Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2024 году и требования к устройствам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахографы на грузовые автомобили: изменения законодательства в 2024 году и требования к устройствам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Кому и когда придется заменить тахограф?

В соответствии с новыми техническими правилами, установленными Европейской комиссией, монтаж новых регистрационных устройств, используемых в международном движении, будет обязательным в грузовиках и автобусах. Календарь обязанностей для перевозчиков выглядит следующим образом:

  • С 21 августа 2023 года все новые автомобили должны будут оснащаться умным тахографом II поколения.
  • До 31 декабря 2024 года – обязательная замена тахографов на всех транспортных средствах международного движения, которые были оснащены аналоговыми и цифровыми тахографами (до июня 2019 года).
  • До 21 августа 2025 года – обязательная замена тахографов на всех транспортных средствах международного движения, которые были оснащены тахографами Smart I поколения.
  • С 1 июля 2026 года – обязательная установка тахографов на транспортных средствах с РММ свыше 2,5 т.

Какие требования к онлайн-тахографу

С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.

  1. Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
  2. Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
  3. Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
  4. Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
  5. Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.

Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Кто обязан использовать тахограф?

В соответствии с Приложением №2 к Приказу Минтранса №36, устанавливать устройство нужно на следующие ТС:

  • используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой не более 5 тонн (это категория М2);
  • используемые для перевозки пассажиров, при наличии, помимо места водителя, более 8 сидячих мест, с максимальной массой более 5 тонн (это категория М3);
  • предназначенные для осуществления перевозки грузов, с максимальной массой более 3,5 тонн, но менее 12 тонн (это категория N2);
  • предназначенные для осуществления перевозки грузов, при максимальной массе более упомянутых ранее 12 тонн (это уже категория N3).
Читайте также:  Документ подтверждающий статус многодетной семьи в Тюменской области

Существуют и исключения, установленные в том же Приложении (учебные ТС, автомобили органов, осуществляющих ОРД и т.д.).

По-прежнему, тахографами должны быть оснащены следующие транспортные средства юридических и физических лиц:

M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т
N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т

Тахографы СКЗИ на грузовые авто

Основная разновидность контрольных устройств, которые устанавливаются на грузовики в РФ – тахографы с модулем СКЗИ. Криптографический блок делают съемным и оснащают собственным ПО и модулем памяти — это позволяет производить его регулярную (раз в 3 года) замену без полного демонтажа прибора.

Использование блоков СКЗИ с их системой шифрования контролируется ФСБ РФ, потому поставить такой тахограф на грузовой автомобиль вы сможете только в сертифицированной мастерской.

Сам процесс оснащения грузовика прибором СКЗИ производится по следующем алгоритму:

  • Представитель сервисного центра активирует НКМ, запрашивая в ФБУ «Росавтотранс» уникальный цифровой ключ.
  • Активированный модуль СКЗИ устанавливается в специальное гнездо на корпусе прибора.
  • В салоне выбирается место для монтажа устройства (экран должен быть хорошо виден, водитель должен иметь возможность пользоваться панелью управления минимально отвлекаясь от управления машиной).
  • Измерительный прибор подключается к бортовой сети грузовика, настраивается и калибруется. В память прибора оператор вносит характеристики ТС — это нужно как для идентификации, так и для обеспечения точности замеров.

После всех проведенных манипуляций и проверки работоспособности корпус и все подключения пломбируются. Прибор ставится в гнездо и фиксируется там, а в документы вносятся соответствующие отметки.

Даже при наличии соответствующих навыков самостоятельно выполнить установку прибора СКЗИ на грузовик нельзя. Активацию криптографического модуля может проводить только сотрудник сертифицированной мастерской, а использование не активированного прибора не допускается по закону.

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.
Читайте также:  Могут ли уволить с работы если есть несовершеннолетний ребенок

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2020 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Изменения с 1 ноября для физических лиц

Тахограф с 1 ноября 2019 года будет обязателен и для физических лиц. Поправки, вступающие с этой даты в силу, внесены непосредственно в закон «О безопасности дорожного движения». Чтобы лучше разобраться в вопросе, нужно рассматривать изменения в комплексе:

  • ФЗ-508 внес в пункт 3 ст. 20 ФЗ-196 перечень эксплуатируемых ТС, по которым физические лица обязаны предпринимать меры по исполнению установленных требований по соблюдении правил дорожного движения, грузовые автомобили массой более 3,5 тонн. Этот закон уже вступил в силу;
  • в перечень таковых мер ФЗ-386 в пункте 3 включено обязательство по установке тахографа.

Таким образом, тахограф стал обязателен для физических лиц, эксплуатирующих автомобили следующих видов:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили массой более 3,5 тонн.

Новые правила для коммерческого транспорта

В 2024 году вступают в силу обновленные требования к тахографам для коммерческого транспорта. Эти правила направлены на повышение безопасности дорожного движения и предоставление точной информации о работе водителей.

Согласно новым требованиям, установка тахографов будет обязательна для определенных категорий автомобилей. Ниже приведен перечень автомобилей, на которые необходимо будет устанавливать тахографы:

  1. Грузовые автомобили с полной массой более 3,5 тонн
  2. Автобусы для перевозки пассажиров с более чем 9 местами, включая водителя
  3. Тягачи и автопоезда
  4. Специальные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов
  5. Автомобили, используемые для коммерческой доставки

Тахографы, которые будут устанавливаться на эти автомобили, должны соответствовать стандартам и требованиям, установленным в Европейском союзе. Важно отметить, что установка тахографов необходима не только для новых автомобилей, но и для существующих, которые уже находятся в эксплуатации.

Тахографы смогут отслеживать время работы водителей, время отдыха, пройденное расстояние и скорость движения. Водители будут обязаны использовать специальные карты для записи своей работы и перерывов. Эти данные будут доступны для проверки со стороны полиции и других контролирующих органов.

Читайте также:  Какие карты действуют в Крыму в 2024 году банковские

Новые правила также предусматривают более строгий контроль со стороны властей и повышение штрафов за нарушение требований тахографов. Предполагается, что эти новые меры помогут улучшить безопасность дорожного движения и обеспечить справедливые условия конкуренции в транспортной отрасли.

Новые функциональные требования к тахографам

В 2024 году вступают в силу новые требования к тахографам, которые затронут определенные грузовые автомобили. Новые функциональные возможности тахографа охватывают ряд областей, таких как:

1. Местоположение автомобиля Теперь тахограф должен обладать способностью отслеживать и регистрировать местоположение грузовика в реальном времени. Это позволит контролировать перемещение автомобиля и использование его в несанкционированных целях.
2. Считывание даных с цифровых карт водителя Обновленные требования предусматривают возможность считывания информации с цифровых карт водителя, чтобы иметь более полную и достоверную картину используемого времени работы водителя.
3. Автоматическое определение статуса вождения Новые тахографы должны иметь функцию автоматического определения статуса водителя, например, статуса работы, отдыха или доступности для работы. Это поможет водителям и компаниям точно отслеживать соблюдение правил отдыха и рабочего времени.
4. Техническое обновление тахографа Новые требования также предусматривают возможность обновления программного обеспечения тахографа при необходимости. Это позволит вносить изменения и улучшения в функциональность тахографа без необходимости его замены.

Это лишь несколько примеров новых функциональных требований к тахографам, которые вступят в силу в 2024 году. Они направлены на повышение контроля и безопасности в грузовом автомобильном транспорте, а также на обеспечение соблюдения норм и правил эксплуатации. Водители и компании, использующие грузовые автомобили, должны быть готовы к внедрению этих новых требований и обеспечить наличие соответствующих тахографов в своих автомобилях.

Грузовики, предназначенные для перевозки опасных грузов

Грузовики, которые предназначены для перевозки опасных грузов, также подпадают под требования обязательной установки тахографа, начиная с 2024 года. Такие грузовики должны быть оснащены специальными средствами безопасности, которые позволяют обеспечить безопасность перевозки опасных веществ.

Важным аспектом при выборе грузовика для перевозки опасных грузов является его соответствие требованиям регулирующих органов и определенным стандартам безопасности. Грузовики для такого вида перевозки должны иметь специальный дизайн и конструкцию, которые предотвращают деформацию баков с опасными веществами, а также обеспечивают защиту от утечек.

Также, грузовики для перевозки опасных грузов должны быть оснащены системами предотвращения возгорания и системами пожаротушения. Это обеспечивает быструю реакцию на возможные аварийные ситуации и позволяет свести к минимуму риск возникновения пожара при перевозке опасных материалов.

Регламентирующие нормы также предусматривают обязательное наличие тахографа на грузовиках для перевозки опасных грузов. Тахограф позволяет контролировать режимы вождения и отдыха водителей, а также дает возможность отслеживать маршруты движения и скорость грузовика. Это важно для обеспечения безопасности при перевозке опасных материалов и для предотвращения возможных нарушений транспортных правил.

Требования для грузовиков, предназначенных для перевозки опасных грузов: Описание
Специальный дизайн и конструкция Предотвращение деформации баков и защита от утечек
Системы предотвращения возгорания и пожаротушения Быстрая реакция на аварийные ситуации и минимизация риска возникновения пожара
Установка тахографа Контроль режимов вождения, отдыха и соблюдения транспортных правил


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *