Как учитывать программное обеспечение в бюджетном учреждении в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать программное обеспечение в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.
Бюджетная классификация
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Учет антивируса: как; учреждению провести покупку лицензии на; программные продукты
В соответствии с Порядком № 85н расходы на приобретение неисключительных прав на ПО отражаются по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Казенные учреждения вместо кода 244 используют код 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», если нормативным актом соответствующего финансового органа закреплено такое решение.
Если срок действия лицензии превышает 12 месяцев (то есть она действует в течение нескольких отчетных периодов), то расходы на ее приобретение отражаются в качестве расходов будущих периодов (п. 302 Инструкции № 157н). В дальнейшем они относятся на финансовый результат текущего года (на себестоимость продукции, работ, услуг) в порядке, определенном учетной политикой (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 124 Инструкции № 162н, п. 160 Инструкции № 174н, п. 188 Инструкции № 183н).
Если же срок действия лицензии не превышает 12 месяцев, то расходы, как правило, относятся непосредственно на текущий финансовый результат (себестоимость продукции, работ, услуг). Однако в рамках формирования учетной политики может быть принято решение об отнесении подобных расходов на расходы будущих периодов (п. 66, 302 Инструкции № 157н, п. 102 Инструкции № 162н, п. 128 Инструкции № 174н, п. 138 Инструкции № 183н).
Примечание. Здесь и далее под учреждениями мы будем понимать государственные и муниципальные учреждения всех типов (казенные, бюджетные, автономные), а также органы государственной власти и органы местного самоуправления в части собственной деятельности (в соответствии с п. 11 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ приравненные к казенным учреждениям).
При покупке лицензии на использование программного продукта «входного» НДС не будет, так как передача неисключительных прав данным налогом не облагается (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Учреждения могут учесть расходы для налога на прибыль организации, если программный продукт используется в приносящей доход деятельности (КВД 2), — это правило закреплено п. 1 ст. 252 НК РФ.
Сумма списания должна быть зафиксирована в решении комиссии по поступлению и выбытию. Комиссия должна получить документы о том, что право прекращено или заканчивается в срок, или будет продлено, и на этом основании списать остаток по счету 401.50 или принять объект к учету на счет 111.60 — если срок использования больше 12 месяцев. В Решении должно быть зафиксировано, какие права и на что, чтобы определить счет учета. Бухгалтер не является специалистом в области имущественных прав, соответственно должно быть Решение комиссии.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее учитываемые на счете 401.50 «Расходы будущих периодов», срок полезного использования которых на 1 января 2023 г. составляет менее 12 месяцев, относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГС «Нематериальные активы». Данные расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
«Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов согласно СГС «Нематериальные активы» осуществляется операциями 2023 г. по результатам инвентаризации, которая проводится с целью выявления таких объектов бухгалтерского учета.
В соответствии с Инструкцией 157н в Едином плане счетов бухгалтерского учета права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 111.60 «Права пользования нематериальными активами»:
До 01.01.2023 по Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе лицензии на неисключительные права пользования программными продуктами, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». На счете 401.50 «Расходы будущих периодов» учитывались расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов.
По какому КОСГУ отразить приобретение справочно-правовой системы КонсультантПлюс
- Установленной в договоре – если программу покупаете по отдельному договору. Периодические платежи или единовременный платеж за право пользоваться программой спишите на финансовый результат;
- В условной оценке один руб. за один объект – программу покупаете вместе с оборудованием.
Важно! С 01.01.2023 такие расходы нужно будет отражать по подстатьям 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».
- срок действия лицензионного договора;
- срок, определенный комиссией по поступлению и выбытию активов, если лицензионным договором установлено право использовать программное обеспечение без ограничения срока. В этом случае рекомендуем исходить из срока в пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
- или лицензионный договор, заключенный в форме единого документа и подписанный продавцом (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом), а также акт передачи экземпляра ПО, составленный в произвольной форме;
- или лицензионный договор, изложенный на самом экземпляре ПО или его упаковке («коробочная» лицензия), и накладная или другой подобный документ, а также документ, подтверждающий оплату (если экземпляр ПО приобретен в розницу);
- или лицензионный договор, изложенный на сайте продавца ПО, и документ, подтверждающий оплату (если ПО приобретено через Интернет) (Письмо Минфина от 28.09.2011 N 03-03-06/1/596).
Расходы в виде разового платежа за приобретение неисключительных прав на ПО, относящиеся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, распределите равномерно в течение срока действия лицензионного договора и в соответствующей доле учитывайте на последний день отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина от 14.05.2023 N 03-03-06/1/34302). Если из условий договора или требований гражданского законодательства определить срок использования программы для ЭВМ невозможно, то вы вправе (при методе начисления) самостоятельно определить период, в течение которого будете учитывать эти расходы, придерживаясь принципа равномерности признания доходов и расходов (Письмо Минфина от 30.12.2010 N 03-03-06/2/225). Этот же порядок применяется к расходам на последующую модификацию программы для ЭВМ (Письмо Минфина от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743).
Как осуществляется учет программного обеспечения
Для отображения расходов, связанных с приобретением программного обеспечения, в бухгалтерском учете применяют счет 97. Затраты подлежат равномерному списанию в течение времени, отведенного на использование программы. Методология отнесения стоимости ПО в расходы на всех предприятиях должна быть прописана отдельным пунктом в локальных документах (учетной политике).
- Датой приобретения для отражения суммы понесенных расходов формируется проводка между Д08.5 и К60.
- В момент, когда программа установлена и ею можно начинать пользоваться, создается запись на стоимость ПО с Д04 и К08.5.
- Каждый месяц при начислении амортизационных сумм дебетуется счет 20 (или 26, 44) с одновременным кредитованием счета 05.
При использовании метода начисления расходы, связанные с покупкой программных продуктов, рекомендуется списывать равными частями на протяжении всего периода эксплуатации. При кассовой методике в расходную часть заносятся суммы, которые были оплачены фактически. Для организаций, работающих на УСН, предусмотрено право уменьшения налогооблагаемой базы за счет средств, затраченных на покупку ПО.
- Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением.
- Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код.
- Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.
- При покупке ПО расходы учитываются через корреспонденцию Д08.5 – К60.
- Когда программа вводится в эксплуатацию, дебетуется 04 счет и кредитуется счет 08.5.
- Полная стоимость программного обеспечения в налоговом учете сразу переносится в расходы предприятия записью между Д20 (или 23, 26, 25, 44) и К04.
- В бухгалтерском учете будет начисляться амортизация, для этого предназначена корреспонденция Д20 (или 23, 26, 25, 44) – К05.
Списание программного продукта
Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.
Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.
Новый МРОТ и прожиточный минимум
С 1 января 2023 года минимальный размер оплаты труда на федеральном уровне составляет 16 242 рублей. Работодателям нужно пересмотреть зарплату сотрудников и доплатить до МРОТ тем, у кого ЗП ниже федерального минимума. Кроме того, этот показатель влияет на размер пособия по временной нетрудоспособности. Региональный МРОТ может быть выше, чем федеральный, но не может быть ниже.
С 1 января 2023 года повысились суммы прожиточного минимума (Федеральный закон от 5 декабря 2022 года № 466-ФЗ). В 2023 году он составляет:
- на душу населения — 14 375 рублей;
- для трудоспособного населения — 15 669 рублей;
- для пенсионеров — 12 363 рубля;
- для детей — 13 944 рубля.
Учет программного обеспечения в бухгалтерском учете 2021 в бюджете
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.
Код 242 применяется в ситуациях, когда ПО приобретается для удовлетворения запросов федеральных органов государственного подчинения и организаций, находящихся под их управлением. Код 244 используют при получении программного обеспечения субъектами РФ, для которых невозможно отнесение расходных операций на 242 код. Статья 226 необходима, если приобретаются неисключительные права на пользование программой, при обновлении систем справочно-информационного назначения.
Бессрочное программное обеспечение как отразить в учете в 2021 году в бюджете
Дата публикации 30.12.2020
Смотрите также
Вопрос аудитору
В казенном учреждении на счете 01.32 учитываются неисключительные права на программное обеспечение ViPNet, Касперский, СБиС, MsOffice. На каком счете организовать учет перечисленных НМА с 01.01.2021 (проводки при поднятии на баланс с забаланса)?
С 1 января 2021 года вступает в силу федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — СГФ «Нематериальные активы»).
Согласно п. 333 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н) в редакции, действующей до 01.01.2021, неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов, учитываются на счете 401 50 «Расходы будущих периодов» (п. 302 Инструкции № 157н). Они относятся на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н (далее — Приказ № 198н) с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые за балансом на счете 01, должны числиться на балансе на счете 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных».
Письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 доведены методические рекомендации по применению СГФ «Нематериальные активы» (далее — Методические рекомендации). В части 11 Методических рекомендаций содержатся положения по первому применению стандарта и переходные положения. В отличие от переходных положений ранее внедренных стандартов, согласно которым поднятие на баланс объектов, соответствующих критериям актива, отражалось в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», поднятие на баланс прав пользования нематериальными активами осуществляется в 2021 г.
Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГФ «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2021 г. по результатам инвентаризации.
Расходы на приобретение неисключительных прав, ранее признаваемые на счете 0 401 50 000, срок полезного использования которых на 1 января 2021 г. составляет менее 12 мес., относятся на финансовый результат первым рабочим днем года применения СГФ «Нематериальные активы». Такие расходы не формируют стоимость объекта учета — прав пользования нематериальными активами в соответствии с СГФ «Нематериальные активы» (часть 11 Методических рекомендаций).
Таким образом, если на 01.01.2021 на счете 401 50 учитывается НМА со сроком полезного использования меньше года, соответствующий остаток по счету 401 50 следует списать на финансовый результат операциями 2021 г. Сумма и необходимость списания определяются по результатам инвентаризации и закрепляются в решении комиссии по поступлению и выбытию активов.
С 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности больше не учитываются на забалансовом счете 01. Следовательно, одновременно со списанием остатка по счету 401 50 необходимо списать соответствующий объект с забалансового счета 01 независимо от того, что срок действия лицензии еще не истек.
Если срок полезного использования неисключительного права на результаты интеллектуальной деятельности больше года, расходы будущих периодов формируют стоимость объекта учета — прав пользования НМА. Амортизацию следует начислять из оставшегося срока полезного использования. На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГФ «Нематериальные активы»).
Таким образом, если срок полезного использования неисключительного права меньше года, делаются записи:
уменьшение забалансового счета 01;
Дебет КРБ 1 401 20 226 Кредит КРБ 1 401 50 226 — отнесены на финансовый результат текущего года расходы на приобретение неисключительных прав.
Чтобы отразить перенос остатков по неисключительным правам пользования нематериальными активами (НМА) в настоящее время нужно воспользоваться:
— Стандартом «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее — Стандарт «Нематериальные активы»);
— Методическими рекомендациями по применению Стандарта «Нематериальные активы», доведенными письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 (далее — Методические рекомендации);
— новым письмом Минфина России от 02.04.2021 № 02-07-07/25218, доведенным в дополнение к Методическим рекомендациям по применению Стандарта «Нематериальные активы» (далее — Дополнение к Методическим рекомендациям).
Методические рекомендации и Дополнение к Методическим рекомендациям применяются одновременно.
Основные шаги учреждения перед переносом остатков:
1. Провести инвентаризацию по НМА.
2. Определить, какие из них удовлетворяют критериям отнесения к НМА. Критерии сформулированы в пп. 6, 7 Стандарта «Нематериальные активы», пп. 56, 57 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (см. также раздел 3 Методических рекомендаций, где критерии расписаны более полно).
3. Для неисключительных прав, которые будут отражаться на балансе (на счете 111 60), основными критериями, на выполнение которых следует обратить внимание, будут:
— наличие документального подтверждения права пользования НМА;
— срок полезного использования более 12 месяцев;
— возможность получения от использования неисключительного права полезного потенциала и экономических выгод, то есть его соответствие понятию «актива»;
— возможность идентификации (см. раздел 3 Методических рекомендаций).
Далее мы рассмотрим 3 варианта отражения в учете переноса неисключительных прав пользования НМА в зависимости от условий конкретных ситуаций.
1. Отражение в 1С:БГУ 8 прав пользования НМА, срок полезного использования которых определен и на 01.01.2021 составил более 12 месяцев
Фактическую стоимость объекта неисключительных прав в данном случае формируют расходы будущих периодов. Это оформляется документом Операция (бухгалтерская).
Учет обновления программного обеспечения
Если предприятие приобретает программное обеспечение для собственного использования (например, программу 1С:Предприятие или 1С:Зарплата и Управление Персоналом), то исключительные права на этот софт у предприятия не возникают.
В данном случае в учете предприятия не возникает нематериальный актив (НМА), потому что нет передачи исключительных прав на программное обеспечение (согласно ПБУ 14/2007 и п. 3 ст.257 НК РФ).
При покупке 1С у предприятия возникает только лишь право воспользоваться результатами интеллектуальной собственности, причем это право не исключительное. Поэтому в случае приобретения неисключительных (то есть временных) прав на программу, расходы на приобретение права использования программы должны учитываться постепенно в течение срока применения этого софта с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов». То есть сначала на счет 97, а потом отнесением на счета затрат.
Период использования программы обычно указан в документах на передачу неисключительных прав (акт или накладная), но если этот срок не указан, то следует принимать его равным 2 годам (официальным письмом от фирмы 1С рекомендован срок применения их софта два года).
Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:
-
по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
-
по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:
-
Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);
-
Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);
-
Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);
-
Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);
-
Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);
-
Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.
Гражданско-правовые отношения
К результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственности), относятся программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ), а также базы данных (пп. 2, 3 п. 1 ст. 1225 ГК РФ).
Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).
Базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).
Согласно п. 1 и 4 ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона – автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах. При этом пользователю программы для ЭВМ или базы данных по лицензионному договору предоставляется право их использования в пределах, предусмотренных договором.
Как правило, по лицензионному договору на программное обеспечение и базы данных предоставляется простая (неисключительная) лицензия, заключающаяся в предоставлении лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 1236 ГК РФ).
Если в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
В рамках заключенного лицензионного договора составляется акт на передачу права пользования программными продуктами, лицензиар выставляет лицензиату счета на оплату.
Бюджетная классификация
Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:
– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;
– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:
– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;
– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.
О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.
Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.
Срок действия и учет неисключительного права на программное обеспечение
Согласно новым требованиям, с 1 января 2024 года, неисключительное право на использование программного обеспечения (ПО) в бюджетной организации должно быть учтено на соответствующем счете.
Срок действия такого права определяется соглашением между организацией и правообладателем ПО. При этом необходимо учесть, что данный срок должен быть не меньше периода, на который заключается бюджетный период организации.
Учет права на ПО осуществляется в бухгалтерии бюджетной организации. Для этого создается отдельный счет, на котором регистрируются все поступления и расходы, связанные с приобретением, использованием и продлением права на ПО.
В бухгалтерии ведется документация, подтверждающая наличие и срок действия права на ПО, например, лицензионные договоры, счета-фактуры, акты о приемке-передаче ПО и т.д. Это необходимо для обеспечения прозрачности и контроля за использованием ПО в организации.
Перспективы развития системы учета ПО в бюджетных организациях
С развитием информационных технологий все больше бюджетных организаций внедряют программное обеспечение (ПО) для улучшения своей деятельности. В связи с этим, становится актуальным вопрос учета и контроля за использованием ПО в рамках бюджетных организаций. С 1 января 2024 года, в соответствии с правилами бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, неисключительное право на использование программного обеспечения будет учитываться на специальном счете.
Одной из перспектив развития системы учета ПО в бюджетных организациях является внедрение современных систем учета, а также использование специализированных программ для автоматизации процессов учета ПО. Это позволит повысить эффективность учетного процесса, уменьшить риски ошибок и упростить контроль за использованием ПО.
Другой перспективой развития системы учета ПО является создание единой базы данных о лицензиях, правах и обязательствах по использованию ПО в бюджетных организациях. Это позволит проводить мониторинг использования и обновления ПО, а также контролировать легальность его использования. Такая база данных будет полезной не только для бухгалтерии, но и для технических специалистов, отвечающих за настройку и обновление систем.
Еще одной перспективой развития системы учета ПО в бюджетных организациях является разработка и внедрение правил использования ПО, которые будут учитывать особенности конкретного учреждения. Такие правила могут включать в себя ограничения по установке ПО на рабочие места, контроль за использованием лицензионных копий, обязательное использование антивирусного ПО и т.д. Разработка таких правил позволит эффективно контролировать и управлять использованием ПО в бюджетных организациях.
В целом, развитие системы учета ПО в бюджетных организациях является важным шагом для обеспечения эффективного использования программного обеспечения и соблюдения авторских прав. Внедрение современных систем учета, создание единой базы данных и разработка правил использования ПО позволят более эффективно и контролировать использование ПО в бюджетных организациях и снизить риски нарушения законодательства в этой области.