Можно ли такси ездить по автобусной полосе в Москве
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли такси ездить по автобусной полосе в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.
1. Может ли пассажирский транспорт двигаться не по «своей» полосе?
Да, на трассах с многополосным движением автобусы могут перестраиваться из ряда в ряд и двигаться по любой из полос. Решение принимает водитель, исходя из конкретной ситуации.
2. Для чего над автобусной полосой вешают «кирпич»?
Знак «Въезд запрещен» усиливает действие знака 5.14, тем самым предостерегая невнимательных водителей от нарушения правил.
3. Сколько можно заплатить за остановку машины на выделенной полосе?
По закону остановка разрешена только машинам общественного транспорта для высадки и посадки пассажиров. Поэтому штраф для остальных водителей составляет 1 тыс. рублей.
Но в чрезвычайной ситуации (водитель плохо себя чувствует и не в состоянии управлять транспортным средством; по пути возникло препятствие, которое может спровоцировать аварию; транспортное средство сломалось, другие веские обстоятельства) можно остановиться и включить аварийные огни. Действия будут определены, как совершение вынужденной остановки.
4. Можно ли такси ездить по автобусной полосе?
Да. При наличии таксометра, лицензии, «шашечек» на кузове и фонаря на крыше.
Сложно уследить за правилами
Выделенные полосы отделяют от дорог сплошной одинарной линией разметки, а для наглядности рисуют на них большие буквы «А». Чтобы водителям было понятнее, что проезд по ним разрешен только по выходным, над полосами устанавливают дорожные знаки «рабочие дни», а также «кирпичи», запрещающие проезд.
В Москве первая автобусная полоса появилась в июле 2009 года на Волоколамском шоссе, в начале января 2011 года спецполосу открыли на проспекте Андропова. Изначально столичные власти разрешили автомобилистам проезд по полосам для общественного транспорта по субботам и воскресеньям.
Однако в дальнейшем водителям оставили только один льготный день для езды по выделенкам — воскресенье. И началась большая путаница. О том, что движение для частного автотранспорта закрыто с понедельника по субботу включительно, водителей стали предупреждать дополнительные таблички с текстом перед съездами на такие полосы. Но водители сначала их не замечали либо просто не обращали на них внимания.
Езда по выделенной полосе в выходные дни
Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.
По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака “Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.
Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак “автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.
8.5.3. “Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.
8.5.4 “Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.
Кроме перечисленных, со знаком “автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 “Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.
Где находится выделенная полоса
Приоритетная полоса для общественного транспорта может находится с любой стороны дороги, чаще всего это крайний правый ряд по ходу движения. Обозначается она специальной дорожной разметкой в виде буквы «А» по ходу движения и дорожными знаками сверху над данной полосой. Места остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров помечаются зигзагообразной желтой линией.
От остальных участков дороги выделенка ограничена сплошной линией, пересекать которую остальным машинам категорически запрещается.
Заезжать на полосу общественного транспорта, без риска получить штраф, разрешается только в следующих случаях:
перестроение в правый крайний ряд для поворота направо;
при въезде на выделенку с боковых дорог и придворовых территорий;
чтобы посадить или высадить своих пассажиров.
Даже в этих разрешенных случаях предварительно надо убедиться, что автомобиль, совершающий маневр на выделенной полосе, не создает помеху общественному транспорту.
Нарушение правил ГИБДД в случае выезда на запретную полосу карается штрафом 1500 рублей, а в обеих столицах эта сумма в два раза выше, поскольку дороги там слишком перегружены. Иногда штраф ошибочно выписывается транспорту, который имеет право проезда по выделенной полосе.Это происходит из-за несогласованных действий городских служб и ГИБДД, а также когда разметка дорожного полотна не попадает в зону видимости камеры слежения. Если водитель уверен в своем праве, у него имеются нужные разрешения, а машина окрашена по правилам, эта проблема решается обжалованием штрафа.
Если водитель, при совершении маневра, выехал на «автобусную» полосу со встречным движением ⎯ наказание последует однозначно. Водитель получит штраф 5000 рублей или лишится автоправ на полгода. Если подобное нарушение зафиксируется второй раз ⎯ права отберут на целый год.
Правила в отношении выезда на выделенку очень строгие. Штраф, полученный за подобное нарушение не отменят, даже если водитель считает причину выезда на запретную полосу уважительной. Например, надо было объехать пробку, пропустить другую машину или пришлось съехать со своей полосы в аварийной ситуации.
Подобные штрафы можно обжаловать на законных основаниях если:
водитель выехал «запретную» полосу для избежания аварии по вине другого водителя;
водитель ехал по выделенке в разрешенные для этого дни недели или время суток.
Даже при правильном оформлении машины и наличии разрешающей лицензии на работу такси, можно нарваться на неприятный сюрприз. Лицензия должна быть официально занесена в общероссийский реестр. Поэтому лучше предварительно зайти на сайт организации, которая выдала лицензию и убедиться, что все в порядке.
Какие такси могут ездить по выделенной полосе в 2020 году
Понятие «выделенная полоса» появилась в лексиконе жителей и гостей мегаполисов нашей страны относительно недавно. Выделенная полоса первоначально создавалась как специальная часть дороги для движения транспорта с особым приоритетом, в том числе, для маршрутных транспортных средств. Чаще всего выделенка находится справа при правостороннем движении, однако нормативные акты допускают нахождение ее в любом месте проезжей части.
Создание такой особой полосы имеет целью разгрузить дорогу, препятствовать пробкам, заторам, что позволило увеличить скорость движения общественного транспорта на 15-30%. В Москве на начало 2016 года длина выделенных полос составляла более 240 км. Подчитано, что в столице общий пассажиропоток по таким полосам составляет от 1,5 млн. человек в течение суток. Метро перестало быть единственным транспортом, которое предпочитают москвичи и гости столицы, так в 2014 году показатель перевоза пассажиров наземным транспортом стал выше на 30%, чем годом ранее.
Городские власти подсчитали, что на выделенную полосу можно пустить и некоторые компании, предлагающие услуги такси. Именно в этом, 2020 году легальные такси смогли передвигаться по таким полосам, которые ранее были предназначены лишь для общественного транспорта, школьных автобусов.
Как выглядит камера на выделенную полосу?
Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:
- комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
- камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
- «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
- комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).
Общая информация о выделенных полосах
Для общественного транспорта предусмотрены специальные полосы, предназначенные специально для общественного транспорта. Они могут использоваться всеми типами автобусов и микроавтобусов, а также троллейбусами. Водитель в обязательном порядке должен иметь лицензию на перевозку пассажиров. Эти полосы обычно расположены в крайней правой полосе.
Кстати, первые отдельно стоящие полосы для общественного транспорта были открыты в Германии, а широкое распространение в европейских странах они получили в 1970-х годах. Они имеют различную маркировку, но чаще всего это буква «А» или изогнутая зигзагообразная линия. Все они направлены на то, чтобы сделать информацию понятной для всех водителей и снизить количество нарушений правил дорожного движения. Во многих штатах муниципалитеты дополнительно отделяют «полосы движения» от соседних полос с помощью бордюров или других возвышений.
Интересно, что существуют строгие ограничения на проезд для других транспортных средств. Только автобусы имеют право менять полосы движения и двигаться по другим соседним полосам. Это означает, что водители таких автомобилей могут использовать их для изменения маршрута и ехать, а затем разворачиваться в зависимости от и загруженности городских улиц.
Где находится выделенная полоса
Выделенная полоса для общественного транспорта может располагаться по обеим сторонам дороги, обычно в крайней правой полосе. Эти полосы обозначены буквой «А» перед автомобилем и знаком над полосой. Остановки общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров обозначены желтой зигзагообразной линией.
От остальной части дороги выделенная полоса ограничена сплошной линией, пересечение которой другими транспортными средствами строго запрещено.
Выезд на полосу для общественного транспорта без риска штрафа возможен только в следующих случаях
въезд в правую полосу для поворота направо;
въезд на полосу движения с боковых дорог и задних дворов;
чтобы забрать или высадить ваших пассажиров.
Даже в этих допустимых случаях вы должны заранее убедиться, что автомобиль, маневрирующий на выделенной полосе, не помешает движению общественного транспорта.
Сходства и отличия такси и маршрутных транспортных средств
Транспортные средства такси и микроавтобусов аналогичны:
указанные автомобили могут двигаться по выделенной полосе.
Различия между такси и микроавтобусами:
пункт 6.8 ПРС. Над выделенной полосой может быть установлен светофор Т, который действует для маршрутных транспортных средств, движущихся по полосе, и не распространяется на такси.
Параграф 18.3 RRS. Водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, отъезжающим от остановки общественного транспорта. Если такси отъезжает от остановки, никто не уступит ему дорогу.
Приложение 1 к Правилам дорожного движения. Дорожные транспортные средства могут игнорировать дорожные знаки 3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 (на обозначенных остановках общественного транспорта), 4.1.1 — 4.1.6, 5.15.1, 5.15.2:
Так что различий довольно много. Давайте рассмотрим, какие нарушения правил дорожного движения может совершить водитель такси.
Наказание и штраф за проезд под знак «кирпич» в 2023 году
Наложение наказания за проезд под знак «кирпич» регламентируют статьи 12.16 – 12.17 КоАП РФ. В 2023 году норма предполагает вменение штрафа в размере от 500 до 5000 руб или лишение водительских прав. Выбор разновидности наказания зависит от обстоятельств произошедшего.
Ситуация | Статья КоАП РФ | Наказание | Возможность скидки |
Проезд под «кирпич» на прилегающую территорию (заправки, парковки, подъездные пути к различным учреждениям и т.п.) | п. 1 ст. 12.16 | штраф 500 руб. | Да |
Въезд на полосу общественного и маршрутного транспорта под «кирпич» | п. 1.1 ст. 12.17 | штраф 1500 руб. | Да |
Въезд под знак «въезд запрещен» на полосу общественного и маршрутного транспорта в Москве и Санкт-Петербурге | п. 1.2 ст. 12.17 | штраф 3000 руб. | Да |
Выезд на полосу встречного движения под знак «въезд запрещен», зафиксированный инспектором | п. 3 ст. 12.16 | штраф 5000 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев | Да |
Выезд на встречную полосу под «кирпич» зафиксирован инспектором повторно | п. 3.1 ст. 12.16 | лишение прав на 1 год | Нет |
Выезд на встречную полосу, под знак «въезд запрещен» зафиксированный камерой | п. 3 ст. 12.16 | штраф 5000 руб. | Да |
Выезд на полосу встречного движения под «кирпич» зафиксирован камерой повторно | п.3.1 ст. 12.16 | штраф 5000 руб. | Нет |
В каких случаях таксистам можно ездить по автобусной полосе?
Закон не запрещает двигаться вместе с общественным транспортом, если.
…если таксист занимается извозом официально.
Заглянем в ПДД, где сказано: «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств … не осуществляется движение и не производится остановка других транспортных средств, кроме общественного транспорта».
А согласно закону «Об автомобильном транспорте», «общественный транспорт — транспорт общего пользования, осуществляющий регулярные и нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, а также такси».
Причём таксовать на дорогах могут не только представители таксопарков. «Перевозчик такси — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и багажа такси». Соответствующие поправки в закон внесли ещё в 2017 году.
Как обжаловать штраф за выделенную полосу
Почему выписывают ошибочные штрафы. Во время нарушения водитель мог находиться на отдыхе в другой стране, а машина — в гараже. Камера или инспектор иногда ошибаются. Это бывает в трех случаях:
камера неверно распознала номер, а инспектор не сверил номер с маркой и моделью авто;
из-за плохой погоды знак или разметку не было видно,
водителю пришлось объезжать препятствия, например, упавшее дерево по запрещенной полосе.
Из-за ошибки техники или человека водитель получит несправедливый штраф.
Порядок обжалования. Обжаловать штраф можно в срок до 10 дней со дня, когда инспектор выписал постановление. Дату можно посмотреть в бумажном документе либо при проверке на сайте « Штрафы ГИБДД ».
Дата в красной рамке — день, когда инспектор оформил штраф
Жалобу необходимо оформить на имя начальника отдела, сотрудник которого оформил штраф. Узнать это можно по телефону — он указан на постановлении.
Как таксисту не поймать штраф на полосе для общественного транспорта.
Всем привет. Эта статья будет полезна для того, кто только что приехал в Москву, или собирается это сделать. А особенно для того, кто уже успел схватить машину в аренду, услышал в парке про то, что такси может ездить по выделенной полосе, и погнал это делать, не разобравшись в деталях.
Начну с того, что обычный автомобиль не может ездить по выделенной полосе от слова ВООБЩЕ. Ну может конечно, если у хозяина тачки нет мозгов, или есть очень много денег. А если серьёзно и по правилам, то выезжать на выделенную полосу можно только в определённых местах, где есть пунктир:
Сплошную пересекать нельзя, придёт штраф, если в этом месте есть камера.
На этом для «гражданских» автомобилей у меня всё. Да и в правилах тоже всё, просто нельзя ехать и ВСЁ, если только над полосой не висит такой знак:
Это означает, что передвигаться по выделенной полосе запрещено только по рабочим дням. Но таких мест в Москве остаётся всё меньше и меньше. А если висит такой знак, это значит, что и по выходным дням движение запрещено:
Вот таких знаков становится всё больше и больше. Кстати… самое главное, штраф 3000, скидка в 50% действует.
Есть вариант пристроиться за автобусом. Это работает, на себе проверял. Но нужно уметь держать постоянную дистанцию не больше метра, и знать, где стоят камеры в зад.
А теперь для таксистов, т.к. блог-то собственно про такси…
Если ты за рулём легального такси, то это не означает, что можно ездить по полосе как угодно. Выезжать и съезжать на неё, ты должен так же через пунктир. Пересекать сплошную где хочу и когда хочу тоже нельзя. Камеры следят за тобой:
Открою маленький секрет: не со всех камер штрафуют за это. Но лучше не рисковать, т.к. ты просто не сможешь запомнить каждую камеру.
И тем более, их становится всё больше и больше каждый день, плюс перенастраивают установленные. Если уж очень надо пересечь сплошную, делай это до камеры, которая снимает задний номер, либо после камеры, которая снимает передний номер.
Казалось бы, что тут сложного? Не пересекай сплошную, и всё. Но есть ещё один момент, знак 3.1, кирпич:
Вот по такой полосе движение запрещено даже для автомобилей такси. Но не так страшно, если это в попутном направлении. Для такси с камеры придёт штраф всего 500 рублей. ДПСники в этом случае на тебя даже не посмотрят. Но будь готов раздвигать булки, если это будет встречное направление, например ул. Охотный Ряд.
В любом случае, на знаки нужно смотреть внимательно. В Москве очень много мест, где ты едешь по выделенной полосе «законно», а потом неожиданно появляется кирпич, и ты должен резко перестраиваться на соседнюю полосу. Так же нужно быть внимательными на автобусных остановках, над которыми вешают кирпич и камеру, например возле Атриума.
Всем удачи, и поменьше штрафов.