признания торгов несостоявшимися
Закупку признают несостоявшейся, если (ч. 1 ст. 52 44-ФЗ):
- Подана только одна заявка на участие в торгах.
- Только одно предложение соответствует требованиям извещения.
- На участие в заказе не подано ни одного запроса.
- Закупочная комиссия отклонила все предложения.
- Все участники признаны уклонившимися от заключения контракта.
- Заказчик отказался от заключения госконтракта с единственным участником или с поставщиком, который подал единственную соответствующую заявку (ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ).
По правилам, если участник электронного аукциона не подавал ценовые предложения, он не участвует в торгах. А если и другие потенциальные поставщики не предлагали свои товары, работы, услуги или же предложение подал только один исполнитель, то процедуру признают несостоявшейся.
Очень легко найти имущество, выставленное на продажу должником. Для этого управляющий недвижимостью подает заявку на регистрацию в реестре в Росимущество и подтверждает зарегистрированные права на квартиры, комнаты, дома и коммерческую недвижимость. Кроме того, доля в праве собственности (например, ее 1/2 доля в квартире) может быть продана.
Если это единственное место, где проживает банкрот и его семья, торги не проводятся. Это может быть квартира или дом, в котором должник фактически проживает. Правило единственного жилья не распространяется на квартиру или дом, если была оформлена ипотека. В этом случае квартиру однозначно продает банк, выдавший ипотечный кредит.
Однако с 2021 года суды разрешают продажу единственного жилья даже при отсутствии ипотеки, при условии, что оно относится к роскошному. В конце концов, до сих пор не существует правил, определяющих эту роскошь. Суд по делам о банкротстве может принять решение о продаже дома, если кредитор приобрел другую недвижимость для переселения. В своем решении суд примет во внимание признаки элитного жилья, характеристики и местоположение.
Важным показателем элитного дома является его общая площадь. Так, например, если у должника были долги, он перестал их выплачивать и покупает квартиру площадью 100 квадратных метров, суд может решить, что это жилье класса «люкс».
Не всегда легко выставить на торги движимое имущество. Покупателей вряд ли заинтересует старая мебель и бытовая техника. В принципе, раздел 2 не распространяется на личные вещи, такие как предметы домашнего обихода и кухонная утварь ст. 446 Гражданского процессуального кодекса.
По этим причинам существуют продажи:
- Ювелирные изделия, украшения, предметы роскоши.
- Дорогая бытовая техника и гаджеты.
- Производственное, торговое и хозяйственное оборудование (в отношении предпринимателя-должника).
- Антиквариат и предметы старины.
- Другие виды личного имущества, если они имеют значительную стоимость.
Каждый арбитражный управляющий имеет большой опыт в делах о банкротстве. Поэтому мы точно знаем, что является подлинным предметом аукциона, а что — бесполезным или потерянным.
В ст. 446 Гражданского процессуального кодекса РФ должник может оставить себе имущество, используемое в предпринимательских целях. Однако стоимость таких вещей и предметов в настоящее время не может превышать 10 000 рублей. Еще несколько лет назад максимальная сумма активов для предпринимательской деятельности составляла 100 долларов, а минимальная — более 1 000 000 рублей, чем могли воспользоваться многие должники. Теперь эта лазейка закрыта.
Для участия в торгах поставщики должны решить ряд организационных вопросов.
- Получение квалифицированной электронной подписи (КЭП) — она нужна для визирования документов и имеет такую же юридическую силу, как личная подпись.
- Аккредитация на ЭТП и создание личного кабинета в рамках площадки, где будут проводиться торги. В России работают 8 федеральных ЭТП. С их списком можно ознакомиться в ч. 3 ст. 24.1 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013, в ч. 11 ст. 3.4 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.201, а также в Приложении № 1 к распоряжению Правительства РФ № 1447-р от 12.07.2018.
- Регистрация в Едином реестре участников закупок (ЕРУС) в Единой информационной системе (ЕИС) — необходима, чтобы открыть доступ к подаче заявок.
- Регистрация на Госуслугах — нужна для проверки сведений, переданных в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
- Открытие спецсчета — может быть выполнено только в банке, который указан в распоряжении Правительства № 1451-4 от 13.07.2018. Спецсчет предназначен для оплаты входа на торги. На нем обязательно должна быть достаточная для этого сумма, так как повторно подать заявку нельзя.
Если на участие в электронном аукционе поступило несколько заявок
Через два часа после окончания срока подачи заявок на электронной площадке начинается торговая сессия, в ходе которой участники аукциона делают на электронной площадке свои предложения о цене контракта («ценовые предложения»). Такие предложения подаются путем снижения текущего минимального ценового предложения на «шаг аукциона»: величину, составляющую от 0,5 % до 5 % НМЦК.
Время приема ценовых предложений составляет 4 минуты с момента начала процедуры подачи ценовых предложений. Если за это время от кого-либо из участников поступит ценовое предложение, время приема ценовых предложений на электронной площадке автоматически увеличивается на 4 минуты. При этом общая продолжительность приема ценовых предложений не должна превышать 5 часов с момента начала процедуры подачи ценовых предложений.
Не позднее 10 минут с момента окончания времени приема ценовых предложений участник закупки вправе подать одно ценовое предложение, которое будет не ниже текущего минимального ценового предложения (т. н. «борьба за второе место»).
В ходе торговой сессии на электронной площадке отражаются все поданные ценовые предложения и время их поступления, а также оставшееся время приема ценовых предложений.
Таблица сроков проведения закупок
Этап закупки | Сроки | Ссылка на норму 44-ФЗ |
---|---|---|
Размещение извещения | Не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие, если:
Не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
п.2 ч.3 ст.42 |
Срок подачи запросов на разъяснение положений извещения | Не позднее, чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок. | ч.5 ст.42 |
Размещение в ЕИС ответов на запросы на разъяснение положений извещения | В течение 2 дней с даты поступления запроса. | ч.5 ст.42 |
Внесение изменений в извещение | Размещение изменений в ЕИС не позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок. | ч.4 ст.42 |
Продление сроков подачи заявок в случае внесения изменений в извещение | Не менее чем на 3 дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, если:
Не менее, чем на 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе во всех других случаях. |
ч.4 ст.42 |
Срок рассмотрения заявок | Не более 2 рабочих дней с даты окончания срока подачи заявок, но не позднее даты подведения итогов аукциона, установленной в извещении об осуществлении закупки. | ч.5 ст.49 |
Отмена аукциона | Не позднее, чем за 1 рабочий день до даты окончания срока подачи заявок. Извещение об отмене размещается в ЕИС в день принятия решения. | ч. 1 ст. 36 |
Размещение в ЕИС протокола подачи ценовых предложений | Оператор ЭП не позднее 1 часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений (ЦП) формирует и направляет протокол подачи ЦП заказчику. | ч.4 статьи 49 |
Проведение аукциона | Аукцион (непосредственно торги) начинается спустя два часа с момента, когда закончился срок подачи заявок, и длится не более пяти часов. | п.5 ч.3 ст.49 |
Размещение в ЕИС протокола подведения итогов | Не позднее 1 часа с момента получения от заказчика протокола подведения итогов аукциона оператор ЭП размещает его в ЕИС и на электронной площадке. | ч.6 ст.49 |
Разъяснение итогов электронного аукциона | В течение 2 рабочих дней с даты поступления запроса участника электронного аукциона оператор ЭП направляет разъяснения участнику закупки. | ч.7 ст.49 |
Заключение контракта | 1) Заказчик направляет участнику закупки, с которым заключается контракт, заполненный проект контракта на подписание в течение 2 рабочих дней с даты размещения протокола подведения итогов или протокола об уклонении от заключения контракта. | ч.2 ст.51 |
2) Участник закупки в течение 5 рабочих дней с даты направления проекта контракта обязан подписать проект контракта и предоставить обеспечение контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование) или направить протокол разногласий (в нём указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению или своей заявке).ч.3 ст.51 | ч.3 ст.51 | |
3) Рассмотрение протокола разногласий Заказчиком – в течение 2 рабочих дней с даты размещения такого протокола участником закупки. | ч.4 ст.51 | |
4) Подписание контракта участником закупки, направленного после обработки протокола разногласий – в течение 1 рабочего дня с даты размещения заказчиком проекта контракта. | ч.5 ст.51 | |
5) Заказчик подписывает контракт в течение 2 рабочих дней с даты подписания контракта участником закупки и предоставления обеспечения контракта (если в извещении о проведении закупки есть такое требование). | ч.4 ст.51 | |
6) Контракт может быть подписан Заказчиком не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов. | ч.1 ст.51 |
Ответы на часто задаваемые вопросы
В какой срок можно обжаловать действия закупочной комиссии заказчика?
Обжалование действий или бездействия закупочной комиссии заказчика по всем способам закупок возможно только в течение 5 дней с даты публикации соответствующего протокола, решение комиссии по которому обжалуется.
Какую отчётность сдают заказчики по 44-ФЗ?
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным. За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
Заказчики ежегодно сдают годовой отчёт по ст. 30 44-ФЗ с последними изменениями о госзакупках у СМП и СОНКО. Его направляют в ЕИС до 1 апреля года, следующего за отчётным. За опоздание размещения отчёта грозят штрафы.
- для должностных лиц — 5 000 рублей;
- для юридических лиц — 15 000 рублей.
При опоздании более чем на 2 дня:
- для должностных лиц — 30 000 рублей;
- для юридических лиц — 100 000 рублей.
С 2022 года появился новый отчёт для заказчиков: об объёме российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг. Впервые сдать отчёт по закупкам по 44-ФЗ о выполнении минимальной доли необходимо не позже 1 апреля 2022 года. Если достичь минимальной обязательной доли закупок российских товаров не получится, в отчёте необходимо обосновать, почему.
Что будет, если нарушить срок исполнения контракта?
Если поставщик не исполнит контракт в срок, заказчик может:
- начислить неустойку — штрафы и пени;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если независимой гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- не вернуть обеспечение. Если поставщик обеспечивал исполнение контракта своими деньгами, заказчик может удержать их полностью или частично. Если независимой гарантией — заказчик потребует у банка возместить неотработанный аванс, неустойку и убытки. Потом исполнителю всё равно придётся заплатить, но уже банку;
- взыскать убытки с поставщика, если заказчик их понесёт из-за нарушения условий контракта.
Что будет, если нарушить срок поставки товара?
Если товар не поставлен вообще, поставлен не полностью или не вовремя, заказчик может взыскать с поставщика неустойку — штрафы и пени. Для этого нужно направить поставщику претензию. С 1 июля 2022 года претензионная работа ведётся в электронной форме через ЕИС.
Если поставщик привёз товар с опозданием, но в полном объёме, он может согласиться с требованиями заказчика и выплатить неустойку. Если поставщик не согласен с начисленной суммой, то он может обратиться в суд. Если поставщик согласен с тем, что нарушил срок, но не хочет платить неустойку, её можно удержать из независимой гарантии или из денег, перечисленных поставщиком заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
Как действовать заказчику
Рассказываем, как должен действовать заказчик при несостоявшихся торгах в зависимости от условий и причин.
Если заявка, полученная от единственного претендента, не отвечает требованиям документации или законов, ее нужно отклонить, затем внести коррективы в план-график и провести закупку снова.
Если первый конкурсный отбор или запрос котировок провалился, госзаказчик по желанию сможет продлить время приема заявок от претендентов на участие на четыре или на десять дней. Если предложений опять не поступит, можно внести коррективы в план-график, выждать еще день и снова повторить закупку.
Если по результатам закупки остался только один участник, который подходит под требования, заказчик может выбрать его для подписания контракта.
Заключить контракт можно, если:
- есть участник, первым подавший заявку и при этом требованиям документации и закона отвечают 2-е части нескольких конкурсных заявок;
- есть единственный участник, который подал заявку и ее 2-я часть подходит под требования 44 ФЗ.
В несостоявшейся госзакупке поставщик, ставший единственным подходящим претендентом, обязан обеспечить подписание контракта, если внесенное им предложение вписывается в требования к документам и законным нормам. Заказчику для этого нужно получить согласование от федеральной антимонопольной службы.
Когда заказчику придется объявить повторный конкурс:
- заявок не поступало;
- отклонены заявки от всех претендентов;
- в конкурсе из двух этапов после процедуры предквалификации к участию допустили одного подрядчика.
Заказчик выбирает поставщика, подрядчика или исполнителя, с которым планирует заключить контракт, согласовывает с ним условия о товаре и цене
В случае несостоявшегося конкурса или аукциона на выполнение всех перечисленных действий у заказчика есть только 5 рабочих дней с даты размещения протокола в ЕИС. Именно в течение такого срока согласно части 6 ст.93 Закона №44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании закупки.
Закон №44-ФЗ не регламентирует порядок выбора контрагента при признании несостоявшейся конкурентной процедуры без заявок. Заказчик осуществляет его самостоятельно. При этом контрагент должен соответствовать всем требованиям, предъявляемым к участникам несостоявшейся закупки. Например, если были установлены дополнительные требования по ч.2 или ч. 2.1. ст.31 Закона №44-ФЗ, контрагент обязан отвечать этим требованиям. Указанный вывод следует из п.1 ч. 5 ст.93 Закона №44-ФЗ, который говорит о том, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Это подтверждают и нормы Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных Постановлением Правительства от 30 июня 2020 г. №961 (далее – Правила №961). Направляя в контрольный орган обращение, заказчик, в соответствии с подпунктом “е” пункта 7 и пунктом 8 Правил №961 прилагает к нему в том числе информацию и документы, предусмотренные извещением для представления в заявке на участие в закупке. Если поступившая информация не соответствует требованиям извещения о несостоявшейся закупке, то контрольный орган откажет заказчику в согласовании заключения контракта с выбранным контрагентом (подпункты “ж” и “з” п.13 Правил №961).
Так как в рассматриваемом случае заявка участника, с которым заключается контракт, отсутствует, заказчик не может взять из нее для включения в контракт предложения участника о характеристиках товара и о цене. Соответствующая информация предоставляется контрагентом непосредственно заказчику, при этом характеристики товара должны отвечать требованиям, установленным извещением, а цена не должна превышать НМЦК (начальную сумму цен единиц товаров, работ, услуг).
Контрагент размещает информацию о себе в ЕИС
Данное требование вытекает из подпункта “а” п.3 ч.5 ст.93 Закона №44-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с абзацем пятым подпункта “а” п. 9 Правил №961 информация о контрагенте, включаемая заказчиком в обращение о согласовании заключения контракта, формируется автоматически в соответствии с единым реестром участников закупок.
Чтобы включить информацию о себе в единый реестр участников закупок, контрагенту необходимо:
- получить усиленную электронную подпись (ст.5 Закона №44-ФЗ).
- зарегистрироваться в ЕИС ( ч.1 ст.24.2 Закона №44-ФЗ). После регистрации в ЕИС информация о контрагенте передается в единый реестр участников закупок. Правила регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок и ведения единого реестра участников закупок утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 №60.
Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом
В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.
Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:
1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;
2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;
3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.
В соответствии с ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ при заключении контракта в рассматриваемом случае должны соблюдаться следующие требования к срокам:
– срок для подписания заказчиком проекта контракта исчисляется со дня, следующего за днем получения заказчиком, направившим обращение, решения о согласовании (п.1 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ);
– контракт не может быть заключен до даты исполнения выданного контрольным органом предписания по результатам проведения внеплановой проверки (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ);
– контракт заключается не ранее чем через 10 дней со дня размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании определения контрагента несостоявшимся, и не позднее чем через 20 дней с даты получения заказчиком решения о согласовании. Заключение контракта до получения такого решения не допускается (п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).
Если контракт заключается после несостоявшегося электронного запроса котировок, то основания, предусмотренные ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ для смещения сроков в связи с согласованием заключения контракта, отсутствуют. Сроки заключения контракта в этом случае исчисляются с даты размещения в ЕИС протокола о признании закупки несостоявшейся.
Как принять участие в аукционах или торгах по банкротству
Новичку в деле аукционов/торгов может показаться, что это сложное, запутанное и утомительное занятие. Но это поверхностный взгляд. Хорошая теоретическая подготовка и практика доведут ваши действия до автоматизма. Набив руку на недорогих лотах, вы сможете без риска приступать к вложениям на аукционах в более дорогие имущественные объекты продаж.
Вашему вниманию 10 универсальных шагов для того, чтобы научиться участвовать в торгах и аукционах по банкротству.
Изменения в процедуре выкупа земельных участков
С 1 июля 2024 года вступает в силу новая процедура выкупа земельных участков, которая предусматривает ряд важных изменений. Владельцы и пользователи земельных участков должны быть в курсе новых правил и требований, чтобы правильно оформить процедуру выкупа и избежать возможных непредвиденных ситуаций.
Главное изменение заключается в том, что выкуп земельных участков теперь осуществляется несколькими инстанциями. До этого времени все действия по выкупу проводились исключительно через органы местного самоуправления. Теперь же в процессе будут участвовать также органы государственной власти, что повышает прозрачность и эффективность всей процедуры.
Также нововведением стало то, что выкуп земельных участков будет осуществляться только при наличии государственной нужды. Ранее требовалось только наличие письменно выраженного желания субъекта Российской Федерации. Теперь же выкуп станет возможным только в случаях, когда участок требуется для реализации проектов федерального значения или осуществления государственных программ.
Одним из важных изменений стало введение обязательной информации о выкупе земельного участка в государственный кадастр недвижимости. Это позволит владельцам и пользователям узнавать о процессе выкупа и отслеживать стадии его реализации. Также, на основании информации из кадастра, будет формироваться статистика и проводиться анализ всей процедуры выкупа на уровне страны.
Другим важным изменением является сокращение срока выкупа. Ранее срок выкупа составлял несколько лет, а теперь он ограничен и должен быть завершен в течение 1 года со дня начала процедуры. Это позволит ускорить процесс выкупа и обеспечить более оперативное получение прав на земельный участок.
Однако, несмотря на все нововведения, процедура выкупа земельных участков остается достаточно сложной и требует внимательного изучения законодательства. Владельцам и пользователям участков рекомендуется проконсультироваться с юристом или специалистом в области земельного права для правильного оформления всех необходимых документов и соблюдения процедуры в соответствии с требованиями закона.
Уточнение процесса оценки земельных участков
В соответствии с новыми правилами, оценку земельных участков будут проводить специалисты, имеющие соответствующую лицензию и опыт работы в данной области. Они будут учитывать различные факторы, такие как местоположение участка, его площадь, категорию земель и уровень застройки в данном районе.
Важно отметить, что оценка земельных участков будет проводиться объективно и независимо от намерений владельца участка или покупателя. Это гарантирует честность и прозрачность всего процесса.
При оценке участков будут учитываться также дополнительные факторы, такие как наличие коммуникаций и инфраструктуры, близость к транспортным магистралям и объектам социального значения. Эти факторы могут повысить стоимость участка в случае их наличия.
Оценка земельных участков будет осуществляться с учетом актуальной рыночной ситуации и сопоставимости с другими аналогичными участками в данном регионе. Это поможет получить объективную стоимость участка и обеспечит справедливые условия для владельца и покупателя.
В результате оценки участка будет определена его рыночная стоимость, которая затем будет использована при составлении договора купли-продажи. Это позволит соблюсти законодательные требования и обеспечить защиту прав всех сторон в данной сделке.
Когда признать, что аукцион не состоялся
Признайте, что электронный аукцион не состоялся, когда оказались в одной из пяти ситуаций:
оператор электронной площадки получил только одну заявку или не получил ни одной (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ);
комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила никого (ч. 8 ст. 67 Закона № 44-ФЗ);
ни один участник аукциона не подал ценовое предложение во время торгов (ч. 20 ст. 68 Закона № 44-ФЗ);
вторая часть только одной заявки отвечает требованиям или не отвечает ни одна (ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ);
победитель и второй участник не заключили контракт с заказчиком (ч. 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).
Ситуация: можно ли изменить НМЦК на 10 процентов и повторно объявить аукцион, если закупку признали несостоявшейся